Книга Формоза. Территория успеха - читать онлайн бесплатно, автор Самсон Хохотов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Формоза. Территория успеха
Формоза. Территория успеха
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Формоза. Территория успеха

Самсон Хохотов

Формоза. Территория успеха



География, топография, население и язык



Тайвань – большой остров, расположенный в Тихом океане недалеко от восточного побережья материкового Китая. С 1949 года он функционирует как независимое государство Китайская Республика. Побережье Тайваня омывается Восточно-Китайским морем на севере, Южно-Китайским морем, Филиппинским морем на юге и Тихим океаном на востоке.

Остров простирается на 394 км с севера на юг и имеет ширину около 140 км, что составляет площадь около 35 834 квадратных километров. Длина береговой линии почти 1566 км. Восточные берега главного острова Тайвань крутые, а западные в основном плоские с пологими равнинами. На севере есть несколько (по последней обновленной информации), спящих вулканов. Это может принести большие проблемы в будущем, так как эта спящая гряда практически вписалась в очертания северных окраин столицы. Тайваньские горы, покрытые лесами, тянутся вдоль всего острова. Самая высокая из них – гора Юйшань высотой 3952 м. На западе находится прибрежная равнина и здесь проживает 90% населения острова.

Известно, что аборигены жили на Тайване около 10 000 лет назад, в то время как, жители материкового Китая начали массово селиться лишь около 100 лет назад. Сегодня около 10% жителей Тайваня говорят на диалектах австронезийских языков, и они

представляют коренное население.

Эти аборигенные языки когда-то были на грани исчезновения, однако последние 30 лет власти бережно сохраняют все этнические группы населения, активно помогая им развивать культурное наследие предков, и особенно их языки. Примером этого являются жители восточного побережья Тайваня, которых называют Гаошань. Было время, когда среди Гаошань осталось всего несколько живых носителей языка, однако создание в 2000 году специального Центра поддержки национальных культур привело к полному возрождению языка, а это, в свою очередь, дало возможность открыть несколько радио- и телеканалов, вещающих на местном диалекте. В настоящее время жители, говорящие на языке, принадлежащем австронезийской семье, могут легко перейти на более распространенные диалекты, сохранив при этом свой собственный. Диалект большинства тайваньцев известен в современном названии как Тайвань Хуа или Го Юй.

Диалекты тайваньского языка происходят из провинции Фуцзянь в Китае, где эта языковая группа известна как Миннань Муа или Май Юй.

Хотя Го Юй был принят в качестве официального языка страны, около 70 процентов населения острова используют Тай Юй, на котором в основном говорят в семейном кругу, а также он остается языком общения в рамках деревни и других социальных сообществ.



Хотя Тай Юй не имеет официального статуса, его можно широко найти в метро и рекламных объявлениях в столице, а также в некоторых негосударственных газетах, книгах, онлайн-изданиях и надписях на витринах.

Что касается письменности, то жители Тайваня используют традиционные китайские иероглифы в дополнение к системе письма Чжу Инь, разработанной западными филологами и основанной на латинском алфавите. Есть еще один язык, сильно отличающийся от обычного китайского. Некоторым он может показаться похожим на кантонский диалект, и осталось несколько миллионов носителей этого диалекта китайского языка. Он называется языком Хакка, и его носители принадлежат к группе китайских кланов. Это имя переводится как «гость». Выносливость и уверенность в себе этих людей были сформированы и развиты в ходе их долгих странствий и скитаний среди враждебных племен на родине в северном Китае. Близость к Фуцзянь привела к тому, что многие люди отсюда, где проживает значительное население Хакка, мигрировали на Тайвань.

До 1945 года японский язык был официальным языком Тайваня и преподавался в школах. Но после окончания Второй мировой войны в 1945 году Го Юй стал официальным языком и стал преподаваться в школах. Горные племена говорят на тайваньских языках австронезийской семьи и Го Юй, в то время как низинные тайваньцы полностью перешли на Го Юй. К коренному населению Тайваня австронезийского происхождения относятся аборигены, общая численность которых составляет около 550 000 человек. Равнинные аборигены обитают на западе и севере Тайваня, а горные аборигены населяют центральную и южную части острова и восточные равнины.

Они в основном сохранили свою самобытную культуру и языки.




По официальным данным:

к равнинным племенам относятся (с юга на север):

Сирая (Siraya) ( включая Маттао (Mattauw), Соланг (Soelangh), Баклоанг (Baccloangh), Синкан (Sinckan) и Тайвоан (Taivoan))

Хоанья (Hoanya) (включая Льоа (Lioa) и Арикун (Arikun))

Бабуза (Babuza) (200 чел.)

Папора (Papora)

Пазех (Pazeh) (1 чел., говорящий на языке пазех)

Таокас (Taokas)

Кеталгалан (Ketangalan) (Люйлан (luilan))

Басаи (Basai) (включая Каукаут (Kaukaut) и Тробиаван (Trobivan))

Кавалан (Kavalan)(кабаран; 100 чел.)


Горные племена включают (с севера на юг):

Сайсият (Siysiyat) (4,8 тыс. чел.)

Атаял (Atayal)(84,3 тыс. чел)

Труку (Truku) (Тароко или Седек, 27,8 тыс. чел.)

Тхао (Thao)(300 чел.)

Цзоу (Tzou)(5,0 тыс. чел.)

Канаканабу (Kanakhabu)(250 чел.)

Саароа (Saaroa)(370 чел.)

Бунун (Bunun)(38,0 тыс. чел.)

Рукаи (Rukai)(10,5 тыс. чел.)

Ами (Ami)(панцах, 140 тыс. чел.)

Пуюма (Puyuma)(8,5 тыс. чел.)

Пайвань (Paiwan)(80,5 тыс. чел.)

Официально к Гаошань относят и Ями. 3 тысячи Ями живут на маленьком острове Ланьюй к юго-востоку от Тайваня. Они говорят на австронезийском языке Ями, который близок к филиппинским языкам.

История заселения

История Тайваня с появлением первых людей уходит в верхний палеолит. В Тайваньском проливе близ Пескадорских островов (Пэнху) рыбаками была выловлена челюсть древнейшего человека, который относился к виду Homo erectus. Первые люди появились на Тайване примерно в 50 000 г. до н.э.



О негро-австралоидах, как о первых поселенцах на Тайване со времён палеолита, заявляют некоторые учёные, считающих доказательствами археологические, фольклорные материалы. К таковым относят дольмены, необычные украшения, «рога», бусы, браслеты. О негроидных типах людей упоминается в китайских источниках: «Суй-ну», «Сун-и». Люди негроидного типа жили в подземных жилищах-норах, занимались охотой, рыболовством, примитивным земледелием. В виду своей примитивности и как следствие неспособности к ассимиляции данная этническая группа с ходом времени исчезла. Почти одновременно с негроидами на Тайване селились индонезийцы. Считают, что австронезийцы достигли Тайваня, Корейского полуострова, Северо-Восточного Китая и Японии морским путём в начале голоцена (около 12 000 лет назад).

Учёные считают, что основным источником австронезийской миграции стали Ява и Сулавеси. Ещё одним очагом миграции считают Океанию. Свидетельством этого являются мегалиты восточного побережья Тайваня, антропологические наблюдения. Переселение осуществлялось не одновременно, а волнообразно на протяжении неолита. Об этом говорят находки шнуровой керамики. В последнее время исследователи приходят к мнению, что на Тайване имели место оба процесса – миграция и автохтонное развитие. Мигранты приспособились к новым условиям и их потомки становились аборигенами.

Самой ранней археологической культурой на Тайване была культура Чанбинь. Так названа она была по месту находок на востоке Тайваня. Такие находки стоянок древних тайванцев были найдены и в других местах Тайваня. Особенно в округе Тайнань и в Тайбэйском бассейне. Скорее всего, они были представителями австралоидной расы и населяли всю Юго-Восточную Азию 45-10 тысяч лет назад.



Именно Тайвань является прародиной австронезийских языков. Носители австронезийских языков около 8000 г. до н.э. переселяются с восточного побережья Китая на Тайвань. Об этом свидетельствуют археологические находки.

И уж позже, в соответствии с данными исторической лингвистики, с острова Тайвань носители этих языков по морским путям распространяются несколькими волнами по всей Океании. Миграция, как считают, начинается примерно 6000 лет назад.

Неолитическое прошлое Тайваня представлено культурой «дабэнькэн» (5000-2700 гг. до н.э.). Первыми тайваньскими агрокультурами были ямс и таро. Со 2 тысячелетия до н.э. аборигены Тайваня стали разводить собак и свиней.



Древнейшим свидетельством жизни первых людей на Тайване является найденный близ города Тайчжуна

скелет молодой женщины с ребёнком на руках. Возраст окаменелостей, в результате проведённого анализа, составил 4800 лет и относится к эпохе неолита. Первые упоминания об острове мы видим в китайских источниках 3 века до н.э.

Правда, сведения эти весьма скудны. Соседи- китайцы – колонизировать остров не спешили.

Военные экспедиции китайцев начинаются с 3 в. н. э., когда жизнь на острове была налажена, развивались ремёсла, произрастали растения сельского хозяйства. Ранний железный век на острове представлен культурой Цзинпу и относится к 1 тысячелетию до н.э. Со временем, местная керамическая традиция керамики утрачивается. Постепенно местные мастера научились изготовлению изделий из фарфора и металла. Особого изыска тайванцы добились в производстве медных колокольчиков, отпугивающих злых духов. А в 1 тысячелетии н.э. уже появляются железные ножи, наконечники копий. Эти изделия относятся к культуре Няосун.

Начинается производство красно-коричневой керамики без орнамента.

Развитие мореплавания, характерное для остальных австронезийцев, отходит на второй план. Освоение острова становится главным в жизни тайванцев. Мало-помалу тайваньские аборигены, несмотря на трудности, самоотверженно осваивают даже труднодоступные горные районы. Древние китайские хроники «Хоу Хань Шу содержат первые упоминания об острове, который называют «Ичжоу» (остров варваров). С периода Суй (581-618 гг.) Тайвань чаще называют Люцю (по названию небольшого царства в юго-западной части острова).

Под современным названием остров встречается в письменных источниках с 1599 года. Торговля и навигация через Тайваньский пролив между материковым Китаем и островом начались задолго до освоения его китайцами.

Первая военная экспедиция китайцев на Тайвань отмечена в 230 году.

В 610 году 10-тысячная китайская армия совершила новый поход на Тайвань и Пэнхуледао, после чего связи между Китаем и этими островами стали более регулярными. В XII веке Тайвань был официально включён в состав Китая в качестве части провинции Фуцзянь. В 12-14 веках китайцы пытаются закрепиться на Тайване, частично смешиваясь с местным населением.

В 1360 году в связи с ростом военного значения острова на нём было основано Управление по надзору, которое явилось первым китайским органом местной власти на Тайване.



В этот период усилился поток иммиграции на остров из провинций

Фуцзянь и Гуандун

. Процесс освоения острова китайцами ускорился, развивались земледелие и ремёсла. Коренные жители (племена

Гаошань

) были вытеснены в горные районы, а китайские переселенцы начали осваивать прибрежные плодородные земли и развивать рыболовный промысел в прибрежных водах.

С 16 века остров для многих становится привлекательным. В первую очередь, для японских феодалов и пиратов, которые делали тщетные попытки закрепиться в Цзилуне, Гаосюне, Хуаляне. Их атаки удавалось отбросить.



А в 1550 невдалеке от Тайваня шёл португальский корабль. Очарованные португальцы тут же дали острову название –

Формоза (Прекрасный).

Есть предположение, что первым европейцем, увидевшим остров лично считается голландец Линсхоттен (Jan Huygen van Linschoten (1563 – 8 февраль 1611)). В 1592 году, будучи штурманом, проходя на парусном португальском судне мимо острова с буйной зеленью, горными пиками, отметил его в судовом журнале как «Formosa».

Название «Тайвань» в международном обиходе устоялось с начала 17 века.

В начале 17 века голландцы завозят на Тайвань буйволов. Благодаря этому, аборигены стали использовать тягловый скот. В 1622 году остров попал под контроль голландцев из Ост-Индской компании. С 1626 году Тайвань стал вызывать жгучий интерес у Испании, которая вознамерилась послать свои военные корабли к берегам дивного острова. Более того, Испании удалось закрепиться в северной части Тайваня.

В 1626 году Испания отправила флот военных кораблей из Манилы в северную часть Тайваня и основала небольшую колонию под названием Испанская Формоза.

Форт Сан-Сальвадор был построен там, чтобы уравновесить голландскую власть на юге Тайваня и защитить интересы Испании в судоходном маршруте между китайской провинцией Фуцзянь и Манилой на Филиппинах. Однако в 1642 году, после нескольких лет сражений, форт был передан голландцам.



Развернувшаяся борьба между Испанией и Голландией за обладание островом к 1642 году завершается к удовлетворению интересов последней.

Но в сентябре 1652 года против голландских колонизаторов вспыхивает крупное восстание местного аборигенного населения под руководством Го Хуая. Воодушевлённые повстанцы отслеживают разрозненные группы появляющихся в разных местах острова голландцев, ведут с ними борьбу на уничтожение. Известно упоминание о большой яме, вырытой повстанцами на севере острова и замаскированной жердями с дёрном и травой, в которую им удалось заманить группу голландских моряков. После чего яму завалили землёй, сучьями.

Но силы были неравны. Основные силы повстанцев были разгромлены.

Но под контролем Ост-Индской компании остались только северный и юго-западный районы Тайваня.

Форт Сан-Сальвадор не исчез бесследно. Этим мы обязаны археологам.

В городе Цзилун испано-тайваньская экспедиция нашла форт Сан-Сальвадор, построенный во время испанской оккупации Тайваня в 1626–1642 годах.

Исследователи обнаружили как неолитические артефакты: кости, раковины, так и более поздние. Внимание археологов больше всего привлек фарфоровый пузырек времен династии Цин, предназначавшийся для лекарств.

В связи с раскопками запланированное ранее строительство общественных парковок было немедленно прекращено, заявил мэр Цзилуна Лин Юй-чан. Он отметил, что эти археологические раскопки очень значимы и имеют огромное значение как для современности, так и для будущих поколений тайванцев.

«Это действительно захватывающий момент в истории Цзилуна», – заключил мэр Цзилуна.

Земледелие, скотоводство, ремесла, охота

Самыми распространёнными земледельческими культурами были злаки (просо, рис), бобовые (горох, фасоль, бобы), клубневые (таро, батат, ямс). В 17-19 вв. возрастает производство поливного риса и сахарного тростника, лука, имбиря. Урожай снимали 2 раза в год. Формируется садоводство. Голландцы познакомили местных жителей с технологией выращивания табака. Общинное поле обрабатывали женщины под руководством мужчин – «старейшин поля». Помимо этого, каждая женщина и каждый мужчина обрабатывали свои индивидуальные участки. Рыболовством, ловлей крабов, добыванием устриц в 17 веке занимались исключительно женщины, а в 18-19 вв. – мужчины. В рыбу стреляли из луков, применяли гарпуны, ставят сети, делают запруды. Для мужчин главное занятие – охота. Охотились мужчины все вместе и поодиночке. А иной раз объединялись охотники 2-3 соседних общин. Коллективно охотились либо с кольями и собаками, либо с помощью силков. Мясо делилось между всеми жителями. Охотники оставляли себе головы, кости, рога, шкуры животных.




Домашними животными были свиньи, собаки, куры. У некоторых хозяев были кошки. В 19 веке из

Китая доставляют лошадей, но используют их только для верховой езды. В пищу к рису, батату, гороху активно добавляли красный перец. Фрукты (бананы, апельсины, хурма) играли второстепенную роль. Мясо было редкостью на столе. Пищу готовили обычно женщины. Зерно растирали в ступе. Очаг из камней устраивали вне дома. Ели руками, скорлупой кокосовых орехов. А с 18 в. стали использовать палочки, фарфоровые пиалы. Внутренности животных и рыбу засаливали, не очищая. Соль выпаривали из морской воды в корытах.

С третьего века пользовались оружием из оленьего рога. С 16 века начинают закупать железные наконечники стрел и ножи у китайцев, а кинжалы – у японцев. А с семнадцатого века уже сами начинают заниматься плавкой железа и изготовлением оружия.

Лодки выдалбливались из дерева. Из бамбука делают сосуды для хранения зерна и воды. Часто воду хранили в тыквах-горлянках. Тайванцы занимались прядением, ткачеством, плетением корзин. Для ткачества использовали бамбуковые волокна и коноплю. Плетение – дело мужчин. Дома строили из бамбука на насыпном фундаменте. Крышу покрывали соломой. В дом поднимались по приставной лестнице. Каждые 5 лет дома сносились и возводились новые. В доме держали оружие, предметы труда и обихода. Спали на оленьих шкурах. С 19 века люди побогаче заводили кровати. Украшением служили раковины-каури, ожерелья из коралла, бамбука, камня, перья, браслеты из кости. Волосы на висках выщипывали. Татуировка символизировала племенную или клановую принадлежность, возрастную группу. В качестве краски применялись сажа, марена, сок растений.

Мужчина женился в 21 год. Сватовством занимались родственники жениха. Необходимо было преподнести подарок родителям жениха или подругам невесты. В некоторых общинах жених и невеста обменивались выбитыми передними зубами. Принятие подарка означало согласие на брак. Хозяйственные связи были слабыми и семьи легко распадались по инициативе любой из сторон.



Самым тяжёлым преступлением считали нарушение религиозных запретов.

За это брали штраф рисом, мясом, шкурами, вином. Воровство, убийство, супружеская измена считались преступлениями. В таких случаях действовал обычай мести. Истец и ответчик устраивали поединок. Победитель и считался правым. За измену жены муж забирал у соперника 2-3 свиньи.

Тайванцы поклонялись духам гор и моря. Они приносили им жертвы мясом и рыбой, опрыскав их водой. Если кого-то убивали на войне, то убитого приносили в жертву духам и труп помещали в маленьком домике на ветвях дерева или расстреливали из луков либо заваливали грудой камней, в которую втыкали флаг. Вместо таблички с именем покойного устанавливали флаг. Как видим, у племён был распространён культ предков, фетишизм, анимизм. Популярно было толкование снов.

Пантеон племён имел парные божества. Считают, что они символизировали мужское и женского начала. Главные божества: Тамагисанчак – бог дождя и Такарупада – богиня грома. Они покровительствовали красоте и плодородию.

Хамо, Пагатао – были связаны с солнечным культом. Все племена верили в добрых и злых духов природы, полумифических героев. Был широко распространён культ предков людей и культ предков растений. Сельскохозяйственный цикл был связан с 7 праздниками, которые сопровождались ритуальными возлияниями и оргиями. В 19 веке похоронный обряд изменился. Тело умершего предавали земле без всяких церемоний. Место погребения не обозначали. У некоторых племён сохранились легенды о потопе, после которого спасшиеся брат и сестра стали мужем и женой. От них произошли многие аборигены. В фольклоре наиболее распространёнными были сюжеты о стрельбе в солнце. Сюжет напоминает китайскую легенду о стрелке «И», а также о том, что солнце и луна преследуют друг друга, о непорочном зачатии, появлении земледелия, охоты, рыболовства, растений, животных.

Завоеватели

Голландская Формоза существовала до 1661 года. В этом году голландский Форт Зеландия (Тайвань) во главе со шведом Фредериком Койетом капитулируют перед армией беженцев из Китая, сохранивших верность свергнутой династии Мин. Ныне Форт Зеландия входит в район Тайнаня Анлинь. Китайским вторжением руководил адмирал Коксинга (Чжэн Чэнгун). Тайвань в те годы называли Дуннин. При нём и его потомках китайское население Тайваня (или Дуннина, так именуемого в те годы) возрастает до 200 000 человек.

Сторонники Чжэн Чэнгуна создают на острове самостоятельное государство для борьбы с маньчжурами, Последние в это время свергают в Китае династию Мин и устанавливают свою династию Цин. Манчжурам потребовалось 22 года, чтобы экономической блокадой и с помощью голландцев подчинить Тайвань императорам династии Цин в 1683 году.



Остров в этом году включается в состав китайской провинции Фуцзянь

. Но восточные берега острова по-прежнему в течение всего 18 века оставались безлюдными. А вот в 19 веке амойские торговцы засеяли всю территорию Тайваня рисом и чаем. И чая, и рис, в основном, шли на экспорт в Японию.

Высадившаяся на Тайване маньчжурская армия династии Цин включает остров в состав китайской провинции

Фуцзянь.

Перепись 1842 года показала, что на Тайване насчитывается 2.5 миллиона жителей. В мае-июне 1874 года – время совершения Тайваньского похода: военной операции Японии на остров Тайвань, на тот момент находившийся под суверенитетом династии Цин.

Поход был реакцией на убийства японских подданных (команды торговой джонки государства Рюкю) тайваньскими аборигенами. Японским войскам удалось захватить южную часть острова. Японцы потребовали от династии Цин взять на себя ответственность за убийства. Великобритания взяла на себя функции посредника. Япония вывела свои войска в обмен на уплату китайцами репарации.

У южных берегов Тайваня нередкими были кораблекрушения. Что вело к росту морских разбоев. Но пиратство ограничивалось только нападением на суда, выброшенные на берег или остановившиеся в штиль рядом с берегом.

На Тайване, который к 1871 году находился под суверенитетом китайской династии Цин, произошёл дипломатический инцидент. Местные жители тайваньских племён из села Мудань убили 54 японских рыбака с острова Миякодзима Рюкюскского архипелага. Рыбаков случайно прибило волной к юго-восточному побережью Тайваня. Основным зачинщиками резни были выходцами из племён Куарут и Боотанг. Двенадцать оставшихся в живых членов экипажа были спасены китайцами и доставлены в Тайвань, откуда их передали чиновникам провинции Фуцзянь. Позже, по договорённости, их отправили домой.

Управляющий архипелагом Рюкю Ояма Цунаёси, заместитель главы провинции Кагосима, доложил по инстанции японскому центральному правительству, взывая к мести. Но решение по делу дальновидно отложили.

В 1873 году произошёл второй подобный инцидент. Тайваньские аборигены напали на японский корабль из села Касива префектуры Окаяма. Корабль потерпел крушение в тайваньских водах. Четырёх членов команды забили до смерти. Это событие привело в ярость общественность Японии, которая активно потребовала от властей принятия самых решительных мер.



Направленный ко двору императора Цин министр иностранных дел

Соэдзима Таэдоми был принят на аудиенции император Тунчжи и обратился к китайской стороне с требованием возместить убытки. В ответ Министерство иностранных дел династии Цин заявило, что хотя Тайвань принадлежит Китаю, тайваньские аборигены являются южными варварами, которые не признают верховенства власти цинского императора. Поэтому последний не несёт ответственности за их действия.

Мы должны отметить, что до 1895 года (то есть, до передачи острова Японии по Симоносекскому договору) остров делился на две зоны:

– западную равнинную, где основное население составляли мигранты из материкового Китая. Здесь же жило и коренное земледельческое население – «равнинные поселенцы» (пинбу);