Краткое содержание книги: Инноваторы. Как несколько гениев, хакеров и гиков совершили цифровую революцию. Уолтер Айзексон
Оригинальное название:
Innovators: How a Group of Hackers, Geniuses and Geeks Created the Digital Revolution
Автор:
Walter Isaacson
Тема:
Обязательное чтение для образованного человека
Правовую поддержку обеспечивает юридическая фирма AllMediaLaw
www.allmedialaw.ru
Введение
Книга «Инноваторы. Как несколько гениев, хакеров и гиков совершили цифровую революцию» – наиболее полная на сегодняшний день история появления и развития компьютерных технологий. Для нас, живущих в XXI веке, компьютерные технологии – это Билл Гейтс и Стив Джобс. Но на самом деле попытки создать «думающую машину» предпринимались еще несколько веков назад.
В начале книги мы отправляемся в средние века и узнаем о первых арифметических машинах XVII века, которые позволяли быстро складывать и вычитать. Затем мы перемещаемся в XIX век и узнаем о машине, которая вычисляла синусы и косинусы, и о том, что перфокарты, которые использовались на ЭВМ до 1990-х годов, появились в далеком 1804 году на ткацких станках с целью создания сложного повторяющегося жаккардового узора. В XX веке, наконец, были созданы настоящие компьютеры, которые с каждым годом становились все более мощными, универсальными, компактными и общедоступными. В книге собраны увлекательные истории конкурентной борьбы и командного взаимодействия. Читатели узнают о людях, чьи имена незаслуженно забыты, и об уникальных разработках, которые так и не были воплощены в жизнь.
«Инноваторы» – увлекательное чтение, но не на один вечер. Слишком много в этой книге деталей, имен, противопоставлений, фотографий и страниц.
1. Докомпьютерная эра
Идеи по созданию «умной машины» витали в воздухе с древних времен.
Первое запатентованное и функционирующее счетное устройство, механический калькулятор, появилось в 1640 году. Его сконструировал математик и философ Блез Паскаль для своего отца, сборщика налогов. Эта машина представляла собой громоздкое устройство из спиц и колесиков, в которое с помощью специальной палочки вводились данные. Машина умела складывать и вычитать.
Несколько десятилетий спустя математик Готфрид Лейбниц попытался усовершенствовать калькулятор Паскаля, но не смог воплотить свои идеи, потому что сам он не обладал инженерным мышлением, а в его окружении не было талантливых инженеров.
1.1. Арифметические машины Чарльза Беббиджа
Чарльз Бэббидж с детства интересовался разными машинами. Его завораживали механические куклы, способные танцевать, ходить, прыгать и даже проявлять характер. Он вырос, стал математиком и приступил к работе по созданию машины более сложной, чем калькуляторы Паскаля и Лейбница. Он создавал свою первую машину, которая могла вычислять синусы, косинусы, тангенсы и логарифмы, взяв за основу идею французского математика Гаспара де Прони о том, что сложную операцию можно разбить на множество простых. Этот принцип лег в основу сборочного конвейера – одного из выдающихся достижений промышленной революции.
Чтобы определить значения квадратов последовательных чисел 1, 2, 3, 4 и т. д., нужно создать столбец A c квадратами этих чисел 1, 4, 9, 16 и т. д. Затем в столбце B следует записать разницу между последовательными числами из столбца А: 3, 5, 7, 9 и т. д. В столбец C нужно занести разность между последовательными числами из столбца B: 2, 2, 2, 2. Теперь можно по постоянным разностям из столбца C восстановить квадраты чисел: добавлять 2 к последнему числу из столбца B, а затем складывать полученный результат с числом из столбца А. В результате получается следующее значение в последовательности квадратов чисел.
Чарльзу Бэббиджу удалось автоматизировать действия из таблицы с помощью своего изобретения – разностной машины. Она работала, основываясь на функциях, выраженных в виде многочлена.
Механизм разностной машины состоял из вертикальных валиков с дисками. Диски поворачивались, и каждый угол соответствовал определенной цифре. Диски управлялись с помощью ручек, которые запускали шестеренки, управляющие дисками. Машина также умела сохранять промежуточные результаты вычислений.
Британское правительство заинтересовалось изобретением и даже выделило финансирование на дальнейшую разработку чудо-машины в 1823 году. В течение 10 лет Бэббидж с инженером пытался усовершенствовать машину. В итоге затраты в 10 раз превысили ассигнования правительства. На эти деньги можно было построить 2 военных корабля. Но устройство так и не стало функционировать так, как задумывалось.
Потом у Бэббиджа возникла новая идея – аналитической машины, которая выполняет вычисления, задаваемые через программу. Машина могла переключаться с одной задачи на другую и менять алгоритм действий, основываясь на промежуточных результатах. Эта концепция опередила свое время на целый век, поэтому она не получила финансирование. Даже в научных кругах ее сочли утопичной.
1.2. Предсказания Ады Лавлейс
В Аде Байрон уживались любовь к прекрасному, которая досталась ей от отца – поэта Джорджа Гордона Байрона, и математические способности, полученные в наследство от матери. За свою короткую жизнь (всего 36 лет) Ада успела выйти замуж за лорда Лавлейса, родить троих детей, пристраститься к азартным играм и опиуму. Но кроме этого она успела оставить след в истории цифровых технологий. Ада написала примечания к статье об аналитической машине Бэббиджа. Из-за этих примечаний Аду Лавлейс иногда называют первым программистом – «Примечания» содержали описание первой компьютерной программы. Министерство обороны США даже назвало язык программирования высокого уровня именем Ada – в честь графини Лавлейс, которая предсказала 4 основных свойства современных компьютеров.
• Многозадачность – это машина общего назначения, которая решает не одну арифметическую задачу в определенный отрезок времени, а программируется и перепрограммируется на выполнение неограниченного количества разнообразных задач.
• Возможность работы не только с числовыми, но и с нечисловыми объектами. Эта концепция предвосхищает цифровую эпоху, когда любая информация (музыка, текст, символы, изображения, видео) может записываться и обрабатываться в цифровом виде. Ада в своих примечаниях совершила концептуальный переворот: она размышляла не о сложном калькуляторе (как Бэббидж), а об устройстве, похожем на современный компьютер.
• Программирование – Ада описала, как работает алгоритм, и для примера написала программу вычисления чисел Бернулли. Для определения каждого числа Бернулли она предложила использовать 75 перфокарт. Затем процесс мог запускаться заново для следующих чисел. Ада составила таблицу и диаграмму, пошагово иллюстрирующие процесс передачи на компьютер алгоритма, включающего два рекурсивных цикла, которые пошагово должны передаваться на компьютер. Она также создала пронумерованный список команд кодирования, который содержал указание регистров назначения, операции и комментарии – все, что сегодня встречается в работе программиста C++.
• Искусственный интеллект. Ада не верила, что машины смогут самостоятельно генерировать идеи или иметь намерения. «Аналитическая машина не претендует на создание чего-то своего. Она может выполнить любую команду, которую мы сумеем задать. Она может провести анализ, но от нее никак нельзя ожидать вывода каких-либо аналитических соотношений или установления законов».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги