Книга Духовное устремление. Из работ Шри Ауробиндо и Матери - читать онлайн бесплатно, автор Шри Ауробиндо
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Духовное устремление. Из работ Шри Ауробиндо и Матери
Духовное устремление. Из работ Шри Ауробиндо и Матери
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Духовное устремление. Из работ Шри Ауробиндо и Матери

Шри Ауробиндо, Мать

Духовное Устремление

Стремление и отвержение

Есть только две силы, которые в союзе друг с другом могут осуществить то великое и сложное, что является целью наших усилий: постоянное и неослабное стремление, взывающее снизу, и высшая Милость, которая отвечает ему …

Необходима полная и искренняя самоотдача; необходима предельная открытость божественной Силе; необходимо всегда и во всем принимать только Истину, что нисходит, всегда и во всем отвергать ложь ментальных, витальных и физических Сил и Проявлений, которые пока еще управляют земной Природой …

Если за своей преданностью и отречением вы создаете убежище для своих страстей, эгоистических требований и настойчивых витальных желаний, если вы ставите их на место истинной устремленности или смешиваете их с нею и пытаетесь навязать все это Божественной Шакти, то бесполезно взывать к божественной Милости, чтобы она преобразила вас.

Если вы с одной стороны или одной частью своего существа открываетесь Истине, а с другой оставляете двери открытыми для враждебных сил, то тщетно надеяться на то, что божественная Милость пребудет с вами. Вы должны содержать храм в чистоте, если хотите установить там живое Присутствие …

Если вы взываете к Истине, но все же что-то в вас отдает предпочтение ложному, невежественному, небожественному или даже просто не проявляет при этом никакого желания полностью отвергнуть все это, вы всегда будете открыты для атак и Милость отступится от вас. Определите прежде всего ложное и темное в себе и далее неуклонно отвергайте все это – лишь тогда вы по праву сможете взывать к божественной Силе с просьбой преобразить вас.

Не нужно тешить себя фантазиями, что истине и лжи, свету и тьме, самоотдаче и эгоизму будет дозволено сосуществовать в доме, посвященном Божественному. Трансформация должна быть интегральной, а потому интегральным – всеобъемлющим – должен быть и отказ от всего, что ей противостоит.

* * *

Во всем, что совершается со вселенной, за любым действием стоит Божественное в виде своей Шакти, но оно скрыто своей Йога Майей и в низшей природе действует через эго Дживы.

И в йоге также и садхаком, и садханой является именно Божественное; и именно его Шакти – с ее светом, силой, знанием, сознанием, Анандой, воздействуя на адхару и, когда та открывается ей, изливая в нее эти божественные силы, – делает садхану возможной. Но до тех пор, пока низшая природа остается активной, необходимо личное усилие садхака.

Необходимое личное усилие – это тройная работа: стремление, отвержение и самоотдача:

– стремление бдительное, постоянное, непрерывное – умственная воля, сердечные искания, согласие витального существа, воля открыть и сделать податливыми физическое сознание и природу;

– отвержение проявлений низшей природы – отвержение идей, идущих от ума, мнений, предпочтений, привычек, схем – чтобы истинное знание могло найти себе место в безмолвном уме; отвержение желаний витальной природы, ее требований, страстных хотений, ощущений, страстей, эгоизма, гордости, высокомерия, вожделения, алчности, ревности, зависти, враждебности к Истине – чтобы истинные сила и радость могли излиться свыше в спокойное, широкое, сильное и преданное витальное существо; отвержение тупости физической природы, ее сомнений, неверия, омраченности, упрямства, мелочности, лени, нежелания измениться, тамаса – чтобы подлинная непоколебимость Света, Силы, Ананды могла прочно утвердиться в теле, становящемся все более божественным;

– самоотдача, предание себя и всего, чем являешься и что имеешь, каждого плана сознания и любого действия, движения, проявления Божественному и Шакти.

Шри Ауробиндо* * *

Если в человеке семя устремления орошается истинной духовностью, тогда он вырастет в Божество.

* * *

Жить внутри в постоянном стремлении к Божественному – вот что делает нас способными смотреть на жизнь с улыбкой и оставаться в покое, какими бы ни были внешние обстоятельства.

* * *

Когда в нас пробуждено стремление, каждый день приближает нас к цели.

* * *

Стремление – это всегда хорошо, но если к нему примешивается какое-то требование, вы можете быть уверены, что оно не будет удовлетворено.

Мать

Подлинное устремление

Быстрота продвижения вперед, масштаб и интенсивность духовного опыта, значительность достижений – как в начале пути, так и долгое время спустя зависят, главным образом, от устремленности и настойчивости самого садхака. Йога представляет собой процесс восхождения души человека от состояния, характерного для эго, когда сознание поглощено явлениями видимого мира и привязано к преходящим формам, к состоянию, в котором Трансцендентное и Универсальное могут низойти в индивидуальное существо и трансформировать его. Первым определяющим элементом сиддхи является поэтому настойчивость, с которой человек стремится совершить этот переход, интенсивность силы, побуждающей душу обратиться к своей внутренней реальности. Здесь важны устремленность сердца, настойчивость воли, сосредоточенность ума, упорство и решительность в приложении энергии. Идеальный садхак должен быть вправе сказать о себе словами Библии: «Ревность моя о Господе снедает меня». Именно эта «ревность о Господе», утсаха, рвение всей природы в поиске своей божественной реализации, вьякулата, пылкое стремление сердца к обретению Божественного – поглощает эго и сокрушает всю его ничтожность и ограниченность, давая место тотальному переживанию того, к чему оно стремится, того, что, будучи универсальным и трансцендентным, во всех отношениях превосходит даже самую великую и возвышенную индивидуальную личность и природу.

* * *

Но каким бы ни был зов, необходимо твердое решение ума и воли ступить на путь и, как результат, полное и действенное самопосвящение. Принятие новой духовной идеи-силы и, как следствие, возвышенная устремленность всего существа, просветление, духовное обращение или преобразование, поддерживаемое настойчивостью воли и горением сердца, есть важнейший шаг, в котором, словно в семени, заключены все последующие плоды йоги. Сама по себе идея или интеллектуальный поиск чего-то более высокого, чего-то запредельного, сколь бы ни был силен интерес ума, не увенчаются конкретными практическими достижениями до тех пор, пока не будут подхвачены сердцем и волей и не станут единственной желанной вещью и единственным достойным свершением. Ибо истину Духа нужно не просто осмыслить, но воплотить в жизнь, а для этого необходима сосредоточенность всего существа на одной-единственной цели; преобразование, на которое направлена йога, столь глобально, что его невозможно осуществить, опираясь на фрагментарную волю, на малую долю энергии или на колеблющийся ум. Тот, кто ищет Божественного, должен посвятить себя Богу и только Богу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги