Александр Волобуев
500 загадок обо всём для детей
От автора
К систематической работе над загадками я пришел не сразу, хотя первые из них появились давно, в середине 60-х гг. прошлого века.
Больше всего детям нравятся загадки. На вопрос: «Хотите отгадывать загадки?» они дружным хором отвечают: «Хотим!» У ребят загораются глаза, и уже на половине текста они начинают с нетерпением поднимать руки, чтобы их спросили, вскакивать с мест, выкрикивать отгадки.
Загадок написано более 600. Нередко я их писал в транспорте по дороге на работу: в метро, автобусе, трамвае, записывал их на случайных листках бумаги. Сочинив сотни поэтических миниатюр, я решил привести их в порядок, расположить по определенной системе.
Что такое загадка? В 4-томном «Словаре русского языка» и 20-томном «Словаре современного русского литературного языка» объясняется так: «Краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно узнать, разгадать» или: «Вопрос, задача, требующие разрешения; то, что неясно или непонятно».
В «Большом энциклопедическом словаре» загадка определена как «Жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
Не буду останавливаться на истории загадок, их значении в народной жизни, в их пользе для развития сообразительности, образности, ритмике и динамичности и других художественных особенностях этих произведений – здесь я хочу сделать акцент на их классификации.
Сначала рассмотрим просто загадки, т. е. такие, в которых нет каких-либо характерных особенностей, необычных приемов – это загадки-вопросы, или стихотворные вопросы. От загадок в прозе они отличаются только стихотворным построением:
Что такое – с тонкой, хрупкойИ овальною скорлупкой?А в гнезде оно, смотри,Раскололось изнутри.(Яйцо.)Еще один вид загадок – загадки-сравнилки. В них отгадка сопоставляется с другим предметом, понятием, явлением, имеющим и общий признак. Сравнение – вид тропа, в котором одно понятие проясняется через сопоставление с другим и изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку для выявления в объекте сравнения новых, важных свойств. Обычно используются слова «как», «словно», «будто», «точно», «подобно», «похоже». При этом применяются творительный, винительный и родительный падежи. Довольно часто прибегают к метафорам. Это – прямые загадки-сравнилки:
Над землей летит как самолет,Вверх взлетает круто – как ракета.Стрекозиный хвост его несетНебольшой пропеллер. Что же это?(Вертолет.)Отрицательные загадки-сравнилки (противопоставлялки) построены по принципу отрицательного сравнения. «Отрицательное сравнение – особая форма образного сравнения, в котором дается не сопоставление одного предмета с другим, как это делается во всяком прямом сравнении, а противопоставление одного предмета другому. О.з.-с. – любимый стилистический прием в русской народной поэзии…» (А. П. Квятковский «Поэтический словарь»). В таких загадках либо отвергаются какие-то свойства, признаки предмета, либо даются совпадающие признаки, но этот предмет не признается, а последовательно исключаются предметы со сходными свойствами, качествами:
Мягкий он, но не подушка.Скачет он, но не лягушка.Круглый он, но не арбуз,С ним играет карапуз.(Мяч.)Следующий вид загадок – загадки-зарифмовки, или досказалки. В них слово-ответ рифмуется с концевым словом другой строки (чаще – предпоследней), помогающим подобрать нужную отгадку:
Он – растение огородное,Его листья сырыми едят,А еще он – блюдо холодное,Называется также…(салат).Интересный вид загадок – загадки-оговорки. Они во многих изданиях располагаются под рубриками «Буква заблудилась» или «Найди ошибку». В словах вместо нужных букв ради шутки ставятся другие, искажающие смысл фраз, обычно выделяемые в тексте:
У косы есть хвост и рожки,Воду пьет коса из плошки.(Коза.)Когда слово с неправильной буквой ставится в рифму, получаются загадки-нескладушки.
Здесь и далее используется алогизм – стилистический прием, при котором намеренно нарушаются логические связи для создания комического эффекта. Причем отличаются ключевые слова не одной буквой, а несколькими:
Чтобы жулик влезть не смог,Служит нам дверной сапог(замок).В следующих двух группах шутливых загадок-зарифмовок рифмуются уже не оба варианта ответа – правильный и ложный, – а только один из них. Однако правильный ответ в них будет зарифмован, с отгадками они становятся обычными стихотворениями:
Хлеб держа, сказал Егорка:– Очень вкусно пахнет кошка (корка).В распространенных, встречающихся во многих изданиях загадках-обманках, наоборот, рифмуется только неправильный ответ (он может лишь подразумеваться, но может быть и вписан). Здесь явная попытка обмануть, запутать отгадывающего, подсказать, «подсунуть» ему ошибочное решение, так как правильная отгадка со строчками совершенно не в рифму. Вот пример, когда неправильный ответ подразумевается:
В третьей партии подрядКоролю я ставлю мат.Так у Коли и у СашкиЯ выигрываю в… (в шахматы).По рифме же напрашивается (и дети выкрикивают) «в шашки».
Каверзные загадки построены в форме каверзных вопросов. Каверза в данном случае – шалость, шутливая выходка, подвох, имеющие целью запутать. В народном творчестве много таких загадок прозаических, но есть и стихотворные. Их можно сгруппировать следующим образом.
О буквах. Это сравнительно большая группа, которая может быть разбита на несколько подгрупп по способу соотношения букв, их месту в слове и строке. Но принцип этих загадок один: кажется, что речь идет о каких-то предметах, явлениях, понятиях, действиях, а на самом деле подразумевается игра слов, их характерные особенности, схожесть или различие. Немало загадок построено на перенесении размеров (длины) предметов на длину слов, на сопоставление этих длин (таких загадок в книге несколько). Иногда обыгрывается место буквы в слове, например, в середине его, и в начале одного и на конце другого. Но вопрос опять-таки задается как бы не по словам, а по предметам. Бывает, что делается обманная попытка объединить понятия в связи с одинаковым расположением каких-то букв в разных словах, т. е. общность предметов связывается с общностью букв.
Некоторые известные поэты (например, Г. Р. Державин) писали стихотворения, в которых отсутствовала одна из букв («Л», «Р» и др.). Это – липограмма, или липограмматический стих.
Следующая группа каверзных загадок – загадки-задачи. В них, на первый взгляд, речь идет об арифметических действиях, а на самом деле – проверяется сообразительность, способность мыслить нестандартно. Например, слово «осталось» подразумевает не результат вычитания, а месторасположение предмета, вещи, животного:
В небе клин гусей скользил,Десять птиц куда-то мчалось.Злой охотник двух убил,Значит, сколько птиц осталось?(Остались две убитые – остальные улетели.)Еще одна группа каверзных загадок – вопросы-шутки. Тут уж смекалка должна работать в полную силу. Очевидный ответ (хотя он тоже может быть правильным) не принимается – отгадка должна быть с улыбкой:
Кто на Волгу, кто в Анапу —Отпусков пришла пора.Почему мы купим шляпуТам, где солнце и жара?(Купим шляпу потому, что даром ее не дают.)Любопытный вид загадок – переставлялки. В опубликованном виде они кажутся бессмыслицей, но при правильной перестановке слов (обычно выделяемых в тексте) становятся «нормальным» стихотворением, при этом ритм, стихотворный размер не меняются.
Переставлялки делятся на несколько групп по использованию в них разных частей речи. В существительных, или предметных, нужно менять местами слова, обозначающие предмет:
МЫШЬ имеет длинный хобот,РАК кольцом лежит, как обод,УЖ ползет хвостом вперед,А в подвале СЛОН живет.В прилагательных абсурд создается при использовании неподходящих, несоответствующих определений, например, не того цвета. В числительных не на своих местах находятся цифры.
Особняком стоит усложненная загадка – шарада. Произошло слово от франц. charade – «шарада», которая в свою очередь восходит к окситанскому charrado – «беседа», «болтовня». Как объясняется в «Большом энциклопедическом словаре», это – «род загадки: загадываемое слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом… и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок», т. е. образно описываются и каждая часть, и целое слово.
В традиционной шараде искомые слова разбиваются обычно по слогам. Но оно может разбиваться на смысловые части и произвольно. О многообразии форм этих загадок сказано в «Краткой литературной энциклопедии»: «Более сложная форма шарады (производные слова составляются из всех или некоторых букв исходного слова, взятых в любом порядке) называется логогриф». Схожее определение логогрифа и в «Словаре русского языка»: «Род шарады, для решения которой надо отыскать загадочное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв». Такие шарады можно разделить на следующие подгруппы.
Отбрасывание букв от слова. В «Поэтическом словаре» это – первое значение слова логогриф – «стилистический прием построения фразы или стиха путем подбора таких слов, последовательное сочетание которых дает картину постепенного убывания звуков (или букв) первоначального длинного слова». (См.: пчелка – челка – елка).
Если не отнимать буквы, а прибавлять, перейдем к метаграмме. В «Поэтическом словаре» сказано: «Метаграмма… стихотворная загадка, в которой указывается, что с прибавлением к заданному слову по одной букве получаются новые слова».
Если в словах переставлять буквы в произвольном порядке, получается анаграмма, а согласно «Словарю литературоведческих терминов» это – «перестановка букв в слове, образующая новое слово… часто встречается в псевдонимах, применяется в загадках, шарадах».
Два или несколько слов могут отличаться одной буквой, согласной или гласной. В шарадах используются слова, которые при чтении с начала имеют одно значение, а при чтении с конца – другое. Некоторые слова отличаются только ударением.
Очень интересный вид загадок – загадки-акростихи. Акростихов у меня написано много – и для взрослых, и для детей. Здесь я остановлюсь только на используемых как загадки. Слово «акростих» происходит от греческого acrostichis – «крайний» и stichos – «строка», «стих». У В. И. Даля в «Толковом словаре» это – «стихотворение, где начальные буквы стихов составляют имя, слово или речь; краестишие, иместишие». В «Словаре литературоведческих терминов» – акростих объясняется как «стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу». Реже встречаются стихотворения, где используются слоги или слова, конечные или средние буквы. В «Литературном энциклопедическом словаре» читаем: «Акростих из последних букв стихов называется телестих, из средних – месостих; они могут сочетаться в очень сложные фигуры». В «Словаре литературоведческих терминов» вторая форма названа мезостихом.
Русские поэты давно пишут акростихи: например, «Загадка акростическая» Ю. А. Нелединского-Мелецкого, написанная 200 лет назад.
Интересные сведения об акростихах приводятся в книге Г. В. Сумарукова «Затаенное имя. Тайнопись в "Слове о полку Игореве"». «…У древнерусских книжников акростихи были излюбленным видом тайнописи. Обычно акростихи были именными». Существовали разные их названия – началострочие, началограние, краеграние, краестрочие, первобуквие. По данным автора, акростих встречается «с XII века, а по некоторым данным – с XI века». Азбучный акростих – древнейший на Руси; в книге он упоминается как азбучная молитва 894 г. Автор пишет: «Известны многочисленные варианты тех или иных разновидностей акростихов. Так, чаще всего записи проявляются при чтении снизу вверх». И далее: «Акростих в древнерусских письменных источниках представляет собой наиболее распространенную и разнообразную по вариантам систему тайнописи».
В традиционной, ныне самой распространенной форме загадки-акростихи прямые. У Г. В. Сумарукова они названы классическими, или правильными. Темы могут быть любые: животные, явления природы, инструменты, азбука и т. д. Чтобы убедиться в правильности ответов, нужно прочитать первые буквы всех строк сверху вниз:
Двери в нем,Окошки в нем,Мы уютно в нем живем.(Ответ по первым буквам – дом.)В обратных акростихах ответ также читается по начальным буквам, но снизу вверх. В книге Г. В. Сумарукова, именно этот вариант использовался на Руси чаще других. Примеры обратных акростихов представлены в разделе «Загадки-акростихи».
Теперь о телестихах (греч. tele – «далеко» и stichos «стих»). Сегодня этот термин, не имеющий отношения к телевидению, представляется неудачным. Более подходящее название – концевые акростихи, поскольку ответ получается из последних букв строчек. Они могут быть прямыми и обратными. Пример прямого:
Длинный клюв, крыло – в полоску,С хохолком, но не урод,Он из птичьих очень броскоВыделяется пород.Последние буквы строк при чтении сверху вниз образуют название птицы, слово «удод».
Сочетание традиционных акростихов и концевых (телестихов) – двойные акростихи. Вот пример двойного прямого акростиха:
Кто они?
Пусть ребенок криклив, непокорно упрям,Ананас не прельщает его и клубника,Потихоньку рукой проведут по вихрам,А потом поцелуют – и нет больше крика.По первым буквам сверху вниз получается – «папа», по последним – «мама».
Представлена в данной книге и «Азбука в загадках». У некоторых авторов под таким названием даются загадки о каких-либо предметах или животных, начинающихся на определенную букву. Это неверно, так как получаются загадки в «Азбуке» или «Азбука из загадок» (т. е. составленная из загадок). В «Азбуке в загадках» загадыва-ются элементы азбуки, а отгадки не предметы на какую-то букву, звери или растения, а сама буква. При этом обыгрываются ее внешний вид, отличительные элементы формы, конфигурации, иногда – звучание.
«Цифры, в загадках» также создаются по отмеченному выше принципу – должны обыгрываться их конфигурация, внешнее сходство с известными предметами или животными, возможность изменения их для превращения в другие цифры.
Если спросить случайного читателя, сколько он знает видов загадок, он может ответить просто: «Какие еще виды? Загадка – она и есть загадка!» Я, начиная заниматься загадками, не предполагал, что их так много: с видами, группами и подгруппами – их порядка 150 (!) разновидностей.
Автор с благодарностью примет и внимательно рассмотрит замечания филологов, работников дошкольных учреждений, преподавателей школ и вузов, и просто читателей.
Копилка загадок
Просто загадки. Сравнилки
* * *Было гладкоеПрозрачноеСтекло.А под солнышкомПод ярким —Потекло.(Лед.)* * *Всё покрыл он белым слоем,Мы его лопаткой роем,У него блескучий вид —Словно звездочки, блестит.(Снег.)* * *Ярким стал на небе шар,И пошел от шара жар,И пошел от шара свет —Темноты в помине нет.(Солнце.)* * *Зайчик хитренький такой:Я схвачу его рукой,А он тут же резво – прыгИ на руку вскочит вмиг.У него такая прыть —Не могу опередить.(Солнечный зайчик.)* * *Павлин хвостом все любовался,Но лишь услышал: гром гремит,Скорей укрылся.Хвост остался,Да так над лесом и торчит.(Радуга.)* * *Хоть есть крылья,Но не птица.С зебры полосы взяла.На цветы она садится,Пьет нектар,Но не пчела.(Оса.)* * *Он разборчивый в еде —Полоскает всю в воде.(Енот.)* * *Хвост его – длиннее тела,По пескам он скачет смело,Он в норе живет, как крот —Это зайчик… да не тот.(Тушканчик.)* * *Хоть и зверь – его малюткиИз яиц, такой скандал!Плоский клюв его – от утки,Бобр ему свой хвост отдал.(Утконос.)* * *Не в тарелке на столе —В море плавает желе.(Медуза.)* * *Может плавать и одна, и с косяками.Дышит жабрами и водит плавниками.(Рыба.)* * *Рыболовную снасть приобрел рыбачок:Есть удилище, леска и острый крючок.(Удочка.)* * *Не открывая глаз, киноНам по ночам смотреть дано.(Сон.)* * *Едкие щелочи в нем и жиры,С ним хорошо постирать и помыться.Бегай и прыгай, а после игрыЭтот душистый кусок пригодится.(Мыло.)* * *Знаки, черточки и точки,Если их составить в строчки,На страницы поместить —Начинают говорить.Небольшой для текстов дом,А как много мыслей в нем!(Книга.)* * *Как корзина висит на стене. Есть перила,Чтоб стоять на площадке не страшно всем было.Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги