Книга Практическое и продуктивное мышление - читать онлайн бесплатно, автор Александр Фролов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Практическое и продуктивное мышление
Практическое и продуктивное мышление
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Практическое и продуктивное мышление

Практическое и продуктивное мышление


Александр Фролов

© Александр Фролов, 2022


ISBN 978-5-0056-3822-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Рассуждая о мышлении, мы обычно говорим непонятно о чём. Вряд ли большинство людей представляет себе, что такое мышление. И уж подавно – что такое мысль. Отсюда – множество легенд и предрассудков, приводящих, в конце концов, к взаимному непониманию людьми друг друга, а то и просто к раздору со ссылками на «мыслят все!» и «это – для каждого своё». В то же время мозг человека прошёл длинную эволюционную дорогу в развитии и своей структуры, и содержания деятельности в этой структуре. И многое в этой области на определённом уровне уже изучено и выяснено. Эволюция сложила практически у всех людей в принципе равные мыслительные возможности. В результате этого появляется возможность целенаправленно формировать своё мышление таким образом, чтобы успешнее и эффективнее взаимодействовать с миром на протяжении того ограниченного времени, которое отпущено нам природой. Для этого человечество создало систему образования, в первую очередь – общего, чтобы люди могли обмениваться друг с другом продуктами мышления. И, обменявшись – договориться, а договорившись – изменить мир так, чтобы он стал лучше и уютнее для людей. Более того, формирование определённого типа мышления позволяет нам продолжить наше существование в Вечности, оставаясь на Земле в том, что мы создаём благодаря нашему мышлению, вместе с другими людьми и всем миром. Пониманию того, что такое мышление, какое мышление и как надо формировать, посвящена эта книга.

Александр Фролов

Мышление и мысль

Прежде чем вообще о чём-то рассуждать, необходимо ввести необходимые определения понятий, которые мы будем при этом использовать. Эталон научного работника сэр Исаак Ньютон так и начинал практически каждую свою работу – словами «введём необходимые определения». Популярному изложению технологии введения определений понятий посвящена отдельная, специальная книга этой серии – «Понятийность». Здесь же мы используем готовые определения необходимых понятий, сформированные в этой технологии.

Прежде всего, надо понять, где мы живём на самом деле.

Мы живём в действительности, и уже самим своим существованием непрерывно вносим в эту действительность изменения. Что бы мы ни сделали, действительность изменится – в большей или меньшей степени. Для того, чтобы просто выжить, надо контролировать эти изменения, по крайней мере – большинство из них. Мало того: эти контролируемые изменения следует вносить когда надо, куда надо и насколько надо в соответствии с ситуацией. Ситуацией называется совокупность предметов и связывающих эти предметы условий, в которых происходит интересующее нас явление. Ситуации действительности развиваются вне нас. Наши рецепторы посылают в мозг сигналы, при обработке которых он создаёт величины, описывающие важные для нас стороны ситуаций. Вообще любая величина – это мера либо сигнала, поступившего от рецептора и обрабатываемого корой головного мозга, либо наложения взаимосвязанных сигналов от разных рецепторов. Сигналы от разных граней действительности накладываются, а величины складываются в модели этой действительности. Мозг специальными действиями, называемыми обратной связью, проверяет достоверность модели. Если модель достоверна, мы можем контролировать изменения действительности через контроль изменений модели. То есть, живём-то мы на самом деле в мире моделей «ментального пространства» (как его называют психологи и психофизиологи) мозга, что и принимаем за жизнь в действительности. Ну, не может в нашей такой маленькой голове в реальной действительности поместиться круизный лайнер со всей начинкой, на котором мы плывём на Мальдивские острова. Всё, что мы при этом трогаем, едим, целуем и фотографируем – это отображение реальной действительности мира в виртуальной действительности нашего мозга. Процесс или результат преобразования явлений реальной действительности в явления виртуальной действительности нашего мозга называется информацией. Ей будет посвящена отдельная книга нашей популярной серии. Если наши действия приводят к ожидаемым изменениям в реальной действительности, которые доносятся до нас изменениями информационных моделей, наши модели и действия на их основе называются адекватными реальной действительности.

Вот всё, что проделывает наш мозг для наших жизненных представлений о действительности, и есть мышление. При этом речь идёт и о реальной действительности, и о виртуальной, и об их соотношениях. Итак, мышлением называется процесс формирования мозгом моделей действительности, допускающих адекватное внесение в действительность контролируемых изменений. Вы обнимаете любимого человека в реальной действительности. Это значит, что ваша модель себя исполняет модель обнимания модели любимого человека в виртуальной действительности вашего мозга. Это легко проверить. Если любимый человек в отъезде, ваша модель себя всё равно может исполнить модель обнимания любимого человека в виртуальной действительности вашего мозга. Были бы модели адекватны, а то мозг не поверит и откажется обнимать.

Наверное, надо признать, что возможности виртуальной действительности шире, поскольку мы можем создавать для этой действительности адекватные ей модели и жить с ними в ней. Для иллюстрации достаточно фильма «Парк Юрского периода». Да и вообще любого фильма.

Объём информации, получаемой мозгом и обрабатываемой им, просто непостижим. Мозг отображает наблюдаемое нами явление – молния это или объятия – во всех ощущенчески доступных деталях. В результате мозгом формируется модель, которую мы и считаем действительностью. То есть, это наша повседневная, заурядная, сиюминутная, то есть, «однодневная», модель. По-русски – «обыденная модель». Вот давайте и будем пользоваться таким термином для обозначения этого типа моделей. В такой модели чрезвычайно много деталей, факторов, относительную важность которых чаще всего трудно определить. Поэтому принять решение о реакции на ситуацию, тем более – об адекватной реакции, а не наугад, на основании такой модели практически невозможно.

Но ведь реагировать-то надо! Значит, нужна такая модель действительности, в которой остались бы только важнейшие, понятно связанные между собой понятные факторы, отображаемые измеримыми величинами. Что такое «понятность» и как её обеспечить, описано в посвящённой понятийности книге этой популярной серии. Чтобы достичь понятности, надо отбросить маловажные в данном случае детали, пренебречь ими по сравнению с важнейшими. Жизнь с её образованием и опытом научила нас этому. Значит, надо перейти к научной модели действительности. Эта модель предельно груба, но она задаёт основу для выработки реакции на ситуацию.

Дети, дети… Дети – это прекрасно, дети нужны людям, просто необходимы. Как их заполучить? В обыденной модели – надо обеспечить жилищные условия, материальный достаток, встретить любимого человека или хотя бы технически допустимого участника процесса, оформить правовую основу рождения и воспитания. Да мало ли чего ещё надо, какого изобилия разных задач в обыденной-то модели! А в научной модели – нужны две, лучше проверенно здоровые, половые клетки (неважно, как и откуда взятые!) в системе, пригодной для последующего развития результата их слияния. Боже, как цинично! Лучше уж обыденно поэмоционировать, на протяжении остальной жизни неся крест героизма по поводу возможных неудач. Ох, уж эта наука (про неё – тоже в отдельной книге)! Вот такой реальный пример можно привести по поводу моделей действительности.

Итак, понятие «мышление» мы определили. Да и как оно происходит – тоже на контурном уровне описали. Но давайте всё же чётко определим, что представляет собой единичный акт мышления. Не «домыслительных процессов», а именно мышления. И то, и другое, а также их соотношение детально рассмотрены в книге выдающегося советского и американского психолога Льва Марковича Веккера «Психика и реальность. Единая теория психических процессов». Так вот, акт мышления есть мысль – системно организованная совокупность сигналов, последовательно обрабатываемых мозгом в его нейронных сетях, посредством обратной связи поставленная в соответствие с действительностью.

Любое мышление модельно. Мы мыслим моделями. При обыденном мышлении обыденными моделями информация, привнесённая в мозг рецепторами и извлечённая из хранилищ памяти, сливается в непрерывный поток мыслей, хаотичный и неожиданный в своих завихрениях. Мы называем его «потоком сознания». Для того, чтобы реагировать на сложные ситуации, надо хоть в какой-то степени осознанно «остановить» нужную мысль и препарировать её, сделав из обыденной научную. В прямом смысле остановить мысль, конечно, нельзя. Что это такое на самом деле, рассмотрим дальше в этой книге.

Здесь надо сделать одно замечание. Тот же Лев Маркович Веккер сформулировал чрезвычайно важный принцип: нельзя одновременно рассматривать структуру и механизмы деятельности отделов мозга, связанных с мышлением, и содержательную деятельность мозга. Мы постоянно сталкиваемся с модными рассуждениями о «нейронных сетях». Нейроны – это материальные элементы структуры мозга, обеспечивающие его операции по обработке поступивших от рецепторов сигналов. Нейроны образуют чрезвычайно сложную систему, обладающую невероятными информационной ёмкостью и быстродействием. «Нейронные сети» – это способ математического описания такой системы и обработки информации в ней. Короче говоря, на практически реализованную математическую модель нейронных сетей можно «посадить» содержание мышления не вполне трезвой торговки семечками на базаре с её не вполне организованными (уж подавно – понятийно!) целями, проблемами и задачами. Будет ли это искусственным интеллектом? Вряд ли. Лучше «посадить» на эти сети содержание научного мышления. Но для этого надо разобраться, как оно устроено и что такое интеллект. Вот и будем разбираться.

А до настоящего искусственного интеллекта пока что дальше, чем до такой близкой Луны.

Виды мышления

Для большинства людей мышление не просто ассоциируется, а вообще считается синонимом «думанья». Отсюда и расхожее: «Думать умеют все». Давайте последуем технологии введения определения понятий, описанной в посвящённой понятийности книге этой серии. Там вторым шагом, после наименования подлежащего определению понятия, является проведение этимологического анализа слова-имени понятия. То есть, узнавание происхождения этого слова. Вот так мы и поступим. Этимологические словари едины в том, что слово «думать», вероятнее всего, образовано от «дума». А это слово славянскими языками заимствовано у древних готов. У них оно имело смысл «мнение», «суждение». Вот и прикиньте, все ли умеют рассуждать, формировать и иметь своё мнение по нужным поводам. Понятно, что «рассуждать» – это процесс. Процесс чего? Сопоставления. Чего? Информации. Для чего? С целью осознанного формирования суждения, высказывания. Вот в «сборке» и получается: думаньем называется процесс сопоставления информации с целью осознанного формирования суждения. Вряд ли это умеют все. Хотя это и представляется заманчивым: все принимали бы осознанно сформированные решения! По ключевым вопросам, разумеется.

Итак, думанье – по определению всегда мышление, а вот мышление – не всегда думанье. Значит, существуют разные виды мышления, и надо разобраться, какой же из них думанье. Чтобы им-то и заняться вплотную, поскольку оно очевидно главное.

Вспомним, как мы определили мысль. Нейронные сети работают в мозге всех высших животных. У всех у них мозг обрабатывает в этих сетях системно организованные совокупности сигналов. Это уже давно выяснено экспериментально, в том числе и великим физиологом Иваном Петровичем Павловым. А без наличия обратной связи поведение животных не соответствовало бы действительности. И бедные животные все бы умерли от голода, или все были бы съедены теми, у кого с обратной связью всё в порядке. Так, значит, высшие животные мыслят? Разумеется! Только примитивно и специфично, без воображения: увидел – схватил, увидел – отскочил. Вот и называется такой вид мышления наглядно-действенным. Он прежде всех других видов сложился в процессе эволюции. И у человека в процессе его развития этот вид мышления формируется в первую очередь на раннем этапе процесса.

Эволюция пошла дальше, и у некоторых высших животных появилось воображение. В том числе – и у человека. В этом виде мышления сигналы непосредственно от явления действительности совершенно равноценны сигналам, извлечённым из памяти. То есть, формируется модель-образ, инициирующая дальнейшее поведение. Теперь: увидел – представил образ – опознал – схватил. У человека этот этап становления мышления в процессе развития следует за этапом наглядно-действенного мышления. В этих двух видах мышления думанье точно не представляется возможным.

Дальнейшее эволюционное развитие мышления привело к контролируемости вносимых в действительность изменений. Это происходит, с одной стороны, за счёт более глубоких и эффективных привлечений возможностей памяти. С другой стороны – за счёт углубления обратной связи с действительностью. Первое обстоятельство предполагает наличие практического жизненного опыта, зафиксированного в памяти и сопоставляемого с наблюдаемыми реалиями действительности. Поэтому данный вид мышления получил название практического мышления. Оно представляет собой процесс содержательной деятельности мозга, обеспечивающий внесение в действительность неотложных контролируемых изменений. Человек упал в реку с моста – что и как надо делать?

Всплывают знания, умения и навыки, приобретённые в практике предыдущей жизни. Без всякого понимания и всяких рассуждений. Изменять ситуацию надо! Срочно, контролируя её, чтобы не утонуть. Грести надо! Как папа в детстве учил.

Принципиально важно то, что при этом всё происходит без осознания человеком моделей изменений действительности и без словесного описания оснований своих действий. Поэтому изменение действительности на основе практического мышления носит сугубо индивидуально-личностный характер.

Ввиду принципиальной бессловесности практического мышления оно не является думаньем. Следовательно, не является научным мышлением: рассуждений-то по поводу наблюдаемого – нет! А раз невозможны рассуждения – этот вид мышления не может обеспечивать сколь-нибудь долговременное планирование. Этакая вещь в себе.

Практическое мышление – самостоятельный вид мышления. Практическое мышление необходимо – именно оно часто спасает наши жизни. Правда, оно может и ошибаться, прилагая практику, имевшую место в предыдущей жизни, к совершенно новой нестандартной ситуации.

Очень важно понять и принять следующее. Если практическое мышление в принципе бессловесно, как это показали классики психологии, а человек при этом что-то говорит, то его речь столь же принципиально оторвана от мышления и никак содержания этого мышления не отражает. Это особенно надо понимать в образовательном процессе. Да и вообще адекватность изменений действительности на основании практического мышления на среднестатистическом уровне довольно спорна. Тем не менее, практическое мышление является уже чисто человеческой привилегией. Нет его ни у кого из животных.

Осознание и словесное выражение мыслительного процесса и его результатов возможны при продуктивном мышлении. Продуктивное мышление называется так потому, что, являясь, как и практическое мышление, процессом целенаправленной последовательной содержательной деятельности мозга, оно формирует осознаваемые модели действительности и её контролируемых изменений как продукт. Вот это уже думанье! А думательный продукт может быть без существенных искажений передан другим людям с целью согласования с ними совместного внесения изменений в действительность. То есть, если практическое мышление сугубо индивидуально-личностно, продуктивное мышление социально в сущности своей.

Вот в таком порядке, от вида к виду, развивалось мышление в процессе эволюции. Причём присущие именно человеку виды мышления – практическое и продуктивное – складывались в результате филетической эволюции – процесса приспособления вида без образования дочерних видов. Этот процесс, в том числе и применительно к мышлению, прекрасно описан в книге Юрия Ивановича Новоженова «Филетическая эволюция человека». Те, кому это зачем-нибудь нужно, выделяют ещё и другие виды мышления – теоретическое, абстрактное, словесно-логическое, понятийное, образное… Все перечисленные виды являются «подвидами» продуктивного мышления. Можешь передать результаты мышления как продукт – продуктивное. А там, дальше, продолжай классифицировать его как хочешь в соответствии со своими исследовательскими интересами. А то ведь правда, так и непонятно, чем же принципиально отличается словесно-логическое от понятийного, теоретическое – от абстрактного. Так что не будем умножать сущности, как советовал английский философ, знаменитый францисканский монах из Оккама.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги