Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. В 2 частях. Часть 1
Авторы-составители Ольга Ельцова, Галина Антонова, Наталья Николаева
Библиотека Воспитателя выходит ежемесячно
© ИП Цветков А.Н., оформление, 2019
© Колл. авторов, текст, 2019
От авторов
Важные задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» согласно ФГОС дошкольного образования – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, а также формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в ДОО.
Эти задачи созвучны традиционной задаче нравственно-патриотического воспитания – воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Именно воспитанию патриотизма как преданности и любви к Отечеству, народу необходимо уделять сегодня, когда Россия переживает один из непростых исторических периодов, большое внимание. Целью патриотического воспитания традиционно считалось формирование и развитие не только любви к Родине, но и патриотического сознания как нравственного, так экологического и эстетического.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем подрастающему поколению с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Необходимо отметить специфические черты народной культуры, это:
– неразрывная связь с природой, со средой обитания;
– открытость, воспитательный характер народной культуры;
– способность к контакту с культурой других народов;
– наличие целенаправленного эмоционального заряда;
– сохранение элементов языческой и православной культуры;
– чувство юмора.
Русская народная культура – это сплав, в котором собрано все, что характеризует русского человека, будь то праздники и обряды, домоводство и образ жизни, наблюдения за природой и земледельческий цикл, устное народное творчество и народные игры, декоративно-прикладное искусство (народные художественные промыслы), т. е. весь круг земного бытия русского человека.
Охватить все эти темы в полном объеме, отразить в педагогическом процессе все, что народ собирал и хранил веками, невозможно, поэтому, как показала образовательная практика, нужно выделить важные составляющие системы работы по приобщению детей к русской народной культуре. При этом следует избегать двух ошибок. Первая — к сожалению, распространенная вульгаризация русской культурной праздничной традиции, т. е. сведение всей работы только к подготовке и проведению народных праздников. Вторая — когда работа сводится только к народно-крестьянским традициям (культура быта – русская изба).
Предлагаем систему работы по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры:
– фольклор (устное народное творчество);
– народные обряды и традиции (культура быта, земледельческий календарь);
– народные промыслы;
– праздничная культурная традиция.
Основная цель системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры – развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту дошкольников. Данная цель может быть достигнута средствами решения следующих задач:
– знакомить детей с различными формами культуры;
– воспитывать отзывчивость на красоту русской природы и народного искусства;
– поддерживать у детей интерес к познанию жизни своих предков;
– содействовать развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;
– формировать духовно-нравственные и патриотические чувства у старших дошкольников;
– развивать художественно-творческую активность.
Данная система работы реализуется через следующие формы взаимодействия со старшими дошкольниками:
– игровые обучающие ситуации (ИОС) как форма эффективной непрерывной образовательной деятельности детей;
– мастерские-студии как форма организации совместной творческой продуктивной деятельности, направленной на развитие ручной умелости;
– детские фольклорные праздники и развлечения как формы культурно-досуговой деятельности в условиях детского сада.
Основу игровых обучающих ситуаций (ИОС) составляет сценарий активизирующего общения. Реализуя его, педагоги решают важные задачи:
– познавательное и коммуникативное развитие детей;
– пробуждение собственной речевой и познавательной активности каждого ребенка;
– приобщение дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Навыки игрового общения, приобретаемые в ИОС, дети смогут свободно переносить и в самостоятельную деятельность.
Один раз в месяц, обычно на первой неделе каждого месяца, во время непрерывной образовательной деятельности в форме игровой обучающей ситуации детей знакомят с существенными признаками этого месяца, народным земледельческим календарем, формируя представление об определенном времени года.
Организация совместной творческой продуктивной деятельности в форме мастерской-студии направлена на развитие ручной умелости.
На второй неделе каждого месяца во время непрерывной образовательной деятельности в форме мастерской-студии у детей формируют интерес к народным промыслам с использованием природного или бросового материала.
Культурно-досуговая деятельность в форме детских фольклорных праздников и развлечений направлена на приобщение дошкольников к праздничным традициям и обычаям русского народа средствами создания специальной событийной среды. Она будет способствовать осмыслению детьми исторического наследия и, конечно же, создавать условия для накопления положительных эмоций.
На третьей и четвертой неделях месяца организуется культурно-досуговая деятельность в форме фольклорных праздников и развлечений.
Если дата народного праздника выпадает на вторую неделю месяца согласно народному земледельческому календарю, совместная творческая продуктивная деятельность в форме мастерской-студии переносится на третью или четвертую неделю согласно календарно-тематическому плану работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Воспитание детей в духе русской культурной традиции – не только средство инициирования личности для духовного и интеллектуального развития, это и профилактика таких деформаций личности, как эгоцентризм, замыкание на вещизме, или пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь. Это попытка реализовать в сегодняшних условиях те традиционные ценности русского народа, благодаря которым он стал великим.
Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к русской культуре
Сентябрь
В древней Руси сентябрь называли зоревик, хмурень, ревун и вересень. Видимо, потому что в это время года еще по-летнему синее небо все чаще затягивали тяжелые дождевые тучи, лес по утрам содрогался от грозного рева «брачующихся» лосей, а вереск, словно назло непогоде, вдруг начинал цвести. Зоревником, зоревиком, зоревом, северняком называли и за то, что нередко бывает пасмурно, холодно.
Народные приметы
• Багровые зори – к ветрам.
• Если небо покраснеет в самое время восхода солнца, в тот же день будет дождь, а если очень рано покраснеет (до восхода солнца), то будет дождь ночью или на следующий день.
• Если заря очень скоро гаснет – к ненастью, в тот же день будет дождь.
• Если на западе облака, а при восходе солнца они разбегаются – будет сухая погода.
• Если утром небо облачно, а при восходе проясняется, в тот день дождя не будет.
• Если солнце восходит большим и как будто горит – будет дождь.
• Если сразу после восхода солнце заходит за облака – будет дождь.
• Если солнце восходит в тумане, днем будет тихо и душно.
Игровая обучающая ситуация «Хоть и холоден батюшка сентябрь – да сыт»
Задачи
Образовательные:
– формировать представление об осени на основе ознакомления с существенными признаками сентября, народным земледельческим календарем;
– расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх;
– развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
Развивающие:
– активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи;
– учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию, развивать образное представление.
Воспитательные:
– воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову;
– развивать эмоциональную сферу.
Словарная работа: сентябрь, жовтень, хмурень, заморозки; голубика, клюква, брусника, брусница, брусена, бруска; кафтан, тулуп.
Форма проведения речевой работы: беседа-диалог.
Оборудование: игрушка-самоделка «веселый кленовый листочек», предметные картинки с изображением ягод, грибов[1], изображения короба и плетеной корзины, муляжи (или наборы предметных картинок) овощей, фруктов, ягод, грибов, картинки с изображением крестьянина в кафтане и тулупе.
* * *Дети (стоя в кругу)
Здравствуй, друг!Как ты тут?Улыбнись ты мне,А я тебе.Педагог. Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что видим. По каким изменениям в природе мы можем понять, что осень, как говорят, уже на пороге, то есть пришла?
Дети смотрят в окно, делятся своими впечатлениями. Педагог беседует с ними о том, что они видят за окном.
Вопросы для обсуждения
• Какая сегодня погода: солнечная или пасмурная, дождливая?
• Какое небо: чистое и синее или хмурое и серое?
• Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?
• Посмотрите на деревья: что изменилось? (Появились желтые, красные листья, некоторые уже упали на землю.)
Педагог. Вот так незаметно к нам пришла осень.
Беседа продолжается на ковре, дети рассаживаются полукругом.
Педагог показывает надетый на руку «веселый кленовый листочек».
Я, ребята, сентябринка —Паутинка-серебринка.Листья крашу в яркий цвет,Лучше красок в мире нет.Поспевать велю плодам,Урожай хороший дам.Наступает первый месяц осени – сентябрь. Он еще несет остатки по-летнему теплых дней, но все больше проступают приметы осени. В древности сентябрь называли «жовтень» – за желтый цвет листвы, «хмурень» – за частое ненастье. Но хоть и холоден батюшка сентябрь – да сыт, недаром же говорят: «Что осенью руками соберешь, то зимой губами подберешь», то есть сыт будешь. А холода не за горами. Сентябрьское солнце, будто устав за долгое лето, все ближе к земле льнет. Дни становятся короче. Люди в селах заняты уборкой урожая. В народе говорят, что «сентябрь без плодов не бывает».
Педагог предлагает детям немного поиграть, подвигаться.
Игра малой подвижности «Овощи-фрукты»
Дети стоят в кругу. Педагог произносит название какого-либо фрукта или овоща, а дети выполняют следующие движения: если называется фрукт, они поднимаются на носочки, при этом тянут руки вверх; если называется овощ, дети приседают на корточки, обхватывают опущенную голову руками.
Педагог. Не только в садах, на полях и огородах убирали урожай, но и про щедрые богатства леса не забывали. До заморозков хорошо собирать грибы. Вкусны прохладные осенние ягоды: голубику, клюква, брусника.
Дети рассматривают иллюстрации с изображением этих ягод. Делятся своими впечатлениями о том, как они ходили в лес, какие ягоды собирали.
Брусника, брусница, брусена, бруска – название этой лесной ягоды связано со словом (глаголом), до сих пор сохранившимся в разговорной речи некоторых деревенских жителей – брусить, бруснуть, то есть, собрав кустик в горсть, сорвать разом все ягоды, растущие на нем. Брусника считается долгожительницей леса, так как отдельные ее кустики (экземпляры) доживают до 300 лет (средняя продолжительность «жизни» ягодного куста – около 100 лет). Задолго до рассвета поднимались люди в первые сентябрьские дни. Небо на востоке еще только серело, а уже спешили деревенские люди с коробами да корзинками к ближайшему лесу. А как не спешить: «Красна ягода поспела, земле кланяться велела». В сентябре и последние грибы в лесу собирали. Раньше так и говорили: «Тот, кто рано встает, – грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой».
Игра «Что в корзинке осень принесла?»
На столе лежит набор предметных картинок или муляжи. Из них дети по очереди выбирают то, что относится к дарам осени, и складывают в приготовленную корзинку. При этом они составляют краткий описательный рассказ о предмете.
Педагог. В середине сентября считалось, что «всяк корешок в свою пору вошел», поэтому «хозяйки – при коровке, девки – при морковке», а мужики по полям картошку копают. Все устали – а ну-ка, помаши целый день лопатой, да не разгибая спины, встань сотни раз на колени. Картошка – хоть и не барыня, да капризна, без земного поклона к ней не подступишься. Дети, а вам приходилось копать картошку?
Выслушиваются несколько коротких рассказов-воспоминаний тех детей, кому доводилось осенью в деревне, поле, на даче вместе с родителями копать картошку. Затем педагог предлагает детям поиграть.
Игра «Огородник и воробей»
Выбираются огородник и воробей, остальные образуют круг, берутся за руки. Огородник поет: «Эй, воробей, не клюй моих конопель, ни моих, ни своих, ни соседовых. Я за ту коноплю тебе ножку перебью». Огородник бежит ловить воробья. Дети его впускают в круг и выпускают из него, огородник может ловить его только за кругом. Поймав воробья, огородник меняется с ним местами или выбираются новые огородник и воробей.
Педагог. Итак, на календаре сентябрь уже последние странички листает. Мужик кафтан на тулуп меняет. Конец сентября – слякотное время, из дома нельзя выйти, «подола не подоткнув». Наступает пора Капустных вечеринок, длящихся две недели кряду. Все члены семьи без исключения с удовольствием готовятся к новой «засолочной» страде (работе). Соседки друг друга своими капустными блюдами угощают и новыми рецептами делятся. Сегодня и мы тоже попробуем сами приготовить салат из капусты по народным рецептам.
Педагог снова приглашает детей к окну.
Заканчивая нашу беседу о сентябре, я хотела бы снова обратить ваше внимание на деревья. Издавна в народе есть такая примета: «Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя». Посмотрите, какая весна ждет нас в новом году?
Дети высказывают предположения, обязательно обосновывая свое мнение.
Есть еще такие народные приметы: «Гром в сентябре предвещает теплую осень», «Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима», «Если листопад проходит скоро, зима будет холодная». У нас сентябрь еще весь впереди, постараемся быть наблюдательными.
По окончании беседы дети под руководством взрослых готовят салат из капусты по народному рецепту.
Рецепт салата «Зимний»
Белокочанную капусту нашинковать, слегка перетереть с солью. Редьку и морковь натереть на терке. Все овощи смешать, сбрызнуть уксусом, посыпать сахаром и солью, заправить майонезом или подсолнечным маслом.
Совместная творческая продуктивная деятельность «Рябина-именинница»
Задачи:
– знакомить детей с русскими народными женскими украшениями;
– развивать мелкую моторику при помощи изготовления бус из рябины;
– воспитывать произвольное внимание, аккуратность в работе;
– способствовать формированию действий пооперационного контроля.
Предварительная работа: рассматривание колосков овса; рассказ педагога об этом злаке; сбор ягод рябины.
Оборудование: иллюстрации с изображением девушек-крестьянок в народной одежде с украшениями, иглы, нитки, ножницы, ягоды рябины.
* * *Педагог. По народному календарю 8 сентября посвящен Наталье-Овсянице, в народе этот день называют «овсяницами». В старину простые люди проводили Овсяницу очень весело. Косари, собравшиеся в этот день косить, приносили хозяину первый овсяный сноп в виде чучела и получали от барина подарки и угощения. Следующий сноп овса несли с песнями в свою избу. Ставили его под образа. Хозяин со своими работниками садился за стол, а хозяйка угощала гостей дежнем – толокном, замешанным на кислом молоке или на воде с медом, а потом угощала овсяными блинами.
Уходя, гости говорили: «За сладкий дежен и за сытные блины спасибо, хозяин с хозяюшкой!»
Где оканчивалась уборка овса, также последний овсяный сноп с песнями уносили с поля, считали: «К этому дню не выкосишь овес – намотаешься до слез», «Не вырастет овес – наглотаешься слез», потому что «не кони везут – овес везет». Деревенские жители заметили, что с 23 сентября начинала поспевать рябина. Она в этот день – именинница. День посвящали сбору рябины и калины. Примечали: «Большой урожай рябины – к морозу».
Загадки про рябину
В сенокос – горька,А в мороз – сладка.Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Рекомендуем использовать: «Овощи»; «Фрукты»; «Ягоды»; «Грибы съедобные и несъедобные». 16 демонстрационных картинок с текстом. М.: ТЦ Сфера, 2018.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги