Комментарии к евангелию от Иоанна
Психотеология самого эзотерического евангелия
А. И. Зеличенко
И свет во тьме светит
Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить
© А. И. Зеличенко, 2020
ISBN 978-5-0051-5832-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Ровно 9 лет назад я написал комментарии на евангелие от Матфея. Были у меня тогда и другие «комментаторские» планы, но довольно быстро я от них отказался – читателя не было и не предвиделось. Его и сейчас не видно, но в каких-то вопросах наше понимание мира не то что продвинулось, но отношение к пониманию стало меняться. В общем, и сам не знаю, как это случилось, я вдруг решил прокомментировать самое эзотерическое из 4 евангелий – от Иоанна. Напитанное совершенно нетривиальным знанием в каждой из его 21 глав.
Но сначала несколько предварительных замечаний. Автор-евангелист имел, как минимум, две задачи: а) поделиться с готовыми понять сложнешим знанием и б) убедить и толкнуть на христианский путь самых простонародных из простого народа, не способных понять ничего, но способных чувствовать истину Христианства.
Этим определена тематическая многослойность текста. Он содержит:
1 – «Чистое» эзотерическое и более, чем просто нетривиальное, знание о том, что есть мир, человек, душа человека;
2 – «Прикладное» эзотерическое знание – проповедь-предписания, что делать Прежде всего, если даже не исключительно – во внутреннем, психическом плане;
3 – Ссылки на Писание, отчасти раскрывающие скрытые смыслы Писания, но прежде всего убеждающие знатоков Ветхого Завета в предсказанности жизни Иисуса, то есть в том, что Иисус и является Христом, Мессией, Спасителем;
4 – Описания чудес, которые, с одной стороны, убеждают простаков, а с другой, несут эзотерическое знание в символической форме (превратил нижнее в высшее, излечил, дал новую жизнь, открыл глаза, насытил…);
5 – События из жизни Иисуса, вероятно, по большей части вымышленные, работающие и на убеждение простаков, и на развитие мудрецов. Центральным из них является «Мистерия распятия»: большая часть событий либо принадлежит Мистерии, либо готовит ее.
Другими словами, три последних, поверхностных смысловых слоя обслуживают первые два, глубинные.
Сравнение евангелия Иоанна с тремя другими евангелиями не входит в мою задачу: это делалось много раз. Но всё же нужно сказать, что евангелие от Иоанна совершенно другое. Глубинные смыслы, естественно, те же, но адресован текст совершенно иному читателю, гораздо более мудрому, гораздо более высоко поднявшемуся по лествице (так назвал ее еще один великий Иоанн – «Лествичник») духовного развития. Просто интеллектуалу оно могло бы казаться даже нелепым, если бы не несколько кричаще глубоких фраз, начиная со знаменитого «Вначале было слово».
Структура евангелия
Текст распадается на несколько частей, несоизмеримых по количеству букв. Но само по себе количество букв в тексте не связано с количеством знания, которое этот текст «шифрует» («кодирует»). Недаром комментаторы могли писать много страниц комментариев на один стих и практически не комментировать целую главу. Другими словами, объем информации в евангелии вопреки теории информации вовсе не пропорционален количеству знаков.
Что это за части? Совсем грубо евангелие можно разделить на 2 раздела: пролог к Мистерии Воскрешения (главы 1—11) и сама Мистерия в 3 действиях с эпилогом (главы 12—21). Более мелкие структурные единицы такие:
I. Стихи 1—5 главы 1-й – Онтологическое введение;
II. Стихи 6—51 главы 1-й – Представление героев: Иоанн-Креститель, Иисус, 4 апостола (но не сам евангелист);
III. 10 глав со 2-й по 11-ю – Подготовка Мистерии Воскрешения: чудеса, проповедь и обличения, которые готовят будущих палачей: Иисус злит их, как бандерильеро своими копьями-бандерильями злят быка. Это начинается с изгнания торговцев во 2-й главе; в 5-й главе «бык» уже хочет поднять Иисуса на рога; а в 11-й (середина евангелия) Иисус приговорен. Здесь увертюра закончена и занавес поднимается;
IV. 6 глав c 12-й по 17-ю – Первое действие Мистерии («Вход в Иерусалим и Вечеря»);
V. Главы 18-я и 19-я – Второе действие («Распятие»);
VI. Главы 20-я и 21-я (стихи 1—22) – Третье действие («После распятия»);
VII. Стихи 23—25 главы 21-й – Эпилог.
Ключи к шифру, или центральные понятия: онтология, антропология и психология
Есть некий набор представлений о мире и человеке, без которого чтение евангелия от Иоанна возможно только как сказки – так в основном христиане его и читают. Но представления, о которых я говорю, превращает сказку в кладезь мудрости, доступной только очень немногим. Что это за представления, которые наполняют евангельский текст глубочайшим смыслом?
Мир – воплощенное Слово, или реализованная Идея мира. Реализация Идеи мира проходит через реализацию невообразимого множества ее составных частей, под-идей (дочерних идей, у которых есть свои «дочери» и т.д.). Соответственно, в ходе реализации Идея мира проходит через разные материальные субстраты – от наиболее тонким к самым грубым (материя: вещество и поле). Пример более тонких по сравнению с материей субстратов (носителей) идей – человеческие чувства и мысли. Но эти субстраты (слои мира) далеко не самые тонкие.
Процесс реализации идеи – двухсторонний. Выражаясь языком кибернетики, это процесс с обратной связью. Обратная связь – это осмысление воплощения более мелкой, дочерней идеи, обогащающее более крупную, материнскую идею смыслом и продвигающее тем самым процесс ее реализацию.
Человек (и как индивид, и как вид – человечество) выполняет свою часть работы по воплощению Идеи мира, воплощает и осмысляет свои идеи, которые в совокупности образуют идею индивидуального человека (и идею человечества, если мы говорим о «большом человеке» – человечестве). Для этого у человека есть специальные органы: физическое тело и душа. Душа получает идеи для воплощения и воплощает их с помощью тела.
Сама по себе душа, соединяющая тонкий мир с вещественным, многослойна в ней есть более тонкие и менее тонкие слои. Примеры менее тонких – чувство голода, страх, ненависть… Они характеризуются узким, или в терминах теории информации, простым, информационно бедным сознанием: сознание заполнено чем-то одним. Примеры более тонких слоев психики – чувство красоты, раздумия…
Самые тонкие из доступных человеку слоев им практически не осознаются, и большинство даже не догадывается о их существовании. Тем не менее, в ходе развития человек (его сознание) поднимается ко все более и более тонким слоям. При этом он осмысляет грубые части своей души и тем самым как бы завершает их – переплавляет в более тонкие. Лучше всего этот процесс заметен при овладении всё более и более высокими ступенями любого мастерства.
Когда этот процесс достигает апогея, человек как бы сливается с надиндивидуальной и надчеловеческой реальностью. Ее христианские тексты называют «Небом» или «Богом». Человек как бы возвращается в духовное, надпсихическое облако, из которого когда-то отделился каплей индивидуальной души (своей индивидуальной идеей).
Понятия «нижняя душа (психика)» и «высшая душа (психика)» – центральные для понимания того, о чем рассказывает евангелист. Потому что почти вся проповедь Иисуса посвящена процессам перехода от нижней психики к верхней. Но, естественно, при этом используются совсем другие слова: «Я (Иисус)» – как олицетворение высшей части души, «вера» – процесс духовного контакта сознания с этой высшей частью, «суд» – определение местоположения «центра тяжести» человеческой души – вверху или внизу, «грех» – нижняя душа и особенно привязанность к нижней душе при знании о верхней, любовь – слияние высшей души с объектом любви и т.д..
Путь человека по реализации его индивидуальной идеи занимает не одну физическую жизнь (от рождения до смерти). Само евангелие Иоанна говорит об это прямо и без намеков. Церкви понадобилось немалое упорство, чтобы придумать теории, искажающие это прямое указание. В промежутках между инкарнациями душа обогащенная добытыми в закончившемся воплощении смыслами, очищается от пережитого опыта-памяти и готовится к новому воплощению, вооруженная инструментами для продолжения ее работы. Когда же мелкая работа реализации индивидуальной идеи завершена, душа вливается в более крупную душу, реализующую более крупную идею, такую, например, как идея народа или идея человечества.
Из содержательных предварительных замечаний это всё. Теперь замечание техническое: так как я не сумел найти квалифицированного корректора, прошу простить неизбежные опечатки и граматические огрехи.
Глава 1. Онтологический пролог. Представление действующих лиц
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
Важнешее: мир – это воплощение (реализация) Идеи Мира (Слова), и Бог – есть олицетворение (человеческий способ думать) об Идее Мира как о всемогущем существе. Бог – Идея Мира, «творящая» мир (воплощающаяся, претворяющаяся, становящаяся миром). Здесь, с первых слов задается уровень разговора, который пойдет дальше – не сказка, а раскрытие глубочайшего знания. Один только первый стих поднимает планку понимания на невероятную высоту.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
Второй важнеший момент: человек, как и всё в мире, – воплощение духа (Света), жизнь человека – это уплотненный Свет, материальная форма Слова, той части Слова, которая имеет отношение к человеку – идеи человека. Рассматриваемая как процесс реализация идеи человека, конденсация Света в более грубую материю вещества, и есть жизнь.
Что такое свет психологически? Когда Бах сочиняет сюиты для виолончели, он озарен Светом. Когда Эйнштейн понимает связь массы и энергии, он озарен Светом. Когда совсем незнаменитый человек чувствует, как надо поступить по совести, он озарен Светом. Когда мне пришла в голову мысль писать эти комментарии, я был озарен Светом. Свет светит на нас всегда. Но мы не всегда это осознаем, чувствуем и, тем более, не всегда отличаем Свет от несвета.
Здесь понятие «Бог» получает дополнительное значение. С физической точки зрения воплощение Идеи мира проходит через стадию, когда надиндивидуальный, «духовный» мир «проливается» в более грубый, но еще не вещественный – психический мир индивидуальными «каплями» – идеями индивидуальных людей. При этом очень важно понимать, что связь «облака» и «капли» не рвется никогда. «Капля» всегда остается как бы на ниточке, хотя сама она понимает это далеко не всегда. Один из главных, если не главный смысл явления Иисуса и его миссии, в том, чтобы рассказать об этой ниточке – неразрываемой пуповине, которая связывает нас с Богом, Богом-Отцом.
Если мы меняем ракурс и начинаем смотреть на ту же трансформацию не как на преобразование материи и не как на реализацию идеи, а как на жизнь существа-реализатора идеи, то «капли» оказываются ндивидуальными душами (психиками) индивидуальных людей. В ходе своей жизни эти души проделывают предписанную им работу, развиваются и возвращаются в тот надиндивидуальный слой мира, от которого они отделились. Так вот, среди многих значений, в которых евангелист использует слова «Бог» и «Отец», одним из центральных и используемых наиболее часто как раз и является «облако, капающее индивидуальными душами» – надиндивидуальный и надпсихический, духовный мир. Поднимаясь через высшую психику к этому миру душа, обретает свойства, неизвестные обитателям более низких и плотных психических слоев. Слияние выросшей души с «Отцом» – и есть конечная цель развития и, соответственно, Иисусова пути.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Свет – это насыщенная мысль, идея, не просто волна электромагнитная. Тьма – безмыслие, неорганизованная, еще не организованная материя, хаос. Свет расссеивает тьму, тьма бессильна перед светом. Выбирая дизайн обложки, я хотел сначала сделать фон светлым, ведь это комментарии к очень светлой книге. Но в итоге выбрал для фона черный цвет тьмы, разрезаемый белыми словами света.
Конец онтологического введения.
Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
Начало представления героев.
Среди прочего евангелист говорит, что Иоанн не был достаточно светлым (очищенным) от скверны нижнего мира, а Иисус был (следующий стих).
Вообще, свет может нести в мир любую идею. Но здесь имеется в виду идея определенная. Здесь свет – это идея новой жизни человека и человечества. Вводится и тема веры – важнейшая в последующем. О том, что имеется в виду под «уверовали», мы поговорим дальше.
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
«Провещает» не очень удачно, точнее – «освещает всякого человека» или «светит всякому человеку». Свет освещает всякому человеку его душу и его путь.
В мире был, и мир чрез Него на́чал быть,
Иисус – носитель идеи новой жизни, идеи сознательного совершенствования человека, сознательного перехода от полуживотной нижней психики ко всё более высокой человеческой и еще более высокой надчеловеческой. Какой мир начал быть? «Начал» здесь очень важно. Один смысл здесь – другой, новый способ жизни, другой, новый способ организации человеческого общества-мира: высший мир в человеческом мире начал быть: в жизни общества появилось новое начало, новое измерение. Второй смысл: внутренний мир человека начал становиться другим.
и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли.
Естественно, как любая революционная идея, эта встретила (и продолжает встречать) сопротивление. Здесь пересказ фабулы всего евангелия в одном стихе.
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
«Власть» (εξουσιαν) здесь в смысле «способность», «возможность». «Дети Бога» – те, кто чувствуют свою связь с отцом, осознают эту связь в своей высшей психике.
Противопоставление рождения от Бога и физического (от хотения плоти) рождения. Родились от Бога, то есть от высшей идеи мира – это изменили характер свое жизни с полуживотной на тонкую, пошли от нижней психики к высшей. Это второе рождение, когда появляется другое человеческое существо – один из центральных мотивов всего евангелия, который будет повторяться постоянно. Как это второе рождение связано с верой и что есть вера – и об этом тоже всё евангелие. Очень важно, что детей у Бога много, не один Иисус, как придумала потом церковь.
Так что же такое «вера»? О какой вере здесь идет речь? Отнюдь не об уверенности в истинности своих представлений о «божественном», обычно фантастических и ничего общего не имеющих с реальностью. Речь о другой вере, лишь в самой малой степени доступной среднему человеку, считающему себя христианином. Речь о вере-знании, в основе которой лежит определенный духовный опыт – слияние высшей части своей души с душой Иисуса. Вообще говоря, такая вера – другое название любви.
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Иисус – воплощение идеи новой жизни и нового человека. «Слава» (δοξαν) здесь и везде далее в смысле «сияние», а не в смысле «всеобщего почитания». Такая «слава» почти синоним «благодати-истины» – высшего состояния души: непосредственного переживания всезнания и всегармонии, если пытаться передать его содержание словами.
Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Первым на сцену выходит Иоанн-Креститель, Предтеча. Выходит как свидетель, подтверждающий Божественность Иисуса. И сразу же – о главном, что принес Иисус по сравнению с Моисеем: не закон Бога на камне, а Бог в тебе и ты в Боге.
Здесь это как противопоставление закона и благодати: записанного и постоянного правила, с одной стороны, и ежеминутного приказа Свыше, определяющего долженствование, с другой. Совсем иное, не-моисеево долженствование, которое не может быть зафиксировано, записано, потому что оно постоянно изменчиво. Такова природа Света, снисходящего в сознание человека. Еще раз о психологии Света: из наиболее известных нам психических феноменов Свет проявляется в совести, вдохновении, одухотворенности и высших формах любви.
«Благодать на благодать» – высшая, благодатнейшая благодать. «От полноты его» – его душа (естественно, высшая) до краев наполнена самым чистым светом – мудростью, любовью, чистейшей радостью, в общем, благодатнейшей благодатью. «Приняли» в смысле «наполняясь им, заполняя свою душу высшим его души, сливаясь с ним верхушкой своей души».
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Феномен о-Божения – слияния со своей высшей природой, своим Духом, который пуповиной связывает индивида с надиндивидуальным духовным миром, то есть Богом. Только так, высвобождаясь от своей низшей природы (в том числе и психической), мы сливаемся с Богом-Миром. Связь Иисуса с Богом устойчивая и постоянная.
И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
Исайя 40:3—5. Задача исправления (выпрямления) путей, то есть подготовки людей к пониманию Бога, остается и сегодня. Я занимаюсь этим в данную минуту. И всё так же эта работа остается гласом в пустыне. Иначе она просто была бы излишней.
А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
Крещение Иоанна, как и все последующие «водные процедуры» – действие сугубо символическое: как бы смывание грехов, как бы соединение с Богом. Настоящее крещение, Иисусово крещение Святым Духом, имеет совсем иную природу – это мощное психотехническое (используя профессиональный жаргон психологов) действие по открытию «третьего глаза», еще одного органа восприятия, который позволяет «видеть» тонкие реальности миров, более тонкие, чем грубые психические миры наших фантазий и мечтаний, и приобщаться, сливаться с этими реалиями, сообщаться с миром духа, более тонким и более высоким в мировой иерархии по сравнению с человеческим миром психики.
Хотите попробовать креститься Святым Духом прямо сейчас? Послушайте баховскую токкату и фугу ре-минор. Может получиться. Но может – и нет.
На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
Сложнейшее место, которое христиане 2000 лет пытаются и не могут понять: что за «грех» и что значит «берет на себя». «Грех» – это нижняя, животная природа. «Берет на себя» – демонстрирует, как человек может подняться над своей животной природой – низкими чувствами, примитивными мыслями, инстинктивным, ситуативным, полевым (на психологическом жаргоне) поведением. Богу не надо было задобрить самого себя, зарезав своего сына. Но за 2000 лет разные церкви не смогли придумать лучшей интерпретации.
Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
По-другому человек низшей природы не может себе представить эти реалии: Бог-отец – старик, бог-сын – молодой человек, Дух – птичка. Только совсем недавно мы начали подниматься относительно массово к более адекватному и менее вещественному пониманию.
Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
Видеть духа на человеке – это и сейчас для большинства задача малоразрешимая. Иначе мы бы не имели настолько бездуховной церкви. Иногда духовность чувствуется многими. Но осознается всегда только единицами.
На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви́, – что значит: учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
Иисус начинает действовать, собирает учеников. Но Иоанна не призывает. Только – его ученика. Около 4 часов дня (10 часов после рассвета, так измерялось время). Это сквозной литературный прием: реалистичным детальным описанием событий, неважно каких, внушать доверие в тексту. Доверие к тексту – одна из важнейших авторских задач. Понимание такого текста было и остается 2000 лет уделом единиц, о понимании не было и речи. Речь была о доверии, об убеждении, о том, что на современном языке можно назвать «манипулированием». Но такое «манипулирование» сообщало импульс в духовном развитии: неважно, что почти ничего не понял, важно, что начал двигаться.
Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
На сцену выходят апостолы. Первым – Андрей, который был до этого учеником Иоанна-Крестителя. Кто был вторым учеником Иоанна, гостившим у Иисуса, непонятно. Но – и не важно.
Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила
До недавнего времени почти единодушно Нафанаила отождествляли с Варфоломеем из трех других евангелий, в которых Нафанаил не упоминается. Сейчас такого единодушия уже нет. Впрочем, евангелист не передает имена всех 12 апостолов и употребляет имя Иоанн только в отношении Иоанна-Крестителя, но не апостола (себя). Но это всё – второстепенные, несущественные для понимания главного детали. Из таких же мелких деталей: расстояние от Вифавары до Вифсаиды (хотя и то, и другое место не установлены совсем достоверно) около 140 километров. Впрочем, как видно из второй главы, Иисус собирался идти домой в Назарет, чтобы быть на свадьбе в Кане. Это тоже больше 100 километров.
и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Другой пример аргументации – привязка к Писанию: всё происходило так, как предсказывали пророки. Это общее для всех евангелий: оттого Иисус и Христос (Мессия), что про Мессию много говорили пророки. Здесь и точка расхождений с иудаизмом, который считает, что Мессия – это что-то совсем другое. Спор, который нельзя разрешить, не поднявшись над кочками зрения спорщиков.
Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.