Евгения Юстус-Валинурова
Домашнее образование. Выбор современных родителей
© Е. Юстус-Валинурова, 2017
© ООО «1000 бестселлеров», 2019
* * *Я посвящаю эту книгу своим родителям Галине и Владиславу, сестренке Арине, любимому супругу Ильгизу и тем, без кого точно не было бы этой книги – сыновьям Рамиль Хану и Елисею и дочери Розе-Белль.
Об авторе
Самым сложным для меня в этой книге стал именно этот текст :)
Вы уже знаете, как меня зовут, так как мое имя написано на обложке книги – Евгения Юстус-Валинурова.
Я очень увлекающийся и увлеченный человек. Мне нравятся нестандартные ситуации и решения, «живые», яркие и необычные люди, эксперименты и приключения. Я люблю и продолжаю учиться. Всему, что мне интересно: танцевать, играть на барабанах, изучать животных и психологию человека, экстремальному вождению и т. д.
Я не люблю быть «как все».
В своей жизни я успела побывать актрисой драматического и кукольного театров, ведущей, снегурочкой, режиссером, менеджером по работе со зрителями, дизайнером, руководителем отдела рекламы и PR, рекрутером, кондитером, финалисткой шоу «Гардероб навылет», Мисс «Автосиб».
И вот сейчас стала автором книги, членом Ассоциации развития семейного образования (АРСО), а также «директором» собственной «школы». Здесь я применяю все те навыки, которые получила благодаря своему многообразному, разностороннему опыту.
Я родилась и выросла в Новосибирске, а воплощать свои мечты и цели улетела в Москву.
С тех пор продолжаю путешествовать по миру, знакомиться с людьми и культурами, стараюсь учиться самому лучшему и отдавать то лучшее, что знаю и умею сама.
Путешествия для меня – самое лучшее времяпрепровождение.
Если вас вдохновила эта книга и вы захотите обсудить со мной те вопросы о семейном образовании, которые у вас остались после прочтения книги, найдите меня в соцсетях:
https://www.facebook.com/EvgeniyaYustusValinurova
https://vk.com/yustusvalinurova
https://www.instagram.com/evgeniyavalinurova/
Подписывайтесь на Канал Realmama. Там я выкладываю честные видеоролики о нашем семейном образовании, об успехах и неудачах – https://www.youtube.com/ channel/UCU4p42p_IvoLS7TIXdcp9ZA
Если вам нужна консультация по вопросам семейного образования, я постараюсь быть вам полезной.
Свяжитесь со мной через социальные сети или по телефону 89169706571 (предпочтительно whats up или viber, так как я много путешествую, занимаюсь детьми и редко слышу телефонные звонки).
Предисловие
Ковчег был построен любителем, а «Титаник» – профессионалами.
Не ждите «правильных» советов.
Мюрреи КоэнЕсли вы держите в руках эту книгу, значит, все-таки у мамы трех детей, выбравшей семейное образование, случается свободное время.
Я написала эту книгу для тех, кто только задумывается о семейном образовании; для тех, кто, как и я, имеет несколько маленьких детей; для тех, кто уже рискнул и сейчас сомневается – стоит ли продолжать, как продолжать и выдержит ли это испытание.
Я не коуч.
Я не психолог.
Я не педагог (слава богу!) и не учитель.
Я не возглавляю никакие общественные движения и организации.
Я – просто мама, которая выбрала для своей семьи и своих трех детей не простой, особый, не «нормальный» и полный сюрпризов образ жизни.
В этой книге вы найдете мое личное, субъективное мнение, рекомендации, мой личный опыт, который может быть похож на ваш, а может кардинально отличаться – мы с вами разные люди: наши дети, родители, супруги, семьи, ценности, привычки, образование, образ мыслей – разные. Вы можете следовать моим рекомендациям, а можете написать свою книгу – и у вас она будет совершенно другая.
Зачем я написала эту книгу?
• Чтобы разобраться в самой себе и в том, что я творю и уже натворила.
• Чтобы быть полезной людям.
• Чтобы ответить за один раз на все вопросы знакомых и не знакомых мне людей, которые я каждый день получаю лично или через социальные сети. Мое время мне очень дорого и я не хочу отвечать на одни и те же вопросы раз за разом. Теперь мой ответ будет кратким – ответы на эти вопросы вы найдете в моей книге!
• Чтобы познакомиться с людьми, которые близки мне по ценностям, взглядам на образование и воспитание детей, по образу жизни. Возможно, познакомившись, мы с вами вместе сможем сотворить нечто интересное и полезное для людей и для нас самих. Так что смело ищите меня в оффлайне и онлайне и делитесь своими идеями и предложениями!
НО! Если вы хотите найти здесь ответ на вопрос «как правильно?» вы его не найдете. Потому что единственного правильного метода решения не бывает. Для каждого человека/ребенка/родителя есть свое «правильно». Читая эту книгу, вы можете его обнаружить. Начав заниматься с ребенком – выработать.
Вообще-то, уже родив ребенка, вы начали заниматься семейным образованием. Вы учили его сидеть, стоять, ходить, говорить, есть ложкой, верно? Если, конечно, вы занимались этим сами, а не отдавали ребенка с рождения в ясли. То есть, стоя перед выбором: идти ли ребенку в школу или оставаться на семейном образовании, вы не выбираете для себя что-то новое. Вы продолжаете то самое семейное образование, которым занимались раньше. Оно не начинается 1 сентября и не заканчивается 31 мая. Оно все время с вами. Вы с этим живете каждый день.
Многие родители говорят: «Мой ребенок не воспринимает меня как учительницу». Но семейное образование не предусматривает, что вы вдруг станете не мамой, а учительницей. Вы остаетесь тем, кем были. Вы учите ребенка не как учительница, а как мама. Вы же не становились бабушкой или воспитательницей, когда учили ребенка ходить на горшок? Обучение ребенка всему остальному также не предусматривает, что вы должны надеть парик, очки, взять в руки указку и начать «вещать» у доски, а ребенок должен вдруг начать называть вас по имени-отчеству.
Вы продолжаете учить ребенка, как делали это раньше, просто предмет учебы поменялся. Теперь учите не езде на велосипеде, а правилам русского языка. Ребенок-хоумскулер просто знает, что мама его учит, а он учится у мамы.
Кому адресована эта книга?
• Родителям и другим родственникам детей дошкольного и младшего школьного возраста;
• родителям начинающих хоумскулеров;
• тем, кто задумывается об альтернативных способах обучения ребенка;
• тем, кто хочет начать обучать ребенка вне школы, но боится;
• родителям, которые сомневаются, подойдет ли им и их ребенку такой способ обучения;
• тем, кто хочет узнать правду об учебе на семейном образовании детей младшего школьного возраста;
• тем, кто хочет вдохновиться и ищет поддержки;
• тем, кто не знает как организовать учебу на семейном образовании;
• многодетным родителям, которые выбирают путь семейного образования;
• тем, кому просто интересно как это возможно – учить ребенка самому, особенно когда у тебя он не один, а несколько.
Глава 1
С чего начать?
С себя.
Задать себе вопросы и обязательно максимально честно на них ответить.
1. Как вообще мне пришла в голову мысль о семейном образовании?
2. Почему я этим заинтересовалась?
3. Зачем мне это нужно?
4. Зачем это нужно моему ребенку/моим детям? (Для каждого ребенка свои ответы.)
5. Зачем это нужно моему мужу? (И нужно ли?) Не пишите за него ответы – спросите у него.
6. Мои ожидания от обучения ребенка на семейном образовании. Каким он будет через 1 год, через 3 года, через 5 лет, после окончания курса школьной программы?
7. Ожидания моего ребенка. Вы удивитесь, но они могут быть противоположны вашим.
8. Плюсы и минусы семейного образования лично для вас и вашей семьи. Честно и подробно напишите их со своей точки зрения. Не подсматривайте у других – для кого-то ваши плюсы окажутся минусами и наоборот.
9. Как вы поймете, что вам подходит семейное образование?
Это основные вопросы, без ответа на которые не стоит двигаться дальше. Но если вы предпочитаете сначала прочитать книжку до конца, а потом поработать с ней, тогда читайте дальше. Или если вы, как и я, не любите долгих размышлений, а предпочитаете сразу пробовать, то вперед!:)
Но, только я вас очень прошу, если ребенок хочет пойти в школу – отпустите его! Дайте ему самому решать. А вдруг ему там понравится? Есть дети, которым действительно нравится школа и которым не подходит семейное образование.
А есть дети, которым наоборот – подходит именно хоумскулинг.
Дайте своему ребенку попробовать, получить опыт, понять, что же на самом деле такое школа. Дождитесь, когда он сам попросит вас о семейном образовании. А если не попросит, значит, так надо.
Однако оставим в покое философию и перейдем к следующим вопросам.
1. Как я буду оформлять официально своего ребенка?
2. Кто будет учить моего ребенка?
3. По каким учебникам и программе он будет учиться?
4. Чем он будет заниматься в свободное от учебы время?
5. На какие дополнительные кружки и секции он пойдет?
6. Ну и, пожалуй, самый часто задаваемый вопрос тем, у кого дети на семейном образовании: «А как же социализация?!»
Загрузила вас?
Это только начало!
А как было у меня?
Когда моим двум старшим детям было 1,5 и 2,5 года, мы полетели отдохнуть с ними на Бали на месяц.
В итоге мы задержались там на 4 месяца. Я нашла рай для детей и для мам! Всегда тепло, вокруг все улыбаются, всегда теплый океан, чистый воздух, уборку можно свободно делегировать домработнице, фрукты и овощи в изобилии и т. д.
Я тогда совершенно не задумывалась о том, как и где будут учиться мои дети. Знаю, что у некоторых правильных и идеальных родителей все расписано, когда ребенок еще даже не родился.
Я понимала, что не хочу отдавать своих детей в государственный детский сад, где в группе по 30 человек и часто работают сомнительной компетенции люди. Предполагала, что это будет какой-нибудь частный, милый, красивый детский сад с добрыми воспитателями. Мне казалось, что это самый идеальный вариант – в частном детском саду детям будет хорошо, и я наконец-то займусь своими делами и карьерой.
Все то, что круто влияет на нашу жизнь, почти всегда происходит случайно. Именно так, случайно, я познакомилась на пляже с милой семейной парой с двумя детьми, которые прилетели на Бали пожить и поучить свою старшую дочь в местной школе.
Я раньше даже не предполагала, что так можно! Что можно вот так простым обычным людям, не миллионерам, уехать на Бали и жить несколько лет. Как вообще возможно, что ребенка примут в школу, когда он не знает ни английского, ни местного языка?
Это же, наверное, нужно собрать кучу документов, пройти массу проверок, и самой свободно разговаривать на английском!
Наверняка ребенок должен пройти какие-то сложные тесты и в школу возьмут только «самых-самых» развитых.
А как ребенок будет адаптироваться? Ведь его никто не поймет, так как он не говорит на английском – что он хочет, что ему нравится и т. д.
Обучение, наверное, стоит кучу денег…
Множество подобных мыслей носилось у меня тогда в голове. Но так как я любитель всего необычного и нового, то поехала на экскурсию в Green School.
В тот день я впервые узнала, что существует совершенно другое образование, другая школьная реальность, другая атмосфера, другие учителя…
Как будто я побывала на другой планете…
Я и представить себе не могла, что дети шутят, смеются, лежат на полу и сидят на столах во время урока. Что учитель при этом не ругается, а улыбается и продолжает урок. Что детям не задают домашних заданий, и они не сдают экзамены. При этом дети после окончания этой школы поступают в лучшие вузы мира.
Я поняла, что надо попробовать хотя бы год пожить «на этой планете». Это казалось фантастикой.
Но если смогли другие, значит, сможем и мы.
Мы приняли решение через год приехать на Бали и отдать детей учиться в эту школу.
Это было первым маленьким шагом в сторону семейного образования, о котором я тогда не слышала и не предполагала, что так можно обучать обычных, не с «ограниченными возможностями» детей.
Вернувшись с Бали, несмотря на встречу с Green School, я отдала детей в частный детский сад, как до этого и планировала. Это было неудобно – приходилось вставать в 7 утра, одевать, кормить детей и везти их по морозу, слякоти и бесконечным пробкам в сад, в котором им «должно быть хорошо». Из-за пробок дорога иногда занимала по 45 минут в одну сторону, хотя детский сад находился всего в нескольких километрах от нашего дома.
Мне казалось, что я сделала удачный выбор – воспитатели улыбаются, группы разновозрастные и малочисленные.
Детсад располагался на частной территории – в коттедже, а не как обычные сады – в бетонных однотипных коробках.
«Садовской» едой не пахло, дети были из «приличных» семей. Хотя меня и смущали многие вещи, но я закрыла на это глаза.
Например, я не понимала, как можно разрешить в детский сад приносить айпад и играть с ним мальчику 5-ти лет.
Он заходил в садик с мамой, не отрывая глаз от айпада. Она его переодевала и он также, уткнувшись в айпад, шел в группу.
Со старшим сыном каждое утро сложно проходил этап расставания.
Хоть я и чувствовала, что это неправильно, когда ребенок несколько месяцев не может привыкнуть к саду и плачет утром, «вешается» на маму.
Хоть мне и не нравились штампованные поделки и общий режим – лежи во время «тихого часа» как все, даже если не спишь. Будучи воспитанным человеком, которому внушили в детстве, что учителя и взрослые автоматически правы, потому что они УЧИТЕЛЯ, я решила, что все так и надо.
Однако к апрелю мы все-таки не выдержали накопившихся проблем, которые раздражали и детей и нас, и забрали детей из детского сада навсегда. В это время у нас родился третий ребенок. Казалось, будет очень тяжело, если все трое будут дома со мной, но по факту было легче, чем поездки в детсад и обратно, бесконечные инфекции, зазубренные стихи, «отчетные» утренники и однотипные поделки, сделанные воспитателями, а не моими детьми.
А потом были два незабываемых года жизни на Бали и учебы в Green School.
Новые знакомые и друзья разных национальностей, вероисповеданий и менталитетов.
Индонезийские няни и учителя GS – именно им я обязана тем, что, вернувшись в Россию я точно знала, что не отдам детей в школу или детский сад.
У меня не было никакого особого понимания и плана, как организовать нашу жизнь и учебу без школ и садов.
Но было твердое мнение – это возможно и это будет лучшим решением для нашей семьи в данный момент.
За 2 года учебы моих детей в Green School я училась вместе с ними.
Училась:
• расслабляться;
• принимать своих детей такими, какие они есть;
• не сравнивать ни с кем, кроме как их самих сегодняшних с их самими вчерашними;
• радоваться тому, что завтра утром надо идти в школу;
• улыбаться и здороваться со всеми, кого встречаю на пути в школу, и произносить традиционное «How are you?»;
• не гнаться за «программой», а принять, что у каждого ребенка своя собственная программа;
• терпению и еще раз терпению;
• тому, что можно, и это единственно верный путь, учиться с удовольствием;
• оставлять детей в покое и плыть по течению;
• любить учиться (!).
И, конечно, я оставила на Бали много своих стереотипов, сформированных в течение жизни, касающихся образования и воспитания детей и много чего другого. Но, буду честной, еще много стереотипов и шаблонов осталось – то, что впиталось с «молоком матери» не так-то просто удалить. Сейчас наше семейное образование помогает мне от них избавляться – я образовываюсь заново, вместе с детьми.
Сомневалась ли я в правильности своего выбора? Да я и сейчас сомневаюсь. Вообще это нормально – сомневаться. В сомнениях рождается истина. Никто не знает, как будет лучше для конкретного ребенка. И он не знает. И вы. И ни один учитель и психолог не знают. Все субъективно.
Как же не ошибиться и принять наилучшее (я намеренно не написала «верное») решение? Я знаю, что для меня лучше всего – пробовать! И лучше попробовать и ошибиться, чем боясь ошибок, смешаться с толпой и плыть по течению.
А что лучше для вас? Подумайте и честно ответьте.
Семейное образование (СО) – это вызов. Готовы ли вы к нему?
Предлагаю вам сделать SWOT-анализ, как в маркетинге.
Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на 4 части: сильные стороны СО, слабые стороны СО, возможности для моего ребенка, угрозы для моего ребенка.
Снова призываю быть честными и объективными. Вы эту таблицу пишете для себя, а не для учительницы. И вы пишете про себя, а не про другую семью, поэтому не ищите шаблонных ответов в интернете.
Это дополнение к вопросам, которые вы прочитали в первой главе и предисловии. Оно поможет вам сделать свой выбор.
Я привожу в пример свою таблицу. Она заполнена частично – остальное личное.
Моя таблица
Не делайте все это сразу в один день. Пересмотрите таблицы свежим взглядом через несколько дней. Возможно, вы что-то скорректируете или дополните. И, конечно, проведите беседу с ребенком. Задайте ему вопросы, обсудите возможные перемены и насколько он с ними согласен и готов к ним.
Кто-то назовет это непедагогичным, но я задавала сыну вопросы, на которые заведомо знала его ответы. Я была необъективна, я формулировала некоторые вопросы таким образом, чтобы получить желаемые ответы. Мне нужно было еще больше убедить сына, что в школе ему будет не интересно. Не рекомендую идти таким же путем. Все-таки надо стараться держаться нейтральной позиции, даже если вы сами склоняетесь в сторону семейного образования или же наоборот – в сторону школы.
Какие вопросы задавала я?
• Ты готов сидеть 45 минут подряд, не вставая каждый день по полдня?
• Тебе не разрешат в школе рисовать то, что тебе хочется, будешь рисовать то, что скажет учительница. Тебе это понравится?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги