Александр Шубин
Невидимые конкуренты Walmart
Знакомство
Мы ехали по пустому ночному шоссе, что не характерно для автомобильных дорог США, было около полуночи, за нами неотступно следовал автомобиль. Минут через десять, когда автомобиль включил «мигалки», стало понятно, что это местная полиция, и мы – в США. А дальше все было как в американских фильмах: наши машины стояли на обочине, полицейский подошел через некоторое время и осветил салон нашей машины мощным фонариком. Оказалось, что мы превысили скорость…, как это обычно для русских, хотели быстрее добраться до места.
Так, с погружения в местную жизнь, началась наша пятая поездка – ритейл тур по изучению форматов успешных независимых локальных розничных компаний. В этот раз планы были амбициозные – посетить штаты восточного побережья: Нью-Йорк, Новую Англию, Иллинойс, Индиану. Пристально изучить ритейл западного побережья США, в основном в Калифорнии, заскочить в Феникс, Аризона, чтобы сформировать комплексное представление о локальном независимом ритейле, и сравнить его с предыдущим четырехлетним опытом, который, в основном, был связан с ритейлом на восточном побережье США. Нас интересовал основной вопрос: как на высококонкурентном рынке, где активно ведут бизнес такие гиганты, как Walmart, Kroger, Target, 7-Eleven успешно конкурируют и развиваются локальные частные компании, для которых остается более 40% рынка.
В этот раз, нас больше всего интересовали розничные форматы, их маркетинговые особенности и фишки в торго вых залах. В наш список попали не только небольшие локальные компании, Crosby’s Marketplace, Raley’s (Nob Hill), Heinen’s, Ralphs , Jewel Osco, Bi Rite , Marsh, Stew Leonards, The Fresh Market, но и нише вые компании Whole Foods Market, Trader Joe’s, Wegmans, Rite Aid, Walgreens, Wawa, 7-Eleven. В этих нише вых компаниях мы больший акцент делали на изучение маркетинго вых фишек, но и конечно, хотели зафиксировать те изменения, которые произошли за 3 года. Отдельное большое спасибо по формированию списка и за рекомендацию розничных компаний моим партнерам: Майклу Теслеру из Бостона и Роланду Бергмэну из Феникса.
В этой статье я хотел бы поделиться своими впечатлениями, наблюдениями и размышлениями о локальном ритейле США. Я нисколько не претендую на раздачу рекомендаций, и определение одного правильного пути, как успешно конкурировать с «гигантами», и это, очевидно, не возможно. Каждая компания и среда, в которой она работает, уникальны, даже в рамках России, не говоря уже о сравнении российских и американских розничных компаний. Но, возможно, вы найдете некоторые идеи и фишки, которые вы сможете трансформировать и применить в своих компаниях, чему я буду искренне рад. Свои впечатления и размышления я сгруппировал в отдельные заметки, которые вы найдете ниже. Каждая из них, конечно, может представлять самостоятельный интерес, но все они связаны и создают «стерео-картинку», надеюсь у вас хватить времени и терпения прочитать их все, не обязательно в той последовательности, которая представлена ниже:
Особенности
Они любят свои магазины
Локализация, локализация, локализация
Фокусировка
Ценности имеют значение
Анти Wal-mart
Где женщины в Нью-Йорке покупают продукты
Удобный магазин – это не значит «у дома»
Они любят поесть: вкусно и правильно
«Последний метр» – последняя возможность продать что-то еще
FREE: просто так скидок не бывает
Все в одном месте
Больше времени на покупки
Маркетинговые фишки в торговом зале
Особенности
Прежде чем делится своими наблюдения, я хотел бы сделать некоторые очень важные замечания об особенностях розничного и потребительского рынка США, чтобы, так сказать, синхронизировать пространство координат, и сформировать ландшафт нашего «путешествия».
США действительно очень «плоская» страна, конечно, в терминах архитектуры, мы часто слышим «одноэтажная», но это нужно увидеть, особенно, на западном побережье, а Феникс нас поразил тем, что здесь домов практически не видно из-за кустарников и невысоких заборов… Представьте 5 – 6 млн. человек, проживающих в одноэтажных домах.
Неудивительно, что большинство американских семей имеют автомобили, и не один, что, конечно, предопределяет покупательское поведение. У меня такое ощущение, что средний американец не представляет свою бытовую жизнь без автомобиля – это просто насущная необходимость, а не просто желание. В этом я окончательно убедился, когда отстоял в Лос-Анжелесе в очереди из 50 – 60 человек целый час, при 6 работающих операторах, чтобы взять заранее забронированный авто в аренду.
Американский покупатель очень мобилен, и имеет возможность выбрать место покупки, которое, в наибольшей степени, подходит к его случаю и целям покупки. Например, если ему необходимо сделать мелко-оптовую закупку, скорее всего он поедет в COSTCO. С другой стороны, они очень ценят время, как говорится «время – деньги», и впустую потраченное время на дорогу к магазину, воспринимается очень болезненно. В США сейчас существует очевидный тренд –покупатели стали чаще ходить в магазины и совершать быстрые покупки, чтобы купить свежие или готовые продукты, и потребить их сегодня или завтра.
В этом контексте, классические супермаркеты сейчас переживают непростые времена, их доля менее чем за 10 лет сократилась в два раза с 40% до 20%. Почему? Потому что многие из них не могут предложить правильную ценность: их ассортимент меньше чем в супер-центрах, а цены выше, но до них нужно также ехать и потратить достаточно много времени. При этом важно помнить, что в США супермаркеты, как правило, это достаточно большие магазины, которые занимают площадь 2000 – 3000 кв.м. торгового зала, они располагаются в черте городов, что увеличивает ставку арендной платы на кв.м.
Другим ярким трендом на продуктовом рынке США, который очень важно держать в голове, при посещении и изучении магазинов, является тренд на здоровое питание и здоровый (или как многие называют экологический) образ жизни, который на продуктовом рынке выражается в развитии категорий органических продуктов, продуктов без глютена, и БАД (биоактивных добавок), которые, по месту, отведенному в торговых залах, могут конкурировать с продуктами питания, если не по количеству, то по сумме точно. Заслуженную роль и лидерство в этой области принадлежит Whole Foods Market, который позиционирует себя как «самый здоровый американский магазин продуктов питания», благодаря которому, в том числе и активно развивается этот тренд.
Американские покупатели сильно фрагментированы и дифференцированы. Это, конечно, предопределено как исторически, в США очень много разных этнических групп, многие из которых сформировались из эмигрантов, так и большой дифференциацией доходов, профессией, и различными стилями жизни. Самыми большими макросегментами, на которых сфокусированы многие локальные компании являются мексиканцы (испаноговорящие), афроамериканцы (это, как правило, группы с невысоким уровнем доходов, как только уровень доходов увеличивается, сегментация предопределяется другими критериями, например жизненным стилем и ценностями).
Они любят свои магазины
Как бы это банально не звучало, но это так, они любят свои магазины, причем это проявляется как у персонала магазина, так и у лояльных покупателей конкретного магазина. Заходя в любой из локальных супермаркетов, чувствуешь это в атмосфере магазина: сотрудникам нравится делать свою работу, покупателям совершать свои покупки. Но я не первый день в ритейле и не первый раз в американских магазинах, и у меня нет иллюзий, конечно можно встретить разные истории и разный уровень обслуживания, но такие компании, как правило, не являются успешными, и постепенно уходят с рынка.
Например, во многих успешных локальных супермаркетах много в торговом зале промо выкладки, сочетающей в себе кросс-мерчандайзинг и элементы «искусства», особенно в зонах овощей и фруктов, выпечки, в винном отделе, в косметике. А в сезон пространство возле магазина превращается в сад цветов. Без любви к своему магазину потратить время и приложить свои усилия, сделать, а потом еще и поддерживать такие выкладки просто не возможно. Я вспоминаю разговоры многих директоров российских магазинов, достаточно успешных компаний, которые, кстати, часто поддерживаются и их руководителями, «…это красиво, но это же какие трудозатраты… нашим покупателям это не нужно…».
И это не о клиентоориентированности и лояльности, это больше об отношении к делу, которое трансформируется в отношение сотрудников и отношение покупателей, и атмосферу магазина, в которой чувствуется жизнь. Некоторые локальные российские компания это прекрасно понимают и пытаются изменить отношение к делу. В этом контексте очень хороший пример розничная сеть ТД «АНИКС» в г. Бийск, где Юрий Никитин, один из собственников и генеральный директор, пытается реализовать концепцию «живой магазин».
Локализация, локализация, локализация
Многие ритейлеры как мантру повторяют 3P (Place-Place-Place, или Location-Location-Location), т.е. место, место и еще раз место. Я бы перефразировал это правило в 3L (Localization-Localization-Localization). Каждый магазин локальной розничной сети, которые мы посетили, старается локализоваться и встроиться в локальные сообщества, что является, как нам объяснили местные коллеги, критически важным для успеха в рознице.
Причем это стараются делать и нишевые игроки, Whole Foods Market, Trader Joe’s, и большие компании, такие как Wal-mart. В американском обществе очень важную роль играют сообщества, особенно локальные сообщества, проживающих рядом с магазином людей. Если некоторые люди из данного сообщества ходят в определенный магазин и рекомендуют его, скорее всего большая часть сообщества, будет ходить за покупками именно в этот магазин. Поэтому очень важно для магазина активно участвовать в жизни локального сообщества. Многие магазины это делают через поддержку локальных благотворительных фондов, активно вовлекая покупателей в эти акции. Например, в магазинах Whole Foods Market в городе Newton, покупатель может купить специальный набор питания для школьника, и после кассы положить его в специальную корзину. В конце дня местный фонд поддержки малообеспеченных семей развезет эти наборы нуждающимся семьям района. Или другой пример – у Whole Foods Market в штате Массачусетс есть специальная инициатива поддержки местных фермеров, в рамках которой компания ежегодно закупает на 20 млн. долларов США продукции у местных фермеров. В штате Массачусетс сложно получить лицензию на торговлю алкоголем, так как кроме соблюдения всех процедур, принятых в законодательстве штата, вам придется объяснить локальному сообществу, что вы хорошего сделаете для района, если они разрешать торговать в вашем магазине алкоголем.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги