Книга Ключевые идеи книги: Книга для родителей. Антон Макаренко - читать онлайн бесплатно, автор Smart Reading
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ключевые идеи книги: Книга для родителей. Антон Макаренко
Ключевые идеи книги: Книга для родителей. Антон Макаренко
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ключевые идеи книги: Книга для родителей. Антон Макаренко

Краткое содержание книги: Книга для родителей. Антон Макаренко

Оригинальное название:

Книга для родителей


Автор:

Антон Макаренко


Тема:

Семья и воспитание


Правовую поддержку обеспечивает юридическая фирма AllMediaLaw www.allmedialaw.ru

Введение

«Книгу для родителей» Антона Макаренко сложно однозначно причислить к категории нон-фикшн. Этому произведению великого педагога и писателя, чье имя уже стало своего рода мемом, обозначающим хорошего учителя, удалось найти баланс между публицистикой и качественной художественной литературой. И нельзя не отметить, что все представленные на страницах романа типажи, ситуации и встающие перед героями книги вопросы, хотя им уже больше восьмидесяти лет, кажутся абсолютно современными и живыми. Несмотря на вполне объяснимую и созвучную тому времени идеологическую приправу, Макаренко удалось избежать излишней поучительности и оставить читателю личное пространство для собственных выводов и раздумий.

Оставив за рамками книги некоторых героев и коллизии сюжета, мы постарались сохранить в саммари самые важные примеры и резюме, составляющие суть книги и квинтэссенцию мысли автора. Вот лишь некоторые вопросы, на которые книга и саммари дают наглядные ответы:

– Как быть хорошим родителем и что такое родительский авторитет?

– Как определить правильный баланс между родительским воспитательным воздействием и влиянием социума?

– Как научить детей правильному общению с деньгами?

– Когда рассказать ребенку о личных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной?

– Как помочь ребенку выстроить правильные межличностные отношения?

– Где находится грань между любовью родителей к детям, панибратством и абсолютным потаканием детским капризам?

– Нужна ли ребенку в обычной жизни самоотверженность родителей и к чему она может привести?

Глава 1. Ответственность родителей: дети – цветы жизни или ее плоды?

Ситуация 1.1. Мальчик 13 лет ругается матом, скабрезничает, воспринимает мать как прислугу, грубит. Отец винит уличную компанию в том, что характер и поведение подростка портится. Последней надеждой на перевоспитание ребенка занятой отец считает воспитательную беседу.

В процессе воспитания, по мнению автора книги, не стоит переоценивать значение нравоучительных бесед. Они эффективны только в тех редких случаях, когда идеально сходятся все обстоятельства – удачно выбранный момент, интересная для ребенка тема разговора, правильный настрой ребенка и взрослого, умение взрослого верно преподнести ребенку свою мысль, терпение ребенка. Согласитесь, такое счастливое стечение звезд случается крайне редко. Метод точечного нравоучительного воздействия на детей при помощи душеспасительных монологов больше напоминает дрессуру, которая приводит лишь к тому, что либо ребенок либо продолжает игнорировать воспитательные усилия родителей, либо отношения ребенка с родителями портятся окончательно.

Несомненно, конечную ответственность за воспитание ребенка несут именно родители. Однако нельзя исключить ребенка из социальной жизни и полностью заменить ее влияние индивидуальной домашней дрессировкой. Автор сравнивает детей с плодовым деревом, благополучный рост которого зависит от многих факторов – погоды, воздействия вредоносных жучков, влияния растущих рядом растений. Но важна во взращивании деревьев и работа садовника, которая носит коррективный и постоянный характер – садовник заботливо поливает, лечит и удобряет свой сад, не отгораживая его при этом от окружающего мира. Также постоянно, последовательно и терпеливо надо принимать активное участие и в жизни своего ребенка.

Ситуация 1.2. Сын известного профессора педагогики нагрубил матери во время обеда. Отец решил использовать свою профессиональную смекалку и придумал, с его точки зрения, отличный педагогический трюк – он дал сыну пять рублей и сказал, что отлучает его от семейного стола, предложив отныне питаться в ресторанах. К его удивлению, сына вдохновила такая перспектива. Юноше только не понравилась незначительность суммы, и он дополнил ее украденными у отца деньгами.

Увы, но однозначного секрета правильного воспитания нет. Если бы он существовал, то в первую очередь им бы владели сами педагоги. Но зачастую профессионалы оказываются еще более беспомощны в вопросе воспитания собственных детей, чем простые смертные. Так что же делать, если подросток нагрубил матери? Задавать этот вопрос так же поздно, как спрашивать, что делать, если у вас украли кошелек – кошелек уже украден, надо было раньше прикладывать усилия к его сохранности. Ищите пробелы в воспитании, ищите проблемы в себе – может, вы сами грубите жене при ребенке (или даже в его отсутствие – дети хорошо улавливают настроение родителей и взаимоотношения между ними).

Организуйте в первую очередь свою жизнь, проведите ревизию собственного поведения как человека и как родителя, общайтесь с детьми как можно чаще, но не в форме монолога, а в форме диалога – и это окажет лучшее влияние на вашего ребенка, чем любые кратковременные воспитательные ухищрения.

Глава 2. Насколько законны детские требования?

Ситуация 2.1. Сын искренне возмущен тем, что его отправляют в летний лагерь в простом мягком вагоне поезда, а не в шикарном международном, в котором он прошлым летом путешествовал вместе с родителями. Он упрекает отца и мать в том, что они экономят на нем, но при этом готовы тратиться на собственное удобство.

С одной стороны, родителям понятна логика рассуждений ребенка (родители путешествуют в большем комфорте, чем они готовы предоставить своему сыну), но с другой стороны, они не могут не понимать безнравственности его требований. Как и во времена Макаренко, сегодня потребности родителей зачастую автоматически становятся потребностями детей. При этом дети ничем не заслужили особых условий, но привыкли к ним, воспринимают их как должное и требуют уже в ультимативной форме. Разумеется, нет ничего ужасного в том, что для жизни детей характерен повышенный комфорт, и нет ничего плохого в международном вагоне. Но ребенку надо отчетливо дать понять, что подобные особые ситуации – это приятный случай. И случай этот произошел не потому, что родители обязаны создавать детям особые условия, а потому, что роскошь заслужили сами родители, которые хотят быть рядом с детьми и, соответственно, в данный момент делить с ними комфорт.

Родителям стоит тоже подавать пример сдержанности и некоторого аскетизма. Речь не идет о крайних проявлениях, лицемерии и ханжестве. Просто надо помнить, что семья – это коллектив, поведение и развитие личности каждого члена которого зависит от других его членов. Так что имеет смысл умерить свой эгоизм и сибаритство хотя бы для того, чтобы показать детям хороший пример и не вырастить избалованных, испорченных и неподготовленных к жизни людей.

Ситуация 2.2. Мальчик Коля просит зачислить его в коммуну, объясняя свое желание тем, что он живет в стесненных условиях и голодает. Но когда Макаренко приходит к мальчику домой, выясняется, что живет Коля с матерью в скромной, но чистой и довольно уютной комнате, вполне хорошо питается. Однако мальчик считает, что достоин большего, и если мать не может дать ему это, то пусть тогда о нем позаботится государство.

К сожалению, подобная логика свойственна не только маленьким детям, но и взрослым людям. В данном случае причина эгоцентризма мальчика состоит в том, что его мать, живя своей, пусть даже очень правильной жизнью, даже не пыталась сформировать для своей небольшой семьи общие устремления. Именно общие цели и устремления позволяют потребностям детей рождаться не в индивидуальных играх детского воображения, а в коллективных реакциях. И тогда по отношению к собственным родителям дети не становятся насильниками и шантажистами, истязающими мать и отца непрерывными требованиями, жалобами и нытьем. Мать Коли – хорошая, добрая и порядочная женщина, но пассивное соседство хорошего человека бывает тоже довольно опасно, поскольку может только способствовать расцвету эгоизма и рождать домашних вампиров.

Глава 3. Правильная внутрисемейная организация

Ситуация 3.1. У Степана Денисовича Веткина 13 детей. Такая многодетная семья была редкостью даже для далекого 1926 года, в котором происходило действие этой главы книги. Когда Степан Денисович пришел работать на завод и перевез свое большое семейство в заводское общежитие, все были готовы увидеть неухоженных, невоспитанных, запущенных детей. Но семья Веткина оказалась прекрасно организованным и структурированным коллективом.

При выполнении домашней работы дети делились на импровизированные бригады, но не по возрасту, как можно было бы предположить, ведь если отделять малышей от взрослых, младшие бы медленнее развивались и учились («одичали бы», как выражался их отец). Малыши работали вместе со взрослыми. Даже в строительстве веранды младшие дети участвовали наравне со большими – систематизировали доски, отделяя плохие от хороших, вытаскивали из досок гвозди и выполняли другую посильную работу. У каждого были свои обязанности на огороде, а также при подготовке стола к обеду или ужину.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги