Книга On-line - читать онлайн бесплатно, автор Никита Александрович Костылев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
On-line
On-line
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

On-line

Никита Костылев

On-line

Вместо пролога

06:45

БЦ «Донской форт». Москва

Марину немного трясло. Сегодня был ее первый рабочий день. Новенький пропуск с не самой удачной фотографией приложился к турникету, тот издал тоненький писк, и загоревшийся зеленый огонек пропустил девушку на территорию бизнес-центра.

Марина прошла через внутренний двор, затем поднялась на третий этаж опен-спейса и села на ближайшее свободное место. Она выбрала себе скромное место у прохода, хотя почти весь опен-спейс был свободен. Пока компьютер загружался, она быстро сбегала до кулера и налила себе воды. Глядя на запускающиеся программы для работы с клиентами, она сделала небольшой глоток воды, после чего еще несколько глубоких вдохов и выдохов.

Когда все программы прогрузились и оставалось только нажать на кнопку «Вход», чтобы принять первый чат, она мысленно проговорила мантру, которую повторяла еще в метро: «Все будет хорошо. Все. Будет. Хорошо. Ты обучалась три недели. Ты изучила все тарифы, ты изучила все условия. Ты сидела с наставниками целую неделю и уже консультировала клиентов в чате. Тут нет ничего страшного, просто клиенты, которые спрашивают про смену номера, про возможность разблокировать номер и так далее и тому подобное. Обычные люди, как те же самые люди, что едут с тобой каждое утро в транспорте. Ты же не боишься их, когда они едут с тобой в метро? Так что теперь бояться-то? Что, в чате пишут какие-то особенные люди? Да, некоторые из клиентов могут ругаться или возмущаться, но у тебя есть стандартный скрипт на каждый случай. Все будет хорошо».

Опустошив залпом стаканчик с водой, Марина решительно кивнула сама себе и нажала на кнопку «Вход». Когда она ехала на работу, она еще и думала, какой он будет, этот первый клиент. Будет ли он ругаться на нее? Потребует ли старшего? Или просто что-то спросит, бросит «спасибо» и покинет диалог? Почему-то ей казалось очень важным, какой ей выпадет первый чат.

Выпавший диалог показался поначалу очень страшным.

7:00:23 Лабузов Игорь Витальевич: Ау, есть кто? У меня почему денег опять на счету нет, подворовываете, суки?!

Марина, сначала увидев это сообщение, хотела просто встать и уйти, выключив компьютер, но вспомнила свою утреннюю мантру, поджала нижнюю губу и решительно напечатала ответ.

7:01:23 Марина: Здравствуйте! Я уже занимаюсь Вашим вопросом!

Она ждала, что написавший такое злое первое сообщение клиент разразится длинной тирадой из матерных слов, как это уже бывало на неделе практики с наставниками, но злой клиент молчал. Марина быстро проверила данные по обратившемуся и написала ответ. Нажав на Enter, она увидела свое сообщение на экране.

7:04:56 Марина: Уважаемый Игорь Витальевич. Я вижу, что у Вас подключен тариф «Все в городе», согласно которому удерживается ежедневная плата в размере 10 рублей. С подробной информацией по тарифному плану вы можете ознакомиться на нашем сайте или в мобильном приложении в разделе «Мой тариф».

Отправив этот текст, Марина несколько раз перечитала его и снова замерла в ожидании, когда клиент что-то напишет. Она просидела так несколько минут, глядя в экран и опасаясь увидеть очередную матерную тираду, которая может ее довести до слез. Но клиент, как ни странно, пропал. Видно, выпалив эту злобную тираду в чате, он благополучно положил телефон и забыл о нем, а пуш-уведомление с ответом Марины не заметил. Такое бывает, иногда клиенты возвращаются в диалог через несколько часов или даже дней.

С облегчением закрыв чат, Марина слегка улыбнулась и тихо пробормотала под нос сама себе:

– Ну вот видишь, трусиха, не так страшен черт, как его малюют.

Она подумала, что чатов с утра будет не особенно много и всего-то нужно поработать каких-то три часа, а к десяти придет ее руководитель. Там с поддержкой и опорой со сложными клиентами будет уже проще.

Сверившись с информацией на внутреннем портале, она прочитала ФИО ее ресурсного руководителя: Коротков Алексей Игоревич. Ткнув на фото, она увидела молодого растрепанного парня в помятой белой рубашке. На вид ему было около 22–23 лет. Смешной такой. Марина невольно улыбнулась, глядя на фото своего нового шефа. Почему-то ей сразу показалось, что они поладят.

От разглядывания изображения шефа ее оторвало новое уведомление в чате.

7:07:32 Неавторизованный Пользователь: Ау! Есть кто!

Марина опомнилась от внезапного сообщения и стала быстро стучать по клавишам.

7:08:01 Марина: Да-да! Мы тут Что вас интересует?

7:08:25 Неавторизованный Пользователь: Хм… Есть у меня пара вопросиков, Марина. Поможете?

7:08:39 Марина: Конечно! Вы уже являетесь нашим клиентом?

7:08:56 Неавторизованный Пользователь: Нет.

7:09:12 Марина: Что Вам рассказать?

7:09:43 Неавторизованный Пользователь: Я видел у вас акцию на подключение к тарифу «Базовый», там вроде как бесплатное обслуживание и безлимитный интернет на год. Ургант по Первому каналу рекламирует все. Не могу уже, хочу оформить, чтобы Ваньку не расстраивать. Есть у вас такая акция?

7:10:15 Марина: Да, сейчас все расскажу! Оставайтесь в чате, пожалуйста!)

Девушка быстро нашла акцию и стала бегло читать про нее, выискивая нужную информацию про обслуживание и безлимитный интернет.

7:15:43 Неавторизованный Пользователь: Марина, Вы тут?

7:15:57 Марина: Да-да, конечно, подождете еще минутку?

7:16:07 Неавторизованный Пользователь: Для Вас мне времени не жалко

Спустя пару минут девушка полностью изучила условия акции и стала быстро набирать текст. Вспомнив, что она так и не уточнила как обращаться к клиенту, она скопировала заготовленный текст ответа в буфер обмена и быстро настучала по клавишам уточняющий вопрос.

7:18:10 Марина: Простите, как я могу к Вам обращаться?

7:18:17 Неавторизованный Пользователь: Ну пусть будет Игорь)

7:18:25 Марина: Хорошо, Игорь). Смотрите, действительно, у нас такая акция есть. Тариф «Базовый» можно получить, если оформите до конца месяца заявку по ссылке на сайте, или же я могу отправить Вам ее на Ваш мобильный. Если хотите, можем оставить заявку на изменение тарифа и сразу переход с сохранением номера, у Вас какой оператор?

7:20:43 Неавторизованный Пользователь: Подождите… хочу кое-что узнать…

7:20:59 Марина: Что именно? Давайте я подскажу!

7:21:20 Неавторизованный Пользователь: Знаете, Вы такая красивая… Может, Вы со своего номера отправите мне ссылку для оформления?

Марина откинулась на спинку кресла и с улыбкой покачала головой. Вот знаете, есть такое клише, что чаще всего знакомятся с определенными представительницами профессий. Например, с официантками, да? Это такое популярное мнение, что уже давно во всех фильмах, сериалах или клипах показывают очередную сцену, как посетитель подкатывает к очередной официантке. Забавная штука в том, что пройдет несколько лет, и все узнают правду: официантки на самом деле уступили место сотрудницам поддержки крупных телекоммуникационных компаний. Стоит той или иной сотруднице поставить фото посимпатичней (а девушки не могут переписываться с кем бы то ни было, если фото не идеальное), как клиенты вдруг резко забывают, что обратились по поводу тарифа, условий, списаний и прочего, а вдруг словно оказываются на каком-нибудь сайте знакомств и ничего не подозревающая сотрудница вдруг начинает отчаянно отбиваться от очередного альфа-самца (женатого и с двумя детьми, естественно), который кроме тарифа еще и хочет узнать, во сколько сотрудница заканчивает смену. Как так люди резко переключаются от «Какого черта опять списали» до «А как насчет сегодня ты и я в кальянной на Кузнецком Мосту?)», Марина понять не могла. За время практики ей уже дважды пришлось вежливо, но весьма успешно отказывать взрослым мужчинам, перепутавшим чат компании «Телеком» с «Тиндером».

Марина долго смеялась, когда узнала от девчонок-наставниц, что руководитель ее направления, когда наткнулся на очередной чат с просьбами дать номерок и небольшим флиртом со стороны сотрудницы, приказал перефоткать всех девчонок, категорически запретив «утиные губы», томные взгляды на аватарках и вообще все, что может отвлекать клиентов от их решения вопросов. Когда сотрудницы возмутились, что им придется ставить однотипные фотографии, руководитель направления добавил, что если еще раз увидит флирт со стороны сотрудниц, то лично займется разработкой скрипта под кодовым названием «Одна тут отдыхаешь?». Бунт закончился и не начавшись, и теперь у всех девчонок примерно одинаковые фотографии на белом фоне, больше похожие на паспортные, но и это иногда не спасает, и Марина подумала, что разработка скрипта «Одна тут отдыхаешь?» не такая уж и плохая идея.

Марина еще раз улыбнулась и начала печатать ответ.

7:21:31 Марина: Простите, но я не могу этого сделать)

7:21:40 Неавторизованный Пользователь: Эх, а как же клиентоориентированность? Как же клиент всегда прав?

7:21:52 Марина: Не могу помочь в этом, но могу оформить Вам тариф))

7:22:05 Неавторизованный Пользователь: Жаль… Ну что же, перед оформлением по ссылке у меня только один ма-аленький вопросик)

7:22:15 Марина: Задавайте! Отвечу на все!

7:22:31 Неавторизованный Пользователь: Что, сучка, думала, уехала в Москву, так я не найду тебя? Думаешь, не порву тебя на куски?

Несколько секунд Марина смотрела на экран, не веря написанному. Она дрожащими пальцами хотела что-то написать, что-то спросить, как учила инструкция, но неизвестный словно решил ее добить.

7:22:45 Неавторизованный Пользователь: Что молчишь, сука?

7:22:56 Неавторизованный Пользователь: Страшно, мразь?

Марина резко свернула страницу с чатом и расплакалась. Она не знала, сколько заливалась слезами. Ей хотелось после этого всего только две вещи: принять душ, чтобы смыть всю эту грязь, и уволиться с этой чертовой работы. Ее слезы прервал звук вибрации телефона в сумочке. Достав мобильный, она увидела слово «Мама» на дисплее. Вытерев слезы, она быстро нажала на зеленую кнопку:

– Мама, ну я же говорила, что у меня сегодня первый рабочий день. Ну зачем ты звонишь, а?

В ответ трубка только молчала. Марина машинально отвела руку в сторону, чтобы убедиться, что связь не оборвалась. Но нет, звонок шел уже 20 секунд. Снова приникнув к трубке, Марина повторила:

– Мам, ты меня слышишь? Что-то со связью, похоже. Давай я перезвоню.

– Не надо перезванивать, – послышался тихий мужской голос.

– Что… – Марина похолодела. – Кто это? Откуда у Вас номер моей мамы?

– Вернись в чат, сука, и не смей его больше закрывать, – отозвался голос.

Компьютер издал еще одно уведомление о новом сообщении в чате.

Клиент ждал.

Глава 1

Я люблю своих коллег. Честно.

Я правда искренне люблю этих засранцев, но, впрочем, есть у меня один определенный временной интервал, когда они мне не нравятся. Утром. Вот сейчас, сидя в машине и прикрепив телефон на приборную панель, я вижу, как уведомления за уведомлением появляются на дисплее.

Уведомления я не отключаю, потому что могу пропустить что-то реально важное, но, как назло, именно утром все мои коллеги активизируются. Причем обязательно до начала рабочей смены, и это раздражает больше всего. Вот с 10:00 до 19:00 в общих переписках тихо, как будто весь офис вымер, и иногда просто не докричишься, но до 10:00 и после 19:00 активность просто зашкаливает. Вот и сейчас я выруливаю на Дербеневскую набережную, а на телефоне начинаются дребезжания из-за уведомлений в нашем рабочем чате.

Я только тяжело вздыхаю, читая, как мои коллеги ищут какой-то файл и бурно обсуждают это потрясающее событие. Все бы ничего, я бы почитал с удовольствием про их поиски, но каждый раз уведомления прерывают книжку, которую я никак не могу дослушать уже третью неделю. Я без понятия, у одного ли у меня такая боль, но каждое чертово утро мои прослушивания книг выглядят так:

– Лучший способ открыть таланты человека на интервью – позволить ему… «Слушайте, я провалился в папку, там нет этого файла…» Проявить себя через выбор. Для этого надо описать обстоятельства… «Ну вот я тебе скрин прислал, у меня отображается, обнови просто еще раз…» С которыми человек может столкнуться в ходе исполнения своих служебных обязанностей…

И так каждое утро: чудовищная активность и поиск всего и вся до начала смены и полнейшая тишина после ее начала. Как уж я ни ругался, какие страшные слова ни использовал, все равно каждое утро голос аудиокниги прерывается сообщениями коллег о поисках скрытой папки, скринами писем с фразой вроде «кто-нить понял, что от нас хотят» и другими оборотами, которые неизменны в любом офисе.

После очередного уведомления я отключаю книгу и врубаю плейлист на «Яндексе», который моментально отзывается:

«Она бредовая, она неверная

И от бессонницы когда-нибудь,

Наверное, с ума сойдет.

А я люблю ее…»

Мои коллеги уже нашли нужную папку, но теперь разбираются уже с файлом, который в ней, и перепрыгивают со вкладки на вкладку в экселе, что-то упорно ища. Ругаются.

Получив очередное уведомление, я только вздыхаю. Люблю я вас, ребят, но только не по утрам.

Само собой, когда повествование Александра Клюквина сменилось голосом Валерия Меладзе, спустя пару минут все мои коллеги прекратили искать папку и ковыряния в файле оставили. Обратно книгу я не включал, потому что лучшего ритуала снова призвать ребят в чат нет: это как закурить на остановке в ожидании автобуса. Не знаю, как это работает, но если снова включить книгу, а не музыку, то вновь ребята начнут оживленную дискуссию, которая будет прерывать мою книгу уведомлениями. Хотя… Может, это просто я придумываю повод слушать музыку вместо книг по работе и саморазвитию.

Интересно, кстати, никогда не задумывались, в какой момент прослушивание книг стало чем-то обыденным в машине, уже немного потеснив прослушивание музыки? Забавная штука, совсем незаметно и вроде как невзначай обозначилась новая тенденция, что теперь модно по дороге на работу слушать книги. Забавная штука – прогресс: раньше всегда, в любом фильме главный герой обязательно слушает музыку, если он едет в машине (само собой, если не отвлекается на разговоры), и вот вдруг во втором «Дэдпуле» смешной таксист Допиндер уже слушает книги. Прогресс вроде как несется стремительно, но не всегда мы сразу замечаем изменения.

Вот, например, моя работа. Она у меня есть только потому, что благодаря прогрессу люди вдруг за каких-то лет пять-семь стали считать звонок чем-то грубым. Что? Звонить? Вы что, неандертальцы? Есть же мессенджеры! Теперь принято писать сообщение. Неважно где: WhatsApp, Telegram, рабочие мессенджеры или, если вам за сорок, Viber (надеюсь, вы простите мне эту шутку и не закроете книгу в самом начале повествования). В общем, благодаря прогрессу звонить нельзя, люди теперь пишут.

Черт, я рассуждаю уже несколько страниц, рассказываю про своих коллег, пишу вам на тему прогресса, а представиться забыл. Меня зовут Сергей Звонарев, я руководитель направления онлайн-обслуживания в компании «Телеком». Забавно, что человек с фамилией Звонарев отвечает именно за то, чтобы клиенты не звонили. Иногда я думаю, что мое назначение на должность было просто каламбуром топ-менеджеров в свое время. Небожители ведь тоже должны как-то развлекаться.

Припарковав машину, я направился ко входу в здание бизнес-центра.

– Серега!

Когда я повернулся, то увидел догоняющего меня Лешку.

Лешка Коротков, один из моих верных менеджеров, радостно протянул руку:

– Здорово! Как выходные?

– Ну, как обычно, Леш, – улыбнулся я, пожимая его руку. – Сначала Сан-Франциско, потом Лос-Анжелес, пересадка в Канберре и потом Мельбурн.

– Эм… – Леша мнимо задумался, поднеся руку к подбородку, – сходил в «Пятерочку» и таращился с женой в сериалы?

– Сходил в «Пятерочку» и таращился в сериалы, – подтвердил я, прикладывая пропуск на проходной.

– А Мельбурн?

– А Мельбурн подождет. Куда он денется, – сказал я и пошел к местной кофейне за утренним латте.

– Другое дело «пятак» у дома, да? – рассмеялся Лешка.

– Конечно, его-то когда еще успеешь посетить? – кивнул я с улыбкой и сказал бариста, – большой латте, пожалуйста.

– Двести пятьдесят, – коротко сказал молодой парень на кассе.

– По карте, – я достал из кардхолдера карту и приложил к терминалу.

– Сергей Владимирович, а не думали по телефону оплачивать? – ухмыльнулся Лешка.

– Знаешь, сегодня с утра я думал о двух вещах. Первое: почему остальные руководители направлений каждый день до 10 утра такие гиперактивные. И второе: почему прогресс так быстро движется. Слушать музыку в машине не модно – переходите на аудиокниги, звонить по телефону уже сродни оскорблению – нужно писать сообщение. А теперь и просто по карточке нельзя платить, обязательно по телефону. Лех, я еще помню времена, когда люди наличными платили, а любители карточек всех бесили, потому что операция на кассе долго проходила. Прикинь? И это было не во времена ⅩⅩ съезда КПСС даже, я не такой старый.

– Ну а что поделаешь, прогресс же, – пожал плечами Лешка и повернулся к бариста, – мне раф, – хитро посмотрев на меня, он с коротким смешком приложил телефон.

– Похихикай мне тут, – буркнул я.

– Надо идти в ногу со временем, – продолжал улыбаться Лешка.

– Надо, но мне тяжело: я старый, тупой и злой.

– Ну не сказал бы, чтобы ты прямо старый был, – засомневался Коротков.

– А, то есть с остальными параметрами ты вроде как согласен, да? – я в шутку замахнулся на него.

– Дяденька, не бей! – Лешка прикрылся своим легким портфелем. – Мне и так сегодня плохо!

– Ваш латте! – бариста протянул мне стаканчик.

– Спасибо, – я принял из рук стаканчик с кофе, отпил и спросил Лешу, – а что такое?

– Новичков же сегодня распределят, – жалобным тоном сказал Коротков. – Я с утра чекнул, мне один достался новенький. Во-от… – он тяжело вздохнул и забрал свой кофе, – опять работать с ним, рассказывать, что и как, обуча-а-ать…

– Ну а что ты хотел, – я двинулся в сторону нашего строения на территории БЦ, Коротков пошел вслед за мной. – Знаешь, что меня радует: вы так искренне удивляетесь и возмущаетесь из-за новеньких, как будто впервые их к вам переводят. Логично, что некоторые люди уходят, а взамен приходят новые. Это часть вашей работы вроде как.

– Да я знаю, – вздохнул Лешка. – Но каждый раз надеюсь, что ко мне не попадет. Пронесет, и новеньких распределят по другим менеджерам.

Слушая стоны Лешки, я только едва усмехнулся. У моих менеджеров новички появляются стабильно раз в недели две-три, и каждый раз при появлении новенького они тяжело вздыхают и посыпают голову пеплом, повторяя: «Снова новенький…» Каждый раз надеются, что новичок попадет другому менеджеру, и когда надежды не оправдываются, то грустят, попивая свой кофе с утра. Прямо первобытный ритуал какой-то: проклинать бога из отдела операционного планирования, который распределяет новых сотрудников.

Когда мы поднялись на наш этаж и вышли в огромный опен-спейс, я повернулся к Лешке и сказал:

– Не забудь своему новичку позвонить. Встреться с ним, поговори, ок?

– Напишу ему в почте, – буркнул Лешка и пошел на свой ряд.

Глядя ему вслед, я только покачал головой. Напишет он. Зумер.

***

Когда я пришел за пять минут до начала собрания, в переговорке собрались уже почти все руководители отделов, секторов и направлений. Сев рядом со своим старым знакомым Димой, я тихо спросил:

– А шеф где?

– Сашка-то? – повернулся тот.

– Ну а кто у нас еще шеф? – раздраженно спросил я.

– Че ругаешься, вице-президент перед руководителем отдела не отчитывается, – буркнул Дима. Недовольно посмотрев на меня, он спросил:

– Чего злой такой как собака?

– Да так.

– Хороший ответ, многое объясняет.

– Извини, но просто наши эрэны (это я так называю руководителей направлений) меня снова с утра достали, – отозвался я.

– Что случилось?

Ответить я не успел, потому что в конференц-зал ворвался наш вице-президент по развитию клиентского сервиса Александр Артемьев. Именно ворвался. Формулировки «зашел», «вошел», «заглянул», «прошел», «оказался» и пр. к этому человеку не подходят. Когда наш вице-президент появляется где угодно (почта, созвон или собрание), он именно врывается. Вот еще с секунду назад мы с Димой тихо препирались, и в зале царил тихий гул из десятка голосов, как спустя считанные секунды воцарилась тишина: шеф тут. Вообще, когда говоришь «вице-президент», то у меня почему-то рисуется сразу американец. Такой, знаете, вице-президент Дженерал Моторс, ему 50, и у него в руках сигара. Но нет, нашему вице-президенту едва-едва перевалило за 30, и никакой сигары или сигареты я в жизни не видел у него в руках: молодой, подтянутый мужчина, который просто пышет здоровьем и энергией. Оглядев зал, он быстро бросил:

– Всем привет! – получив в ответ нестройный хор голосов, он кивнул, посчитав, что этот формальный момент приветствия пройден. Потом Александр хлопнул в ладоши, еще раз осмотрел всю аудиторию и спросил:

– Так, ну что, мы ждем еще кого?

Не дождавшись ответа, он начал свою речь. Саша мне нравится. Определенно, это очень крутой управленец. Вот сейчас, по-простецки усевшись на стол в своих потертых джинсах и покачивая красными кедами-конверсами, он заряжал нас своей энергией. Знаете, иногда некоторых людей я сравниваю с… фильмами. Вот когда я смотрю на Артемьева, я часто думаю, что он человек-блокбастер. Знаете, такой, который всегда держит в напряжении, всегда что-то происходит и вокруг «бум-бум-бум!». И ты только такой: «Что это было?!» А все вокруг: «Не знаем, поезд, наверное!» Вот именно так, любой разговор с ним – это дикий заряд энергии и эмоций. И сейчас Саша был дико заряжен.

Собственно, тема его речи была простая: наша компания выходит на IPO. Через каких-то пару недель акции компании появятся на Московской бирже. Компания станет публичной, как Apple, Google или Facebook. Ну или как ПАО «Пермэнергосбыт», например. Вы уж простите, каждый раз, когда шеф говорит про IPO, он упоминает гигантов из Кремниевой долины, а вот про акции компании, которая работает с пермской энергетикой, не говорит ни слова. Оно и понятно: если говорить про выход на IPO, то надо сравнивать себя с Apple. Но ни разу я не слышал, чтобы хоть кто-то говорил про ПАО «Пермэнергосбыт». Поэтому считайте, что я восстановил справедливость.

Сам посыл Артемьева был прост: когда на носу выход на IPO, мы не имеем права облажаться. Все от «А» до «Я» должно быть идеально: контроль качества должен пресекать возможные негативные отзывы, менеджеры должны проработать с персоналом все, чтобы клиентоориентированность в каждом обращении зашкаливала, а юристы будут следить, словно альпийские рыси, чтобы нигде не было нарушений со стороны компании, даже мельчайших.

Пока я гуглил втихаря на телефоне, как выглядит альпийская рысь, заканчивал свою речь Саша как обычно, по-боевому:

– Сразу говорю, мы на войне, сейчас война за интеллект на рынке, война за сервис, война за кадры. Это всем понятно? – не услышав в ответ стройного хора ответов, шеф прибегнул к своему любимому методу точечного обстрела, выбирая жертву, которая должна дать четкий ответ. Посмотрев в мою сторону, он громко спросил:

– Головатый, быстро ответ: как победим в этой войне?

– Ну… – сидящий рядом со мной Димка напрягся, но, прежде чем он успел что-то сказать, Саша только махнул рукой:

– Понятно все с тобой.

Все засмеялись. Хуже отсутствия ответа для Артемьева был только медленный ответ. Он любил, когда ему отвечали четко, быстро и желательно еще и с цифрами. Если в твоем ответе есть цифры, то он, возможно, даже одобрительно кивнет, слегка прищурив правый глаз. Когда все отсмеялись, Савельев перевел взгляд на меня:

– Звонарев, ты так же думаешь? Как победим?

– Лучший способ победить противника – победить его, не сражаясь, – сказал я. Когда наш вице-президент удивленно поднял брови, я добавил с улыбкой, – Сунь-Цзы. «Искусство войны».