Книга Играй настоящим. Как всё успевать и не переживать - читать онлайн бесплатно, автор Константин Орн
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Играй настоящим. Как всё успевать и не переживать
Играй настоящим. Как всё успевать и не переживать
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Играй настоящим. Как всё успевать и не переживать

Константин Орн

Играй настоящим. Как всё успевать и не переживать

© Константин Орн, 2022

© Издание. Проект Livres, 2022


Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети интернет и в корпоративных сетях, а также запись в память ЭВМ, для частного или публичного использования, без письменного разрешения владельца авторских прав.


Выпускающий редактор: М. Соловьева

Корректор: Е. Орлова

* * *

Введение

Не корысти ради, а упрощения для.

Мы живем в прекрасном, наполненном любовью и радостью, благоухающем розами и освежающим нас морским бризом мире. Каждый день встает солнце, и мы наблюдаем прекрасные восходы и закаты. Раз в месяц случается полнолуние: отливы сменяются приливами. Столько чудесного происходит вокруг каждый день!

Но, несмотря на всё это, существуют разные явления, связанные в их бесконечном многообразии с человеческими переживаниями.

Иногда наши переживания обоснованны, но чаще всего элементарное отсутствие порядка в действиях порождает в голове хаос, вызывая беспокойство, уныние, страх, печаль. Человек не знает, как подступиться к решению проблемы, и начинает переживать. Проблем становится больше, ком переживаний нарастает, пока сами переживания не становятся проблемой. Есть простое решение – начать действовать правильно и всё успевать.

Я обычный человек и не претендую на звание гуру в какой-либо области. Мне хорошо живется и без лишних ярлыков. По натуре – оптимизатор, люблю создавать эффективные системы, сокращать лишнее и выбрасывать ненужное. Изучал, опробовал и местами внедрил в свою жизнь самые известные и авторитетные методы управления временем, в том числе самый действенный – перевод стрелок на час назад. Перелопатил гору книг по психологии, особенно меня интересовали механизмы работы мозга. Человеческий мозг бесподобен! Также пройдены многочисленные практики йоги, медитации, и была совершена пара попыток левитации – ускорение свободного падения подтверждаю. Посещались места пробуждения силы и концентрации веры. Впитаны миллионы калорий сублимированной энергии.

На выходе оказалась огромная солянка из методик, практик, идей, советов, лайфхаков, всевозможных упражнений. Многие из них рекомендовано выполнять строго до еды в полнолуние, желательно голым и с корнем женьшеня в руке. В какой руке?

Естественно, в правой! В левой руке должен находиться секундомер, иначе как всё успеть?

Каждому из нас известно много действительно полезного. Проблема лишь в том, как это всё внедрить в свою жизнь. И спортом заниматься, и танцевать, и транс-Атлантику под парусом пройти, и работать успевать, а ведь еще цветы полить надо, и собака второй день не ест. Идей, планов и задач много, а времени, кажется, не хватает. В общем, вертел я этот кубик Рубика знаний разных оттенков в руках несколько лет и в конце концов пришел к простой системе, на которую можно нанизывать постепенно планы, идеи и всё успевать. Ключевое свойство – простота.

Думаю, всем неравнодушным к своей жизни будет полезно как минимум прочитать, а в лучшем случае внедрить в свою жизнь простую систему. Она подойдет каждому. Систему я назвал «Играй настоящим»[1]. Это мой девиз и отношение к жизни. По мнению этимологов, название родилось путем нехитрого преобразования слогана «Живи настоящим!». В этой, на первый взгляд, простой фразе уживается как минимум два объемных смысла.

Первый смысл – живи сейчас, в настоящем моменте, отпусти прошлое, не переживай о будущем. Сейчас! Каждый из нас живет сейчас. Кто-то лежит в теплой ванне с пеной, попивает коктейль и вдыхает ароматы свечей, а у кого-то, простите за банальность, сосед с дрелью никак не угомонится. И все тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и вкусовые ощущения мы воспринимаем в настоящем. В прошлом их нет – одни воспоминания, а в будущем – не факт, только предположения. Я не призываю прошлое забыть, а на будущее забить. Нисколько. Просто покажу механизм, как жить в настоящем моменте, чтобы ощутить всю его полноту. При этом ни до, ни после не пострадает. Во всяком случае ни одно исследование британских ученых достоверных фактов страдания после не выявило. Во всяком случае если смотреть с общепринятой точки зрения.

Второй смысл выражения «живи настоящим» призывает нас быть настоящими, быть собой. Казалось бы, ничего сложного. Но вот здесь-то и начинается самое интересное. А что значит быть собой? Как отделить свое от чужого, как услышать свой голос? Далеко не факт, что наши устремления, мечты и желания не навязаны нам какой-нибудь рекламой, пропагандой или социальным примером. Многие строят свою жизнь по общепринятым нормам или проводят годы на нелюбимой работе. Отсюда душевные муки, терзания и так называемый стресс. Но это лечится: щепотка уверенности, инъекция независимости, хирургическое удаление сомнения и постепенное выведение страха из организма. Надо начать действовать, и свой голос отчетливо себя проявит.

Почему же всё-таки «играй», а не «живи»? Главное – восприятие. Установку «жить тяжело, особенно понедельник считается тяжелым днем», считаю совершенно необоснованной, предпочитаю «играть легко, расставил фигурки и ходи». Поясню, сравнив игру «Монополия» и реальный бизнес. И хотя во втором случае, конечно, больше нюансов, бюрократии, но базовые правила и победные условия одинаковые. Получается, что если воспринимать бизнес как игру – отстраниться, посмотреть со стороны, увидеть роли и правила, то ничего сложного. Многие играют и выигрывают. Тем не менее большинство даже не пытаются начать свой бизнес, опасаясь многих проблем. Люди часто называют проблемами нерешенные задачи – такая интерпретация. Честно говоря, не знаю, что делать с проблемами, а вот задачи можно решать. Для себя я проблемы от задач отделяю. Считаю, что у каждой задачи есть минимум три решения. И каждое решение – это своего рода игра по определенным правилам. Главное, не воспринимать игру серьезно. Чем меньше мы переживаем, тем более эффективно и рационально действуем. Ведь в некоторые игры нам порой приходится играть только из-за несдержанных эмоций и лишних переживаний. Мир – это детская площадка, но многие об этом забывают.

«Играй настоящим» – это четкая, современная и одновременно легкая система, как всё успевать и не переживать. Симбиоз известных методик планирования, ведения дел, психологии, механизмов работы мозга с удобными и общедоступными инструментами – комплексное решение с пошаговым внедрением. При минимуме затрат и отсутствии лишних условий применять эту систему проще простого. Любая мысль, задача, идея, план не только найдут в ней свое место, но и позволят (может быть, впервые в жизни) ни о чем не переживать.

В этой книге я постарался лаконично описать систему «Играй настоящим». Прошу об одном – внедряйте систему последовательно, без суеты. Спешить объективно некуда, а привести мысли в порядок – бесценно.

Точка отсчета

Вы можете иметь что угодно, если откажетесь от убеждения, что не можете иметь этого.

Д-р Роберт Энтони

Многие из нас невольно ограничивают свои возможности. И хотя, как правило, мы знаем, чего хотим, тем не менее, мы мало говорим о том, что нужно сделать для исполнения наших желаний, и еще меньше о том, что нужно изменить в себе, чтобы стать тем, кем хотим. Больше мы говорим о недостаточности ресурсов: денег, сил, времени, способностей.

Когда я буду иметь престижную работу, хорошую жену(мужа), достаточно денег [добавить свое].

У меня появится свободное время для:

Тогда я смогу встречаться с друзьями, помогать родным, петь песни, танцевать кадриль [добавить свое].

И я смогу улыбаться и быть счастливым(ой)!

Но почему бы не стать счастливым уже сегодня, прямо сейчас? Что мешает?

Мы живем в эпоху «общества потребления». Слишком много кричащих соблазнов, навязанных целей, суеты. Со всех сторон сыпятся рекламные призывы, из соцсетей на нас льются тысячи волшебных фотографий и постов о райской жизни, в которых каждый спешит поделиться лучшими событиями, магазины пестрят красивыми упаковками новых моделей различных устройств.

Многие не выдерживают, берут кредиты, становятся сопричастными последним модным веяниям – соревнование набирает обороты и превращается в гонку на выживание. Факторов влияния множество, и вместе они создают ложное ощущение якобы доступного счастья от обладания какими-либо атрибутами.

Более емко можно выразиться так:


Если бы я имел ресурсы (деньги, связи, должность, партнера), то я бы делал, что душе угодно, и был бы счастлив.

Если прочитать это предложение несколько раз, то можно почувствовать, как начинает формироваться негативный вывод: пока у человека нет ресурсов, он не делает шагов к своей мечте и главное – не чувствует себя хорошо. Вместо того чтобы спокойно идти вперед, человек начинает переживать, попадая в круг негативных мыслей.

Как же разорвать этот мысленный круг? Всё уже придумано до нас. В далекие времена древнегреческий философ Сократ разобрался в сущности бытия. Как всегда, главная проблема в применении знаний. Итак, берем за основу систему бытия Сократа:

БЫТЬ –> ДЕЛАТЬ –> ИМЕТЬ

Разберем на примере. Сначала нам надо быть кем-то, например пекарем. Потом делать, очевидно – печь хлеб. Иметь – получать за хлеб деньги. На выручку можно уже что-нибудь купить, помимо муки на следующую партию выпечки. Казалось бы, всё ясно, пора идти учиться поварскому искусству. Но не все хотят печь, многие хотят камин.

Тут можно воспользоваться методом папы Карло и повесить холст с изображением очага. Современный способ имитации – вывести картинку с камином на экран телевизора. Однажды в отеле сети Park Inn среди привычных обнаружил в списке телеканал «Камин». Изображение красивое, но не греет.


Вывод:

если мы хотим получить настоящий результат, то надо приложить усилия. И если мы хотим камин, то первое действие – читаем рекомендации по его размещению: камин советуют располагать в отдельно стоящем доме. На это требуются ресурсы в виде звенящих монет. Второе – надо их заработать, а для начала научиться зарабатывать. Понимаем, что отличие богатых людей от бедных не в количестве денежных знаков, а в убеждениях. Если богатый видит мир через убеждения «избытка» и замечает возможности повсюду, то бедный зачастую не в состоянии увидеть даже те, которые находятся у него перед глазами, на поверхности.


Умение видеть возможности – это сформированный навык.

Возьмем для примера желание выучить английский язык и разговаривать на нем свободно. Для этого нам понадобятся следующие качества: быть целеустремленным, упорным и дисциплинированным. При их наличии мы сможем делать: выделить время на ежедневной основе на изучение языка, заниматься с репетитором, читать книги и смотреть фильмы на английском, и для чистоты эксперимента – сгонять в англоговорящую страну и попытаться быть понятым аборигенами. Результат приведет нас к иметь. Мы не знали английского, а теперь свободно разговариваем. Более того, мы теперь сможем устроиться на работу с записью в резюме «со знанием английского языка».

Развили у себя новый навык, вслед за ним открылись новые возможности!

Предлагаю принять наши текущие результаты за точку отсчета. И с пониманием, что, чтобы иметь другие результаты, надо меняться и быть другим, начнем делать всё по-другому.

Кто-то скажет, что уже множество раз об этом слышал. Отлично! Постараемся внедрить изменения системно. Узнаем, как быть, что делать, а иметь уже будете сами.

В этой книге, состоящей из трех частей, мы разберем:

• Быть – природа наших результатов и достижений.

• Делать – пошаговое руководство для внедрения системы «Играй настоящим».

• Иметь – ряд подходов для ускорения развития.

Глава 1. Быть

Как же понять, как это «быть»?

Для начала нам надо осознать и принять наше настоящее. Наши навыки, знания, окружение, здоровье, работа, финансы, достижения, события и т. д. – всё это является результатом наших активных действий или бездействий. Сумма результирующих факторов есть мы. При совершении других действий результат был бы другой. Сейчас будем рассуждать безоценочно. О том, «что такое хорошо» и «что такое плохо», думать не будем.


Текущее состояние и есть мы. Совокупность знаний, навыков, умений, привычек и конечных действий определяет личность.

Многие действия совершаются автоматически, следуя привычке. Кто-то привык бегать по утрам или по вечерам, а кто-то не привык или давно отвык. Один пьет свежевыжатый сок, другой – забродивший виноград. Один доделывает дела сегодня, другой – переносит на завтра. Кто-то просыпается на полчаса раньше и получает 180 часов бодрствования в год. При 40-часовой рабочей неделе – это больше месяца на трудовые подвиги. Так из мелких привычек получаются совершенно разные результаты. Но не стоит тут же переводить будильник пораньше, у этой медали есть и обратная сторона.

Наша жизнь – клубок привычек. Подавляющая часть выбора, который мы ежедневно делаем, кажется нам результатом продуманного решения, хотя на самом деле не является таковым. Это в основном привычки. По отдельности привычки кажутся нам порой мелкими и несущественными, но со временем пища, которую мы едим, регулярность физических упражнений, отношение к покупкам, организация рабочего пространства оказывают сильное влияние на наше здоровье, производительность, финансовую безопасность, счастье. Согласно Чарльзу Дахиггу[2], 40–45 % наших ежедневных действий – привычки. По большому счету текущее положение есть результат совокупности привычек, осознаем мы это или нет.

Как так вышло?

Пирамида обучения

Достаточно начать, закончить тоже можно.

Константин Кинчев

Представим себя в возрасте один год. С этого момента мы узнаем, что можем ходить, и не оставляем попыток делать это. Ранее мы учились садиться, потом ползать. Мышцы спины и шеи укрепились, развилась подвижность тазобедренных суставов, и пришло время подниматься на ноги. Мы видим, как более опытные товарищи беззаботно шагают. (Маугли, например, не увидел и выбрал другой способ перемещения.) Сначала нам нужна поддержка, мы хватаемся за любую опору, будь то руки родителей или вертикальные планки в детской кроватке. Встаем на коленочки, потом на ножки. И наконец наступает момент, когда сделан первый шаг в пустоту без поддержки. За ним тут же следует падение. Многократно падаем, не всегда назад. Пол приближается мгновенно, иногда болезненно, но мы всё равно продолжаем попытки встать и идти. Пройдет еще совсем немного времени, и мы уже начнем делать несколько шагов подряд. Теперь мы умеем ходить.

Постепенно начинаем ходить всё чаще, выявляем ряд интересных аспектов данного процесса. Например, надо переступать через предметы, порожки. При этом мы пока еще можем ходить под стол пешком, а вот под стул данный метод уже не срабатывает. По воде ходить тоже не получается, хотя мысли в голове только светлые. Мы уже более устойчивы, навык ходьбы все лучше, можем перебирать ножками быстрее и даже иногда бегать.

Перед нами, конечно, еще остаются такие сложные вещи, как лестница, ведь у этого сооружения высота ступеньки порой достигает трети или даже половины нашего роста. Но тем не менее, если нам надо попасть из комнаты в кухню, мы все чаще не ползем, а идем. И в какой-то момент полностью отказываемся от ползания. Мы привыкли вставать и ходить не задумываясь. Процесс формирования привычки завершен. Давайте соберем эти вехи в схему обучения:

1. Знание (новая информация, наблюдение, книга, тренинг). Увидели, как взрослые ходят.

2. Умение (знание на практике, упражнение). Сделали первый шаг, попробовали.

3. Навык (качество сохраняется, растет скорость). Можем делать серию шагов и даже переходим на бег.

4. Привычка (сверхбыстрый навык; происходит так быстро, что мы перестаем замечать это за собой). Перестаем задумываться и на кухню всегда именно идем.

Позже в нашей жизни появится самокат, велосипед, ролики и коньки, научимся водить автомобиль. При этом сначала сдадим экзамен на право вождения, потом несколько нервных месяцев практики, и вот мы уже звоним по телефону или чатимся в мессенджерах на ходу. (Мир же рухнет, если мы срочно не ответим.) Итак, привычка крутить руль и автоматически жать на педали сформирована. Большинство наших умений, навыков и привычек формируется по этой схеме обучения.

Со всей своей проницательностью могу предположить, что в данный момент вы читаете и наверняка слышали про скорочтение. Одним из базовых упражнений для развития этого навыка является способность видеть строку целиком. Суть в том, что глаза не бегают слева направо, а скользят по странице сверху вниз.

Сейчас выполните упражнение: попробуйте прочитать текст, перемещаясь взглядом между строк снизу вверх. Далее многократно примените этот прием при чтении различной литературы. Постепенно читать вы будете все быстрее, понимая содержание, и в какой-то момент: «О, чудо!» – ловим себя на мысли, что постоянно читаем, охватывая весь текст на странице. Использование методики скорочтения становится привычным занятием.

Казалось бы, если так всё просто, берем учебники, книги, тренинги, курсы и внедряем одно полезное за другим. Но есть один нюанс. Помнится, ходить мы учились не по учебникам. Да и большинство наших привычек сформировано автоматически. Ключевые модели нашего поведения, способности решать проблемы, взаимодействовать с людьми мы перенимаем у ближайшего окружения. Социальный пример для нас является доминирующим при формировании привычек. Мы смотрим на поведение родителей, наставников, одноклассников, сослуживцев, получаем собирательный образ и действуем. Что-то нам ближе и легко прилипает, что-то нет.

Эти поведенческие привычки в некоторых источниках называют soft skill (мягкие навыки), к ним относятся: умение общаться, выступать на публике, убеждать в своей правоте, управлять своими эмоциями, мотивировать, вдохновлять, выбирать способы решения задач, брать на себя ответственность и т. п. Тут нет смысла перечислять всё. Мы еще вернемся к этим навыкам на четвертом этапе.

Здесь я бы хотел поднять еще один аспект привычек. Общество зачастую рассуждает о привычках в негативном ключе. Например: «В меру упитанный мужчина в полном расцвете сил без вредных привычек познакомится с женщиной для нежной душевной переписки голубиной почтой». Про полезные привычки речи не идет вообще. А ведь можно сместить вектор внимания и начать целенаправленно развивать хорошие привычки. Опять-таки я ухожу от оценки. Например, привычка откладывать дела на потом может быть вреднее вредных привычек. Кому как нравится.

Считаю, что большинство знаний в привычку никогда не превратятся. Знаний в нашей жизни появляется много, огромное количество информации, книг, курсов, тренингов. В школе нас учат космическому количеству предметов, которые в общеобразовательных целях полезны, но на практике применяется минимум полученной информации. В институте также есть общие предметы, которые читаются первые два года, далее начинается специализация, уточнение и углубление. В дальнейшем наш выбор информации для изучения становится более осознанным.

Допустим, на внеочередном тренинге успешного успеха проводится марафон желаний. У людей появляется вера, что приводимые в пример известные люди именно так добились своего положения, а не поступательными действиями. То есть тренер по большому секрету и за умеренную плату сообщает нам: «Друзья, для счастья нужно обязательно по утрам до 5 часов вставать перед зеркалом и говорить 78 раз фразу: "Я счастлив”».


Иллюстрация 1. Пирамида обучения[3]


Допустим, мы попробовали, наше психическое состояние посчитало, что это возможно. Голос здравого смысла крепко спал в этот момент, 5 утра как-никак. Мы попробовали раз, другой, третий, но продолжать не стали. Таким образом мы получили знание, у нас появилось умение, потому что нет ничего проще, чем встать в 5 утра и проговорить 78 раз перед зеркалом «я счастлив». Но навык у нас при этом не выработался, не перешел в привычку. Здесь объяснимо – наш уровень веры в гуру по состоянию в 5 утра всегда ниже, чем на коллективном собрании. В какой-то момент мы решаем, что усилия прикладываем безрезультатно и счастье ускользает от нас.

Аналогичные истории происходят и с другими объективно полезными начинаниями: спорт, питание, финансовая дисциплина и др. Мы узнаем много чего ценного, но лишь немногое из этого пробуем реализовать на практике. Далеко не всё переходит в привычку. Почему?

Почему не получается

Ранее мы представляли себя ребенком одного года, который делает первые шаги. Теперь настали более суровые времена: эпоха комочков в манной каше и пенки в какао.

– Вытри попу! Вася, вытри попу! – кричит воспитатель в детском саду.

Проходит какое-то время, и уже учитель в школе говорит нам:

– Встаньте! Поднимите руку. Записывайте аккуратно символы в тетрадку. Получайте хорошие оценки, учитесь, считайте.

Мы оканчиваем школу. Кто-то идет получать среднее профессиональное образование, кто-то – высшее, но суть от этого не меняется. Там примерно такой же расклад, как и в школе. Есть семестры, триместры, какие-то сессии по итогам, аттестационные периоды, практические лабораторные и курсовые работы.

Нам кажется, что… Нет, нам вообще ничего не кажется. Мы выполняем всё усложняющиеся задания, получаем адекватную оценку и каждый год переходим на следующий этап (в группу, класс, на курс). Мы находимся внутри заведенного порядка, он у нас не вызывает вопросов или отторжения. Это нормальный общепринятый путь из человека «в люди».

Социум нам говорит: «Если у тебя будет высшее образование, тогда ты сможешь занять эту престижную работу». У нас нет выбора – идти или не идти, выбор только в какой. Изнутри нас ничто не подгоняет. Мы даже многие себе внушили какую-то профессию. Хотя если мы возьмем свое свидетельство о рождении, то профессия там точно не указана, это приобретаемый навык. «Партия сказала: "Надо", комсомол ответил: "Есть!"».

Дальше начинается погружение в самостоятельную жизнь, у кого-то, возможно, на более ранних этапах. Человек устраивается на работу. Это могут быть подработки или профессиональная деятельность. Некоторым при этом приходится слышать довольно странные формулировки: «Все, что вы знали до этого, вам не пригодится!» или «А теперь, бывшие товарищи студенты, мы будем узнавать, как жизнь устроена». Розовый цвет очков постепенно начинает приобретать другие оттенки, иногда красный пигмент усиливается.

Здесь уже нет такого линейного порядка перехода на следующий этап. Повышение квалификации, захватывающие дух путешествия по карьерной лестнице происходят не строго раз в год, а у всех по-разному. Одно остается неизменным: на большинстве работ у сотрудника есть инструкция, регламент или даже устав, в котором прописаны правила – в какое время он должен приходить на работу, уходить, что надо делать. Конечно, работодатель хотел бы себе робота, причем идеального. Но таких нет, а есть студент, и из него надо слепить что-то подобное своей идеалистической картине работника. Как и в образовательных институтах, присутствует система противовесов, когда за подвиги премируют, за нарушения наказывают. И указывают желательный путь развития.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

https://playreal.today/


2

Дахигг Ч. Сила привычки: Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе. – М.: Карьера Пресс, 2016.

3

https://playreal.today/edu


Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги