М.М. Хохлова, Э.А. Бачурин
Социальная политика
Модуль 1
Теоретико-методологические основы изучения социальной политики
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной политики
Тема 1. Сущность, основные принципы и категории социальной политики
Вопросы для семинара
1. Дайте определение социальной политики и объясните содержание различных подходов к понятию социальной политики.
2. Чем отличается социальная политика, понимаемая в широком смысле, от социальной политики, понимаемой в узком смысле.
3. Определите предметную область, объекты в учебном курсе «Социальная политика».
4. Что вы понимаете под предметным полем социальной политики?
5. Перечислите основные механизмы социальной политики. Как, по вашему мнению, они должны использоваться? Приведите примеры использования механизмов социальной политики в социальной практике.
6. Охарактеризуйте понятие «социальная сфера», составьте схему, характеризующую структуру социальной сферы.
7. Перечислите основные федеральные и региональные целевые социальные программы.
8. Раскройте содержание основных социально-политических категорий.
Задания для семинара
1. Составьте собственное определение социальной политики.
2. Составьте схему, характеризующую структуру терминологии, используемой в социальной политике.
3. Составьте схему, характеризующую систему социальных гарантий в РФ.
4. Охарактеризуйте ключевые цели, задачи, принципы, функции социальной политики.
5. Проанализируйте схему 1 «Подход к содержанию социальной политики».
6. Проанализируйте схему 2 «Социальная политика как механизм регуляции процесса развития индивида и общества».
Темы для дискуссии
1. Роль законодательной и нормативной базы социальной политики как механизма социальной политики.
2. Значение финансового механизма социальной политики.
3. Роль социальных целевых программ как механизма социальной политики.
4. Функции информационного механизма социальной политики.
5. Значение социальных гарантий как механизма социальной политики. 6. Роль социальной политики как механизма регуляции процесса социального развития индивида и общества.
Эссе «Социальная сфера: состояние, проблемы, пути решения»
Студенты дают свою оценку состоянию социальной сферы, описывают наиболее актуальные проблемы социальной сферы. Обязательным разделом эссе являются предложения по решению проблем и совершенствованию социальной сферы посредством применения механизмов социальной политики.
ЛитератураОсновная
1. Лукьянов, В.В. Социальная политика и механизмы управления социальным развитием / В.В. Лукьянов // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. – № 2. – С. 42–45.
2. Осадчая, Г.И. Социология социальной сферы / Г.И. Осадчая. – М.: Академический проект, 2003. – С. 7–14, 99–116, 318.
3. Смирнов, С.Н. Социальная политика: учебник / С.Н. Смирнов, Т.Ю.Сидорина. – М.: Издательский дом «ГУ-ВШЭ», 2003. – С. 5–27. (Социальная политика как научный и учебный предмет.)
4. Социальная политика: учебник / под ред Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2004. – С. 8–38. (Теоретико-методологические основы социальной политики.)
5. Социальная политика: энциклопедический словарь / под ред. Н.А. Волгина. – М.: Академический проект, 2005. – С. 528–548. (Социальная политика, социальная сфера.)
6. Холостова, Е.И. Социальная политика / Е.И. Холостова. – М.: СТИ МГУС, 2000. – С. 4–35. (Теоретико-методологические основы изучения социальной политики.)
Дополнительная
1. Григорьева, И.А. Социальная политика: основные понятия / И.А. Григорьева // Журнал исследований социальной политики. – 2003. – № 1. – С. 29–44.
2. Королев, А.А. Социальная политика: поиски проблемного поля и формирование понятийного аппарата / А.А. Королев // Сотис. – 2008. – № 3. – С. 12–17.
3. Куликов, В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики // В. Куликов, В. Роик // Российский экономический журнал. – 2005. – № 1. – С. 3–17.
4. Мехришвили, Л.Л. Социальная политика как механизм регуляции процесса социального развития индивида и общества / Л.Л. Мехришвили // Сотис. – 2006. – № 4. – С. 6–15.
5. Романов, П.В. Социальные изменения и социальная политика / П.В. Романов // Журнал исследований социальной политики. – 2003. – № 1. – С. 45–67.
6. Ярская, В.Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа / В.Н. Ярская // Журнал исследований социальной политики. – 2003. – № 1. – С. 11–28.
Тема 2. Социальная политика в системе общественных отношений
Вопросы для семинара
1. Раскройте дефиницию понятия «социальная безопасность».
2. В чем состоит сущность социальной безопасности?
3. Что такое социальная напряженность?
4. Раскройте и охарактеризуйте признаки социальной напряженности.
5. Раскройте и охарактеризуйте формы проявления социальной напряженности. Приведите конкретные примеры.
6. Приведите примеры результатов социологических исследований, характеризующих социальные настроения людей, социальную напряженность.
7. Раскройте содержание стадий развития социальной напряженности.
8. Какие выделяют уровни социальной напряженности?
9. Объясните взаимосвязь социальной безопасности и социальной напряженности.
10. Охарактеризуйте основные показатели социальной напряженности.
11. Перечислите объекты и субъекты социальной безопасности.
12. На каких уровнях должна осуществляться социальная безопасность?
13. Раскройте сущность понятия «социальная проблема».
14. Выделите признаки социальной проблемы.
15. Опишите критерии решения социальных проблем средствами социальной политики.
16. Какие показатели входят в комплексный показатель «уровень жизни»?
17. Какие показатели определяют «качество жизни»?
18. Что такое индекс потребительских настроений?
Задания для семинара
1. Нарисуйте схему классификации объектов социальной безопасности.
2. Предложите меры по обеспечению социальной безопасности с точки зрения социальной политики.
3. Оцените примеры напряженности обстановки в порядке возрастания и дайте названия: «стабильная обстановка», «социальный всплеск», «структурный кризис», «режимный кризис», «социальный кризис»:
а) кризис социально-политической системы как целого;
б) кризис отдельных уровней и звеньев управления;
в) единичное кратковременное явление, связанное с резким ухудшением положения в одной из областей общественной жизни и проходящее, когда кризис разрешен или конфликт исчерпан;
г) состояние, характеризующееся активным решением социальных вопросов, уверенностью в завтрашнем дне, стабильностью функционирующих государственных и общественных структур;
д) полное разрушение всех властных структур, свержение силовым путем существующего политического строя, анархия и правовой беспредел.
4. Проанализируйте данные, приведенные в табл. 1–3 (см. прил. 1), сравните уровень социальной тревожности в России с уровнем других стран.
Задания для работы в группах
Зафиксируйте и опишите наиболее актуальные социальные проблемы г. Красноярска и предложите их решение с точки зрения социальной политики. В качестве социальных проблем могут быть предложены следующие: безработица, беспризорность и безнадзорность детей, инвалидизация населения и т.д.
Темы для дискуссии:
1. Роль социальной политики в обществе.
2. Значение социальной политики в обеспечении социальной безопасности государства, общества и личности.
3. Роль социальной политики в предупреждении и снятии социальной напряженности.
4. Роль социальной политики в решении актуальных социальных проблем современного общества.
5. Роль социальной политики в повышении уровня и качества жизни. 6. Социальная справедливость как социально-политическая цель и критерий социальной политики.
Эссе «Социальная напряженность: показатели и рекомендации для снижения»
Студенты описывают по основным критериям ситуацию, характеризующую социальную напряженность в обществе. В качестве критериев предлагаются следующие: отношение к властям, уровень конфликтности в обществе, показатели демографической ситуации, уровень и качество жизни. После описания состояния социальной напряженности в обществе студенты предлагают рекомендации по снижению социальной напряженности в обществе средствами социальной политики.
ЛитератураОсновная
1. Бурджалов, Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком / Ф.Э. Бурджалов. – М., 1998. – С. 26 –30. (Роль социальной политики в решении социальных проблем.)
2. Волгин, Н.А. Социальное государство: учебник / Н.А.Волгин, Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – С. 135–143. (Международные и отечественные термины, критерии и измерители достойного уровня жизни.)
3. Иванов, С.Ю. Социальная напряженность: факторы скрытой угрозы / С.Ю. Иванов, А.Н. Крестьянинов // Труд и социальные отношения. – 2006. – № 1. – С. 73–83.
4. Симонова, Т.М. Социальные проблемы в социологии и в социальной работе: определение, анализ, решение / Т.М. Симонова. – СПб.: Роза мира, 2005. – С. 83–98. (Гл 2.3. Решение социальных проблем.)
5. Социальная политика: учебник / под ред Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2004. – С. 56–72, 349–366. (Социальная трансформация и социальная безопасность. Пути стабилизации и повышения уровня жизни населения России.)
6. Социальная политика: энциклопедический словарь / под ред. Н.А. Волгина. – М.: Академический проект, 2005. – С.516–519. (Социальная безопасность.) – С. 251–255. (Качество жизни.)
7. Сухов, А.Н. Социальная психология безопасности / А.Н. Сухов. – М., 2002. – С. 44–95. (Социальная безопасность.)
8. Филиппенко, С. Уровень и качество жизни населения как показатель социально-экономического развития региона / С. Филиппенко // Социальная политика и социальное партнерство. – 2008. – № 8.– С.59–65.
9. Хохлова, М.М. Социальная безопасность: учеб. пособие / М.М. Хохлова, И.В. Плющ. – Красноярк: РУМЦ ЮИ, 2006. – С. 7–20, 20–77. (Сущность и содержание социальной безопасности. Безопасность общества. Безопасность государства. Безопасность личности.)
Дополнительная
1. Балацкий, Е.В. Факторы удовлетворенности жизнью: измерение и интегральные показатели / Е.В. Балацкий // Мониторинг общественного мнения. – 2005. – № 4. – С. 42–52.
2. Бедность в путинской России (мониторинг мнений: октябрь–декабрь 2007) // Мониторинг общественного мнения. – 2007. – №4. – С. 85–87.
3. Результаты опросов, проводимых Аналитическим центром Ю. Левады Независимого института социальной политики по заказу Фонда «Индекс потребительских настроений». – Режим доступа: www.socpol.ru. – С. 1–6.
4. Роик, В. Утверждена новая потребительская корзина: насколько улучшится жизнь россиян? / В. Роик // Человек и труд. – 2006. – № 5. – С. 19–23.
5. Социальные настроения Россиян летом 2007 года (мониторинг мнений: июль-сентябрь 2007) // Мониторинг общественного мнения. – 2007. – № 3. – С. 48–49.
6. Социальное самочувствие россиян в первом полугодии 2006 года (мониторинг мнений: июнь-август 2006) // Мониторинг общественного мнения. – 2006. – № 3. – С. 58–59.
7. Федосеев, В.В. Количественные индикаторы определения социальной напряженности / В.В. Федосеев // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 5. – С. 47–52.
Тема 3. Основные парадигмы и приоритеты социальной политики в России и за рубежом
Вопросы для семинара
1. Назовите подходы к классификации моделей социальной политики.
2. Назовите основные модели социальной политики.
3. Охарактеризуйте упреждающую и запаздывающую социальную политику. Приведите примеры проявления упреждающей и запаздывающей социальной политики.
4. Приведите примеры проявления долговременной, текущей и ситуативной социальной политики.
5. Назовите функции социальной политики на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.
6. В чем состоит особенность и характерные черты патерналистской модели социальной политики?
7. Выделите преимущества и недостатки основных моделей: социалистической, социал-демократической, консервативной, либеральной.
8. Охарактеризуйте «Бисмарковскую модель» социальной политики. 9. Раскройте сущность «Бевериджской» модели социальной политики.
Темы для докладов
1. Шведская модель социальной политики.
2. Модель социальной политики в Германии.
3. Американская модель социальной политики.
4. Модель социальной политики в Великобритании.
5. Модель социальной политики в современной России.
6. Модель социальной политики в СССР.
Задания для работы в группах
Обсудите и предложите оптимальную модель социальной политики в России, учитывающую состояние современных социальных проблем; проблемы, связанные с переходом России к рыночным отношениям; уровень социальной напряженности в обществе; реализацию социальных реформ; переход от длительно существовавшей социалистической модели социальной политики.
Эссе «Модели социальной политики и их реализация в ХХI столетии»
Студенты излагают модель проведения социальной политики в конкретной стране, рассматривают особенности данной модели и соотносят элементы модели с возможностями социальной политики в ХХI веке.
ЛитератураОсновная
1. Волгин, Н.А. Социальное государство: учебник / Н.А.Волгин, Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – С. 117–131. (Модели социального государства; развитие социального государства в России и за рубежом.)
2. Григорьева, И. Модели социальной политики в современном обществе: одна, две или больше? / И. Григорьева. – Режим доступа: www. dialogvn.ru. – С.1 –12.
3. Денисова, И.П. Социальная политика: учебник / И.П. Денисова, Л.Р. Клиновенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 36–70. (Модели социальной политики.)
4. Калашников, С.В. Функциональная теории социального государства / С.В. Калашников. – М., – С. 86–97. (Типы и виды социальных государств в их историческом развитии.)
5. Социальная политика: энциклопедический словарь / под ред. Н.А. Волгина. – М.: Академический проект, 2005. – С.356–359. (Модели социального государства.)
Дополнительная
1. Аникин, В.А. Жизненные проблемы россиян и их запросы к социальной политике / В.А. Аникин // Социс. – 2006. – № 12. – С.15–21.
2. Максимова, А.Н. Модели социальной политики зарубежных стран и выбор России / А.Н. Максимова. – Режим доступа: www.nic.pirit.info.
3. Милецкий, В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России / В.П. Милецкий. – СПб., 1997. – С. 82–104.
4. Пастухов, В.Б. Новые формы социальной политики России / В.Б. Пастухов // Общественные науки и современность. – 2006 – № 3. – С. 46–52.
5. Роик, В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России / В.Д. Роик // Государственная власть и местное самоуправление. – 2006. – № 10. – С. 27–38.
6. Сморчкова, В. Обзор особенностей социальной политики США и Канады / В. Сморчкова // Социальная политика и социальное партнерство. – 2008. – № 9. – С. 70–74.
7. Тихонова, Н.Е. Оптимальная модель социальной политики в массовых представлениях / Н.Е. Тихонова // Социс. – 2006. – № 12. – С. 9– 4.
8. Лундстрем, Т. Добровольческий сектор в социальном государстве социально-демократического типа: на примере Швеции / Лундстрем Т. // Журнал исследований социальной политики. – 2004. – № 4. – С. 509–533.
9. Торлопов, В.А. Основные модели социального государства / В.А. Торлопов // Человек и труд. – 1998. – № 6. – С. 8–12.
10. Чикалова, И. У истоков социальной политики стран Западной Европы / И. Чикалова // Журнал исследований социальной политики. – 2006. – № 4. – С. 510–525.
Модуль 2
Субъекты социальной политики
Раздел 2. Многосубъектность социальной политики
Тема 4. Характеристика основных субъектов социальной политики
Вопросы для семинара
1. Дайте определение понятий «объект», «субъект» социальной политики. Охарактеризуйте признаки субъекта социальной политики.
2. Перечислите и охарактеризуйте основные субъекты социальной политики.
3. Какими признаками обладает «пассивный» субъект социальной политики?
4. Выделите признаки трех секторов социальной политики – государственного, негосударственного, коммерческого.
5. Перечислите и проанализируйте функции государства как субъекта социальной политики.
6. Охарактеризуйте взаимодействие федеральных и региональных субъектов социальной политики. Проанализируйте полномочия государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления в области социальной политики.
7. Раскройте понятие «неправительственные некоммерческие организации».
8. Перечислите формы, функции НПО.
9. Приведите примеры способов взаимодействия государства и НПО в социальной сфере.
Задания для семинара
Прочитайте и проанализируйте социальные программы политических партий. Выделите основные направления деятельности политических партий в социальной сфере, позволяющие характеризовать их как субъектов социальной политики (Единая Россия, ЛДПР, КПРФ).
Темы для докладов
1. Опыт деятельности общественных организаций как субъектов социальной политики (на примере общественных организаций России и Сибири).
2. Опыт деятельности социальных фондов как субъектов социальной политики (на примере социальных фондов России и Сибири).
3. Опыт деятельности социальных служб как субъектов социальной политики (на примере социальных служб России и Сибири).
4. Опыт реализации волонтерского движения как субъекта социальной политики (на примере волонтерского движения России и Сибири).
Темы для дискуссии
1. Роль государства в социальной политике. Особенности государства как субъекта социальной политики и его обязанности в этой сфере.
2. Роль негосударственных субъектов – институтов социальной политики.
3. Роль пассивных субъектов в реализации социальной политики.
4. Роль профсоюзных объединений как субъектов социально-трудовой политики.
5. Роль коммерческого сектора как субъекта социальной политики.
ЛитератураОсновная
1. Константинова, Л.В. Становление общественного сектора как субъекта социальной политики: опыт концептуализации и анализ реальных практик / Л.В. Константинова // Журнал исследований социальной политики. – 2004. – № 4. – С. 447–468.
2. Михеев, А.В. Некоммерческие организации в системе социального партнерства / А.В. Михеев // Труд и социальные отношения. – 2003. – № 4. – С. 120–126.
3. Новиков, М.Л. Участие НКО в решении социальных проблем современного общества: мировой опыт, российские проблемы, примеры из области решения задач по трудовой занятости людей с инвалидностью / М.Л. Новиков // Информационно-аналитический портал socpolitika.ru
4. Пшеницина, О.В. Общественные организации как субъект социальной работы / О.В. Пшеницина // Социс. – 2000. – № 6. – С. 135 – 137.
5. Римшайте, Э. Метаморфозы неправительственных организаций – от благотворительности к рынку услуг / Э. Римшайте, Л. Жалимене // Журнал исследований социальной политики. – 2004. – № 4. – С. 486–503.
6. Семеняченко, А. Участие бизнеса в социальном обустройстве и развитии территорий / А. Семеняченко // Социальная политика и социальное партнерство. – 2008. – № 8. – С. 32–38.
7. Социальная работа и гражданское общество: коллективная монография / под ред. И.А. Григорьевой, А.А. Козлова, В.А. Самойловой. –
СПб.: Международный проект, 2006. – С. 140–190. (Роль НПО в решении проблем повседневной жизни.)
8. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / под ред. С.В. Кукушина. – М. – Ростов н /Д: ИКЦ «МарТ», 2003. – 332 с.
9. Торлопов, В.А. Роль некоммерческих организаций в формировании гражданского общества / В.А. Торлопов // Труд и социальные отношения. – 2003. – № 1. – С. 116–124.
10. Чирикова, А. НКО: появится ли в России новый игрок на поле социальной политики? / А. Чирикова // Информационно-аналитический портал socpolitika.ru
Дополнительная
1. Новиков, М.Л. Участие НКО в решении социальных проблем современного общества: мировой опыт, российские проблемы, примеры из области решения задач по трудовой занятости людей с инвалидностью / М.Л. Новиков. – Режим доступа: www. rabota.perspektiva-inva.ru
2. НПО в Санкт-Петербурге: информационно-аналитический отчет материалы к форуму «Социальный Санкт-Петербург: новые решения». – СПб.: РНО, 2004 (разделы 2.2, 2.3, 2.12, 3.7, 4.2).
3. Повседневность некоммерческих организаций. – ФОМ, 2001. – Режим доступа: www.bd.fom.ru/report/map/go010101/
4. Скворцова, А.Я. НПО в России и их роль по социальному включению // Актуальные проблемы социальной работы: сборник статей / А.Я. Скворцова / под ред. О.И. Бородкиной, И.А. Григорьевой. – СПб., 2005.
Дополнительная литература для доклада «Опыт деятельности социальных служб как субъектов социальной политики (на примере социальных служб России и Сибири)»
1. Абрамова, Е.А. Опыт социальной поддержки несовершеннолетних матерей в Алтайском крае / Е.А. Абрамова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2002. – № 4. – С. 80–85.
2. Гнитько, Л.П. Опыт организации «Школы сознательного родитель-ства на базе Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями / Л.П. Гнитько // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2007. – № 2. – С. 24–28.
3. Дубова, О. Опыт адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы / О. Дубова // Социальная работа. – 2007. – № 1. – С. 48–53.
4. Зачинаева, В.А. Опыт центра «Надежда» г. Северобайкальска Республики Бурятии по интеграции детей с ограниченными возможностями / В.А. Зачинаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – № 3. – С. 66–69.
5. Иванов, А.Л. Опыт Всероссийского реабилитационного центра по социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших тяжелые ранения и увечья при выполнении служебного долга в Чеченской Республике / А.Л. Иванов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2003. – № 4. – С. 21–35.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги