Книга Введение в рекрутинг - читать онлайн бесплатно, автор Вячеслав Скляночкин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Введение в рекрутинг
Введение в рекрутинг
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Введение в рекрутинг

Вячеслав Скляночкин

Введение в рекрутинг

Электронное издание для начинающих HR-специалистов


Об авторе


Автором данного электронного издания является выпускник социологического факультета МГУ и специалист в сфере HR со стажем более восьми лет.

Автор имеет достаточный опыт работы по организации различных HR-процессов внутри крупных компаний, а также в процессе оказания различных аутсорсинговых услуг агентства «СЛАВА HR»

«На протяжении 8 лет я работаю, а также изучаю сферу и специфику HR. Являюсь дважды выпускником МГУ и магистром программы Социологического факультета МГУ по современным технологиям управления. Имеется опыт преподавания на специализированных авторских лекциях для студентов и выпускников ведущих университетов Москвы.

В настоящий момент у меня свой кадровый бизнес, в котором я являюсь основателем и руководителем кадрового агентства "СЛАВА HR!", закрытого делового клуба по нетворкингу, а также бизнес-консультантом крупных кадровых проектов. Также я являюсь HRD в международной консалтинговой компании.

Я сотрудничаю и оказываю услуги в области HR для большого количество крупных компаний, таких как Яндекс, Тинькофф, X5RetailGroup, Магнит, ГК "РУСАГРО", АН "АСКА-недвижимость", Affilate-платформы Workle, CPAEx, YouDo и многие другие.

Каждый месяц я и моя команда обрабатывает запросы у более чем 5 000 соискателей, а более 1000 соискателей каждый месяц находят работу. Веду свой личный HR-блог.

Введение


Данное издание направлено на изучение и более детальное погружение в освоение очень востребованной профессии Рекрутера (HR-менеджера, Менеджера по подбору персонала) на кадровом рынке.

При очень простом анализе самого популярного джоборда в СНГ hh.ru, актуальность профессии Рекрутер подтверждена наличием более 4 500 актуальных вакансий за последний месяц. Т.е. более 4500 представителей бизнеса ежемесячно нуждаются в HR-специалистах такого плана.

Средняя ЗП таких специалистов начинается от 45 000 до 500 000 рублей в зависимости от опыта и квалификации, а при построении бизнеса и роста в квалификации в данной отрасли есть возможность зарабатывать еще бОльшие деньги.

Ясное дело, что рекрутер должен обладать большим количеством необходимых знаний, умений, навыков. Но где же обучают менеджеров по персоналу?

Высшее образование не предполагает этой специальности. В рекрутеры обычно идут люди, получившие образование по специальностям менеджмент, управление персоналом, психология, педагогика. Эти специалисты хорошо разбираются в психологии людей, а также в структуре организации. Такие навыки оказываются очень полезными в работе. В настоящий момент очень хорошими специалистами в сфере HR-становятся маркетологи, у которых в дальнейшем получается очень успешно заниматься автоматизацией и формированием HR-процессов внутри организации, а также находить новых сотрудников используя маркетинговые инструменты.

Тем не менее, чтобы получить профессию рекрутера, обязательно нужно иметь определенные знания и навыки, так как данная профессия имеет свою теоретическую и практическую специфику. Данное издание сконцентрировано на том, чтобы после его прочтения Вы смогли полноценным образом сконцентрироваться на работе в данной области и продолжить дальнейшее развитие. Это издание может стать для Вас самой первой отправной точкой к новым свершениям.

Востребованность профессии


Подбор персонала на сегодняшний день играет главную роль в развитии любой компании. Этот процесс можно сравнить с искусством, так как он также требует определенного подхода.

На данный момент процесс подбора кандидатов является важным средством, который прокладывает мостик между работодателем и наемным работником, государством и обществом. В мире жестокой конкуренции лучшим становится тот, кто собрал лучшую команду. Современная организация (учреждение, предприятие, компания, фирма) – это саморегулирующаяся социальная система, которую сознательно создают люди для достижения общих целей.

В условиях процесса быстрой модернизации организаций возрастает и потребность в новых видах профессий, а постоянно изменяющийся рынок труда порождает возникновение новых институтов, требующих более тщательного изучения. Нельзя не учитывать и сложившиеся обстоятельства нашей страны, то есть, кризис, санкции и т.д. В силу этого, чтобы сегодня российским компаниям победить и устоять в конкурентной борьбе, необходимо привлекать высококвалифицированных HR-специалистов.

Организация при поиске высококвалифицированных сотрудников несет определенные затраты: размещение объявлений, оплата телефонных счетов за переговоры с кандидатами на работу, потраченное время на собеседование, и несение убытков, пока не найден данный сотрудник. И вот тут, как нельзя лучше, приходят на помощь Рекрутеры, которые могут за короткий срок подобрать высококвалифицированных специалистов на любую позицию, соблюдая все требования организации и учитывая пожелания будущего сотрудника. Сегодня спектр кадровых услуг расширяется: от простого подбора до развития и консультирования в решении внутренних проблем компании.

Рекрутинг в России – пока еще развивающийся социальный процесс, который наполняется новыми связями, вновь созданными отношениями и элементами.

Актуальность данного курса обусловлена тем, что человеческие ресурсы (HR) сегодня являются не только главным фактором прибыли, но и отражают уровень качества предоставляемых кадровых услуг на рынке.

ПОДБОР КАНДИДАТОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (HR-ОРГАНИЗАЦИИ): СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ


«Секрет удачного выбора сотрудников прост – надо находить людей, которые сами хотят делать то, что бы вам хотелось от них».

Г. Селье


Мы живем в эпоху глобализации, которая способствует изменению социально – экономических отношений и роли социальных групп общества в сфере рынка труда и условий их трудовой деятельности. Рынок труда – это действующий в рамках определенного экономического пространства механизм взаимоотношений между работодателем, который нуждается в квалифицированной рабочей силе, и соискателем, т. е. потенциальным работником. В современных организациях кардинально меняется структура управления, поскольку человек становится одним из самых главных ресурсов.

Сотрудники имеют колоссальное влияние на экономические показатели и конкурентоспособность организации, а также на её стратегические перспективы и возможности. Управление людьми является важной составляющей деятельности любой компании. Опыт, накопленный в данной области многими успешно работающими организациями, требует тщательного осмысления, изучения и использования в современных российских условиях. В настоящее время существуют определённые исследования, касающиеся подбора персонала и рынка HR. В качестве теоретической основы для данного курса наиболее привлекательной и актуальной является так называемая «теория поколений».

Данную теорию создали в 1991г. американские ученые Хоув Н. и Штраус В. Основой «теории поколений» стал «конфликт поколений», который не связан с возрастными противоречиями. Поколения – возрастные группы, имеющие схожие ценности и потребности, рожденные в определенный временной период. Существует следующая классификация: поколение GI (1900 – 1923 г.р.), молчаливое поколение, Silent (1924 – 1942 г.р.), поколение Беби – Бумеров (1943 – 1962 г.р.), поколение Х (1963 – 1984 г.р.), поколение Y (1985 – 1999 г.р.), поколение Z (c 2000 г.р.). В современных организациях поколения X, Y и Z являются наиболее потенциальными трудовыми ресурсами. Лучшая работа для представителя поколения X – та, которая позволяет проявлять творческие способности, нестандартный подход к делу. Такие люди готовы к любым сложным ситуациям, они привыкли самостоятельно принимать решения. Представители поколения Y «выросли» на коммуникативных технологиях, или социальных сетях, поэтому они без труда пользуются ими не только в обыденной жизни, но и в работе. Такие люди ответственны, ориентируются на результат деятельности, гражданский долг и мораль. На первый план для поколения Y выходят самовыражение и вознаграждение за свою деятельность, предпочитают работать по гибкому графику. Поколение Z сегодня начинает привлекать внимание исследователей, поскольку к нему относятся самые молодые соискатели, которые уже начинают проявлять себя. По прогнозам некоторых экспертов, Z вырастут идеалистами. Для таких людей крайне важно стремиться к саморазвитию в профессиональном плане, они прагматичны, творчески развитые личности, способны к адаптации. Кроме того, это самое социально активное поколение.

«Теория поколений» в современных организациях набирает свою значимость. Изучив ценности и стремления потенциальных сотрудников, руководители компаний всё больше осваивают системы гибких офисов, стараются создать комфортную атмосферу и оценивают деятельность персонала по результатам, а не по количеству отработанного времени. Для снижения конфликтов между молодыми сотрудниками и специалистами из других поколений разрабатываются различные системы мотивации, например, применение методик геймификации трудового процесса, проведение совместных командообразующих тренингов. Таким образом, применение данной теории в той или иной организации позволяет снизить ошибки при подборе персонала, упростить создание систем развития и мотивации сотрудников, сократить количество конфликтов между поколениями, а также повысить эффективность деятельности всего персонала в целом.

Успех деятельности компании, а также её развитие зависят не только от рыночной обстановки, взаимоотношений с государственными органами, клиентами, но и от кадровой политики, принципов и методов управления персоналам и их использования на практике. В процессе организации деятельности любой организации первое место занимает система управления персоналом, а привлечение и профессиональный отбор кадров (рекрутмент) – одна из центральных функций управления. Сегодня идёт война за успешных кандидатов, поэтому руководства современных компаний должны совершенствовать свои методы работы с персоналом. «Управлению персоналом» или «менеджменту персоналом» даётся огромное количество определений, однако постараемся выделить отличительные особенности данного понятия. По мнению Масловой В.М., управление персоналом – это часть менеджмента, обеспечивающая формирование социальной политики организации, социального партнерства, доверия между наемными работниками и работодателями.

Зарубежный исследователь Флиппо Э. определяет управление персоналом как планирование, организацию, вознаграждение и интеграцию людей в целях достижения организационных, индивидуальных и социальных целей. В англоязычном бизнес – словаре даётся следующее определение: «Управление персоналом – это административная дисциплина, связанная с наймом и развитием сотрудников, направленная на повышение их ценности для организации, включающая в себя анализ потребности в персонале, планирование и подбор персонала, выбор людей на место работы, ориентацию и профессиональную подготовку, определение заработной платы, предоставление льгот и стимулов, оценку эффективности работы, разрешение споров, общение со всеми сотрудниками на всех уровнях».

Таким образом, в основе системы управления персоналом лежит взаимодействие между работодателем и наёмными работниками, формирование социального партнёрства. Данная система включает в себя планирование, поиск и подбор персонала, его адаптацию, профессиональное развитие, в ходе которого достигаются организационные цели, а также цели отдельно взятого сотрудника.

Подбор персонала является частью формирования трудового потенциала в организации, так как позволяет нанять сотрудника, мотивированного для решения поставленных задач. Ведь не только организация заинтересована в пополнении своего штата профессионалами, но и кандидат стремится к развитию, удовлетворяя тем самым свои потребности в самореализации. В научной литературе термин «подбор персонала» рассматривается с разных точек зрения. Одегов Ю.Г. и Журавлев П.В. понимают под подбором персонала процесс изучения кандидатов. По Бертхелю Й. подбор персонала – процесс принятия решения, в конце которого стоят те кандидаты, которые выявились из круга кандидатов как наиболее квалифицированные. Подбор персонала – это процесс, в котором организация отбирает из списка заявителей лицо или лиц, наилучшим образом подходящих по критериям, определенным для вакантной должности.

С точки зрения Тибиловой Т.М. подбор персонала – установление идентичности характеристик работника и требований организации, должности. При подборе персонала необходимо оценивать не только профессиональные компетенции кандидата, но и то, как он будет вписан в культурную и социальную структуры организации.

Резюмируя, нужно отметить, что подбор персонала является процессом привлечения и отбора специалистов на вакантные должности, которые включают в себя сопоставление требований должности и квалификации работника, его профессионального опыта, а также деловых и личных качеств.

Слово «рекрутинг» является заимствованием нового периода из английского языка. Оно происходит от латинского глагола recrescere – «набирать вновь», который перешел в ранний французский язык в форме глагола recruter, откуда и происходит английское torecruit (набирать, нанимать). Целесообразно рассматривать рекрутинг в широком и в узком смысле слова. В первом случае рекрутинг является видом деятельности, и в этом смысле он выступает как "профессиональная деятельность по поиску и подбору персонала", а во втором случае речь идет о технологии подбора персонала, которая может использоваться как агентствами, так и предприятиями. Трактовок понятия «рекрутинг» существует огромное множество, каждый автор придает значимость тем аспектам, которые считает нужным.

Рекрутинг – это сфера поиска и оценки персонала, где главными действующими лицами являются работники кадровых (рекрутинговых агентств), частные рекрутеры-фрилансеры, представители предприятия – заказчика и специалисты разных областей. Кроме того, Карташов С.А. считает, что в настоящее время рекрутинг является «системой комплектования» современного предприятия персоналом на жестких обоюдных требованиях. С точки зрения Долженковой Ю.В, рекрутинг – это деятельность, состоящая в посредничестве между работодателем (фирмой, имеющей определенные потребности в кадрах) и специалистом, желающим найти или сменить работу. Веснин В.Р. определяет рекрутмент как платные услуги по подбору персонала для компании – работодателя, осуществляемые независимой структурой по заказу компании – работодателя.

Из данных определений очевидно, что рекрутинг представляет собой профессиональную деятельность, а это значит, что и заниматься ею должны профессионалы, какими чаще всего выступают кадровые агентства или частные рекрутеры, более подробно о которых мы поговорим в следующих уроках.

В качестве субъектов этапа подбора персонала, или рекрутинга, выступают работодатели, размещающие информацию о вакантных рабочих местах в агентстве, с пожеланиями и требованиями к будущим кандидатам на рабочее место в их компании, которые находятся в активном поиске работы, соискатели, а также сами рекрутеры. Важно отметить, что в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодателями могут выступать юридические и физические лица, однако работодатели – физические лица, в том числе предприниматели без образования юридического лица, вряд ли могут рассматриваться как субъекты, формирующие и осуществляющие целенаправленную кадровую политику.

Кто же такой рекрутер? Рекрутер может работать как в отделе кадров своей организации, так и в кадровом агентстве (либо быть частным рекрутером на фрилансе). В последнем случае он совершает коммерческую сделку и одновременно выполняет поручение заказчика в лице собственника предприятия. Рекрутер в своей компании должен понимать, какое место она занимает на рынке, какова корпоративная культура организации, какого психологического склада нужен сотрудник и с кем он будет работать, кто будет проводить отбор внутри предприятия и как необходимо представлять документы, чтобы они адекватно воспринимались заказчиком. Специалист по подбору персонала должен знать потенциал профессионального развития в компании, ориентироваться, стоит ли приглашать людей, которые желают «расти», или, наоборот, нужны те, кто хотят «осесть», быть в курсе рынка зарплат, а если в организации нет должностных обязанностей, на которые принимается кандидат, то рекрутер должен сформировать их для себя.

Как и по разновидности деятельности, выделяют внешних рекрутеров, занимающихся консультированием и мониторингом рынка труда, и внутренних, то есть тех, кто непосредственно занимается поиском и подбором кадров в зависимости от целей организации. Рекрутер должен не только разбираться в кадровой политике компании и специфике работы по тем или иным должностям, но и должен быть отличным психологом, обладать коммуникативными навыками и деловым этикетом. Помимо всего прочего, учитывая последние реалии рынка, рекрутер должен очень хорошо разбираться в маркетинге и последних digital-технологий. чтоб быть наиболее конкурентоспособным на рынке. «Хороший рекрутер – это, прежде всего, незаурядная личность, умеющая хорошо общаться». Синонимами слова «рекрутер» в современной рекрутинговой деятельности являются: специалист по поиску и подбору персонала, специалист по найму, менеджер по кадрам, HR – менеджер, хедхантер («охотник за головами»). Круг задач, которые выполняет рекрутер, очень разнообразен. Он составляет и размещает информацию об открытых вакансиях на рекрутинговых сайтах, в печатных изданиях, социальных сетях и т.д., ведёт самостоятельный поиск резюме подходящих на должность кандидатов, консультирует заказчика по вопросам составления анкет – заявок с целью эффективного подбора кандидатов, проводит телефонное интервью, собеседования (самостоятельно или с помощником) и формирует HR – бренд компании, занимается рассылкой тестовых заданий (при необходимости), знакомит соискателей с компанией, условиями работы, нормативами, принятыми в организации, готовит отчётность о проделанной работе.

Выше уже было сказано, что у рекрутера как профессионала своей области должны быть хорошо развиты коммуникативные навыки, поэтому еще одним базовым элементов рекрутинговой деятельности является общение. Общение в данном аспекте рассматривается как основная форма взаимодействия субъектов рекрутинговой деятельности и как важнейшая составляющая на каждом этапе процесса рекрутинга. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Конечно, если говорить о равенстве статусов говорящих в процессе собеседования – интервью, то именно рекрутер занимает доминирующее положение, однако здесь важно умело использовать имеющиеся коммуникативно – речевые технологии, не испортив свою репутацию и сам имидж компании. Таким образом, не только рекрутер оценивает и выбирает подходящего кандидата, но и сам кандидат обращает внимание на своего собеседника, тщательно изучает его

Итак, рассмотрим, кем является кандидат, объектом или субъектом рекрутинга. Как объект кандидат – некий "товар", которым управляют. Но сегодня кандидат на должность является уже продавцом товара. Перед рекрутером он представляет свой капитал: опыт, профессионализм, энтузиазм, ответственность и т.д. Поэтому кандидата можно рассматривать и как объект управления, и в то же время по праву можно считать активным участником трудовых отношений, субъектом деятельности. В качестве синонима понятия «кандидат» часто употребляют слово «соискатель». Однако между ними есть некоторые различия. Кандидат – претендент, имеющий шанс занять желаемую должность и обладающий соответствующими для этого навыками и знаниями. В процессе отбора кандидатов гораздо больше, чем того, что им предлагают на рынке труда. Однако не каждый соискатель в процессе поиска работы становится кандидатом, но каждый кандидат – это соискатель. То есть, разница заключается лишь в этапе, на котором находятся оба участника.

В теории и практике управления для обозначения сотрудников одной организации часто используют разные термины: кадры (трудовые ресурсы), персонал, человеческие ресурсы. Рассмотрим содержания данных понятий и выявим различия между ними. Персонал – совокупность физических лиц, которые состоят в отношениях с организацией как юридическим лицом, регулируемых договором найма. Говоря о персонале, рассматривают людей в организации вообще, без учета их индивидуальных особенностей. Кадры же являются основным составом квалифицированных работников компании. К трудовым ресурсам относят трудоспособную часть населения, которая обладает физическими и интеллектуальными возможностями и способна производить материальные блага, оказывать различные услуги. Важной составляющей трудовых ресурсов является кадровый потенциал, в котором выделяют следующие компоненты: организационный, квалификационный, профессиональный и кадровый.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги