Алла Бабурян
Некоторые аспекты исполнительской деятельности эстрадно-джазового певца
Автор
А. И. Бабурян — доцент кафедры эстрадно-джазового пения АНО ВО «Институт современного искусства»
Рецензенты:
П. А. Мичков — кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки, проректор по цифровому развитию
Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки;
Н. С. Бажанов — доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки;
А. М. Лесовиченко — доктор культурологии, профессор, ведущий научный сотрудник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
© Бабурян А. И., 2022
© Знание-М, 2022
Введение
Что такое «исполнительская деятельность эстрадноджазового певца»?
Эстрадно-джазовое пение – специфический вид вокального искусства. Будучи ориентированным на зрелищность, сценичность и выразительность, оно обязывает исполнителя особое внимание уделять вопросам артистической подготовки: изучению основ актерского мастерства, хореографической и пластической подготовке, работе над музыкальными и вокальными средствами выразительности. Вместе с тем, являясь синкретическим жанром, искусство эстрады обязывает вокалиста быть эрудированным, музыкально и культурно развитым, поскольку только багаж знаний в области искусства, опыт «наслушанности» и «насмотренности» могут стать основой формирования индивидуальной исполнительской манеры, станут основой художественно-смысловой интерпретации исполняемых произведений.
Вокально-исполнительская деятельность включает в себя различные аспекты подготовки: вокально-техническую, собственно исполнительскую, научно-методическую, музыкальную.
Собственно исполнительская деятельность представляет собой вид деятельности, в которой на первый план выходит способность эстрадно-джазового певца создавать целостный образ исполняемого произведения, интерпретировать смыслы, заложенные в произведении его авторами, посредством использования различных выразительных средств и вокальных приемов придавать манере исполнения произведения индивидуальность и обеспечивать трансляцию смыслов слушателю. При этом вокалист должен обладать хорошо развитым вокальным слухом и музыкальным вкусом, позволяющими сделать произведение выразительным, учитывая его стилистические и жанровые особенности.
Что является основой обучения исполнительской деятельности?
Особую роль в процессе освоения вокально-исполнительской деятельности играет психоэмоциональный фактор. Эмоция, являясь реакцией психики человека на раздражители, обусловливает возникновение и течение в организме ряда физиологических процессов: оказывает влияние на работу эндокринной системы, обеспечивая выброс в кровь определенных гормонов; кровеносной системы (при переживании ярких эмоций у человека учащается сердцебиение); дыхательной и нервной систем; воздействует на тонус мышц.
Специфика вокально-исполнительской деятельности заключается в том, что перед певцом стоит задача, с одной стороны, донесения «сценической правды» до слушателя, трансляции выразительных и ярких образов, с другой стороны – сохранения здоровья голоса исполнителя, обеспечение грамотного использования вокальных приемов, соответствия вокально-техническим требованиям исполнения.
Особую роль в освоении вокально-исполнительской деятельности певца играет психоэмоциональный настрой, обеспечивающий возможность сохранения регулирования технической стороны при создании целостного художественного образа исполняемого произведения. В ходе обучения вокалист должен освоить такие регулятивные механизмы, которые, обеспечивая выразительность образа, его смысловую наполненность, позволят сохранить контроль над работой голосового аппарата.
Почему важно уделять внимание вопросу подбора репертуара?
Певческий репертуар – тот инструмент деятельности певца, который способен как подчеркнуть достоинства вокалиста, обеспечить ему пространства свободы самовыражения и творчества, так и создать ряд вокально-исполнительских проблем, подчеркнуть недочеты технической стороны исполнения. В этой связи вопросу подбора репертуара уделено внимание в данном учебном пособии.
Преподавателям и студентам важно понимать основные критерии подбора репертуара, не увлекаясь стремлением к его постоянному усложнению и опираясь исключительно на индивидуальные природные задатки, способности и навыки студента.
Ключевым критерием при подборе репертуара всегда должна оставаться охрана голоса, обеспечивающая долговечность, здоровье, а значит – яркое выразительное звучание голоса певца.
Какую роль в подготовке эстрадно-джазового певца играют вокальные приемы?
Вокальные приемы – это специфические художественно-технические средства вокальной выразительности, отражающие жанрово-стилистические особенности исполняемого произведения и являющиеся основой индивидуальной манеры исполнения.
При подготовке студента-вокалиста важно учитывать, насколько освоение определенного вокального приема доступно для конкретного студента на данном этапе обучения. Кроме того, следует воспитывать у студента художественный вкус, который позволить грамотно оперировать уже сформированным арсеналом вокальных приемов.
Важно помнить, что некоторые из них (например, так называемые приемы «экстремального вокала») могут нанести вред работе голосового аппарата, нарушив его правильное функционирование и обеспечив развитие патологий голоса.
Работа со студентами-вокалистами – многоаспектный и сложный процесс, предъявляющий ряд требований к его организации и деятельности преподавателя. Обучение отдельным видам искусства и творческая деятельность индивидуально и эмоционально наполнены. Это обусловливает важность выстраивания гармоничных и продуктивных взаимоотношений внутри системы «преподаватель-студент», основанной на ключевых аспектах профессиональной этики. В данной системе преподаватель – профессиональный и творческий наставник, способный поделиться знаниями и опытом, создать на занятии атмосферу, способствующую раскрытию индивидуально-творческих способностей студента. Однако велика и роль студента, который в данном случае является не просто реципиентом транслируемых знаний и умений: правильно настраиваясь на занятия, осмысленно подходя к процессу обучения, он несет ответственность за собственную психоэмоциональную и физическую подготовку к занятиям.
В существующей литературе рассматриваются вопросы исполнительской подготовки певцов, однако преимущественно в сфере академического пения. Исследования и пособия, посвященные вопросам эстрадного пения, зачастую носят фрагментарный характер и часто не имеют теоретической научной обоснованности, позволяющей сделать вывод о достоверности и практической применимости описываемых там методик и подходов.
Данное учебное пособие направлено на раскрытие некоторых аспектов подготовки эстрадного исполнителя, входящих в осваиваемые в ходе обучения в образовательных организациях высшего образования профессиональные компетенции, а именно ПК-4 «Способен овладевать разнообразным по стилистике эстрадно-джазовым профессиональным репертуаром, создавая индивидуальную художественную интерпретацию произведения» по образовательным программам «Эстрадно-джзовое пение» (рабочая программа дисциплины «Специальность (сольное пение)», направление подготовки 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады (бакалавриат)) и «Эстрадное пение» (рабочая программа дисциплины «Сольное пение», направление подготовки 53.04.02 Вокальное искусство (магистратура)).
Цель данной работы – проанализировать и выделить некоторые особенности вокально-исполнительской подготовки эстрадно-джазового певца на основе обобщения теоретических знаний и собственного педагогического опыта, способствующие развитию вокального мышления студентов и преподавателей отделений эстрадно-джазового пения.
Специфика эстрадно-джазовой манеры исполнения
Искусство эстрады – синкретический жанр искусств, объединяющий в себе музыку, театр, литературу, танец, пение. Эстрадный номер традиционно отличается доступностью смыслов, яркостью, выразительностью, завершенностью: даже если номер длится 2–3 минуты, в его структуре всегда легко выделить зачин, кульминацию и развязку.
Эстрадный исполнитель – это транслятор смыслов и идей, заложенных в произведения авторами. Эстрадные номера и темы, освещаемые в произведениях, всегда отличались злободневностью, эмоциональной наполненностью, доступностью для понимания, открытым обращением и взаимодействием артиста со зрителем и слушателем. Именно поэтому эстрадное искусство всегда являлось элементом популярной культуры, имеющей наибольшее распространение в обществе. Говоря об искусстве музыкальном, следует отметить, что его особенностями становились доступность и простота для восприятия интонационных ходов, некоторая навязчивость, обеспечивающая легкость запоминания и воспроизведения, простота музыкальных форм.
Как отмечает Н. О. Кожевникова, эстрадные номера можно условно разделить на четыре группы:
– разговорные (речевые);
– музыкальные;
– пластико-хореографические;
– смешанные;
– оригинальные [10].
На рубеже XX–XXI века в России формируется и обособляется особый вид эстрадного искусства – вокальное, которое получило название «эстрадное пение». В результате на современном этапе в системе высшего образования и в традиции вокальных школ принято выделять три направления: академическое, народное и эстрадное.
Академическое пение принято считать эталонным с точки зрения теоретико-методической разработанности и научной обоснованности принятой в рамках школы системы развития голоса. Именно в рамках веками развивавшейся академической вокальной школы были глубоко изучены аспекты развития голоса, формирования ключевых певческих навыков, проводились исследования, посвященные проблемам изучения певческого дыхания, музыкального слуха и вокально-слуховой координации, особенностей работы резонаторов, формирования певческих формант и формант гласных, изучались вопросы физиологии и патологии голоса и пр. В этой связи научная теоретико-методическая база академического пения выступила в качестве основы формирования аналогичной базы в эстрадном пении.
Академическая манера исполнения в значительной степени отличается от эстрадной, что легко различимо на слух:
– академическая манера исполнения предполагает формирование ровного, округлого звучания гласных, выстроенных в позиции буквы «о», что предопределяет установку на закрепление гортани в низком положении;
– существуют четкие критерии определения типа голоса в соответствии с диапазоном и расположением переходных нот;
– в соответствии с определенным типом голоса осуществляется подбор репертуара, распределяются партии;
– голоса, отличающиеся по диапазону и силе голоса от установленных канонов, ограничиваются исключительно камерным исполнительством;
– академическое пение не предполагает использования звукоусилительной аппаратуры: певец сам, благодаря развитой технике исполнения, обеспечивает полетность голоса, его слышимость на дальние расстояния;
– вокальные произведения исполняются в соответствии с нотным текстом с четким соблюдением нюансировки, штрихов, используемых вокальных приемов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги