Кризис высшего образования в Беларуси и России
Попытка осмысления и анализа
Дмитрий Сандаков
© Дмитрий Сандаков, 2019
ISBN 978-5-0050-3229-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие автора
Уважаемые читатели! Настоящая книга представляет собой сборник статей Дмитрия Сандакова, которые были написаны в 2008 – 2016 гг. и объединены общей тематикой «Системный кризис высшего образования в Беларуси и России».
В эти годы я был молодым преподавателем биологического факультета Белорусского государственного университета и, как многие педагоги в то время, был удивлён и подавлен, наблюдая за невиданным ранее падением уровня знаний и общей эрудиции студентов. Пытаясь понять причины этих процессов, совокупность которых позже будут называть образовательным кризисом (более радикальные авторы назовут их процессом дебилизации), я написал серию аналитических статей. Эти тексты представляют собой попытку осмыслить причины и смысл кризисных явлений в сфере высшего образования. Ведь без понимания «что происходит?» абсолютно невозможно ответить на вопрос «что делать?». Если бы кто-нибудь в то время разъяснил мне суть происходящего, мне было бы гораздо легче пережить тот период. Но объяснить было некому, и ответы на вопросы пришлось искать самому. Эта книга – своего рода история того, как педагог и учёный наощупь пытался разобраться в том, почему студенты год от года учатся всё хуже и хуже.
Статьи в книге расположены в хронологическом порядке, так, как они были написаны. Если вы хотите проследить за эволюцией мысли автора, их можно читать по порядку. Те, у кого нет на это времени, могут читать их в любой последовательности, поскольку каждая из статей является законченной в смысловом отношении.
Первые три статьи сборника будут наиболее эмоциональными. В это время я увидел главного (как мне тогда казалось) врага высшего образования – платную форму обучение в ВУЗе. В этих статях показано, как появление в вузах платной формы обучения изменило весь ландшафт взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Несмотря на то, что сегодня, спустя почти 10 лет, эти первые статьи видятся несколько наивными и радикальными, основные их положения, на мой взгляд, всё же верны.
Следующие четыре статьи посвящены совершенно другому аспекту – анализу высшего образования и его качества с точки зрения эволюции глобальной информационной среды. В них рассматриваются концепции и методы высшего образования с точки зрения изменения скоростей накопления, обновления и доступа к информации в социуме. Рассматривая высшее образование не как «вещь в себе», а как элемент общемировой логистики знаний, мы начинаем ясно видеть то, чего именно не хватает современному высшему образованию, и от каких рудиментов ему предстоит избавиться.
На основании опыта этих публикаций стало ясно, что широкая аналитическая рамка даёт неоспоримые преимущества для понимания того, что происходит в высшем образовании. Если мы анализируем проблемы образования с точки зрения глобальных процессов, разрозненные факты начинают выстраиваться в стройную систему. Именно в это время возникла и оформилась мысль о том, что основные причины проблем образования находятся за пределами системы образования.
Анализируя образование в контексте глобальных социальных процессов, я начал приходить к весьма парадоксальным выводам. Именно в это время у меня начались разногласия с коллегами, многие из которых перестали соглашаться с моими выкладками. Желание хоть как-то объяснить свою позицию привело к написанию статьи «Как развалить систему высшего образования», жанр которой можно определить как интеллектуальный шарж.
В следующих за ней двух статьях – «Разрушение образования: кризис или антикризисная программа?» и «Уровень образования в России и Беларуси будет снижаться» – я показываю, что кризис высшего образования на постсоветском пространстве имеет принципиально иную природу, нежели классический кризис высшего образования, описанный Ф. Кумбсом. В этих же статьях предлагается новая модель образовательного кризиса, которая естественным образом дополняет классическую теорию Ф. Кумбса. Скажу честно – мне не нравятся выводы, которые я делаю в этих публикациях, но пока не вижу, каким образом их можно опровергнуть.
Если у вас есть интересные мысли по тематике настоящей книги, если вам захочется поспорить со мной, опровергнуть мои выкладки или поделиться примерами из собственной практики – приглашаю к дискуссии. Напишите мне на электронный адрес d.sandakov@mail.ru, я отвечу на все содержательные письма.
Я понимаю наших чиновников и администраторов – им некогда, они заняты своим делом. Но даже сегодня, в 2019-м году, я готов снова повторить то, что было сказано в далёком 2003-м: нам не хватает именно осознания и понимания тех процессов, которые происходят в системе образования. Мы не понимаем, куда мы движемся и не понимаем, что происходит. Лучшим доказательством этого тезиса является то, что обсуждение будущего образования в России и Беларуси в абсолютном большинстве случаев вращается вокруг пары альтернатив: «давайте вернём как было в СССР» и «давайте сделаем как на Западе». Ни один из этих вариантов не будет успешным.
Чтобы чётко ответить на вопрос «что делать?», надо не искать «кто виноват?», а ясно представлять «что происходит?». Без этого понимания любая реформа будет представлять собой всего лишь очередной стресс для и без того многострадального нашего образования.
Март 2019 г.Платное высшее образование – наше будущее под угрозой!
В любой стране люди хотят жить хорошо. И даже если они живут богато, им всегда хочется жить ещё лучше. Наверное, именно поэтому во всех государствах мира умы думающих людей время от времени озадачиваются одними и теми же вопросами: «Что нам мешает жить лучше?» или «Почему мы так плохо живём?».
Ответов на этот вечный вопрос существует великое множество: уровень жизни ставят в зависимость от темпа роста экономики, эффективности производства, цен на энергоносители, курса национальной валюты, соотношения импорта и экспорта.
За этими безличными фразами как-то теряется тот простой факт, что все эти показатели не формируются сами по себе. Они являются закономерным и предсказуемым результатом тех решений, которые принимают управляющие структуры государства на различных уровнях – от министров до начальников цехов. Если принимаемые ими решения будут разумными, своевременными и целесообразными, мы станем жить лучше и богаче. Если решения будут непродуманными или откровенно вредительскими, то жизнь в стране будет ухудшаться.
От чего зависит характер принимаемых управленческих решений? Рискну предположить, что в первую очередь от качества сознания руководителя. Если руководитель умён – он будет применять грамотные решения. Если он честен – он будет принимать решения во благо руководимой им структуры, а не только во благо своего собственного кармана. Если руководитель смел, то не будет оправдывать свои ошибочные решения или бездействие давлением начальства и обстоятельств.
Если управляющие посты в государстве будут занимать умные, дальновидные, честные и смелые люди, которые, каждый на своем месте, будут принимать правильные своевременные и целесообразные решения, то такое государство просто обречено на непрерывный устойчивый рост благосостояния и уровня жизни.
Однако с уверенностью можно сказать, что такая ситуация никогда не сложится в стране, в которой практикуется платная форма высшего образования.
Я не буду говорить об очевидных вещах, вроде того, что платное образование привело к ощутимому снижению качества этого самого образования и его престижности, а также создало условия для коррупции. Принцип «кто платит, тот и заказывает музыку» – железный принцип, который действовал и будет действовать до тех пор, пока деньги существуют как таковые. Многие студенты, получающие образования на платной основе, уже оценили преимущества платного обучения на базе этого принципа. Процесс обучения и умственного развития сплошь и рядом подменяется растянутым на пять лет актом купли-продажи диплома о высшем образовании.
Существует гораздо более серьезная опасность, которую несёт в себе платное высшее образование. Опасность эта почему-то полностью игнорируется и даже не обсуждается. По крайней мере, я ни разу не встречал упоминания о ней в доступной мне литературе.
Почему опасно платное высшее образование?
Чтобы описать угрозу, которую несет платное высшее образование, надо сделать небольшой социологический экскурс.
Существует достаточно обоснованная концепция, которая утверждает, что все представители любой нации по своему психотипу делятся на три достаточно чётко очерченные группы (класса): элита, народ, люмпены.
Элита объединяет людей, которые имеют высокий уровень развития интеллекта в сочетании с высоким уровнем ответственности и внутренней нравственности. Это люди с аналитическим складом ума, которые умеют анализировать сложные системы, прогнозировать их поведение, учитывая при этом множество действующих факторов. Именно это качество делает их выдающимися руководителями, которые способны просчитать любую ситуацию на много ходов вперед и принять стратегически верное решение.
Высокая нравственность и врожденное чувство ответственности делает таких руководителей воистину незаменимыми. Руководитель из элиты никогда не опустится до воровства. Его просто невозможно купить за тридцать серебряников. Он осознаёт ответственность за дело, которым он руководит и за тех людей, которые ему доверяют. Он честен не из страха наказания, а по своей внутренней сути.
Элита – именно та часть общества, которая эволюционно приспособлена для выполнения управленческих функций. Если в государстве нет элиты, оно неизбежно деградирует. Именно поэтому уничтожение национальной элиты всегда являлось одним из первых мероприятий во время революций. Большевики под руководством В. Ленина удержали власть в России не потому, что заняли банки, вокзалы и телеграфы, а потому что уничтожили элиту страны. Как это повлияло на благосостояние населения государства – известно всем.
Народ составляют умные, добросовестные, работящие люди. Среди них нет интеллектуалов, но они обладают природным умом и смекалкой. Их уровень сознания не позволяет им анализировать и прогнозировать в долговременной перспективе поведение сложных систем. Они хорошо способны управлять домашним хозяйством, но не справятся с управлением более крупной системой, например, колхозом. Человек из народа честен, но его честность однобока. Высшая ценность для него – обеспечить благополучие своей семьи.
Люмпены составляют третий класс общества. Эти люди не имеют ни чести, ни совести, для них не существует таких понятий как мораль, нравственность, достоинство, общее благо, созидательный труд. Они часто не способны к элементарному планированию даже своей собственной жизни. В ситуации свободного выбора они совершают глупые поступки, часто во вред обществу и даже самим себе. Из-за этого обычно оказывают в местах лишения свободы. Более умные из них воздерживаются от преступлений, но исключительно из страха наказания. Если будет возможность украсть безнаказанно – украдёт, не задумавшись. «После нас хоть трава не расти» – жизненное кредо люмпена.
Именно поэтому в некоторых социальных системах среди люмпенов встречаются и очень богатые люди. Галстук за пять тысяч долларов или яхта за сто миллионов – это диагностический признак люмпена, которые обычно стремятся к личному сверхкомфорту и его демонстрации окружающим. Где бы они не находились – под забором, на нарах или в высоких кабинетах власти – они хотят не только чувствовать свою власть и превосходство, но и демонстрировать их окружающим людям.
Из этого краткого экскурса становится совершенно очевидно, что руководителями могут и должны быть только представители элиты. Идея о том, что кухарка может управлять страной – нежизнеспособна. Если руководителем становится представитель народа или люмпен, он неизбежно будет принимать ошибочные решения (из глупости или корысти), а руководимая им структура так же неизбежно будет деградировать и приходить в упадок.
Этот социальный закон известен давно и отнюдь не является неким тайным знанием. Во все времена государственные законы и общественные традиции устанавливали естественный барьер для проникновения народа и люмпенов в правящий класс элиты. Например, общество всегда и везде в крайне резкой форме осуждало браки между элитным человеком и представителем народа или люмпеном. И это был отнюдь не вопрос морали, а вопрос национальной безопасности. Как заметил один великий полководец «где не сможет пройти войско, там пройдёт осёл с мешком золота».
Брак с представителем элиты мгновенно вводит человека в правящий класс и даёт возможность занимать руководящие должности и принимать управленческие решения. В данной ситуации брак представляет собой так называемый социальный лифт, который может мгновенно вознести человека на более высокие социальные этажи, причём без какого бы то ни было усовершенствования интеллекта, морали, духа. Таких лифтов в обществе быть не должно.
Но при этом в здоровом обществе должны быть нормальные социальные лифты, которые позволяют подняться в более высокий социальный класс тем, кто смог развить в нужном направлении свои интеллектуальные и личностные качества. Хочешь быть элитой – развей в себе качества элиты.
Одним из таких социальных лифтов в СССР была армия. Туда попадало большая часть мужского населения, там как бы обнулялась личная история человека. У каждого, кто обладал умом и волей, был шанс проявить себя и пройти к следующим этажам иерархии власти.
Система платного высшего образования по своей сути представляет собой патологический социальный лифт, который не имеет права на существование. В современном обществе диплом о высшем образовании – это своего рода пропуск на руководящую должность.
До появления платного высшего образования в этом не было ничего страшного. Не мог раньше человек с неразвитым интеллектом и волей поступить в ВУЗ и окончить его. А если и мог, то это явление отнюдь не имело массового характера. По сведениям многих преподавателей, с которыми мне приходилось общаться, доля «блатных» студентов во времена СССР не превышала 10—15% (исключения составляли, разве что, медицинские институты, в которых этот процент был значительно выше).
Сформировавшаяся к сегодняшнему дню в Беларуси и России система платного высшего образования стала государственным бизнесом, который торгует документами, дающими право занимать руководящие должности. Если у богатого чиновника есть сын-тупица, который по своим умственным и моральным качествам достоин быть чернорабочим, его за папины деньги устроят на платное отделение ВУЗа, составят протекцию в ходе учебы, а затем усадят в начальничье кресло. Результат такой системы предсказуем: ошибочные решения, протекционизм, взяточничество, деградация системы управления.
Вот почему платное высшее образование представляет собой новый класс социальной угрозы. В перспективе оно угрожает безопасности и стабильности государства, устойчивости системы управления, эффективности экономики, благосостоянию населения. И не стоит верить экономистам и идеологам, которые пытаются объяснить низкий уровень жизни в стране финансовым кризисом или колебаниями цен на нефть. Это уловка, которая уводит нас от главной причины. А главная причина – это дурацкие решения, которые принимают люди, занимающие руководящие должности, но не способные по своей природе к управлению сложными многофакторными системами.
Думающий человек, читающий эту статью, может высказать серьезный и обоснованный контраргумент: «А разве в богатых странах высшее образование не платное?» Вынужден согласиться: в странах, которые являются эталоном уровня жизни, высшее образования тоже платное. Но американское или европейское платное высшее образование отличается от белорусского как минимум одной очень существенной деталью.
В системе высшего образования развитых стран действует принцип воронки. Поступает в ВУЗ много студентов, а выходит – мало. Поступить может практически любой, но по ходу обучения ведется жесточайший отсев, не справляющихся с учёбой безжалостно отчисляют. И это в высшей степени разумно, потому что в семьях народа и люмпенов периодически рождаются дети, профиль умственных способностей которых соответствует элите. ВУЗ, устроенный по принципу воронки, – это одновременно социальное сито и социальный лифт. Он отбирает элитных людей (отфильтровывая не способный к управлению народ и люмпенов) и даёт им право быть руководителями.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги