Ольга Щикальцова
Станица Челбасская: возвращение к духовным истокам
Книга посвящается светлой памяти всех православных казаков – первых жителей станицы Челбасской.
Щикальцова Ольга Ивановна (дев. Тремиля) родилась 03 июля 1965 г. в ст. Челбасской в простой кубанской семье, отец – водитель, мать – агроном. После окончания Челбасской средней школы № 26 в 1982 г. волей судьбы уехала в г. Полтава Украинской ССР и поступила в Полтавский инженерно-строительный институт, который окончила в 1988 г. по специальности «инженер-строитель промышленного и гражданского строительства» с красным дипломом. В 1985 г. вышла замуж, в г. Полтава в 1987 г. родился сын. По распределению работала с мужем в проектном институте «Гипрогражданпромстрой» г. Чернигова Украинской ССР с 1988 г. по 1991 г. После распада СССР с семьей вернулась на Кубань в родную станицу Челбасскую. На родине пришлось переквалифицироваться, с 1993 г. работает диспетчером Челбасского эксплуатационного газового участка АО «Каневскаярайгаз». Основную работу совмещает по возможности с многочисленными увлечениями: цветоводство, вышивание, вязание. С детства интересовалась историей Государства Российского и родной Кубани. С 2010 г. активно ведет краеведческую работу в историко-краеведческом клубе «Память», созданном много лет назад при местном музее. Исследование родословной своей семьи постепенно переросло в изучение истории образования поселения Дурноселовка и казачьей станицы Челбасской. К 130-летию образования ст. Челбасской, которое отмечалось в сентябре 2015 г., подготовила материал на основании архивных документов по истории Рождество-Богородицкой церкви ст. Челбасской, издала книгу «Станица Челбасская: возвращение к духовным истокам». В свободное время для души пишет стихи. Член Каневского отделения Российского общества историков-архивистов, член Российского союза писателей (дата вступления в РСП – 01 ноября 2017 года).
Дорогие челбасяне!
В духовной радости позвольте выразить Вам свои сердечные поздравления с Юбилейным Днем рождения станицы! Этот светлый праздник объединяет всех нас, живущих на этой прекрасной земле. Символом России всегда было народное единство, которое помогало нам выстоять в трудные периоды нашей истории, одержать Великую Победу, не изменить своей православной вере. Желаю Вам продолжать эту святую традицию духовной общности, и пусть Пресвятая Богородица хранит нашу землю от напастей вражеских, даруя ей благоденствие и процветание на долгие годы!
Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы иерей Георгий Голубев
Уважаемые земляки!
От всей души поздравляю Вас с 130-летней годовщиной образования нашей родной станицы! Челбасская – казачья станица, и все события в ее жизни всегда были неразрывно связаны с православной верой. Хочу пожелать, чтобы у нас сложился настоящий, крепкий приход, где люди знают друг друга, заботятся о пожилых, опекают и обучают детей, интересуются историей России и своего родного храма, вместе переживают беды и радости. Эта книга познакомит читателей с историей храма, с судьбами священников и тех, кто раньше молился в Рождество-Богородицкой церкви станицы Челбасской, с традициями казачества, с событиями приходской жизни.
Примите мои искренние пожелания здоровья, мира, трудовых свершений на благо нашей малой родины – станицы Челбасской!
Глава Челбасского сельского поселения
А.В. Козлов 2015 год
1. История земли Кубанской
Страницы истории земли Кубанской – это особые страницы. С гордостью прикасаемся мы к ним и как бы раздвигаем завесу времен, отделяющих нас от истоков христианства, времен апостольских, и слышим первый зов. Путь к познанию истины, свет которой засиял через многие столетия, был очень долог. Кубань во всей полноте познала веру Христову с приходом черноморцев – отважных запорожских казаков. Они отличались особенной религиозностью и приверженностью к православной вере. Это были могучие «рыцари Православия», девиз которых был: «За Веру, Отечество и народ!». Православие с того момента становится надежным оплотом южных границ государства Российского, а православное казачество – верным его носителем. Защищая рубежи нашего Отечества от турок-мусульман и поляков-католиков, они знали цену веры своих предков, готовы были пожертвовать жизнью ради своего народа, свободы и убеждений.
Во время царствования Екатерины Великой (1762–1796 г.г.) во внутренней жизни России вводились более правильное государственное устройство и порядок: страну разделили на губернии, упорядочили административное устройство. Изменения должны были коснуться и ее окраин – областей казачьих войск. После того, как границы России вынесли на побережье Черного моря и реки Кубань, совершенно менялись роль и значение казаков, а также их внутренний быт и условия существования. В 1790 году было создано из запорожцев, возвратившихся после войны из Турции, «черноморское войско». В 1792 году 30 июня Императрицей Екатериной была подписана Грамота на имя Войска верных Черноморских казаков об укреплении на вечное владение занятых Войском земель. Утверждена карта этих земель, расположенных в нижнем течении реки Кубань. В Высочайшей Грамоте отмечалось: «… желая воздать заслугам Войска Черноморского утверждением всегдашнего его благосостояния и доставления способов к благополучному пребыванию, Мы пожаловали в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне реки Кубань от устья ее к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны была река Кубань, с другой – Азовское море до Ейского городка служили границей войсковой земли…. Все состоящие на упомянутой земле всякого рода угодия, в водах же рыбная ловля остаются в точном и полном владении и распоряжении Войска Черноморского… Войску Черноморскому подлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских… Всемилостивше жалуем Войску Черноморскому знамя войсковое и литавры, подтверждая также употребление уже имевших знамен, булавы, войсковой печати… Мы надеемся, что Войско Черноморское, соответствуя Монаршему Нашему попечению, будет не только бдительно охранять границы, беречь храбрых воинов, но и развивать звание добрых и полезных граждан внутренним благоустройством и семейной жизнью».
16 августа 1792 года флотилия под командованием полковника Саввы Леонтьевича Белого отплыла на Тамань, а 25 августа казаки прибыли к Таманскому берегу. В этот день вместе с полковником Белым на Тамани высадились более 3000 человек. Черноморцы заняли по реке Кубань территорию около 30 000 кв. верст[1].
25 августа 1792 года, день высадки на Тамани первой партии черноморцев, стал знаменательным и историческим днем не только в истории Кубани, но и в истории России. Получив щедрый дар императрицы Екатерины Второй – остров Тамань и кубанские земли, черноморцы шли сюда не только защищать русские границы, но и вернуть сюда свет Христовой веры.
На Северном Кавказе к тому времени о вере Христовой напоминали лишь развалины древних храмов и монастырей, сказания и некоторые обычаи местных народов. Население Северного Кавказа, оказавшись в вынужденной изоляции от основных христианских центров, во многом утратило память о своей былой христианской славе. Роковую роль в этом сыграл и кровавый натиск ислама. По приказу турецких султанов войска крымских ханов огнем и мечом искореняли христианство, силой насаждая ислам среди коренных народов. Разрушались христианские храмы, священники и верные прихожане подвергались гонениям.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Тамани.
Это было удивительное время истинных испытаний стойкости казачьей веры и готовности к защите рубежей России! Казаки впервые вступали на земли, по их представлениям, не освященные светом веры Христовой, где не было ни одной церкви, ни одного священника. У них было только одно – упование на милость Божию. Еще не было ни домов, ни крепостей, ни духовенства, но первой была заложена именно церковь. На личные сбережения и средства казаков черноморский войсковой судья Антон Андреевич Головатый в 1792 году начал строительство на Тамани самой первой казачьей церкви. Этот храм, возведенный из камня, был посвящен самому главному празднику черноморцев – Покрову Божьей Матери.
На строительство храма пошел камень, взятый из стен турецкой крепости. Колокол отливали из турецких медных пушек, он был необыкновенным: весил 3 тонны, а звон его слышался за сотни верст. Храм Покрова на Тамани являлся уникальным материальным свидетелем переселения запорожцев на Кубань, наполненным духовным и молитвенным состоянием всех поколений казачьих родов, ее атаманов, старшинств и рядовых сословий.
Многое на Кубани начиналось, как истоки, как родники от духовного величия первого храма: первая кубанская церковно-приходская школа, войсковые молебны, традиции благочестия и Веры. Еще все переселенцы жили в землянках, неудобных пристанищах, а уже возводили свою церковь для молитв об успешных походах и о мирном обитании на возлюбленной земле. Все на Кубани возрождалось с молитвой, так было и так будет!
С церкви начиналось и строительство первых куреней. В городе Екатеринодаре в 1793 году первой была возведена походная войсковая церковь во имя Святой Троицы. На поляне, которая позже стала крепостной площадью, казаки поставили привезенную с собой походную церковь, подаренную князем Григорием Потемкиным. Она представляла собой большую парусиновую палатку, растянутую на деревянных столбах: иконостас[2] был написан на обычном холсте. Чтобы защитить свой единственный на то время храм от дождей и ветров, черноморцы бережно укрыли его деревянным чехлом и камышом, а над одним из столбов укрепили крест. Долго довольствоваться походной церковью черноморцы не могли. Они пришли на Кубань навсегда, и храм Екатеринодару нужен был соответствующий, чтобы, глядя на него, «душа радовалась». Таким храмом стал войсковой собор Воскресения Господня. Более 70 лет красовался под кубанским небом Воскресенский собор, построенный народными умельцами из дерева без единого металлического крепления.
В условиях войн и относительного мира с горскими народами строился казачий быт, развивалась культура, крепли традиции, оберегалась вера. А земля, данная Богом, осваивалась, преображалась и украшалась православными храмами.
На новые необжитые земли почти никто из духовенства не хотел ехать, а казакам срочно требовались священники. Не могли они представить своей жизни без богослужений, таинств и исправления церковных треб.
Тогда предводители черноморского казачества кошевой атаман З.А. Чепега и войсковой судья А.А. Головатый решили растить духовенство из своей же казачьей среды. Постепенно в Черномории увеличивалось казачье духовное сословие.
Воскресенский собор г. Екатеринодара.
В донесении черноморского правительства от 16 декабря 1797 года сообщалось о 23 построенных и строящихся церквах, при которых служили 25 священников и диаконов. В 1824 году состоялось открытие духовного училища в городе Ставрополе, а 20 июля 1846 года для развития богословского образования была учреждена Ставропольская духовная семинария.
Величайшее событие вселенской истории – пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа – не оставляет равнодушным каждое русское сердце, даже далекое от веры. А народ Божий, православный, жаждет разделить радость великого торжества со всем миром. Пристально всматриваясь в летопись прошлого, ясно осознаешь ту Волю, которая и ныне «знаменуется на нас», ибо совершается Милость и Суд на всякое время.
2. Летопись прошлого: от Дурноселовки до Челбасской
Первое упоминание названия «Челбасская» уходит в далекие 1850-е годы. Еще не было отмены крепостного права 1861 года и не существовало поселения со странным названием «Дурноселовка», а на Генеральной карте Кавказского края, изданной при военном сборнике в 1858 году, появилась в Земле Войска Черноморского на реке Челбас почтовая станция Челбаская (с одной буквой «с»). Находилась она на почтовой дороге, проходящей через станицы Каневскую и Стародеревянковскую.
Генеральная карта Кавказского края, изданная в 1858 г.
А с 1875 года сотрудники Управления межевой частью в Кубанской области начали формально межевать земельные участки в юрте предполагавшейся станицы Средне-Челбаской Ейского уезда. Об этом можно прочитать в издании Кубанского Областного Правления «Памятная книжка Кубанской области на 1876 год», отдел второй «Статистические сведения о Кубанской области», раздел «Перечень участков, отмежеванных городам, колониям, монастырям, станицам, селам, аулам и частным владельцам Кубанской области» (ход межевых работ по 01 ноября 1875 года). В юрте предполагавшейся станицы Средне-Челбаской Ейского уезда получили земельные участки лица войскового сословия: на реке Бейсужек – отставной войсковой старшина Феодосий Легин, подполковник Степан Шарап, вдова хорунжего Ткачевского Анастасия, вдова сотника Петренко Ефимия, вдова сотника Левченко Анна, сотник А. Домницкий; на реке Средний Челбас – сотник Тихон Щербина, подполковник Григорий Щербина, есаул Онисим Перекотий, сироты сотника Шрамко Алексей, Наталия и Анна, сотник Михаил Белый, вдова хорунжего Семеновского Устиния и другие.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1,0668 км. Квадратная верста равна 1,138 км2.
2
Иконостас – алтарная перегородка от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещенных икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги