Книга О евреях, крестьянах и традиционной русской лени. Исторические очерки и комментарии - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Храмов-Тесёлкин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
О евреях, крестьянах и традиционной русской лени. Исторические очерки и комментарии
О евреях, крестьянах и традиционной русской лени. Исторические очерки и комментарии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

О евреях, крестьянах и традиционной русской лени. Исторические очерки и комментарии

О евреях, крестьянах и традиционной русской лени

Исторические очерки и комментарии

Автор-составитель Игорь Храмов-Тесёлкин


ISBN 978-5-0056-4472-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

«О еврееях, крестьянах и традиционной русской лени»

исторические миниатюры


Читаю книгу, которую должен вернуть Татьяне – записку Державина государыне «Мнение об отвращении в Белоруссии голода и устройстве быта евреев». Жук, видно, Гавриила Романыч был ещё тот.

Где-то я слышал, что ходило мнение, что Гавриила Романыч, посланный Государыней разобраться по этому животрепещущему вопросу, получил солидную мзду, чтобы оный вопрос был представлен перед Государыней в выгодном для заинтересованных лиц и кругов свете. Очень похоже на то. Во всяком случае, у меня возникает такое мнение, когда читаю книгу. Уж больно знакомые встречаю мысли.

Все беды, во всяком случае, большинство из них, как считает почтеннейший Гавриила Романович, происходят исключительно от народной лени: «Таковой образ жизни польских крестьян произошёл, кажется, от древней их свободы, что платили тогда весьма лёгкие подати, что поступали в управление от одного арендатора к другому… А оттого, будучи не привязаны ни привычкой, ни доверенностью к помещикам… так сделались ко всему равнодушны и вялы, что похожи на отчаянных…» («Антисемитизм Ломброзо Державин» Москва, издательство Крафт+2003 стр 121 – 122)

Вам это ничего не напоминает, читатель? Точно так же в начале перестройки господа либералы, начиная взламывать систему самой могущественной в мире империи, дружно сетовали: дескать, ну что это за народ такой – совершенно не умеет работать. Ну что с таким можно сделать? Конечно – остаётся уповать на хозяина с твёрдой рукой, который только один и может прийти и навести порядок:

«Поправление крестьянского характера и состояния также должно отнести к попечению владельцев. Им известны их подданных качества, склонности, поведение, имущество, недостатки и всякие потребности. Они могут в них злое исправлять, доброе поддерживать благоразумным наставлением, прилежным назиданием… и должным взысканием; особливо отводить их от праздности, которая есть источник бедности… дабы они, по окончании полевых работ не оставались тунеядцами летних плодов рук своих… возбуждая… похвальное ревнование и любовь к преимуществу, которые возродят потом склонность к трудолюбию, а сие принесёт с собой довольство и изобилие» (Там же, стр 126). А то ишь – урожай собрали да на всю зиму на печь! Тунеядцы!

Ну просто слеза прошибает от такого участия. И чего, спрашивается, крестьяне отвечали на подобную заботу падением производительности труда, а то и восстаниями? Исключительно, вероятно, из врождённых лени и неблагодарности.

Пусть читателя не смущает термин «польских», как традиционно называли не так давно присоединённых к России белорусских крестьян: на Руси – матушке сетование на лентяя – мужика, который урожай собрал, а всю зиму норовит на печи отлежаться, было явлением более чем привычным. Об этом рассуждали народные витии, борзописцы ломали копья и перья, изощряясь в написании толстых статей в толстых журналах и даже, как видим, докладных записок самой императрице, вынужденной после известных событий заинтересоваться вышеозвученным вопросом.

Сами баре – благодетели – надёжа и опора трона, которых, в отличие от крепостных, никто лентяями, как вы понимаете, не называл, предпочитали всё своё основное время проводить в городах. Заботу о состоянии своих имений довольно значительное большинство из них предпочитало перекладывать на арендаторов, три шкуры дерущих с крестьян и доводивших их в прямом смысле слова до голода, который был на святой России – матушке явлением более чем привычным. Об этом были написаны тома. Любопытных я отсылаю к книге митрополита Вениамина Федченкова «Россия между верой и безверием», описавшем своё детство, прошедшее в дореволюционной крестьянской семье, более чем живописно.

Мясо (а чаще – сало) в большинстве семей крестьян (христиан) – кормильцев матушки Руси, ели лишь по большим праздникам. Хлеба хватало в лучшем случае до весны, а то и до Нового года. А потом крестьянин, вздыхая, шёл на поклон к помещику брать в долг, который он, естественно, должен был вернуть с процентами. Смерть от голода была привычным явлением: из родившихся детей доживали до взрослого возраста в лучшем случае половина. Это правда, что рожали сколько могли, но из десяти – двенадцати родившихся доживали до совершеннолетия не больше пяти – шести. Подпольные аборты, как и выражения «плодить нищету», «кормить лишний рот», стали в ходу не при грозном Сталине, а гораздо раньше – ещё в той, дореволюционной матушке – России – Святой Руси. Рабочие руки, столь необходимые в крестьянском хозяйстве и на увеличении количества которых премудрые философы (зарубежное слово аналитики было тогда ещё не в ходу) строили свои оптимистичные прогнозы о будущем России…

Всё имущество более чем в половине крестьянских хозяйств начала двадцатого века было заложено – перезаложено: примерно так же, как в сегодняшней демократической России. Согласно данным опроса, проведённом Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), в 2012 году каждый второй россиянин брал кредит. Кредиты берут на самые необходимые вещи: на покупку зимней одежды, чтобы собрать ребёнка в школу, просто на еду. Примерно треть взявших кредит в какой-то момент оказались просто не в состоянии его вернуть. И это – официальные данные! Нет, я не говорю, что ситуация в России сегодня такая же, как в начале века двадцатого. Она гораздо страшнее. И бодрые заверения типа: «Это один из лучших периодов развития России в её новейшей истории» не должны нас обманывать.

В начале перестройки один из патриотически настроенных публицистов в ответ на традиционные упрёки: вот, дескать, не умеет наш русский народ работать – деньги в наше сельское хозяйство вбухиваем, и всё – как в чёрную дыру, возмутился: это наш-то народ – лентяй? Вы наших русских баб – видели? Знаете, как они пашут? Из них к сорока годам хлещет кровь! А ведь не было тогда, при Гаврииле – то Романыче да государыне – императрице, ни новейших машин, ни самых простых комбайнов, ни электричества и холодильника… много чего не было. А вот помещики – благодетели да арендаторы были! Эх, Гавриил Романыч, Гаврила Романыч, дурак ты, дурак, хоть и проходишь по ведомству великих русских поэтов… Это чтобы не сказать больше. Александр – то Сергеевич куда как умнее тебя был! И не только потому, что писал лучше тебя. Просто был – во всех смыслах – значительно ближе к народу. Потому и писал таким простым, поистине народным языком…

Про великого русского поэта Державина вспомнил я не случайно. Вообще за свою не самую долгую жизнь я всё более и более убеждаюсь, что случайного ничего не бывает.

В самом конце прошедшего тысячелетия, когда Церкви начали возвращать захваченные у Неё после революции святыни, начали возрождаться многие памятные и дорогие русскому сердцу места. Именно тогда – вместе с возрождением монастырей начала появляться в листочках с ассортиментом церковных треб давно забытая строка, о которой после революции, казалось, напрочь забыли: «вечное поминовение».

Скептики, впрочем, уже тогда ворчали, что, дескать, вечного ничего быть не может – на Третий Рим всей душой надеялись, что до конца света стоять будет, а вон что вышло! Неужели история ничему нас так и не научила, и что это за треба-то такая – «вечное поминовение о здравии», когда неизвестно, что с нами завтра будет и надолго ли ещё нам эти самые святыни вернули… Тем не менее многие верующие – у кого средства позволяли – спешили вписать имена свои и своих близких во вновь открытые монастырские помяннички: пусть монахи помолятся – а нам Там всё легче будет… Имя-то потом, в случае чего, можно и за упокой перезаписать. Было бы кому.

Именно тогда мне попался ходивший по рукам адресок возрожденного Варлаамо – Хутынского монастыря, где тогда можно было заказать, пожалуй, самые дешёвые в России требы на вечное поминовение – меньше тысячи рублей за имя. Разумеется, я, как и многие мои знакомые, не преминул этой возможностью воспользоваться и таким образом обеспечить гарантию на монашескую молитву за мою грешную душу. Естественно, после этого мне захотелось узнать о самом монастыре, так и всем, что с ним связано, поподробнее.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги