Алентьева Т.В.
Разящее оружие смеха Американская политическая карикатура XIX века (1800–1877)
Введение
Насмешки оставляют в душе смертельные уколы, когда они основаны на правде.
ТацитХорошая карикатура заставляет смеяться сквозь слёзы и думать сквозь смех.
М. КузьминКарикатура – один из видов изобразительного искусства, причем очень древний, поскольку высмеивать человеческие пороки и недостатки всегда было необходимостью для общества, а особенно, если таковые находились у политиков или видных представителей элиты. Термин «карикатура», как считается, восходит к творчеству Леонардо да Винчи, и впервые использован Аннибале и Агостино Карраччи в конце XVI века применительно к изображениям откровенно гротескного характера1. Но, пожалуй, расцвет карикатуры приходится на эпоху Просвещения, XVIII столетие, когда человечество, смеясь, расставалось со своим прошлым. С неподражаемым мастерством пользовались просветители оружием смеха. Великим насмешником и остроумцем, виртуозно владевшим оружием смеха, был Вольтер. «Недаром так боялись его противники ядовитой насмешки, его беспощадной иронии! Философы-просветители артистически владели оружием смеха, они умели остроумно обыграть слабые места в позиции своих оппонентов, высмеять их аргументы, приводя яркие примеры, доводя до гротеска их возражения». Можно без конца перечислять великих просветителей Франции, мастерски владевших оружием смеха. Это П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж Лабрюйер, Ф. Ларошфуко и др.
Не меньший вклад в развитие сатирического жанра внесли английские просветители, писатели и журналисты XVIII века. Здесь и сатирические очерки, печатавшиеся в нравоучительных журналах Стиля и Аддисона, и комедии Гея, Филдинга, Шеридана, и политические памфлеты Дефо, Свифта и Арбетнота, и меткие эпиграммы Роберта Бернса, и сатирический роман, прежде всего, величайшего из сатириков Джонатана Свифта2. Не случайно именно Англию XVIII – начала XIX века признают родиной профессиональной карикатуры, графического воплощения смеховой культуры. Уже в первой половине XVIII в. картины и гравюры Уильяма Хогарта (1697–1764), высмеивали нравы современного ему английского общества и положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества. Частой мишенью его сатиры становилась коррупция в британской политике, особенно знаменита его серия картин о выборах. Английские графики-карикатуристы второй половины XVIII – начала XIX вв. Джеймс Гилрей (1757–1815), Томас Роулендсон (1756–1827), Джордж Крукшенк (1792–1878) выработали свой тип карикатуры: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности, откликаясь на важнейшие внутриполитические и международные события своего времени. Еще А. С. Пушкин писал: «Англия есть отечество карикатуры и пародии. Всякое замечательное происшествие подает повод к сатирической картине…»3.
В США оружие смеха понадобилось в тяжелое время борьбы за независимость от Великобритании. Именно тогда появляются первые карикатуры и сатирические памфлеты. Особым остроумием и юмором отличались памфлеты американского просветителя Бенджамина Франклина, активного участника Войны за независимость. Собственно он является и создателем первой американской карикатуры, изображающей разрубленную на части змею, на каждой части которой были имена отдельных колоний». – После слова «змею» нужная запятая. И вставить слово «которой». Подпись к рисунку была «Объединиться или умереть». Изображение имело явно политическую цель с самого начала, поскольку Франклин использовал его в поддержку своего плана межколониальной ассоциации на конгрессе Олбани в 1754 году. Карикатура стала публиковаться практически в каждой газете на континенте4.
Змея Франклина имеет важное значение в развитии американской карикатуры. Она служила символом колониального единства и революционного духа американцев, который стал изображаться в различных вариациях в средствах массовой информации того времени, также как боевой флаг «Не наступай на меня» (don’t tread on me).
Ирония, сатира, обличение у просветителей были не только критикой всего, что заслуживало осмеяния, они связаны с утверждением положительного идеала, прекрасной мечты о царстве разума5. Но для этого нужно было бороться с предрассудками, консерватизмом мышления, пороками и преступлениями власть предержащих. Не случайно, именно политические темы были наиболее излюбленными для карикатуристов. Можно сказать, что карикатура – это графический способ выражения человеком, или группой людей, своей гражданской позиции. Через сатиру, иронию и сарказм художники-карикатуристы выражали общественное мнение, обличая и высмеивая, известных политических деятелей. А. И. Герцен писал: «Без сомнения, смех одно из самых мощных орудий разрушения; смех Вольтера бил и жег, как молния. От смеха падают идолы, падают венки и оклады, и чудотворная икона делается почернелой и дурно нарисованной картинкой. С этой революционной, нивелирующей силой смех страшно популярен и прилипчив; начавшись в скромном кабинете, он идет расширяющимися кругами до пределов грамотности»6.
Карикатура является визуальным историческим источником, в котором в графической форме представлено изображение, основной целью которого является репрезентация исторических событий, политических, социальных, бытовых явлений, реальных деятелей или характерных типов людей в намеренно искаженном, гротескном, сатирическом виде. Политические карикатуры, по большей части, состоят из двух элементов: карикатуры, которая пародирует конкретную личность, и аллюзии, которая создает ситуацию или контекст, в который помещается данная личность. То есть, помимо визуального объекта, в карикатуре всегда есть некое указание, аналогия или намек на определенный исторический, политический, мифологический, библейский или литературный факт, закрепленный в текстовой культуре или в разговорной речи.
В то же время карикатура опирается на уже сложившиеся архетипы общественного сознания, создавая запоминающиеся упрощенные и схематические образы – стереотипы. Понятие стереотипов было введено Уолтером Липпманом в работе «Общественное мнение». Стереотип – схематизированный, упрощенный образ социального объекта или события, обладающий значительной устойчивостью, он помогает человеку проще и легче ориентироваться в обстоятельствах7. В создании стереотипов задействованы эмоциональные и иррациональные факторы. Именно это помогает карикатуре создавать мифологемы и заниматься мифотворчеством.
При анализе содержания карикатур важно опираться на достижения имагологии, изучающей ментальные образы «себя» и «других». В этом направлении современная российская историческая наука имеет значительные достижения. Особый вклад в изучение достижений американской карикатуристики в формировании образа «другого», визуализации дискурса национальной идентичности внесли исследования В. И. Журавлевой, ее статьи, посвященные имагологии, и, особенно, ее фундаментальная работа «Понимание России в США: образы и мифы. 1881–1914»8. Также немаловажное значение имеют работы других отечественных исследователей, среди которых стоит выделить статьи Л. П. Репиной, Т. Л. Лабутиной, М. А. Бойцова9. К основополагающим для имагологии концептам относится дихотомия «свои – чужие». Основной объект исследования имагологии заключается в том, чтобы проанализировать, как в национальных культурах формируются образы «своего» и «чужого», создается «имагема» или национальный образ. Изучая политическую карикатуру, исследователь обращается к потестарной имагологии (от латинского potestas – власть), когда объектом исследования становятся способы представления власти и саморепрезентации власти. Образы, как и символы, всегда по определению многозначны. В этом заключена определенная сложность интерпретации политической карикатуры.
Благодаря использованию визуального канала воздействия, хорошо узнаваемых и понятных самым широким слоям населения символов и стереотипов, которые носят универсальный характер, политическая карикатура является действенным средством формирования общественного мнения. Ее апелляции к эмоциям вообще трудно противостоять, так как она обличает, высмеивает, осуждает, сознательно создает комический эффект. По утверждению психологов рисунок, особенно комический, дольше сохраняется в памяти. Кроме того, благодаря внутренним композиционным приемам, карикатура представляет собой уже готовый образ, который усваивается без особых усилий для восприятия10.
Карикатура способна «говорить» доходчивым, понятным, «народным» языком, иногда грубым и даже непристойным. Юмор является самым грозным оружием, именно поэтому карикатура – один из наиболее действенных и доходчивых видов политической пропаганды. В ней преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения политиков, в смешном виде представляются их поступки, высмеивается и осуждается их политика. Причем, важно отметить, что карикатура – сложный исторический источник, так как представляет собой срез культурной памяти народа с определенным набором культурных кодов, отражает его историческую память и коллективное бессознательное.
Вместе с тем, как подчеркивает историк И. С. Рыбачёнок, карикатура не может рассматриваться как исключительно визуальный исторический источник, так как ее непременным компонентом является вербальная составляющая11. Важной частью карикатуры является текст: ее название; подпись (в форме монолога или диалога персонажей); реплики персонажей, помещенные на рисунке; надписи в том случае, если портретное сходство персонажей не очевидно или вовсе отсутствует; наконец, комментарий к рисунку самого художника. Таким образом, карикатура должна рассматриваться и как синтез изображения и текста.
Карикатуры XIX века насыщены текстами. Это были, прежде всего, развернутые подписи, пояснявшие происходящее на рисунке. Подпись могла пояснять рисунок, дополнять созданный образ, акцентировать внимание на тех или иных нюансах. При этом в зависимости от ситуации соотношение изображения и текста могло меняться. В названии подписи, как и в рисунке, всегда отражена позиция карикатуристов. Они могли использовать такой комический эффект, как несоответствие подписи и содержания.
Еще более важную роль играли реплики персонажей, заключенные в своеобразные «словесные пузыри», именуемые в американской карикатуре «баллонами». Вербальная составляющая в американской карикатуре, особенно первой половины XIX века чрезвычайно велика, практически все персонажи карикатуры «разговаривают» между собой и с читателем. Иногда это «разговор» содержит не просто пояснение к рисунку, а является самостоятельной компонентой карикатуры. Так что, творения американских карикатуристов можно считать своеобразными комиксами того времени. Для необразованных читателей достаточно было визуального ряда, а вербальная составляющая заставляла образованных американцев не только лишний раз посмеяться над изобретательностью карикатуриста, но и серьезно поразмышлять над текстом12.
Тексты карикатуристов были не менее изобретательны, чем сами карикатурные изображения, изобиловали игрой слов, каламбурами, выдуманными или заимствованными цитатами. Как отмечает исследователь английской карикатуры XVIII века В. Успенский, карикатуры могли пародировать выспренный слог аристократов, грубую лексику простолюдинов, бюрократические штампы чиновников, иностранные акценты, индивидуальные особенности речи видных политиков. То же самое можно отнести к американской карикатуре первой половины XIX века. Иногда сами карикатуры представляли собой визуализированные каламбуры или яркие словесные метафоры13. Карикатуры XVIII – середины XIX века были на стыке литературы, журналистики, изобразительного искусства и устного народного творчества. Современные зарубежные исследователи уделяют как раз наибольшее внимание исследованию вербальной компоненты политической карикатуры в контексте изучения современной политической лингвистики14.
Стоит выделить некоторые этапы критического анализа карикатур, способные помочь ее более детальному и глубокому пониманию. Вначале стоит обратить внимание на время создания карикатуры, репрезентацию какого конкретного исторического события она представляет. Не менее важна идентификация автора, определение его идейно-политической позиции, его отношение к изображаемому сюжету. Затем, как правило, следует описание персонажей карикатуры, их внешнего облика, одежды, жестов и т.д., рассмотрение их психологических характеристик. Для исследователя должна быть понятна символика карикатуры. Важнейший компонент карикатуры – это ее подтекст, то, что не прямо отражено в изображении, а как бы подразумевается, дополняя основной смысловой фон. Здесь важную роль играют символы, представляющие культурные коды эпохи. Любопытную классификацию употребляемых в карикатуре символов предложил А. В. Дмитриев в своей книге «Социология юмора». На первый план он выдвигает так называемую «эзоповскую» группу, в которой люди и животные наделяются одинаковыми свойствами не только внешнего вида, но также характера и интеллекта15.
В политической карикатуре XIX столетия было принято изображать Россию в виде медведя, а Великобританию в виде быка Джона Буля. Кроме того, создаются обобщенные антропоморфные образы отдельных стран. Для нас более интересен образ США, представленный вначале в виде Брата Джонатана (новоанглийского фермера). Этот символический образ появился в период Войны за независимость. По этому поводу существует довольно забавное объяснение появления этого образа-символа. Предположительно прототипом послужил губернатор Коннектикута, соратник Джорджа Вашингтона Джонатан Трамбулл (1710–1785). Во время Войны за независимость он был одним из главных снабженцев армии патриотов. Якобы, Вашингтон, когда ему задавали трудные вопросы о военных перспективах, говорил «Я должен посоветоваться с Братом Джонатаном»16.
Во время англо-американской войны 1812–1815 гг. возник образ Дяди Сэма, который начал активно появляться в карикатурах и в скором времени вытеснил образ Брата Джонатана17. Популярная легенда гласит, что имя «Дядя Сэм» было получено от Сэмюэля Уилсона (1766–1854), мясника из Трои, штат Нью-Йорк, который поставлял припасы для американских солдат во время англо-американской войны 1812–1815 гг. В то время было требование, чтобы подрядчики штамповали на поставках свое имя и указывали, откуда приходили продукты, которые они отправляли. Пакеты Уилсона были помечены «Э.A – U.S.». Когда кто-то спросил, что это означает, один сотрудник шутливо пояснил: «Э.A. – Элберт Андерсон, подрядчик и «Дядя Сэм», имея в виду Сэма Уилсона, хотя «U.S.» на самом деле означали Соединенные Штаты18.
Также довольно популярным был образ Колумбии или леди Свободы, олицетворявший Соединенные Штаты после Войны за независимость. Она всегда изображалась во фригийском колпаке с государственной символикой США: флаг и герб, звезды и полосы, орел и т.д.19
На втором месте, по мнению Дмитриева, стоит так называемая классическая «мифическая» группа, где прообразами служат персонажи Древней Греции и Древнего Рима (Зевс, Прометей, Геракл, кентавр, троянский конь, Цезарь, Нерон и др.). Затем следует группа сиволов из средневековой жизни и литературы: (Дон Кихот, король, королева, шут, палач, рыцарь, дама и т.п.). Следующие группы автор обозначает, используя термины В. Богорада: «пиктографическая», которая включает в себя все международные условные обозначения и политическую символику; «итимеческая», состоящая из символов-жестов (кукиш, указательный палец, кулак и т.п.); «платяная» (стереотипные образы представителей разных профессий); а также «вещевая» группа, использующая образы предметов быта20.
Первоначально карикатура существовала отдельно от периодической печати как самостоятельный жанр, обычно в виде гравюры. Изобретение в конце XVIII в. литографии позволило печатать изображение непосредственно с особого литографического камня, на котором художник рисовал специальным карандашом. Полученные отпечатки отличались сравнительной дешевизной, при этом каждый отпечаток сохранял непосредственную живую манеру мастера. Такие литографии выставлялись в витринах магазинов, продавались по умеренной цене, часто служили украшением домашнего интерьера21.
В XIX веке широко распространенной, была техника ксилографии (гравюра на дереве), – как отмечает А. Г. Голиков. Усовершенствование способа торцовой ксилографии, открытого еще в 1775 г., позволило использовать для изготовления печатной формы дерево не продольного, а поперечного распила, имевшее более плотную, однородную структуру. Рисунок художника гравер острым резцом переносил на деревянную форму, с которой делался отпечаток. Тонкий и гибкий штрих не уступал рисунку пером, а различная густота штрихов позволяла передать светотеневые переходы, наметить тоновые градации. Техника ксилографии давала возможность помещать карикатуру и текст на одной странице журнала. Кроме того, она существенно увеличила количество отпечатков и удешевила стоимость отдельного номера. Все эти обстоятельства благоприятствовали становлению новоготипапериодическихизданий–еженедельногосатирическогожурналас карикатурами22.
В США такие издания начинают появляться, как комические альманахи в 1840-е годы, а завоевывают широкую популярность уже, как иллюстрированные еженедельники, в следующее десятилетие. В ежедневной прессе карикатуры в США стали публиковаться с 1867 г., когда Джеймс Гордон Беннет, младший, стал их печатать в газете «New York Evening Telegraph».
Американские карикатуры являются важным источником для изучения состояния пропаганды в XIX столетии. Их ценность для историка заключается в том, что они отражали умонастроения людей того времени. Большое влияние на становление национальной карикатуры США оказали выдающиеся английские карикатуристы конца XVIII – начала XIX века Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшенк23. Американская политическая карикатура во многом носит подражательный характер, иногда просто копируя понравившиеся английские сюжеты, применяя их к американской реальности.
Американский философ, писатель и поэт XIX века Ральф Уолдо Эмерсон, отмечая огромное значение карикатур, признавал, что «…карикатуры часто наиболее правдивая история своего времени»24. Именно поэтому они являются ценнейшим историческим источником.
Для исследователя американской политической карикатуры существуют огромные возможности изучения иллюстрированных изданий: комических и юмористических журналов, еженедельников, особенно таких как «Harper’s Weekly», «Frank Leslie’s Illustrated», «Puck» и др. Самая большая коллекция политических карикатур оцифрована и выложена на сайте Библиотеки Конгресса США. Благодаря усилиям сотрудников библиотеки и заинтересованным исследователям, большинство карикатур атрибутировано и снабжено ценными комментариями, что является неоценимым подспорьем в работе исследователя.
Изучение политической карикатуры в США также имеет определенные достижения. Одной из первых работ, специально посвященных истории американского графического юмора, стала книга У. Мюррела25. Автор не выделяет особо политическую карикатуру, его больше интересуют бытовые сцены, развитие культуры повседневности в искусстве графики, особенно с позиций юмористического освещения.
Исследование двух авторов Стивена Хесса и Мильтона Каплана «Неджентльменское искусство» представляла собой общий очерк развития американской карикатуры26. Затем Стивен Хесс, в соавторстве с Сэнди Нортропом, переиздал свою первую работу в переработанном виде27. Она представляет собой опять общий очерк развития американской карикатуры от рисунка Бенджамина Франклина в 1754 г. до яростных атак современных карикатуристов на Джорджа У. Буша и Барака Обаму. Авторы использовали главным образом редакционные карикатуры, которые были частью американской журналистики и политики. Стивен Хесс и Сэнди Нортроп отмечают, что не все карикатуристы были политически корректны. Многие из них увековечили унизительные этнические стереотипы, оклеветали честных политиков и чрезмерно упростили сложные проблемы.
Стивен Хесс является один из ведущих авторитетов в области средств массовой информации и государственного управления в Соединенных Штатах, Он служил в аппарате Белого дома во время президентства Эйзенхауэра и Никсона и в качестве советника президентов Форда и Картера. Долгое время работал в Университете Джорджа Вашингтона и Университете Брукингса.
Книга известного журналиста и редактора «The New York Times Magazine» и «The Nation» Виктора Наваского28 представляет общий очерк карикатуры европейской даже больше, чем американской, уделяя больше внимания XX – началу XXI столетий.
Также стоит отметить работу известного журналиста Эдварда Лордана29, дающего обобщающий очерк развития уже только американской карикатуры, начиная с XVIII века.
Книга Дональда Дьюи «Искусство злой воли»30, несомненно, заслуживает внимания. Она также является общим очерком американской политической карикатуры XIX – начала XXI вв. Имеет интересное введение, в кратких чертах освещающее развитие американской карикатуры с XVIII в. Затем автор переходит к проблемному изложению материала, анализируя наиболее интересные и знаменательные карикатуры. Таким образом, он выделяет разделы: «Президенты» «Войны и международные отношения», «Этнические, расовые и религиозные проблемы», «Локальная и внутренняя политика», «Бизнес и труд».
Более основательно американская политическая карикатура подвергается анализу специалистов в связи с Гражданской войной и последующим периодом. И это не случайно, именно тогда она становится более профессиональной.
Здесь следует выделить ряд изданий. Это работа Дж. Левина и П. Хаффа, посвященная политической карикатуре во время Гражданской войны31. Авторы собрали лучшие из карикатур, чтобы осветить социальный, политический и культурный климат Америки изучаемой эпохи. В работе использованы как карикатуры Севера, так и Юга, чтобы дать представление о мнениях, настроениях и действиях людей. Таким образом «Линии соперничества» представляют собой ценную историю Гражданской войны и ее участников.
Довольно интересна книга известного историка Марка Саммерса, посвященная исследованию параноидальных страхов периода Реконструкции32. В ней автор использует множество карикатур, особенно Томаса Наста.
Особой популярностью американских исследователей карикатуры пользовался Авраам Линкольн. В 1936 г. Руфус Рокуэлл Уилсон собрал в своей книге 165 карикатур на этого политика. Правда, он не ставил своей задачей их анализ, а давал иногда краткое описание. Зато в работе Гарольда Хользера «Линкольн увиденный и услышанный»33 исследовано развитие имиджа и репутации Линкольна. Автор изучил широкий спектр визуальных и документальных источников, что позволяет нам увидеть политика из Иллинойса, каким его наблюдали современники. Хользер рассматривает широкий спектр изображений: гравюр, портретов, политических карикатур, чтобы показать, что и как они «говорят» о Линкольне. Он анализирует, каким образом Линкольн был изображен в качестве великого освободителя и главнокомандующего, как на него нападали в карикатурах с обеих сторон линии Мейсона-Диксона, как он был увековечен после его убийства. Хользер расширил рамки своего исследования с помощью соавторов Г. Боритта и М. Нили, создав более обстоятельную историю Линкольна, отраженную в фотографиях, рисунках, карикатурах и т.д.34
Заслуживают особого внимания работы, посвященные выдающемуся мастеру карикатуры Томасу Насту. Книга Джона Чалмерса Винсона35 является популярной биографией известного карикатуриста. В своей работе он использовал 150 карикатур художника. Винсон сумел воссоздать не только биографию, но и показать огромный вклад Наста в развитие политической карикатуры. Автор останавливается на самой заметной кампании Наста против Таммани-Холла в Нью-Йорке и его босса Уильяма Марси Твида. Босс Твид и его «кольцо» так боялись карикатур Наста, что даже предложили ему взятку в 500 тысяч долларов. Шесть президентов Соединенных Штатов получили и с благодарностью приняли поддержку Наста во время их предвыборных кампаний и последующей деятельности. Во время Гражданской войны Линкольн называл Наста своим «лучшим сержантом-вербовщиком», а после войны Грант, тогда еще генерал, писал, что Наст сделал «больше, чем любой другой человек, чтобы сохранить Союз и положить конец войне». После своего избрания в 1868 г. Грант приписал свою победу «мечу Шеридана и карандашу Томаса Наста»36. Именно Наст создал и популяризировал современные образы Санта-Клауса и дяди Сэма, такие символы, как демократический осел, республиканский слон и тигр Таммани.