Книга Система управления ГЧП-проектами «ГЧП-штаб» - читать онлайн бесплатно, автор Э. Ш. Джураев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Система управления ГЧП-проектами «ГЧП-штаб»
Система управления ГЧП-проектами «ГЧП-штаб»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Система управления ГЧП-проектами «ГЧП-штаб»

Система управления ГЧП-проектами «ГЧП-штаб»

Методология управления

Э. Ш. Джураев

Н. Л. Персод

© Э. Ш. Джураев, 2016

© Н. Л. Персод, 2016

© Р. А. Семов, дизайн обложки, 2016


ISBN 978-5-4474-8064-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От редакторов

Постоянно совершенствующийся инструментарий проектного управления в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) ставит перед российскими научно-исследовательскими коллективами целый ряд проблем, связанных с обобщением законодательных практик и практического опыта отечественных компаний в ГЧП-проектах в целях создания всё более совершенных управленческих механизмов.

Под «совершенством» управленческого механизма понимается его способность формировать близкие связи структурных подразделений стратегического, оперативного и оперативного менеджмента компании с целью выработки прозрачных управленческих процедур, эффективной рабочей отчётности, минимизации финансовых и иных издержек в таком сложном виде деятельности, как реализация ГЧП-проекта.

Практическая сложность ГЧП-проекта диктуется, прежде всего, наличием как минимум трех заинтересованных сторон – частного и публичного партнеров в лице, соответственно, подрядчика и заказчика, и общества, воспринимающего результаты проекта, причем интересы указанных сторон могут существенно разниться.

В качестве практиков, неоднократно принимавших участие в управлении проектами ПАО «Газпром», «Сбербанк» и «Роснефть» в Салехарде и Уренгое, Астрахани, Москве и Санкт-Петербурге, команда НИИ корпоративного и проектного управления предприняла результативную, как нам кажется, попытку выработать управленческий механизм в сфере ГЧП.

Методология этого механизма представлена нами в настоящем издании.

«Система управления ГЧП-проектами „ГЧП-ШТАБ“. Методологические основы» содержит подробное описание набора методов (подходов), методик и инструментов управления проектами, которые в совокупности обеспечивают успешную реализацию проекта ГЧП-проекта и достижение его целей.

Предлагаемый документ устанавливает единство терминологии ГЧП-сферы, подробно описывает концепцию государственно-частного партнерства с точки зрения управленческого, юридического, финансового и технологического аспектов и весь – постадийно и пофазно – управленческий процессии систему ГЧП-проекта.

В приложениях даны основные функции участников проекта, шаблоны типовых документов, позволяющих вести всю сопряженную с реализацией проекта отчетность, включая матрицу распределения рисков, устав, типовой план-график, еженедельный отчёт о статусе, карты рисков и проблемных ситуаций проекта, реестры изменений и заинтересованных лиц, и мн. др.

«ГЧП-штаб» является целостной оригинальной разработкой, призванной облегчить работу как отдельных сотрудников, так и целых коллективов, занятых в сфере ГЧП.

Ваши мнения о разработке можно присылать на официальный адрес института.

                                                                           Эльдар Джураев,                 Председатель Наблюдательного совета НИИ КПУ,                                                                IoD Certificate Director                                                                        Наталья Персод,                                                     Заместитель Председателя                                         Наблюдательного совета НИИ КПУ,                                                                                         к. э. н.

Вступление

Обеспечение высоких и устойчивых темпов развития экономики России невозможно без взаимовыгодного партнерства государственных органов власти и бизнеса. За 12 лет работы механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) в России реализовано большое количество проектов, а системного подхода к управлению проектами так и не появилось.

В то время как в западных строительно-инвестиционных группах работа основана на системном и структурированном подходе к управлению проектами, а фактически на шаблонных руководствах к действию, в России, в большинстве случаев, проект реализуется «по ситуации», что зачастую ведет к срыву сроков и проблемам с качеством выполненных работ.

Это происходит в силу отсутствия методологии, создание которой на базе зарубежного опыта и с учетом российской специфики, могла бы значительно повысить эффективность работы проектной команды.

Заботящиеся о повышении капитализации и стабильности акционеры строительных компаний постепенно приходят к выводу, что без долгосрочных инвестиционных проектов и диверсификации по отраслям (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура) у их активов нет будущего. Строительный рынок цикличен, наличие мощностей (которые надо поддерживать и содержать в период сокращения объемов на рынке) не является гарантией их загрузки. Долгосрочные инвестиционные проекты в формате ГЧП/концессий это своеобразные «подушки безопасности» или «спасательные круги», которые помогают сохранить бизнес на плаву в условиях снижения спроса на строительные услуги. Международный опыт показывает, что крупнейшие строительно-инвестиционные группы достигли впечатляющих успехов в бизнесе именно тогда, когда начали системно и всерьез заниматься инвестициями в инфраструктуру. Именно поступления от ГЧП-проектов позволили им диверсифицировать свою деятельность и осуществить инвестиции в различные отрасли экономики – от нефтегаза до телекома.

Настало время и в России стандартизировать и упростить подготовку, структурирование проектов и участие в конкурсных процедурах. А именно – создать в строительных компаниях систему проектных офисов: обособленных и самостоятельных подразделений, имеющих выход напрямую на акционеров, иначе в компании неизбежен конфликт со строительным блоком, у которого иная, более краткосрочная мотивация и менталитет. Кроме того, участие в реализации проектов ГЧП требует высокого профессионализма руководителей проектов и их системной подготовки на всех стадиях жизненного цикла проекта. А значит, для налаживания эффективной работы проектных офисов необходимо создание и внедрение специализированной методологии управления ГЧП-проектами.

Национальная ассоциация инвесторов и операторов дорожной отрасли (НАИОДО) поддерживает создание НИИ КПУ методологии управления ГЧП-проектами. Это первая в нашей стране реальная попытка предложить рынку комплексный подход к управлению ГЧП-проектами на всех стадиях его жизненного цикла, начиная с прединвестиционной стадии и заканчивая стадией передачи объекта ГЧП публичной стороне по завершении проекта.

Можно уверенно сказать, что в сложившихся условиях система «ГЧП-ШТАБ» будет интересна и востребована всеми участниками инвестиционных проектов, реализуемых в формате государственно-частного партнерства.

                                                                                Р. Ф. Яббаров,                Президент Национальной ассоциации инвесторов                           и операторов дорожной отрасли (НАИОДО)                                         Советник председателя правления                                                                           ГК «Автодор»                                         по взаимодействию с инвесторами

1. Общие положения

1.1. Назначение документа

Целью настоящего документа является описание набора методов (подходов), методик и инструментов управления проектами государственно-частного партнерства (ГЧП), которые в совокупности обеспечивают успешную реализацию проекта ГЧП (ГЧП-проекта) и достижение его целей.

1.2. Основные термины и определения





1.3. Концепция государственно-частного партнерства

1.3.1. Комплексный подход НИИ КПУ – «ГЧП-ШТАБ»

В системе управления ГЧП-проектами «ГЧП-ШТАБ» используется комплексный подход, в соответствии с которым объект управления (ГЧП-проект) рассматривается с управленческой, юридической, финансовой и технической точек зрения.


1.3.2. Управленческий аспект

В рамках управленческого аспекта, в ГЧП-проекте выделяется совокупность процессов и инструментов управления ресурсами (финансовыми, материальными, человеческими и др.), использование которых направлено на достижение цели проекта. Управленческий аспект подробно рассматривается в Разделе 3 настоящего документа.


1.3.3. Юридический аспект

В рамках юридического аспекта, осуществляется правовое структурирование ГЧП-проекта для решения следующих основных задач:

1) разработка юридической модели проекта;

2) обеспечение баланса интересов сторон;

3) минимизация юридических рисков и их оптимальное распределение между сторонами.

1) Юридическая модель разрабатывается по результатам анализа следующих параметров проекта:

2) Цель реализации проекта;

3) Потенциальные участники;

4) Собственник объектов;

Финансовые и экономические показатели проекта для участников;

5) Возможная нагрузка на бюджет и обязательства публичной стороны;

6) Требования частного инвестора по минимизации рисков;

7) Требования финансирующих организаций;

8) Сроки реализации проекта;

9) Источники окупаемости;

10) Залоговое обеспечение.

С юридической точки зрения проект может быть структурирован одним из следующих способов:

• путем участия в капитале собственника соответствующего объекта. Основной юридический документ – Акционерное соглашение.

• договорным путем с применением одной их типовых договорных форм соглашения о ГЧП (BOT, BOOT, BOO, BOLT и др.). Основной юридический документ – Соглашение о ГЧП.

Наиболее важными аспектами юридической модели являются:

1) Обеспечение достижения финансового закрытия проекта – ситуации, когда основные участники проекта (инвесторы, публичный партнер, кредиторы) достигают формального соглашения относительно структуры проекта и базовых условий плана финансирования проекта.

2) Подписание сопутствующих соглашений и договоров по проекту ГЧП:

• Прямое соглашение с финансирующими организациями;

• Соглашения о финансировании;

• Субординированные соглашения о финансировании;

• Договоры страхования (страхование строительно-монтажных работ, гражданской ответственности, задержки в пуске объекта (по различным причинам), перевозок грузов и др.);

• Договор аренды земельных участков;

• Договор подряда;

• Договор об эксплуатации;

• Иные договоры по проекту, в отношении которых частный партнер письменно заявил о необходимости их отнесения к договорам по проекту.

3) Детальное описание механизмов разрешения споров в рамках соглашения о ГЧП;

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги