Книга Новый год и Рождество. Волшебная история зимнего праздника от древности до наших времён - читать онлайн бесплатно, автор Валерия Сергеевна Ильина
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Новый год и Рождество. Волшебная история зимнего праздника от древности до наших времён
Новый год и Рождество. Волшебная история зимнего праздника от древности до наших времён
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Новый год и Рождество. Волшебная история зимнего праздника от древности до наших времён

Валерия Ильина

Новый год и Рождество: волшебная история зимнего праздника от древности до наших времён

Во внутреннем оформлении использованы фотографии и иллюстрации: 5PH, Africa Studio, Aleksandr Kutah, Alena Popova, Alena_Kos, Alexander Hoff mann, Alexander Khitrov, Alexandra Anschiz, ANDREY-SHA74, Angelina Zinovieva, Ann Tur, Anna Chavdar, Arthur Lookyanov, Axel Mel, Creative Nina, Daniel Rajszczak, Dementieva Iryna, Elena Cavallin, Elena Schweitzer, Elena Veselova, Everett Collection, Evgeny Atamanenko, FoodAndPhoto, IgorGolovniov, ILEGRI, illustrissima, iravgustin, Irina Meliukh, Jarek Pawlak, javarman, ju_see, Julia Zavalishina, Juliya Shangarey, Khakimullin Aleksandr, Kleo foto, kotoff ei, Krasovski Dmitri, LiliGraphie, Liliya Kandrashevich, Luba Shushpanova, Mahara, Maria Studio, mariakray, Marina Shanti, Marina Zezelina, MNStudio, Nataliia Melnychuk, Natasha Breen, nelea33, Nikilev, oatawa, Oksana_Slepko, Olga Pink, Olga_Moroz, Oriole Gin, Pasko Maksim, Pichaya Pureesrisak, Pozdeyev Vitaly, Preto Perola, Prostock-studio, Proxima13, Rashid Valitov, rawf8, Sandra Cunningham, Sergey Chayko, Sokor Space, Subbotina Anna, Sylfi da, Tanya49, Tatiana Vorona, TSViPhoto, valemaxxx, Valentina Proskurina, Vera Prokhorova, Victorian Traditions, Vitaly Goncharov, XRISTOFOROV, Yasonya, Yuganov Konstantin, Yulai Studio, Yulia Furman, Zaitsava Olga / Shutterstock.com Используется по лицензии от Shutterstock.com; © mishkom, artvea, ulimi, Stefan_Alfonso, loops7, desifoto, aleksandarvelasevic, Dimitris66 / iStock / Getty Images Plus / GettyImages.ru;


© В.С. Ильина, 2023

© ООО «Издательство «Эксмо», 2023


Предисловие

Два самых любимых у нас праздника – Новый год и Рождество. Атмосфера ожидания чуда, сюрприза, вера в то что все самые заветные желания обязательно исполнятся и все всегда будет хорошо, – вот за что мы их любим. Эти праздники объединяют верующих и неверующих, романтиков и скептиков, дедушек и внуков, президентов государств и малышей-детсадовцев. С Рождеством и Новым годом связано множество добрых примет и традиций – и считается, что желания, загаданные в это время, непременно сбудутся!

Но чудо – это не только исполнение желаний. Радость общения с близкими и друзьями, возможность побродить по зимнему лесу, поехать в новую, неведомую пока страну, впервые в жизни прокатиться на лыжах или коньках, да даже просто посвятить день-другой просмотру любимых фильмов – разве это не чудо? Просто нужно уметь находить радость в самых простых вещах. И зимние праздники позволяют нам это сделать! А самое главное волшебство заключается в том, что они превращают нас, независимо от возраста и характера, в наивных детей, ожидающих сказки.

Одно большое чудо, как пазл, складывается из множества маленьких: аромат елки, яркие упаковки подарков и огоньки гирлянд, любимые блюда, поздравительные открытки: как традиционные бумажные, так и более современные, электронные… Главное – искреннее желание порадовать себя и своих близких.

Дни зимних праздников – особое время. Здесь встречаются прошлое и будущее, любовь и вера, добрые пожелания и уверенность в том, что впереди нас ожидает только счастье и радость!

Глава 1

Чудо праздника: откуда пришли Новый год и Рождество?

Давняя история

– А не пора ли сеять?

– Нет, жаворонок еще не пел!

«Сей ячмень, когда загудит слепень», «Рябина зацветет – пора сеять лен», «Небо в ноябре плачет – за дождем зима приходит»…

В древности взаимосвязь всех явлений в природе казалась людям чем-то удивительным, так же как и извечный мировой порядок: сменяют друг друга времена года, периоды засухи чередуются с сезонами дождей, худеет и вновь становится полной луна. И человек учился жить в согласии с силами природы, наблюдая, сравнивая и, конечно же, обучаясь на собственных ошибках. Когда засеивать поле? Когда будет наиболее благоприятный период для рыбной ловли, охоты, заготовки дров? В какое время мореплаватели больше всего рискуют быть застигнутыми штормом?

Заготовки на зиму делали, военные походы организовывали и свадьбы играли в соответствии с природным круговоротом. Причем везде были свои тонкости!


Елка далеко не сразу стала символом всеми любимых зимних праздников


– А когда и как у вас принято заключать брак? – с интересом спрашивает гость с Востока где-нибудь на рынке по пути из варяг в греки.

– Так по-разному, – ответствуют ему славянские торговцы. – У тех, кто хлеб сеет, – после того как урожай соберут. У тех, кто скот разводит, – когда телят да козлят продадут и мясо заготовят…

Проходят десятилетия, на Руси распространяется христианство. Все важные события в жизни теперь определяются священными книгами. Но вот что примечательно: религиозные праздники почти полностью соответствуют природным циклам, на которые люди обратили внимание тысячи лет назад.

Шу-нумун-а, апин-ду-а, ше-гур-куд – это не волшебные заклинания из книги сказок. Это названия месяцев из самого древнего из дошедших до нас календарей – шумерского. Месяц сева, месяц ухода плуга с пашни, месяц жатвы – именно такие названия там носили отдельные месяцы. Всего их, как и сейчас, было двенадцать. Еще в глубокой древности, задолго до появления христианства, ислама и буддизма, люди пытались создать календари, чтобы упростить и упорядочить свои отношения с природой.

– Мама, а что это гремит на небе?

Вопрос, который задавали своим мамам сотни малышей и в наши дни, и много веков назад.

– Это бог Тор кидает свой молот, – опасливо ежились скандинавские мамы две тысячи лет назад.

– Это рогатый бог Райдзин стучит в барабан, – отвечали японские родительницы.

– Это Перун на что-то прогневался и грохочет палицей, – был ответ славянской женщины.

Во всех древних культурах были свои мифы о происхождении грома и молний, землетрясений и извержений вулкана, похолоданий и засухи: их объясняли тем, что, помимо людей, на земле (а также под землей, на небе, в океане) живут многочисленные божества. Общение с ними возлагалось на жрецов, например волхвов или друидов.


Джон Кольер. Дельфийская жрица. 1891


И все это имеет самое прямое отношение к истории Нового года и Рождества. Потому что корни этих праздников уходят в глубокую древность.

…Прибывает вода в Ниле. На небосводе ярко загорается звезда Сириус, которую египтяне называли Сотис. Из храмов доносятся заунывные восклицания жрецов, по дорогам тянутся вереницы людей с подношениями – они идут чтить богиню Исиду, чьи слезы по вероломно убитому супругу Осирису вызвали подъем воды в великой реке и дали начало новому годовому циклу.

В Древнем Египте Осирис почитался как покровитель подземного царства мертвых, загробный судья, а главное – символ вечного возрождения и обновления. Именно Осирис, как считали египтяне, научил людей земледелию. Он был убит своим злым и завистливым братом Сетом – и впоследствии чудесно воскрес благодаря самоотверженной супруге Исиде. Этот бог стал не только владыкой подземного мира, но и символом мирового порядка, богом смерти и воскрешения. А иллюстрацией к этой истории стали полевые работы: умирает Осирис, уходит под землю – начинается сев. Воскресение бога символизировало появление новых всходов. И так далее. Современные исследователи считают, что образ умирающего и воскресающего бога у египтян впоследствии нашел свое отражение в христианстве.

…Окрестности Афин за несколько столетий до нашей эры. Двое детей, мальчик и девочка, развлекаются тем, что сбивают пожелтевшие листочки с низко свисающих веток плодового дерева. Как легко их сорвать с ветки! Достаточно одного касания! А зеленые листочки пока сопротивляются похолоданию: их стебельки прочно держатся на ветке…


Фрагмент «Книги мертвых» с изображением суда Осириса. XIV в. до н. э.


– Мама, а почему каждый год наступает осень?

– Потому что плачет и горюет о своей дочери Персефоне богиня плодородия и земледелия Деметра, – отвечает женщина, стоящая на пороге дома. – Ее похитил Аид, владыка подземного царства. Деметра так горько плакала, потеряв дочь, что на земле засохли все деревья, цветы и травы, а поля и сады перестали давать плоды. Тронутый просьбами богини и мольбами умирающих от голода людей, Аид разрешил Персефоне покидать его владения, но коварно угостил зернышками волшебного граната – и отныне Персефона обречена вечно возвращаться к нему. С тех пор, когда она покидает подземное царство Аида, Деметра радуется и на земле воцаряется весна. Когда же Персефоне пора возвращаться к супругу, Деметра плачет, предается горю – и наступают осень и зима. Так было за много лет до нас, так будет всегда: всё, даже самое невероятное, вершится по воле богов…

У римлян Персефона именовалась Прозерпиной, и о ней рассказывали схожую историю.


Данте Габриэль Россетти. Прозерпина. 1874


Поистине бесконечен перечень древних богов, связанных с силами природы! У скандинавов почитался Бальдр – покровитель весны и света, у финикийцев – Таммуз, у хеттов – покровитель урожая и годичного цикла Телепину. Входя в храм и несмело обращаясь к статуям и рельефам с изображениями богов, древний человек ощущал себя причастным к могуществу природы, получал надежду на то, что его просьбы будут исполнены.

В Древнем Риме примерно в V веке до нашей эры начали отмечать праздник в честь Сатурна – бога-покровителя земледелия, садоводства и обращения времен, а также защитника всех бедных и обездоленных.

Примерно в IV столетии Сатурналии начали уступать место христианскому Рождеству и Новогодию.

…В Риме наступает 17 декабря (по нашему современному календарю). Весь город, все огромное государство становится с ног на голову. Собран урожай, окончены все основные полевые работы – и римляне начинают славить Сатурна.

– Ио, Сатурналии! – раздаются по всему Риму радостные вопли. В храмах со скульптур бога снимают символические путы – это сигнал ко всеобщему гулянью. Взопревшие жрецы не поспевают собирать приношения горожан: к изображениям Сатурна тащат вино, мед, мясо и разнообразные дары природы. По улицам мчатся свободные от занятий ученики, на площади зычно сообщают о заключении перемирий на границе, на каждом углу играют в кости и прочие азартные игры – в обычное время такие развлечения не поощряются, но во время празднеств в честь Сатурна можно все!


Сохранившиеся до наших дней руины храма Сатурна в Риме (колоннада из восьми колонн справа)


Римские рабы красуются в новых нарядах и праздно шатаются по улице. Ведь во время Сатурналий они меняются местами со своими владельцами. Конечно, в разумных пределах, но самые демократичные хозяева все время, пока длятся празднества, кормят слуг как на убой и исполняют все их желания. Ведь когда веселье закончится, Сатурн обязательно отметит своей милостью тех, кто был добр к бедным и неимущим.

Римляне веселятся, неумеренно едят и пьют (ну в честь Сатурна же можно!), ходят в гости друг к другу и дарят подарки. Именно Сатурналии считаются предком современного Нового года – а заодно и карнавалов с их сменой ролей и безудержным весельем. А главное, с возможностью совершить маленькое чудо, подарив обездоленным хотя бы на несколько дней иллюзию свободы и счастья, а родных и близких порадовав долгожданными подарками.

…Весь Древний Китай залит красным светом. На ветвях деревьев, на крылечках домов, на оградах висят тысячи алых фонариков и свитков из красной ткани. Начинается Праздник весны, который появился здесь в незапамятные времена. Он соответствует второму новолунию после зимнего солнцестояния (да, вот так вот сложно) и выпадает каждый раз на разные числа между 21 января и 20 февраля. Впоследствии в мире его будут называть Китайским Новым годом – и сейчас он довольно популярен не только в Поднебесной.


Красный цвет считается в Китае счастливым, а красные фонарики – надежной защитой от зла


Но что означают фонарики? И почему они именно алого цвета? Ответ снова в мифах. Красный цвет считался защитой от древнего чудовища по имени Нянь (или Нень), имя которого дословно означало «Год». Ему приписывали невероятную прожорливость: Нянь мог съесть не только все припасы, заготовленные на зиму, но и зазевавшихся людей. Но у страшилища было одно слабое место – страх перед красным цветом. Поэтому в дни празднеств в честь обновления природы дома украшали фонариками, свитками и выставляли на крыльцо разнообразную еду, чтобы умилостивить Няня.

Задолго до праздника китайцы начинали уборку дома и закупку провианта и подарков. Обновление нужно было начинать весело, вкусно и… громко. Поэтому во время празднества в Китае с давних времен непременно взрывают всевозможные хлопушки, петарды и фейерверки. Ведь считалось, что шум и веселье отпугивают зло! В наши дни в Китае обычно отмечают два Новых года: свой, традиционный, привязанный к лунному календарю, и обычный, вместе со всем миром, в ночь с 31 декабря на 1 января.

Для удобства даже сами китайцы обычно отмечают наступление нового года в 00:00. Но на самом деле, так как праздник привязан к фазам луны, год завершается вовсе не обязательно в это время!

Календарные фокусы

Вот первый фокус: июль получил название в честь римского правителя Юлия Цезаря: он родился в этом месяце, и после смерти Цезаря месяц переименовали. До того он именовался квинтилис. То есть пятый. Но ведь июль – седьмой по счету месяц! Да, сейчас седьмой. Но до реформ Цезаря год в Риме начинался с марта. А значит, июль был пятым месяцем!

В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь установил, что новый год будет начинаться 1 января. Кстати, этот месяц получил свое название в честь бога Януса – творца, покровителя выбора, вдохновения и всех жизненных начинаний. Янусу молились, чтобы новый год был успешным, принес счастье и достаток. А сам календарь в честь правителя Рима стал юлианским. И так как греко-римская культура оказала большое влияние на историю всей Европы, начинания Цезаря пережили века, и именно 1 января стали отмечать начало нового года в большинстве европейских государств. А вот до появления Рождества как праздника было еще далеко.

Две тысячи лет назад на территории Древней Иудеи, бывшей тогда римской провинцией, зарождается христианство. Путь у этой религии оказался долгим и тернистым. Долгое время в Римской империи христиан, веривших в приход Мессии – Спасителя, сына Божьего, не признавали и обвиняли во всех смертных грехах. Например, при императоре Нероне грандиозный пожар, едва не уничтоживший город, объявили делом их рук. Но в IV веке христианство в Риме начинает приобретать статус основной религии, и уже в хрониках этого времени есть упоминания о праздновании Рождества – того самого дня, когда появившаяся на небе звезда возвестила о чуде: рождении Иисуса Христа. На Руси, где христианство закрепилось как государственная религия только в X столетии, праздновать его начали, возможно, при князе Владимире Святом. Хотя, как и многие другие религиозные праздники, Рождество оказалось тесно переплетено с наследием язычества, например с почитанием духов, что и дало начало Святкам… впрочем, об этом чуть позднее.


Чешская рождественская открытка 1907 года с изображением ангела и рождественской звезды


Старый и новый стиль в календаре – возможность отмечать Новый год дважды!


Расписные своды соборов, огоньки свечей, многоголосое церковное пение – все это создавало особую атмосферу ожидания чуда, веры в непременную победу добра над злом.

Новый год – день окончания старого года и начала нового – долгое время существовал параллельно с Рождеством. Но оба эти праздника приобрели привычный нам антураж – елки, мандарины, салат оливье, подарки – далеко не сразу.

…1582 год. Население сразу нескольких стран Европы пытается осознать странное событие: после четвертого октября сразу наступило пятнадцатое.

«Как? Почему?» – изумляется народ на ярмарочных площадях и в храмах, слушая и пытаясь осмыслить указы, которые зачитывают охрипшие глашатаи. Хотя простой народ больше привык ориентироваться не на письменные календари, а на народные приметы, такая новость, согласитесь, все равно может выбить из колеи!

А объяснялось все так. Папа Римский Григорий XIII выступил с инициативой введения нового календаря, который получит название «григорианский». Эта система счисления была основана на обращении Земли вокруг Солнца. На новый календарь решили перейти потому, что в юлианском была погрешность: продолжительность календарного года по нему получалась на несколько минут длиннее солнечного. Казалось бы, какая разница? А такая, что постепенно накапливались лишние дни и день весеннего равноденствия постепенно сдвигался. А значит, сдвигались также Пасха и некоторые другие важные религиозные праздники! Допустить такое безобразие было нельзя, поэтому решили провести реформу календаря. То есть даты по юлианскому календарю превратились в даты по старому стилю, а григорианский календарь подарил нам новый стиль летоисчисления. Впрочем, не нам, а в первую очередь тем странам, где исповедовался западный вариант христианства – католицизм.


Петр I. Поль Деларош. 1838


А в России, как всегда, все было по-своему!

Много лет Новый год у нас праздновали 1 марта: новолетие связывалось с началом полевых работ, пробуждением природы. Годы же с распространением христианства начали считать от сотворения мира. С конца XV века с Новым годом россиян можно было поздравлять 1 сентября. Тоже своего рода рубеж – начало сбора урожая и подведения итогов. Кстати, в праздновании новолетия также принимала активное участие православная церковь!


Дореволюционная российская рождественская открытка


…Звенят колокола, к стенам Московского кремля стягивается принаряженная знать. Бояре и аристократы занимают места поближе к установленному прямо на Соборной площади аналою с Евангелием и иконами, рядом с которым возведен крытый драгоценными коврами помост. Царь и патриарх в праздничных одеяниях, обойдя площадь с иконами и хоругвями, занимают свои места – начинается продолжительное богослужение: возносятся благодарственные молитвы за прожитый год, молятся о здравии царя и церковных иерархов, потом просят божественного покровительства в году наступающем и служат торжественную обедню.

А в 1700 году, под грохот столь любимых царем Петром I пушек, приход нового года начали отмечать 1 января, по образу и подобию европейских государств.

– Пиши! – велит государь дьяку. – «Великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич… указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года… Да генваря ж в первый день, в знак веселия, друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим… каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу…»[1]


Открытка 1900-х годов, на которой размещено поздравление и с Рождеством, и с Новым годом


Писарь ухмыляется: совсем недавно в честь очередной победы над многочисленными врагами из пушек в Москве палили так, что в половине домов столицы повыбивало окна…

Царь страстно желал поставить Россию вровень с Европой, в том числе и в календарном смысле. Тогда мы жили по юлианскому календарю, и у нас сначала отмечалось Рождество (25 декабря), а потом уже Новый год – 1 января. Годы начали отсчитывать от рождества Христова – на смену 7208 году от сотворения мира пришел 1700-й.

Много лет подряд в Российском государстве, как и в большинстве христианских государств, отмечались и Новый год, и Рождество. Впрочем, справедливости ради отметим: Рождеству уделялось гораздо большее внимание. Население в целом было религиозным, поэтому и церковные праздники были более значимы. Кстати, по этой же причине именины тогда были важнее, чем день рождения. Ведь, принося ребенка крестить, родители давали ему не просто имя, которое им нравится, – они нарекали его в честь определенного святого, чтобы чадо всю жизнь было под надежной защитой.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Указ Петра I от 20 декабря 1699 года. Полное собрание законов Российской империи. Том III, указ № 1736.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги