Книга Ивье и евреи. История, холокост, наши дни - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ивье и евреи. История, холокост, наши дни
Ивье и евреи. История, холокост, наши дни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ивье и евреи. История, холокост, наши дни

Ивье и евреи

История, холокост, наши дни


Маргарита Акулич

© Маргарита Акулич, 2019


ISBN 978-5-0050-2569-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Сегодня евреи в беларуском городе Ивье не проживают. Многие из них погибли в период холокоста, некоторые эмигрировали в Израиль и иные страны. Но очень долго и в большом количестве они жили на ивьевской земле в прежние времена, эта земля была их родиной. Нельзя забывать об этом. Ивьевские жители, являвшиеся евреями, очень многое сделали, живя на беларуской земле, их наследие сохранилось до наших дней.

Данная книга – об Ивье, общей и еврейской его истории, о холокосте, синагогах и еврейском кладбище.

Книга имеет образовательный и культурный характер.


Синагога в Ивье. Старая фотография. Источник: https://pastvu.com/p/423445. Источник: Verlag E. Sontowski, Osterode, Ostpr. http://i.ebayimg.com/images/g/Cr8AAOSwL7VWpLd3/s-l1600.jpg

I Ивье: основные сведения

Ивьевская синагога. Костя Л. Источник: https://ru.foursquare.com/v/ивьевская-синагога–ivie-synagogue/4f93

1.1 Основные сведения об Ивье. О происхождении и этимологии названия

Основные сведения об Ивье

«Если стоять в самом центре Ивья, то видишь дороги, идущие во все стороны. Одна из них приведёт вас в Гольшаны, другая в Липнишки, третья в Новогрудок. Кажется, что Ивье стоит вдалеке от магистралей, связывающих крупные города, но это не совсем так: оно появилось почти 600 лет назад и находилось в 40 километрах от столицы ВКЛ. В Ивье живёт 8 тысяч человек. Первое, что вы услышите о нём – это город многих конфессий. Здесь есть протестанты, католики и православные, мусульмане, а также два еврея, по данным переписи 2009 года. „Выпить пива? Вечером у вас не получится, – говорят жители городка. – Почему? Никто не торгует, все евреи уехали в 90-е“. На самом деле, большинство (2,5 тысячи) было расстреляно в 1942 году, но их след остался. Центр Ивья – сплошь еврейский, от жилых домов до магазинчиков, построенные в 30-е годы. Две синагоги не выполняют религиозную функцию, но и не разваливаются: в одной из них детская спортивная школа, или ДЮСШ».

(«Щепки, дискотеки 90-х и покинутые евреями дома. Как сегодня выглядит Ивье») [1].


Город Ивье Гродненская область. Источник: http://vitebsk.greenbelarus.info/articles/07-07-2018/shchepki-diskoteki-90-h-i-pokinutye


Ивье (па-беларуску Іўе, по-литовски Vija, по-польски Iwie) – является (с 2000-го года) городом, находящимся в Гродненской области Беларуси, центром Ивьевского района.

Ивье от столицы Беларуси Минска отделяет сто тридцать шесть километров, а от города Гродно – сто пятьдесят восемь километров. От Ивье до ЖД-станции Гавья (на линии «Лида – Молодечно») – десять километров. Автодорогами город Ивье связан с такими населенными пунктами, как Юратишки, Липнишки, Воложин, Лида.

Ивье является городом, расположенным [2]:


Ивье. Источник: http://900igr.net/kartinka/istorija/kultura-belarusi-vo-vtoroj-polovine-xvii-pervoj-polovine-xviii-v-130515/pojavilis-arianskie-shkoly-sredi-kotorykh-vydeljalas-shkola-v-ive-12.html

«на извилистой речке Ивянке между лесами Налибокской пущи и обширными болотами вдоль реки Гавья. Поэтому в прошлом только через Ивье могли пройти торговые пути, что способствовало его развитию».

Численность населения города в 2018-м году равнялась 7 702 чел.

В статье «Щепки, дискотеки 90-х и покинутые евреями дома. Как сегодня выглядит Ивье» написано следующее [1]:

«Если стоять в самом центре Ивья, то видишь дороги, идущие во все стороны. Одна из них приведёт вас в Гольшаны, другая в Липнишки, третья в Новогрудок. Кажется, что Ивье стоит вдалеке от магистралей, связывающих крупные города, но это не совсем так: оно появилось почти 600 лет назад и находилось в 40 километрах от столицы ВКЛ».

Ивье состоит из двух самостоятельных районов, расстояние между которыми – километр [3]:

«Северная часть города – бывший штетл (то есть еврейское местечко), южная – татарская слобода. Евреев (в отличие от татар) в Ивье с известных времён не осталось, но ансамбль построенных ими зданий едва ли не самый цельный в Белоруссии. На главной площади интересно несколько синагог, одну из которых иногда датируют 18 веком».

Ивье является местом проживания беларуских татар [4]:

«В Ивье издревле живут белорусские татары; действует мечеть, которая была построена в 1884 году по фундации графини Эльвиры Августовны Замойской. В честь графини внутри мечети установлена мемориальная доска. На протяжении всего советского периода мечеть в Ивье была единственной действующей мусульманской мечетью в Белоруссии. Ивье считается неофициальной татарской „столицей“ Белоруссии. Здесь ежегодно проводится мусульманский праздник, на который слетаются белорусские татары».

1.2 О происхождении и этимологии названия. Герб и флаг города Ивье

Ивье. Источник: https://planetabelarus.by/map/belarus/grodnenskaya-oblast/ivevskiy-rayon/ive/?type=steps


О происхождении названия написано в материале «Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина. Татаринов Юрий Аркадьевич. Ивье (март, 2008)» [5]:

«Доктор филологических наук преподаватель Гомельского университета Александр Федорович Рогалев в газете „Культура“ за 13—19 июля 2002 г. сообщает, что Ивье стоит на реке Ивянке, от которой оно получило название. В древности это была большая река и называлась она просто Ива. Когда на ее берегу образовалось поселение, оно стало главным ориентиром в данной местности, а река сделалась менее важным объектом. Отсюда и уменьшительное название ее – Ивянка. Вдобавок, уровень воды в реке упал до степени ручья. Название здешней реки у древних было связано с понятием „плести, вить“. Собственно, как и название известного дерева. Только в случае с рекой это понятие имело переносный и гораздо более глубокий смысл. Существовал мифологический образ деятельности воды, который язычники связывали с постоянными изменениями, происходившими вокруг. Естественно, этот образ связывали с чем-то живым, являвшимся, одновременно, источником новых образований и свидетелем протекания жизни. В отличие от нас, древние не отделяли себя от природы и, уж тем более, не калечили ее».

Этимология названия города


Источник: http://greenbelarus.info/articles/07-07-2018/shchepki-diskoteki-90-h-i-pokinutye-evreyami-doma-kak-segodnya-vyglyadit-ive?


Об этимологии названия написано в статье «Ивье – Карта Историко-Культурного Наследия» [6]:

«Этимология названия города трактуется неоднозначно:

В. Жучкевич считает, что название Ивье имеет славянское происхождение: от названия дерева – ивы (своим названием город обязан большому количеству плакучих ив, которые росли повсюду). По мнению Н. Борщевской, Ивье – фино-угорского происхождения (означает «исток реки»).

Существует легенда, согласно которой, город возник благодаря княгине Еве (жене великого литовского князя Гедемина), по воле которой на территории, где сейчас расположен город, был построен красивый замок. Именно он и послужил началом поселения.

Одна из версий происхождения названия – от татарского слова «Өyә, Eve» (гнездо, жилище) – Ивье издавна считается «столицей» белорусских татар».

1.3 Герб и флаг города Ивье. Нематериальное культурное наследие

Герб и флаг города Ивье


Герб города Ивье. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=K9JtLhHS1ms&app=desktop


В отношении герба гор. Ивье можно сказать, что он выполнен в виде варяжского щита, поле его серебряное, а в нем – одетая в красного цвета платье женщина, в руках она держит серебряную книгу.

Историческое обоснование гербового сюжета [7]:

«Сидящая женская фигура в княжеской одежде XVI – XVII в.в. является обобщенным образом представительниц известных родов Беларуси, владевших местом. Раскрытая книга у нее в руках – дань памяти жителей места, некогда являвшегося одним из центров светского и духовного образования, сыгравшего свою роль в распространении просвещения на Беларуси».


Флаг города Ивье. Источник: https://geraldika.ru/search_heraldry/?


Флаг города Ивье

Флаг города Ивье [8]:

«представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с соотношением сторон 1:2, в левой части лицевой стороны которого размещено изображение герба города Ивье».

Нематериальное культурное наследие

Нематериальное культурное наследие [6]:

«По мнению некоторых историков, Ивье – родина второго президента Израиля Ицхока Бен Цви (в Ивье его называли Изя Шимшелевич).

В Ивье существуют:

– Народный хор Ивьевского районного Дома культуры, руководитель Иосиф Валерьянович Янукович

– Народный театр Ивьевского районного Дома культуры, режиссёр И. Г. Зуева, в репертуаре пьесы белорусской национальной драматургии.

– Народный ансамбль белорусской музыки и песни «Чабарок», руководитель Иван Павлович Черняк.

В Ивьевском районе силами самодеятельных народных умельцев развиваются художественная обработка дерева, гончарство, саломоплетение, ткачество, вышивка, кузнечество».

1.4 Ивье: музей национальных культур. Планировочная структура Ивья

Ивье: музей национальных культур


Ивье, музей национальных культур. Источник: https://ok.ru/ivyemuseum/topic/65742475976797


В Ивье произошло открытие единственного во всей Беларуси музея национальных культур.

Постоянную экспозицию, связанную с разными национальностями, еще до толку не довели. Сегодня имеются 2 открытые экспозиции, обе посвящены проблеме освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Предполагается, что в музее будут 4 зала. Один из залов будет оборудован для ознакомления посетителей с культурой беларусов и других жителей города из числа не евреев и не татар. Еще в одном зале будет представлена культура еврейская. В третьем зале представят культуру татарскую. А экспозиция 4-го зала будет посвящена теме германско-советской войны, в частности, партизанскому движению.

Одним из первых экспонатов музея деревянный исторический шпиль с мечети, переданный мусульманами города.

К открытию музея из Израиля прибыла в Ивье его уроженка Тамара Бородач (Кощер), координатор израильского проекта «Корни», являвшаяся в прошлом педагогом и директором одной из школ района [9]:

«Для экспозиции, которая будет посвящена еврейской культуре и иудаизму, она привезла несколько десятков предметов: талиты (молитвенные покрывала), семисвечники, пасхальные подносы и прочее. В этой коллекции есть предметы, которые принадлежали еврейским семьям, жившим в Ивьевском районе до войны. Позже они были вывезены уцелевшими в годы войны евреями в Израиль, а теперь вернулись в Ивье. Среди таких предметов – учебник, купленный для еврейской девочки в 1940-е годы, столовая посуда одной ивьевской семьи и другие».

Планировочная структура Ивья


Ивье. Источник: https://rg.ru/photos/8b/ec/8bec8edb.html

«К сожалению, в 2010 году часть площади и торговых рядов была снесена. Властями поселка было принято решение не восстанавливать так называемый „еврейский дом“ и несколько зданий жилой застройки XIX века. Все эти преобразования, безусловно, нарушили вековую планировку Ивья». [10]

В отношении планировочной структуры Ивья можно сказать как о сложившейся исторически, ее обусловило размещение на перекрестке дорог на такие города, как Новогрудок, Лида и Минск [2]:


Ивье. Holiday.by. Источник: https://www.holiday.by/by/skarb/1075-kamennaja-zastrojka-centra-v-ive/photo#content


«Основные улицы Ивья (ныне улицы К. Маркса и 1 Мая), пересекаясь, образовали подобие Т-образного перекрестка, который был развит в большую торговую площадь с рядами, лавками и мастерскими ремесленников (теперь Комсомольская площадь). Такой прием размещения площади прослеживается во многих небольших белорусских городах. Как правило, улицы, подходящие к площади, являлись отрезками главных загородных дорог. В Ивье – это отрезок старого тракта из Минска через Лиду и Гродно. Естественно, что именно здесь на улицах К. Маркса и 1 Мая, тяготея к торговой площади, расположилась наиболее старая и показательная застройка поселка (преимущественно кирпичная, двухэтажная, с кирпичной профилировкой и арнаментикой).

В центральной части города сохранились постройки конца XIX – начала XX вв., Петропавловский костел (1631 г.) и двухэтажный монастырь бернардинцев (XVII— XVIII вв.). Поодаль от центра сохранилась каменная татарская мечеть в формах, импровизирующих мотивы восточного зодчества. Здание бывшей синагоги (ул. 1 Мая, 11) решено в традиционных для этого типа построек барочных мотивах.

Еврейские дома Ивья представлены в уцелевшей рядовой застройке конца XIX – начала XX вв.

Жилые дома (ул. К. Маркса) растянулись почти на 400 м от моста через Ивянку до площади. Застройка (теперь фрагментарно) представляется преимущественно одноэтажными или одноэтажными с мансардами жилыми домами, поставленными близко друг к другу торцами к улице (№10, 12, 13, 15 и др.). Время их строительства относится к XIX – первой трети XX в. Аналогичные жилые дома сохранились по ул. 1 Мая и Комсомольской площади. Пойменная часть Ивья вдоль берегов реки и озера сейчас практически свободна от застройки и будет превращена в парковую зону. Вместе с комплексом бывшего костела и монастыря бернардинцев, а также группой жилых домов по ул. К. Маркса здесь может получиться интересный архитектурно-ландшафтный ансамбль – заповедная зона Ивья».

1.5 Памятники строительства и архитектуры. Места памяти

Памятники строительства и архитектуры


Монастырь бернардинцев: костел св. Петра и Павла Андрей Дыбовский, апрель 2011 г. Источник: https://globus.tut.by/ive/


Сохранившиеся памятники архитектуры [6]:

«элементы гражданской застройки конца XIX – начала XX в., Ивьевский костёл святых апостолов Петра и Павла (XV – XVII вв.), монастырь бернардинцев (XVII в.), Ивьевская мечеть (1884 г.), католическая часовня Св. Варвары (первая половина XIX в.), церковь св. Гавриила Белостокского (начало XX в., 1994 – 1995 гг.), здании синагогального двора (конец XIX – первая треть ХХ в.), водяная мельница (XIX в., начало ХХ в.?), фрагменты парка (XIX в.), татарское и еврейское кладбища».


Композиция «Колесо истории» Источник: http://ivie-lib.by/c/pages/pomnk-gstory–kultury-eshchyny.html


Год 2013-й. Это был год появления в Ивье оригинальной композиции «Колесо истории» [6]:

«На открытой площадке в самом центре города установлены камни, на которых прикреплены памятные таблички. Вывески вспоминают самые важные события в истории Ивья».

Места памяти

«В мертвом лесу, упираясь во взгляд, камни заплаканные стоят». (Арон Вергелис)


«12 мая в урочище Стоневичи возле мемориального комплекса прошел митинг-реквием, посвященный 75-летию убийства 2524 мирных жителей еврейской национальности. Ивьевский музей национальных культур представил выездную выставку «Холокост: миру помнить завещаем». Источник: https://ok.ru/ivyemuseum/topic/66640105201757


Год 1957-й. Это был год установки стелы на братской могиле узников гетто, которых убили рядом с дер. Стоневичи.

Каждый год двенадцатого мая в Стоневичевском лесу обеспечивается проведение Дня памяти еврейской общины Ивья, звучит поминальная молитва.

Год 1989-й. В данном году на месте, где происходили массовые расстрелы евреев в лесу у деревни Стоневичи, обеспечена установка памятного мемориала. Здесь в 1994-м году произошла постановка спектакля – проект реализован американской балериной, хореографом и сорежиссером Тамар Рогофф (ее дедушка покинул Ивье в 1911-м году). Она сказала во время своего 1-го посещения мемориала [11]:

«Языком исскуства я буду говорить с теми, кто лежит в этом скорбном лесу, мы будем праздновать торжество еврейской культуры именно здесь, на той земле, где культуру эту, как и саму нацию, пробовали так зверстки уничтожить».

Тамарой Бородач (Кощер), являющаяся бывшей ивьевчанкой (в настоящее время живет в Израиле), автором международного проекта «Корни», организовывается посещение находящегося в Стоневичах мемориала потомками евреев Ивья.

Год 2012-й. В Ивеье произошло открытие памятника в честь дружбы и единства конфессий Ивьевщины – иудеев, мусульман, православных, католиков.


«12 мая в урочище Стоневичи возле мемориального комплекса прошел митинг-реквием, посвященный 75-летию убийства 2524 мирных жителей еврейской национальности. Ивьевский музей национальных культур представил выездную выставку «Холокост: миру помнить завещаем». Источник: https://ok.ru/ivyemuseum/topic/66640105201757

II Ивье: общая история

«Именно в западно-белорусских местечках так пронзительно тонко переплелась культура востока и запада. Именно потому так хороши наша музыка, вся наша культура, что состоит она из пластов белорусской, татарской, литовской, русской и, конечно же, еврейской культуры». [9]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги