В. Соловьев
Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного курса «Ликвидация безграмотности для самых умных». Часть 4. Управление
От автора
Мы рассмотрели уже огромное количество вульгарных понятий, которые, несмотря на то, что утратили смысл, а некоторые даже его и не приобрели, однако широко применяются в практике общения. Вместе с тем, наибольшие недоразумения относятся к термину «управление», который настолько широко используется, что его используют как попало, не сообразуясь со смыслом понятия «управление». Прежде всего, термин «управление» относится ко всему, что движется: от космического корабля до автомобиля, велосипеда и лошади, мы управляем предприятиями и организациями, политикой и экономикой, финансами и материальными ресурсами, войсками (армией) и собраниями, своим телом, эмоциями и чувствами, и вообще, чем только не управляем. Термин «управление» даже используется в лингвистике, науке о языкознании. Казалось бы, такое широкое использование термина «управление» обусловлено его многозначностью, однако в действительности причиной этого является недостаточная вразумительность трактовки самого термина. Вульгарная общепринятая наиболее разумная «классическая» формулировка этого термина звучит так: «управление – это разумный сознательный акт воздействия субъекта управления на объект управления с целью побуждения его к действиям». Достоинством этой формулировки является то, что этот акт может относиться только к разумной сознательной деятельности человека и предполагает, что и субъект и объект – люди, потому что акт означает понятийный абстрактный смысловой контакт. Поэтому с этой точки зрения термин «управление» как по субъекту, так и по объекту управления. не может относиться к любым овеществленным объектам (машинам, механизмам, предприятиям и организациям, городам, государствам и т. п.), а также к любым животным и неодушевленным предметам и объектам. Это сугубо человеческий разумный контакт. Ограниченность этого определения заключается в том, акт, даже человеческий, это только одно действие в управленческой деятельности, которая до контакта обязательно предполагает предварительный анализ ситуации, прогноз возможного развития событий, разработку возможных и необходимых решений, поступков, поведения, возможных последствий, технологию и организацию необходимых действий, методов, способов по реализации решений и т. д. и т. п. Более того, эта абстрактная мыслительная деятельность субъекта управления – человека – должна быть каким-то образом зафиксирована на материальных бумажных, аудио-, видео носителях информации, и самое главное должна быть потом понятна субъекту управления, исполнителю-человеку. Таким образом, управление может осуществляться только между людьми. По отношению к овеществленным объектам (машинам, механизмам и т. п.) может осуществляться только механическое, физическое, энергетическое воздействие в форме регулирования. Никакого автоматизированного управления без человека не может быть, в принципе. Это можно обозначить как механическое автоматизированное бессмысленное регулирование[1]. И второе необходимое условие осуществления управления заключается в том, управление может относиться только к процессам изменения статических состояний. Статика, покой без изменения – это смерть. Акт воздействия обязательно предполагает непосредственный или информационный контакт между субъектом и объектом управления. Это обстоятельство привело к тому, что вместо понятия «управление» стало использовать термин «руководство» (от «руками водить»). Таким образом понятие «управление» совершенно безосновательно стало заменяется таким термином как «руководство», а субъекты управления стали обозначаться как руководители. В результате появились не только руководители проектов, крупных предприятий и организаций, но даже и государства (?!).
Использование применительно к понятию «управление» самого примитивного однозначного без образного английского языка приводит к тому, что управление производством заменяется термином «менеджмент», т. е. «управлением» только с позиций рыночных, спекулятивных и безнравственных отношений.
Вместо управления персоналом стал «кадровый менеджмент», систему управленческой деятельности стали обозначать просто «менеджмент», появился менеджмент не только организаций, но и городов[2]. Деятельность по производству продуктов потребления стала обозначаться как бизнес по получению прибыли, торговая деятельность по обмену товарами стала обозначаться коммерческой деятельностью по извлечению прибыли и т. д. и т. п. Все организации, которые занимаются производством продукции стали обозначаться как коммерческие, появилась масса организаций квазидеятельности про «производству» прибыли. Причина всех этих понятийных недоразумений одна – отсутствие разумных научно обоснованных понятий «производство», «производственная организация», «управление» и многих других.
В результате некорректного использования понятия «производственная организация» и замены ее на «коммерческая организация» и на бессмысленный термин «бизнес» понятие «управление» вообще девальвировалось и утратило смысл. В настоящее время в связи с засильем иностранной терминологии (причем в большинстве случаев неоправданным) вместо понятия «управление» очень широко стал использоваться термин «менеджмент». Более того, многие объясняют его применение и замену термина «управление» тем, что «менеджмент – это управление в условиях рынка, «рыночной экономики», обязательно ориентированное на получение прибыли. Вместе с тем, понятие «менеджмент» к управлению, а точнее, к управленческой деятельности, в действительности, никакого отношения вообще не имеет. Отсутствие четкого определения менеджмента приводит к тому, что он используется где попало для обозначения «управления» организациями, отраслями, территориальными образованиями и организациями: «муниципальный менеджмент», «социальный менеджмент», менеджмент РАО ЕЭС, менеджмент компании Газпром и т. д.
При таком подходе понятийная неразбериха усугубляется некорректным использованием понятия «рыночная экономика». Это объясняется, прежде всего, безуспешным «переходом» нашей страны, а точнее, переводом экономики страны, «к рынку», к «рыночной экономике»[3]. Здесь, как это ни парадоксально, проявляется именно отсутствие четкого, строгого определения понятия «управление».
В человеческом обществе как только появились первые зачатки массового производства сельскохозяйственной продукции и предметов обихода, т. е. ремесленничество, мануфактура, не говоря уже о машинном (индустриальном) производстве, так появился и рынок, сначала меновой («бартерный», продукт – продукт, П1 ↔ П2), а затем – товарно-денежный (Т1 → Д → Т2). Поэтому переходить к рынку просто невозможно, так как он объективно существует в любом цивилизованном государстве как сфера обращения. Более того, в условиях товарно-денежных отношений и территориальной организации общества никаких других отношений, кроме рыночных товарообменных в сфере обращения, не существует вследствие объективного всеобщего универсального разделения труда и различных природно-географических условий жизнедеятельности людей в местах их компактного проживания.
Практически экономика любого цивилизованного государства и территориальных образований любого уровня (региональных, урбанизированных и сельских поселений) не может существовать без сферы товарообмена, или торговли, вульгарно обозначаемой рынком, т. е. является рыночной[4]. Различия в организации функционирования сферы товарообмена территориальных образований всех уровней, включая государственный и международный, обусловлены спецификой применяемых систем управления. Сфера торговли, как и любая другая отрасль жизнедеятельности, искусственно организована и состоит из отдельных производственных торговых организаций, которые, естественно, имеют свои системы управления. Меняются только жесткость и уровень нормативно-правовой организации рыночных отношений.
Таким образом, управление производственными организациями всегда может осуществляться и имеет смысл только в условиях наличия территориальных сфер товарообмена. Именно наличие сферы торговли и территориальные условия существования организаций объективно требуют экономической интерпретации результатов производственной деятельности независимо от формы продуктообмена, натуральной или иной. Однако сфере торговли обязательно предшествует производство продукции, которое реализуется совершенно на других принципах, чем торговля. Все производственные организации представляют собой систему специализированных по организационно-технологическим особенностям производственных процессов, которые предопределяют специфику систем управления. При этом управление производственными процессами представляет собой управление всеми элементами производственных процессов (материально-сырьевыми, техническими, информационными, финансовыми ресурсами), условиями производства (зданиями, техническими, транспортными, энергетическими коммуникациями и т. д.), а самое главное управление человеческими ресурсами – работниками организации, которое в принципе не может быть реализовано на принципах менеджмента с рыночных позиций.
Для того, чтобы разобраться с понятиями «управление» и «менеджмент», необходимо провести краткий анализ исторического опыта развития науки и практики управления. Однако настоящий раздел образовательного курса посвящен не столько этому, сколько научному обоснованию понятия «управление производством» и, прежде всего, особенностям управления персоналом организации, как основного элемента производственной деятельности.
Ликбез 4.1. Производственные организации
Производственные организации и их разновидности
Совместная производственная деятельность является основой жизни и развития человека и общества в целом, а производственные организации как социальные системы жизнедеятельности являются в настоящее время основной и единственной формой существования общества. Любые формы организации разумной совместной деятельности людей в обществе являются по форме общественными и производственными по содержанию. Общественными потому, что представляют собой объединение двух и более человек, а производственными, потому что любая осмысленная совместная деятельность людей обязательно предполагает получение какого-либо разумного материального или идеального (абстрактного) результата. Причем идеальный результат, представляющий собой абстрактную информацию, всегда оформляется в овеществленной форме, т. е. информация должна быть зафиксирована на каком-нибудь носителе информации: на бумаге, холсте, камне или в форме аудио- или видео информации. Принятое в настоящее время бессмысленное деление организаций на общественные, которые не могут получать прибыль, и коммерческие, которые являются рентабельными, потому что могут получать прибыль, абсолютно безграмотное и является результатом бессмысленной монетаристской системы, основой которой является получение фантомной прибыли любой ценой. Именно с позиций монетаристской идеологии в настоящее время помимо реальной разумной человеческой деятельности по производству продуктов потребления, получила распространение «деятельность», результатом которой является квазипродукт, не имеющий потребительской ценности, так как не является продуктом потребления, необходимым для жизни разумного человека. Подобное бессмысленное времяпрепровождение можно обозначить как квазидеятельность. Идеологической основой такой квазидеятельности является монетаристский подход к построению «экономики» государственных образований. К подобной квазидеятельности относятся все финансовые операции: кредитные и ссудные операции на основе ростовщичества, валютные и торговые спекуляции, игра на материально-сырьевых и фондовых биржах, в казино, спекуляция «ценными бумагами», лотереи, тотализаторы и «хозяйственная деятельность»[5] в виде системы штрафов за упущенную выгоду, пени за нарушения условий и сроков исполнения договоров, для осуществления которой созданы специальные коммерческие организации. По сути, подобные финансовые операции и хозяйственную деятельность даже некорректно обозначать как деятельность, которая представляет собой актуальное отношение к окружающему миру на основе его познания и целесообразного разумного преобразования[6]. В большей степени «хозяйственная» и другие виды квазидеятельности осуществляются на принципах азартных игр, блефа, обмана, мошенничества и потому их результат имеет виртуальный (фантомный) характер. Деньги, сами по себе, в действительности не имеют потребительской стоимости и не могут выступать в форме специфического товара, так как не являются продукцией потребления человека. Квазидеятельность никакого отношения не имеет к реальной производственной деятельности организаций[7] и соответственно не может быть объектом управления, поэтому к ней также неприменимо понятие «управление», так как она реализуется на иных принципах, по смыслу, содержанию и структуре не соответствует управленческой деятельности. Между тем именно эти особенности получения прибыли из ничего, наряду с рентабельностью (прибыльностью) деятельности производственных организаций привели к подмене понятия «управление» процессами производства продуктов потребления термином «менеджмент», т. е. управления с целью получения прибыли. При этом утрачивается не только понятие управления производственными процессами, но и сама сущность любой производственной деятельности и организации.
Любая организация представляет собой материально-техническую основу осуществления процессов производства продукции, которая представляет собой производственные здания, машины, механизмы, технологическое оборудование, инструмент и приспособления, контрольно-измерительные приборы и автоматику, энергетические, технические, транспортные, коммуникационные системы и т. п. Для осуществления процессов изготовления продукции необходимы сырье, материалы, комплектующие изделия, организационно-технологическая информация и трудовые ресурсы – исполнители. Кроме того для организации и управления производственными процессами в каждой организации необходима соответствующая система управления. Производственные организации различаются в зависимости от специфики производимой продукции: чем сложнее продукция производства, тем сложнее необходима организация ее производства и тем сложнее система управления производственными процессами.
Прежде всего, принципиально различаются организации материального и духовного производства. Кроме того, необходимо выделить особый класс организаций по производству услуг.
Основной стратегической целью существования общества и государства является решение проблемы сохранения жизни и деятельности населения за счет обеспечения его продуктами питания первой жизненной необходимости (продовольственная безопасность), одеждой, обувью, домашней утварью и защитой здоровья от возможных массовых эпидемиологических заболеваний (промышленная санитария, гигиена, здравоохранение, организация сбора, удаления, захоронения, уничтожения отходов человеческой жизнедеятельности, организация кладбищ, могильников и т. д.). Исторически эти сферы жизнедеятельности человека всегда решались локально, непосредственно в местах компактного проживания людей в урбанизированных и сельских поселениях. В настоящее время в связи с высокими темпами увеличения численности населения земного шара, урбанизации жизнедеятельности и одновременного сокращения численности сельского населения решение этих проблем может быть только на основе индустриализации деятельности во всех отраслях, включая сельскохозяйственное производство, здравоохранение, производство продуктов первой жизненной необходимости (одежда, обувь и т. д.). Это объективно может быть решено только на государственном уровне.
Особенность производства продуктов питания первой жизненной необходимости заключается в том, что сельскохозяйственная деятельность осуществляется огромным количеством производителей, так как источником сельскохозяйственной продукции является почва, пригодная для сельскохозяйственного производства и неравномерно распределенная по всей территории государства. Сельскохозяйственное производство, в отличие от промышленного, невозможно организовать в форме нескольких огромных производственных объединений, которые в полном объеме удовлетворяли бы потребности даже одного мегаполиса, не говоря уже о регионе или стране в целом. Поэтому в современных условиях успешно решить продовольственные проблемы без создания государственного агропромышленного комплекса, основанного на использовании новейших достижений агротехнологии, сельскохозяйственного машиностроения, промышленности по производству удобрений, кормов, индустриального семенного полеводства и племенного животноводства, пищевой промышленности и промышленности по переработке сельскохозяйственной продукции, практически невозможно. Соответственно, это может быть решено только в форме государственной политики с обязательной системой государственного страхования многочисленных производителей сельскохозяйственной продукции от возможных стихийных природно-климатических катаклизмов.
Однако решение проблемы производства продукции личного и индивидуально-социального потребления первой жизненной необходимости непосредственно зависит от того, насколько эффективно и грамотно решены проблемы, предваряющие производство жизненно необходимых продуктов потребления. И здесь складывается такая картина.
Прежде всего, к первоочередным организациям материального производства государственной экономики относятся все отраслевые организации по технологическим переделам: поисковые геофизические и геологоразведочные работы – горнорудная промышленность – горно-обогатительное производство – металлургическая промышленность – прокатное производство – производство материалов, элементных изделий, агрегатов, узлов, оборудования – станкостроение – специализированное машиностроение. Особенностью организаций этого класса является то, что продукция этих отраслей промышленности является основой для организации производства всей прочей продукции, включая производство продукции личного и индивидуально-социального потребления и производство духовной продукции.
Следующим классом в современных условиях с учетом особенностей нашей страны, наивысшим приоритетом обладают организации отраслей, которые являются «кровеносной» системой всех без исключения отраслей жизнедеятельности. Это такие отрасли жизнедеятельности, как топливно-энергетический комплекс (шахты, нефтегазодобывающие и перерабатывающие предприятия, гидроэлектростанции, государственные районные тепловые электростанции (ГРЭС), атомные электростанции (АЭС), тепловые электроцентрали (ТЭЦ), межсистемные линии электропередач (ЛЭП) высокого и сверхвысокого напряжения, трансформаторные подстанции высокого напряжения в рамках единой государственной энергосистемы и др.) и система магистральных транспортных коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского и авиационного транспорта.
Безусловным приоритетом в экономике государства является обеспечение физической безопасности территориального пространства и населения территории[8]. Это, прежде всего, защита границ и территории от нападения извне за счет охраны территориальных, воздушных и морских границ государства, содержания вооруженных сил армии, авиации и флота, органов государственной безопасности. А также система внутренней безопасности государства на основе организации функционирования внутренних войск, правоохранительных органов, пенитенциарной системы. Параметры показателей состава, структуры и характеристики физической безопасности определяются прогнозом динамики внешней ситуации, а основой реализации этой проблемы является деятельность военно-промышленного комплекса (ВПК) страны и союзных государств. Создание, функционирование и развитие ВПК, включающего полный спектр промышленных предприятий по производству вооружения для различных родов войск, электронных приборов, обмундирования и средств защиты личного состава вооруженных сил, специализированных профессиональных образовательных учреждений, может осуществляться только на системных принципах одновременно с полным обеспечением содержания личного состава вооруженных сил во время службы и после ее окончания (питание, обмундирование, проживание). Системный характер физической защиты государства обеспечивается на основе разработки оборонной, или военной, доктрины, которая формирует не только структуру промышленного производства, но и, по существу, отраслевую структуру всей экономики страны.
Особенностью формирования структуры отраслей физической безопасности страны является то, что приоритет отраслей промышленности по технологическим пределам и стадиям «жизненных циклов» этой продукции гораздо выше, чем для аграрно-промышленного комплекса (АПК) и сельскохозяйственного производства, здравоохранения и сангигиены. Это объясняется тем, что социальные последствия (возможный социальный ущерб) даже от незначительных срывов в системе физической безопасности неизмеримо выше, чем в АПК и сельскохозяйственном производстве, так как в последнем объективно социальные последствия носят локальный, а не общесистемный характер.
Безусловно, как уже указывалось, предприятия отраслей промышленности технологических переделов, кроме предприятий специализированного машиностроения оборонного комплекса, создаются как общие для всех без исключения отраслей жизнедеятельности человека, однако их продукция используется строго в соответствии с государственными приоритетами. Таким образом, предварительно государственная экономика формируется сначала по отраслям промышленного производства в логике приоритетов технологических переделов, обеспечивающих материально-техническую основу всех без исключения отраслей жизнедеятельности, а затем уже по приоритетам продукции других отраслей. Парадоксальность формирования логики отраслевой промышленности заключается в том, что любые отрасли могут быть реализованы только при условии финансирования по всем стадиям «жизненного цикла» создания этих продуктов: научно-исследовательские работы – конструкторские работы – проектирование предприятий по производству продукции – строительство предприятий по производству продукции – организация производства продукции – транспортировка продукции – реализация продукции. Особенность реализации «жизненного цикла» продукции заключается в том, что каждый последующий этап может выполняться только после окончания предыдущего этапа, совмещение даже смежных этапов практически невозможно.
Таким образом, уже при решении даже первоочередных проблем обеспечения продовольственной и физической безопасности населения страны, по существу, формируется вся отраслевая структура экономики государства, причем на первое место выдвигаются организации духовного производства по научно-исследовательским, конструкторским работам и проектированию.
При этом определяется еще один класс организаций материального производства – организации капитального строительства, объективно предназначенных для реконструкции, модернизации и создания новых производств, обеспечивающих развитие материально-технической основы жизнедеятельности общества.
Организации материального производства могут осуществлять свою деятельность только при наличии производственных организаций в сфере торговли[9]. При этом торговые организации также нельзя обозначать коммерческими, предназначенными только для получения прибыли, потому что они осуществляют материально-техническое обеспечение производственной деятельности во всех без исключения сферах жизнедеятельности общества.
Особое место в классификации производственных организаций занимают организации социального обеспечения, здравоохранения, медицины, воспитания, образования, физкультуры и спорта, а также организации сферы культуры (театры, музеи, картинные галереи, консерватории, дома культуры, цирки и т. п.) и отдыха, которые оказывают населению различного рода услуги. К организациям этого же класса относятся организации финансовой деятельности.
Различные государственные учреждения и территориальные органы власти разного уровня тоже относятся к производственным организациям особого рода, потому что занимаются созданием (разработкой) нормативно-правовых актов, их реализацией и контролем за их соблюдением. Особенностью деятельности организаций этого класса является то, что у такого рода организации объекта непосредственного управления как такового нет. Объектом их «производственной» деятельности является информация.
Особенностью всех организаций материального производства является то, что предмет их деятельности одновременно является и объектом управления и поэтому материальная деятельность – производственные процессы – и духовная деятельность – управление ими – представляют собой единую производственную и управляющую систему в рамках одной организации. Аналогичная картина наблюдается в организациях духовного производства – научно-исследовательских, проектных институтах и конструкторских бюро. Принципиально по-другому осуществляется деятельности организаций по предоставлению услуг: здесь объект приложения деятельности находится вне организации и система управления также ориентирована на него. В отличие от всех организаций у органов власти и государственных учреждений непосредственно объект приложения деятельности вообще отсутствует, т. к. их результат деятельности предназначен для безличностного использования в рамках социального времени для всего наличного населения государства в качестве норм поведения и взаимодействия. Именно поэтому органы власти и государственные учреждения не относятся к управленческим системам.