Введение
С точки зрения педагогики, по нашему мнению, вызывает наибольший интерес рассмотрение проблем предшкольного образования, а именно вопросов формирования учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Для успешности учебной деятельности старшие дошкольники должны владеть различными действиями, такими как уметь ставить конкретную цель, планировать, прогнозировать возможные жизненные ситуации, уметь учиться.
Развитие детей дошкольного возраста (общекультурное, личностное, познавательное) обеспечивается через «умение учиться». Для развития этого умения необходимо выполнение задач современной образовательной системы, одной из которых является формирование универсальных учебных действий. Освоение новых знаний и опыта обеспечивает для личности способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие личности в системе образования обеспечивает, прежде всего, формирование универсальных учебных действий. Активные действия самих детей данной возрастной категории формируют знания, умения и навыки, которые рассматриваются как следствие от соответствующих видов целенаправленных действий.
Системой образования, предъявляются к развитию детей высокие требования, которые выражаются на законодательном уровне в таких документах, как:
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, направленный на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования и преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
– Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который является документом, определяющим работу ступени предшкольного образования.
К началу обучения в начальной школе ребёнок должен быть полностью подготовлен физически, психологически и интеллектуально. К системе предшкольного образования предъявляются требования, как воспитания, так и обучения. На этой ступени дети должны научить «учиться» и организовывать себя и свою деятельность, включая учебную. В этой связи актуализируется проблема, что уже в процессе предшкольной подготовки у детей старшего дошкольного возраста мы должны начать формировать основы универсальных учебных действий. Переход от дошкольного возраста к школьному обучению является важным этапом обучения ребёнка жизни в обществе и характеризуется изменением его места в системе общественных отношений, поэтому очень важно максимально «мягко» осуществить эти действия. Для ребёнка освоение нового социального статуса «ученика» связанно с изменениями его жизненных приоритетов и ориентиров. Существующий разрыв между системой дошкольного и школьного образования поднимает проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольной подготовки, нацеленной на формирование подготовленности ребёнка к успешному обучению в школе. Преемственность между процессами предшкольной подготовки и начального обучения является одним из основных факторов, обеспечивающих эффективность образования.
В современной науке, по исследованиям А.Н. Сидневой, изучением составляющих «умения учиться» занимались такие российские учёные, как: И.И. Ильясов, О.Е. Мальская, Т.В. Габай, В.Я. Ляудис, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, А.Г. Асмолов, Н.Ф. Круглова, Н.А. Менчинская, Е.Д. Божович, Ю.В. Громыко, Ю.К. Бабанский, К.В. Бардин и другие. И ряд зарубежных исследователей таких, как: Дж. Флавелл, А. Браун, Б. Циммерман, Д. Шунк, Дж. Биггс, Р. Глейзер и другие.
Однако в науке и практике имеют место следующие противоречия между:
– требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов к уровню готовности к школе детей старшего дошкольного возраста и не достаточным уровнем их подготовки в процессе предшкольного образования;
– необходимостью формирования основ универсальных учебных действий старших дошкольников как основы их готовности к школьному обучению и недостаточной разработанностью методической базы для этого.
Противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки.
Актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий, её большая практическая значимость и недостаточная разработанность, выявленные в связи с этим противоречия обосновали выбор данной темы: «Формирование основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки».
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки.
Объект исследования: формирование основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки.
Гипотеза исследования: формирование основ универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте будет эффективно, если:
– универсальные учебные действия формируются при единстве форм и методов в обучении с учетом возрастных особенностей детей;
– применяется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
– учитываются требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1. Выявить особенности формирования универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании.
2. Разработать программу формирования универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании.
3. Провести анализ экспериментальной работы формирования универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
– аксиологический подход, признающий высшей ценностью человека, его интересы и потребности (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Шиянов);
– системный подход, позволяющий выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов);
– деятельностный, позволяющий раскрыть основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования мировоззрения, а также учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдова).
Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: теоретико-поисковый (анализ психолого-педагогической литературы, систематизации); эмпирические (моделирование; педагогическое наблюдение; констатирующий, формирующий и контрольно-оценочный виды эксперимента); математические (метод статистической обработки экспериментальных данных).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2012 по 2015 года и включало ряд этапов.
На первом этапе (октябрь 2012 гг. – январь 2013 гг.) был осуществлён анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; намечен план работы и написана первая глава научно-квалификационной работы.
На втором этапе (февраль 2013 гг. – август 2014 гг.) происходило уточнение исследовательского аппарата и методологической базы исследования; разрабатывалась программа формирования основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки; проводилась первичная диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки (констатирующий эксперимент).
Третий этап – формирующий (сентябрь 2014 гг. – февраль 2015 гг.), осуществлялась реализация программы формирования основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки.
Четвёртый этап является контрольным (март 2015 гг. – май 2015 гг.) проводилась итоговая диагностика сформированности основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки.
Заключительным пятым является этап систематизации полученных данных (сентябрь 2014 гг. – октябрь 2015 гг.), оформление научно-квалификационной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
– уточнено понятие «универсальные учебные действия», которое применяется к детям старшего дошкольного возраста на основе теоретического и практического исследования;
– рассмотрены по-новому компоненты универсальных учебных действий (личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный) применительно к старшему дошкольному возрасту;
– выделены теоретически и практически обоснованы взаимосвязанные условия, которые должны учитывать при осуществлении процесса формирования универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки (ведущего вида деятельности; индивидуального и дифференцированного подхода к обучению; зоны ближайшего и актуального развития (Л.С. Выготский); усвоение универсальных учебных действий происходит с учётом требований ФГОС ДО).
– выделены пять уровней сформированности универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нём систематизированы знания об универсальных учебных действиях применительно к ступени предшкольного образования;
– обоснована сущность формирования основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки;
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
– разработана педагогическая программа формирования основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки;
– проведён качественный и количественный анализ полученных данных в процессе формирования основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки;
– разработана, научно обоснована и практически реализована программа спецкурса «Формирование основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки».
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на кафедре общей педагогики и современных образовательных технологий, на научных и научно-практических конференциях разного уровня: Всероссийская «Молодёжная наука в развитии регионов» (2014), международная «Социально-экономическое и культурное партнёрство современного вуза: эволюция взаимоотношений и механизмов» (2014), межвузовская «Молодежь и образование XXI века» (2013, 2015), региональная «Педагогическая наука и образование на современном этапе» (2014); участие в I Педагогических чтениях, посвященных памяти профессора С.И. Злобина (2015). А также в международном научном форуме «Ломоносов-2015».
Структура данной работы отражает логику, содержание научного поиска и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав (каждая глава включает по три параграфа), выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Теоретические положения формирования основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки
Понятия и классификация универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
Современная система дошкольного образования ставит множество задач, такие как: образовательные, воспитательные и развивающие. Развитие происходит в процессе обучения. Детям старшего дошкольного возраста для их развития необходимо сформировать основы, которые мы можем научно назвать, как «умение учиться». Для поддержания этого процесса в образовательной системе необходимо осуществлять формирование совокупности «универсальных учебных действий». На законодательном уровне универсальные учебные действия были определены «Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования». В него входят такие требования, как: «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» и «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»1.
В старшем дошкольном возрасте мы можем начать закладывать основы для дальнейшего успешного школьного обучения, начав формировать универсальные учебные действия уже на ступени предшкольного образования. У этой возрастной категории детей, формируя универсальные учебные действия, мы будем говорить о формировании их основ.
Понимание сущности универсальных учебных действий раскрывается через определение следующих понятий: «умения учиться», «учебная деятельность», «учебные действия». Данные термины можно рассмотреть с точки зрения различных авторов, таких как: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Г.В. Репкиной и других.
«Умения учиться» в широком смысле – это «умения познавать мир через его освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими». В более узком смысле их можно определить, как «умения решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно: определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися».
Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель и задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка. Умение учиться является фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
«Учебная деятельность» определяется, как процесс самоизменения человека, результатом которого является приобретённые им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.
В психологическом словаре даны понятия учебной деятельности в широком и узком значении: «В широком употреблении учебная деятельность – довольно неоднозначное понятие. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним «научения», «учения», «обучения». Учебная деятельность – особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий»2
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / под редакцией Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2
Большой психологический словарь / под редакцией Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 672с.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги