Введение
Основным способом поддержания коммуникации в сфере власти выступает информационная политика. При этом данный тип политической активности государства может принимать различные формы: либо информационного обеспечения его масштабных задач в различных областях общественной жизни, либо целенаправленной деятельности, развертывающейся в информационном пространстве.
Важнейшим инструментом установления необходимых связей с общественностью, а соответственно формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) – печать, радио, телевидение, сеть Интернет. Средства массовой информации выполняют роль посредника между государством и обществом. Посредническая роль СМИ заключается прежде всего в том, что они представляют интересы общества перед властью, помогают обществу их формулировать и защищать, со стороны государства СМИ позволяют осуществлять манипуляцию общественным сознанием людей.
В рамках государственной информационной политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации.
Необходимость решения столь масштабных задач требует эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, элементами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, государственной поддержки информационного производства, рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг, регулирования деятельности государственных электронных и печатных СМИ.
Средства массовой информации играют очень важную роль в освещении международных событий, в особенности конфликтных, где очень сложно дать объективную оценку ситуации в связи со столкновением интересов сторон конфликта. При неоднозначности конфликтной ситуации становится необходимым обращение к СМИ, как к единственному источнику информации. Оценка конкретного события в СМИ может варьироваться в зависимости от факторов, влияющих на нее. Такими могут быть направление общегосударственной информационной политики, степень финансовой свободы СМИ, статус в конфликтной ситуации (является участником конфликта, наблюдателем, напрямую воздействует), идеологическая направленность и др.
В случае с югославским конфликтом европейские и российские СМИ показали свою полную зависимость от государственной информационной политики и общей политической расстановкой сил в мире.
С момента вторжения войск НАТО на территорию Югославии межэтнический конфликт сербов и албанцев приобрел статус международной проблемы. Пика это вмешательство достигло во время 78-дневной кампании бомбардировок Союзной Республики Югославия. Эти бомбардировки породили самый серьёзный кризис мировой системы международных отношений с момента краха биполярного мира. Подготовка вторжения НАТО в республику сопровождалась серьезным информационным терроризмом, фальсификацией событий, мнений и причин конфликта. Косовский кризис поставил перед международным сообществом ряд принципиальных вопросов. Каким образом следует урегулировать сложные межнациональные конфликты? Насколько правомерно международное военное вмешательство во внутренние конфликты? Является ли сегодняшний мир однополярным? Является ли инфомационная война серьезной угрозой политическому режиму и государству в целом?
Актуальность исследования политики освещения югославского конфликта 1999–2000 гг. обусловлена тем, что проблема зависимости СМИ от власти существует в большинстве стран и при возникновении конфликтной ситуации крайне обостряется. Информационное поле становится все более значимым в мире, а соответственно и влияние его на массовое сознание людей усиливается. Очевидным становится необъективное преподнесение СМИ грузино-осетинского, арабо-израильского, пакистано-индийского конфликтов. Югославская война может стать показательным примером для рассмотрения проявления зависимости СМИ от общего курса информационной и международной политики государств.
Степень разработанности темы: при написании данной квалификационной работы исследовалась научная литература на русском языке таких авторов как: Русаков А.Ю., Почепцов Г.Г., Королько В.Г., Коновченко С.В., Алешина И.В., Ольшанский Д.В., Попов В.Д. Ознакомившись с этими источниками информации, складывается общая картина ведения информационной политики, ее сущности, структуре и перспективах развития. При проведении эмпирического исследования использовался ряд источников: печатная пресса на разных языках – немецком, английском и русском, российские и европейские новостные ресурсы в сети Интернет, а также телевизионные архивы.
Целью данной работы поставлено изучение степени влияния государственной информационной политики на объективность подаваемой СМИ информации. Для достижения поставленной цели в ходе написания работы предлагается решение следующих задач:
Описание теоретического обоснования сущности государственной информационной политики;
Подробное изучение структуры информационной политики государства;
Изучение печатных, телевизионных и Интернет-ресурсов СМИ и освещения в них предпосылок, хода, итогов югославского конфликта;
Проведение сравнительного анализа европейских и российских СМИ, а также опросов общественного мнения как результатов работы СМИ по тематике югославского конфликта.
Квалификационная работа состоит из двух глав, первая из которых предлагает подробное изучение сущности и структуры государственной информационной политики, вторая глава содержит анализ предпосылок, хода и итогов югославского конфликта, основанный на материалах европейских и российских СМИ, а также социологических опросов населения этих стран.
Глава 1. Основы государственной информационной политики
1.1. Сущность государственной информационной политики
Информация является содержательной стороной процесса коммуникации, определяющей его эффективность в том, какие сведения коммуникация содержит, как быстро они движутся от одного управленческого уровня к другому, каковы потери управленческой информации на этом пути, насколько она сохраняет свою адекватность, пройдя коммуникационные каналы. Информационное обеспечение есть отражение коммуникаций организации:
1) входная информация – получение точной информации о реальном положении собственных дел, своевременных и надежных сведений;
2) выходная информация – регулирующая правдивое информирование общественности в рамках социальной ответственности организации, государственного контроля ее жизнедеятельности.
Информация является важным фактором в развитии и организации общественной жизнедеятельности и выражается в различных видах:
– специализированная – учебная, научная, техническая и иная информация, связанная с профессиональной деятельностью;
– общезначимая – общедоступные сведения, касающиеся всех и которыми владеют массы[1].
Общество, социальные общности и группы в процессе общественных отношений потребляют информацию. Основными посредниками в информационном взаимодействии властно-управленческих структур со своей общественностью являются СМИ и PR-службы. Формируемые ими информационные потоки создают разнообразную массовую информацию по всем значимым для общественной жизнедеятельности и общественных отношений вопросам. При этом основным противоречием деятельности независимых СМИ и корпоративных PR-структур в обществе плюралистической демократии является наличие свободы информатизации как идеала и необходимости заботы о его информационной безопасности. Отсюда вытекает проблема создания адекватных рыночному обществу механизмов, продуктивно реализующих свободу слова и печати, массовой информации, являющихся абсолютной и необходимой предпосылкой создания и сохранения демократического и гражданского общества. При этом возникают вопросы:
что собой представляет информационное обеспечение жизнедеятельности общества как объект осуществления информационной политики социальными организациями;
какие существуют модели взаимоотношений власти и СМИ, которые предопределяют характер и направленность реализации в обществе принципа свободы слова и печати, массовой информации как идеала;
каковы особенности взаимодействия независимых СМИ и корпоративных PR-структур, имеющие определяющее значение для оптимизации связей с общественностью, общественных отношений;
в чем заключается смысл осуществления информационной политики государственного управления.
В информационно-политическом пространстве каждый актор формирует собственные практики, демонстрируя соответствующие способы достижения целей и взаимодействия со своими контрагентами. Однако наиболее сильное воздействие на всех участвующих в политических коммуникациях групп, партий, корпусов граждан и институтов оказывает государство – самый мощный производитель массовой информации в обществе. Именно государство обладает наиболее развитой системой институтов, стремящихся утвердить единые для общества нормы информационных обменов.
Существует четыре возможных типа информационного поведения государства, у каждого из которых своя специфика установления и поддержания политических контактов с партнерами и оппонентами. К ним относятся: государственная политика, информационные кампании, единичные информационные акции, а также действия в режиме постфактум (представляющие собой реакцию государственных структур на некие свершившиеся события, лишающие их возможности целенаправленного воздействия на информационную ситуацию). Все эти типы поведения представляют собой специфические формы реализации или информационного обеспечения целей государства и отличаются друг от друга механизмами организации политического общения, институциональным дизайном и даже определенными технологиями поддержания коммуникации.
Государственную информационную политику можно определить как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы; развитие соответствующих технических средств, обеспечивающих создание (обработку, хранение и доставку) информационных ресурсов делового, развлекательного, научно-образовательного и иного характера; предполагающих обеспечение международных контактов и связей государства и общества, встраивающих институты и структуры власти в наднациональные (глобальные) информационные процессы[2]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Капитонов Э.А. Управление общественными отношениями: уч. Пособие/ Э.А. Капитонов, Г.П. Зинченко, А.Э. Капитонов. – 2 изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Академцентр, 2009 – 232 с.
2
Политические коммуникации. Петрунин Ю.Ю. – М: Аспект Пресс, 2004. – 332с.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги