Ансель Адамс
Ансель Адамс. Камера. Негатив. Отпечаток
Информация от издательства
Original title:
The Camera. The Negative. The Print
Научный редактор Людмила Туманова
Книга рекомендована к изданию Людмилой Гроздовой, Виктором Островлянчиком, Валерием Полевым
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© Copyright (The Camera) © 1980, 2003 by The Ansel Adams Publishing Rights Trust
Copyright (The Negative) © 1981, 2002 by The Ansel Adams Publishing Rights Trust
Copyright (The Print) © 1980, 2003 by The Ansel Adams Publishing Rights Trust
This edition published by arrangement with Little, Brown and Company, New York, New York, USA.
All rights reserved.
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2022
* * *предисловие
Ансель Адамс[1] считает, что искусство фотографии напрямую связано с ремеслом. Воплощение зрительного переживания в запоминающемся снимке – задача любого серьезного фотографа. Удачный кадр – результат восприимчивости, внимательности и определенной последовательности действий на съемке и в лаборатории.
Эти книги подытоживают многолетний опыт Адамса. Современные материалы постепенно вытесняют пленку, а на смену большей части описанного в тексте оборудования пришла новая техника, с другими характеристиками и свойствами.
Но понятия, творческие приемы и методы остались прежними и нисколько не устарели со времен написания книги. Главное, чему вы научитесь, – творческому подходу Адамса, основанному на его философии и методологии. Ради этого попечители Фонда Адамса и Little, Brown and Company продолжают переиздавать финальные варианты томов «Камера», «Негатив» и «Отпечаток».
Попечители Фонда Анселя Адамсакамера
книга первая
от автора
Эта публикация открывает новую серию книг о фотографии[2]. Здесь более подробно рассматриваются понятия, затронутые в серии «Основы фотографии», а технические нюансы переработаны и дополнены в соответствии с последним (на момент ее написания) словом фототехники. Творческий подход важнее оборудования. Понятие «визуализация» – главное в этой и следующих книгах серии. Визуализировать образ (полностью или частично) означает четко воспроизвести его мысленно, до экспозиции, и сохранить в памяти вплоть до печати. Это скорее подход к съемке, чем правило. Он подразумевает полную свободу самовыражения фотографа, не ограниченную моими и чьими-либо еще представлениями об искусстве. Я хочу лишь помочь читателю освоить инструменты творческого самовыражения, а не диктовать его способы.
Думаю, все качества произведения искусства поддаются определению, за исключением самой его сути, ради которой оно и создается. Ее не объяснить словами, но она находит отклик в умах и душах. В книге я хочу продемонстрировать значение ремесла в фотографии и его влияние на искусство. Что касается творческого начала, могу лишь утверждать, что оно существует; в любую эпоху и независимо от выразительных средств есть некий магический потенциал, о наличии которого можно судить по результатам.
Этим неосязаемым свойством отчасти наделен каждый, а искусство фотографии подарило нам невиданную ранее свободу самовыражения.
Но порой кажется, что свобода и доступность фотографии сами по себе становятся ограничениями. Иногда самый продуманный замысел губят автоматические режимы оборудования. Фотограф должен управлять аппаратурой и использовать технологический прогресс в своих целях, оставляя за собой право принимать решения. Бытует заблуждение, что, обладая профессиональной техникой и следуя так называемым правилам, получишь гарантированно хороший результат. «Композиция – самый эффективный способ зрительного восприятия» – это авторитетное высказывание знаменитого американского фотографа Эдварда Уэстона проясняет значение визуализации и подчеркивает, что любое правило – это не более чем средство достижения цели.
В этой книге я даю не правила, а рекомендации для совершенствования мастерства. Читателю бессмысленно учиться снимать по моим работам: они рассказывают обо мне, а не о том, как надо фотографировать. Важно понять возможности выразительных средств, а «собственный стиль» и «творческое начало» не заставят себя ждать, если работать над собой.
Однако стоит отметить, что фотография – это в некоторой степени средство коммуникации и не всякому достанет способностей и желания пойти дальше разговоров. «Щелкунчик» все снимает в автоматическом режиме и никому ничего не должен, если его все устраивает. Любитель (по определению, тот, кто любит свое занятие) при должном старании будет постепенно развивать знания и умения. Профессионалу не обойтись без мастерства и воображения, а еще зоркого взгляда и быстрой реакции. Большинство начинающих поочередно проходят эти этапы, начиная с интереса к окружающему миру, за которым следует переход на новый уровень восприятия и вовлеченности. Буду рад, если мои книги помогут кому-то развить фотографическое видение и самовыражаться в творчестве.
К фотографии я шел извилистым путем. Я учился играть на фортепиано, и первый «настоящий» фотоаппарат (Kodak Speed Graphic 2,25 × 4,25 дюйма (5,7 × 10,7 см) для рулонной пленки) получил в подарок от состоятельных родственников. Начав снимать профессионально примерно в 1930 г., я заметил, что мне очень помогает дисциплинированность, выработанная на занятиях музыкой. Не представляю, что из меня вышло бы, не будь у меня музыкальных педагогов.
В 1931–1932 гг. мы с друзьями и единомышленниками объединились в «Группу f/64» и выступали за «натуралистическую» фотографию – в противовес поверхностной «салонной», которая тогда преобладала. Мой отец, а также мой добрый друг и наставник Альберт Бендер из Сан-Франциско научили меня ответственности перед аудиторией и своим делом. Принцип «передай добро дальше» отражал высокую социальную осознанность. Я ощущал настоятельную потребность передать другим то, что знаю сам, в писательской, преподавательской и профессиональной деятельности. Я сочинял многословные критические статьи, боролся со всем миром и фанатично оттачивал стиль и мастерство.
Меня попросили написать статью в английский журнал Modern Photography, за этим последовало предложение создать книгу «Как фотографировать» (Making a Photograph) для серии «Как это делать» (How To Do It). Ко всеобщему удивлению – в том числе моему, – она пользовалась большим спросом. В ней были три репродукции с очень хорошим для того времени (1935 г.) качеством высокой печати, которые прекрасно иллюстрировали мои ранние приемы. Несколько лет спустя я разработал зонную систему, когда преподавал в Школе центра искусств в Лос-Анджелесе. Этот опыт и курсы в долине Йосемити подвигли меня в 1945 г. начать пятитомник «Основы фотографии» (Basic Photo Series).
Некоторые мои друзья и коллеги сомневаются, что стоит тратить столько времени на писательство, преподавание и прочие не связанные напрямую с фотографией виды деятельности. Я же так поддерживал связь с реальностью – жизнь в полном творческом уединении не для меня. К тому же я брал коммерческие заказы. Многие брезгуют «бездуховной чушью», а мне это многое дало в профессиональном плане: я не только «набил руку», но и научился проявлять фантазию в рамках поставленной задачи. То же можно сказать и о любой моей деятельности помимо фотографии, в том числе этой серии книг. Все, что я создаю, – это не только следствие основного увлечения. Мое дело подпитывает его.
Это полностью переработанное издание первой книги серии «Основы фотографии», а первые дополнения появились в издании 1970 г. Читатель, знакомый с предыдущими вариантами, заметит разницу, хотя основные творческие и технические принципы не изменились. При подготовке издания я впервые тесно сотрудничал с редактором, и Роберт Бейкер внес огромный вклад. Мы изменили структуру материала: здесь подробно описаны типы камер и оборудования, процесс визуализации и управления изображением, а информацию о лаборатории вы найдете в следующих книгах серии. Текст полностью переписан под новую структуру, чтобы подробно осветить оборудование, процессы и понятия современной фотографии, – в этой сфере появилось много новшеств. Мы стремились сделать материал удобным одновременно для чтения и справочного использования, а заодно приподнять завесу тайны над фотографическим мастерством. Ссылки на текст и иллюстрации проясняют сложные вопросы.
Я также хотел дополнительно подчеркнуть принцип визуализации. В первом издании его освещение сводилось к краткому обсуждению управления изображением. Раньше этот термин иногда использовался применительно к фотографии в целом. Я же так называю формируемое объективом оптическое изображение, определенные параметры которого мы можем контролировать. В этом смысле управление изображением не связано с пленкой, экспозицией и обработкой (и зонной системой) – темами, которые обсуждаются во второй и третьей книгах.
Я расскажу об основных типах аппаратуры, но считаю, что очень сложно (и вредно) рекомендовать конкретные камеры и материалы. Поэтому поясняю сразу: упоминая какое-либо оборудование, я не имею в виду, что все другое плохо. Сейчас почти вся аппаратура достаточно качественная, особенно объективы, и в свете быстрого развития индустрии рекомендовать что-то конкретное бессмысленно.
Я объясню, какими характеристиками обусловлен дизайн камер, чтобы помочь фотографу выбрать соответствующую его целям и стилю аппаратуру. Забудьте утверждение о том, что результат творческой деятельности якобы зависит только от качества техники. Это неверно. Тягу к творчеству иногда путают с желанием обладать лучшей аппаратурой. Но я согласен, что качество – важный критерий выбора камеры наряду с долговечностью и функциональностью. В долгосрочной перспективе экономия на качестве себя не оправдает. С развитием мастерства следует повышать класс оборудования для соответствия более высоким требованиям.
Лучше всего приобретать простейшую аппаратуру хорошего качества, без лишних функций. Более сложной техникой стоит обзаводиться по мере роста потребностей, а не скупать сразу все. Начиная с минимального набора, фотограф полностью осваивает все возможности имеющейся аппаратуры, и тогда запросы растут. Следуя этому принципу, мы рассмотрим сначала простейшие малоформатные камеры, а затем перейдем к камерам прямого визирования, требующим более высокой квалификации, но предлагающим безграничные возможности управления изображением.
Книг о технике уже предостаточно, я же хотел пробудить интерес к фотографии как к средству творческого самовыражения. Очень многие бездумно следуют указаниям, но ничто не дает большего удовлетворения, чем осознание личных возможностей, оригинальность собственного видения и его воплощение с помощью детально изученных средств. Пользуйтесь всем, что вам доступно, и руководствуйтесь только своими убеждениями. Не забывайте о значимости ремесла: успех любого стоящего начинания зависит от умения сконцентрироваться и обращаться с базовыми инструментами.
Камера – это не робот, исполняющий желания, а универсальный инструмент, который надо хорошо изучить, прежде чем использовать. Никакая электроника и оптика не снимут шедевр без фотографа! Красота и эмоции, которые техника способна передать, рождаются в разуме и душе человека.
Ансель АдамсКармел, КалифорнияЯнварь 1980 г.Рис. 1.1
Гора Вильямсон, Манзанар, Калифорния
Снимок сделан с платформы, установленной на автомобиле, объективом 480 мм на пленку 8 × 10 дюймов. Камера была направлена немного вниз, а высокая точка съемки позволила захватить больше переднего плана, чем с земли
глава 1
визуализация
Термин «визуализация» охватывает весь чувственно-умственный процесс создания снимка. Следовательно, это важнейшее понятие в фотографии. По определению это способность представить себе итоговый отпечаток до экспозиции и выбрать параметры, обеспечивающие желаемый результат. Только части творческого процесса можно научиться, а индивидуальное восприятие и творческий взгляд – распознать и развивать.
Фотография – последовательность механических, оптических и химических процессов воплощения сюжета на светочувствительном материале. Каждый этап отдаляет нас от реальных объектов и приближает к финальному отпечатку. Даже самый реалистичный снимок отличается от оригинала – в силу трансформации изображения. Фотограф может управлять степенью «отклонений от реальности», но они в любом случае неизбежны.
Процесс начинается с системы «камера, объектив и затвор», которая «видит» почти, но не совсем так, как человеческий глаз. Фотоаппарат, например, не концентрируется на центральной части кадра, как человек, а одинаково четко воспринимает все его поле. Глаз перемещается по объекту, изучая его, а камера (обычно) запечатлевает его целиком и статично. Диапазон чувствительности пленки во много раз уже, чем у глаза. Проявка, печать и прочие этапы вносят в изображение свои поправки.
Понимая, как каждый этап влияет на итоговый отпечаток, мы получаем безграничную свободу творческой интерпретации. Не умея обращаться с инструментом или надеясь на автоматику, мы передаем контроль над результатом технике и тем самым жертвуем замыслом. Под автоматикой здесь я понимаю не только режимы камеры, но и машинальные действия и бездумное следование инструкциям производителя по чувствительности и обработке пленки, например. Советы составлены для усредненных условий и в них дают приемлемый результат. Если он хороший, чаще всего так выходит случайно. Если ваша планка выше среднего, берите инициативу в свои руки и мыслите творчески.
Постепенно разбираясь в диапазоне контролируемых параметров, вы можете мысленно «примерять» их до экспозиции. Зная, что дает каждый этап процесса, пробуйте представить себе сюжет на финальном отпечатке, после съемки и обработки пленки. Можно визуализировать несколько интерпретаций одного сюжета и выбрать одну, лучше других отвечающую художественному замыслу. Естественно, чем лучше развито это умение, тем более детализированным и точным будет результат. Это и определяет творческую эффективность визуализации.
Первая трудность, с которой встречаются начинающие фотографы, – неумение «видеть» полноцветный сюжет в градациях серого. Этот навык приходит не сразу, для его развития есть специальные упражнения. При любой возможности возвращайтесь на место съемки с черно-белой фотографией и сравнивайте ее с натурой. Сразу получить монохромное изображение можно с помощью камеры Polaroid. Она же поможет оценить, как меняются тона при пере- и недоэкспозиции (учтите, что динамический диапазон светочувствительного материала Polaroid очень узок по сравнению с обычной фотобумагой и пленкой, и вносите корректировки. Однако у снимков Polaroid есть свое неповторимое очарование). Я рекомендую просмотровый фильтр Wratten № 90: он нейтрализует цвета и дает представление о глубине и диапазоне тонов панхроматической пленки (чувствительной ко всем цветам спектра).
Следующая трудность для тех, кто учится визуализировать трехмерную реальность на двумерной плоскости снимка, ближе к теме этого издания (управление тонами мы обсудим во второй книге). Камера делает изображение отчасти абстрактным (поскольку «видит» не так, как мы). Например, форма и масштаб предметов на фотографии отличаются от воспринимаемых человеческим глазом. Регулируя параметры съемки, мы управляем оптическим изображением, проецируемым на пленку, которое наблюдаем в видоискателе или на матовом стекле. Хорошо зная характеристики камеры и объектива, можно научиться визуализировать оптическое изображение. В следующих главах я расскажу о некоторых методах, в том числе рамочном видоискателе, которые помогут в этом.
В визуализации нет ничего сложного и таинственного. Многие фотографы визуализируют интуитивно, не сознавая того и никак не называя этот процесс. Некоторым он дается труднее, но с многолетней практикой любой приобретает доскональное знание материала. Надеюсь, мои рассуждения о приемах и практике фотографии и сопутствующие умозаключения помогут быстрее и с меньшим числом неудач освоить аппаратуру, чем методом проб и ошибок.
Естественно, камера 4 × 5 дюймов (10 × 13 см) или 8 × 10 дюймов (ок. 20 × 25 см) требует иного «видения», чем ручная 35 мм. Превосходно, если у фотографа есть свой стиль и он снимает соответствующей камерой. Однако, работая с разными форматами, замечаешь, что восприятие меняется, когда берешь ручную камеру вместо крупноформатной и наоборот. Зная характеристики оборудования, можно использовать его преимущества и свести к минимуму недостатки. Начнем освоение функционала камеры с азов.
Камера-обскура
Самая примитивная камера – светонепроницаемый короб с маленьким отверстием с одной стороны и фоточувствительным материалом с противоположной.
Отверстие проецирует изображение на пленку (см. рис. 1.2), хотя такое качество годится мало для каких целей. Если прикрыть его каким-нибудь аналогом затвора, ограничивающим время экспозиции, и приделать нечто вроде видоискателя, получится простая камера.
Рис. 1.2
Изображение в камере-обскуре
Свет отражается во все стороны от всех частей предмета. Но свет, отраженный от объекта на пленку, ограничен отверстием, которое проецирует круг изображения. Пересекающиеся круги изображения вместе формируют снимок
Рис. 1.3
Сити-Холл, Монтерей, Калифорния
А. Снимок сделан камерой-обскурой с отверстием 0,4 мм. На переднем плане такая же резкость, как на заднем; это типично для камеры-обскуры.
В. Снимок сделан камерой-обскурой с отверстием 0,2 мм. Потеря резкости при уменьшенном отверстии обусловлена дифракцией
Свет от любой точки предмета проходит сквозь отверстие и падает на ограниченный участок пленки. Как видно на рис. 1.2, изображение каждой точки сюжета – это на самом деле кружок. Полное изображение состоит из многочисленных пересекающихся кругов, образуемых всеми точками предмета. Камера-обскура не фокусируется, поэтому изображение нельзя назвать резким.
Резкость можно немного повысить, сузив отверстие: вместе с ним уменьшатся и проецируемые круги изображения.
Но есть предел, после которого уменьшение диаметра повлечет потерю резкости из-за дифракции. Слишком маленькое отверстие порождает другую проблему: очень низкий уровень яркости. Поскольку главная задача при съемке камерой-обскурой – получить резкое изображение, стоит выбрать маленькое отверстие (примерно 0,4 мм в диаметре) и длительную экспозицию. Отверстие диаметром 0,4 мм, расположенное в 25,4 см от пленки, эквивалентно диафрагме f/640 (она пропускает в 16 раз меньше света, чем f/16!).
Поскольку отверстие камеры-обскуры не фокусируется, как объектив обычной камеры, резкость не связана с расстоянием до пленки. Оно влияет только на то, какая часть объекта поместится на пленку, а следовательно, на масштаб изображения. Приближение пленки к отверстию даст более широкий угол обзора (а снимок получится немного ярче и резче за счет уменьшения кругов изображения). Отодвинув ее от отверстия, мы получим узкий угол обзора, что эквивалентно установке длиннофокусного объектива. Еще одно следствие отсутствия фокусировки в том, что все части изображения имеют почти одинаковую резкость (см. рис. 1.4), а глубина резкости буквально не ограничена.
Рис. 1.4
Сити-Холл, Монтерей, Калифорния
А. Снимок сквозь отверстие, расположенное в 150 мм от пленки.
В. Снимок объективом с фокусным расстоянием 150 мм. Резкость заметно выше, а выдержка значительно короче. Геометрия и перспектива у обоих снимков будут одинаковыми, если диафрагма объектива находится в одной плоскости с отверстием камеры-обскуры
Снимки на камеру-обскуру по-своему интересны, и желающим попробовать себя в этом направлении я дам несколько рекомендаций. Для наилучшего результата отверстие должно быть гладким, а материал, из которого выполнена стенка, – очень тонким.
Картон или лист металла более 0,4 мм толщиной даст виньетирование.
Рис. 1.5
Сборка камеры-обскуры
Отверстие проделано в тончайшей золотой фольге, закрепленной в отверстии на диске, который навинчивается на стандартную резьбу для объектива. Чтобы скомпоновать кадр, я снимаю эту конструкцию и устанавливаю максимальное значение диафрагмы. Картинка получается ярче, но менее резкой. Для визирования резкости достаточно
Идеальный материал для стенки с отверстием – сусальное золото, его потом закрепляют на открытой диафрагме. Для экспериментов подойдет обычная алюминиевая фольга. У меня есть набор стенок с отверстиями диаметром около 0,1 мм, идеально круглыми и гладкими, просверленными на токарном станке. Я устанавливаю их перед затвором.
Компоновать кадр можно с объективом с любым фокусным расстоянием, если потом вы разместите отверстие камеры-обскуры в плоскости его диафрагмы. Или используйте апертурный затвор (без объектива): установите минимальное значение диафрагмы, сформировав аналог отверстия камеры-обскуры. Картинка будет ярче, но менее резкой, однако для приблизительного визирования этого достаточно.
Простейшая камера
Заменив отверстие объективом, мы одним махом решаем две основные проблемы. Диаметр объектива заметно увеличивается, и он пропускает больше света, что позволяет сократить время экспозиции. А благодаря функции фокусировки повышается резкость изображения. Однолинзовый объектив (см. рис. 1.6) из-за аберрации не дает идеально резкого изображения. Поэтому во всех камерах, за исключением самых примитивных, используются многолинзовые объективы, в которых аберрации сведены к минимуму. Также нужен механизм фокусировки на разные расстояния.
Рис. 1.6
Устройство камеры. Общие для всех камер компоненты
А. Объектив. Как и отверстие в камере-обскуре, он дает перевернутое изображение.
В. Плоскость пленки. Она должна ровно лежать на определенном расстоянии от объектива для точности фокусировки. Если используется рулонная пленка, камере нужен механизм перемотки. Листовые пленки и фотопластинки вставляют в кассеты, которые крепятся на камеру сзади.
С. Механизм фокусировки. Перемещая линзы объектива ближе и дальше от пленки, наводят резкость на объекты на разных расстояниях.
D. Диафрагма. Изменяя раскрытие диафрагмы, мы регулируем количество света, попадающего на пленку.
Е. Затвор. Им, как и диафрагмой, регулируют количество света, попадающего на пленку.
F. Видоискатель. В рамке видоискателя фотограф видит границы кадра.
Эти детали находятся внутри или снаружи светонепроницаемого корпуса камеры
Для экспозиции через отверстие камеры-обскуры достаточно снять и вернуть на место крышку (или изоленту). При съемке через объектив экспозиция короче и для точности в доли секунды требуется затвор. В простейшей камере это рычаг с пружиной и одним параметром. Сложно устроенные модели позволяют варьировать экспозицию в диапазоне от 1 до 1/500 с (см. главу 6).
Следующая важная деталь камеры, с помощью которой мы управляем количеством падающего на пленку света, – диафрагма. Градуировка ее шкал производится в диафрагменных числах, и соседние значения различаются по светосиле на одну ступень.
С добавлением точного видоискателя и других усовершенствований началась эпоха современных моделей. Они невероятно сложны, и для описания механических и индивидуальных характеристик каждой необходимо отталкиваться от простейшей камеры.
глава 2
малоформатные камеры
Современные малоформатные камеры становятся продолжением глаза, исследующего окружающий мир. Видение и воображение фотографа подстраиваются под течение жизни и быструю смену реалий. Малый формат дает более гибкий взгляд на мир, чем камера прямого визирования. Но в этой гибкости и заключаются основные трудности, поскольку фотографу приходится быстро оценивать движущиеся в кадре элементы и за долю секунды ловить идеальную композицию.