Алексей Морозов
Нравственное завещание умирающего альтруиста
Это произведение я решил не разделять на части и главы, потому что всё оно посвящено одной единственной проблеме: нравственности альтруистов и сущности альтруизма. И о чём бы я здесь ни писал, всё привязано к ней, и только к ней. Поэтому делить на главы произведение бессмысленно.
Я назвал эту книжку «Нравственное завещание умирающего альтруиста».
Да, это завещание. Потому что я скоро умру.
А нравственное, потому что, во-первых, нравственность, это единственное, что люди должны завещать друг другу, а во-вторых, мне особенно и нечего завещать.
А теперь по порядку о главном: кто такой есть альтруист, откуда он берётся, и как правильно оценивать альтруизм и альтруистов, а также, как практически реализовать в отношениях с людьми и обществом свой альтруизм, чтобы не навредить себе и своему окружению.
Да, люди делятся на эгоистов и альтруистов.
Эгоист, это тот, кто думает о себе и о своих личных интересах в первую очередь, а об обществе – не всегда даже во вторую, а нередко – и в сто двадцать пятую…
Альтруист же думает в самую первую очередь об интересах общества, страны, а о себе очень часто и вовсе забывает.
Сразу скажу: я конченный альтруист. Совершенно неисправимый альтруист. И прежде чем рассказать о своём альтруизме, а главное, к чему он в итоге меня привёл, скажу несколько слов о том, как же из человека получается альтруист, а также о том, может ли человек так измениться, что вдруг перестаёт быть альтруистом.
Многие думают, что это о плохих людях говорит народная поговорка: горбатого могила исправит, нет, и о хороших – тоже.
Когда кто-то утверждает, что люди не меняются, он абсолютно прав: они действительно не меняются, они могут временно приспосабливаться к окружающей их обстановке, изменять своё поведение в обществе, подстраиваться к его требованиям и интересам, тщательно маскируя свои глубинные истинные интересы и намерения.
Поэтому аргументы многих о том, что кто-то, по их мнению, кардинально изменился в лучшую сторону, был злым и жестоким человеком, равнодушным к чужим проблемам и бедам, стремился ранее только к личному благополучию, а теперь сделался ну просто идеальным альтруистом, глубоко ошибочны в своих выводах.
Мудрый народ опять же и об этом точно высказался в своей поговорке: кто тебе поверит, единожды солгавший… Народ потому что давным-давно заметил, что если человек ранее лгал, верить ему впредь никак нельзя, ибо он не изменился, он просто временно приспособился к необходимости говорить и делать совсем не то, что считает нравственной истиной.
И тем не менее, люди меняются. И ещё как нередко меняются! И верить этому в определённых случаях можно и даже нужно.
А каким же изменениям в человеке верить нужно?
Дело в том, что у нас очень часто путают воспитание и образование, либо сваливая всё это в одну кучу, либо подменяя одно другим.
Можно быть идеально воспитанным человеком, не имея никакого образования, даже не умея читать и писать, более того – не прочитав при этом за всю свою жизнь ни одной книги!..
Как же так! Разве такое возможно, удивятся многие?
Возможно! И более того, сплошь и рядом встречалось ранее во все исторические времена, а также часто встречается сейчас в жизни общества.
Но можно быть высокообразованным начитанным человеком, кандидатом или доктором наук, но иметь при этом такое воспитание, что о личности тут и речи не может быть, а только о примитивном биологическом индивидууме, как например, о доценте Соколове, прочитавшем тысячи книг, знающем много языков, написавшем десятки научных статей, но при этом хладнокровно убившем молодую девушку и, как мясник, расчленившем её тело, чтобы, выбросив её в Неву, скрыть следы своего зверского преступления.
Воспитание и образование, это совершенно разные вещи, хотя и тесно связанные друг с другом и взаимно влияющие друг на друга.
Я видел в жизни довольно много безграмотных умниц и очень образованных интеллектуально ограниченных негодяев…
Но часто встречаются и грамотные люди с по-настоящему глубокими знаниями, однако в чём-то весьма серьёзно заблуждающиеся.
Это бывает, когда у них по каким-то причинам просто образовался дефицит необходимой информации. Или их кто-то намеренно вводил в чём-то в заблуждение.
Вот тогда, когда человек наконец получает объективную информацию о том, в чём у него ранее была совсем иная точка зрения на что-то или на кого-то, он может эту точку зрения круто поменять на прямо противоположную! А мы при этом дружно замечаем, как он якобы изменился сам как личность!
Как личность он не изменился: личностные качества формируются у человека с момента его рождения и до примерно трёхлетнего его возраста. А дальше хоть дрова руби на его голове и посыпай всё это пеплом новой информации, как личность он не изменится более никогда до самой своей смерти!..
Просто в связи с новой информацией изменилось отношение человека к чему-то. А как личность он каим был, таким и остался.
Так что люди совершенно точно не меняются! Но не меняются только как личности! А их убеждения меняются довольно часто и даже порой кардинально.
И не надо путать в связи со всем этим воспитание и образование.
Когда же говорят даже на высшем уровне о необходимости улучшения воспитания детей в школе, то остаётся только сожалеть, что мы до сих пор не разобрались в том, что в школе воспитывать детей уже поздно: там лишь можно помочь детям развить их лучшие личностные качества, а тех, чьё воспитание уже безнадёжно упущено, постараться заинтересовать в освоении ими каких-то полезных наук и специальностей.
А воспитывать, как ни крути, и тут опять же народ высказался мудро, надо тогда, когда ребёнок лежит ещё поперёк лавки, а когда он лёг вдоль – уже поздно…
Причём воспитание ребёнка начинается с самого первого его вздоха после рождения. И главный метод воспитания тут – только личный пример родителей и ближайшего окружения ребёнка.
Этот маленький беспомощный живой комочек ещё не понимает ни одного слова, он даже не видит поначалу ничего, но на то, как к нему относятся родители с первых же минут его жизни, с любовью и заботой, с вниманием и добром, или со злостью и раздражением, грубо и неуважительно, он реагирует обязательно!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги