Книга Информационная культура - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Ивановна Тушева
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Информационная культура
Информационная культура
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Информационная культура

Ирина Тушева

Информационная культура

Введение

В данной работе рассмотрены современные представления об информационной культуре. Проанализированы публикации с 2019 года изданий, имеющих Российский индекс научного цитирования.

1. Культура

1.1.Общие понятия

Словари по-разному определяют понятие культура [27]. Приведём несколько определений.

«Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – англ. culture; нем. Kultur. 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека». (Социологический словарь)

«Культура (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах».( Словарь по культурологии)

«Культура – овокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. || Совокупность таких достижений в определённую эпоху, у определённого народа». (Толковый словарь Ефремовой)

«Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)».(Новая философская энциклопедия)

«Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей». (Большая советская энциклопедия)

«Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками».( Большой словарь иностранных слов)

«Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей». (Большой энциклопедический словарь)

«Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей». (Педагогический терминологический словарь)

«Культура (от лат. culture – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)». (Энциклопедия эпистемологии и философии науки)

«Культура (англ. culture) – ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др.». (Большой психологический словарь)

На основании вышеизложенных определений можно в общем определить культуру как совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.

1.2. Культура на современном этапе

Современную культуру Петров И.Ф.[18] определяет как культуру техногенной цивилизации, в которой важнейшим принципом жизнедеятельности становится рациональное начало. Доминирование разума, пришедшее на смену относительному равновесию чувств, ума и веры, приводит к тому, что, говоря словами Лосева А.Ф., «все, не укладывающееся в границы и схемы того разума, отбрасывается как обуза и рассматривается только как чистый вымысел, субъективное человеческое построение. Таким образом, весь мир становится бездушным и механическим, он превращается в субъективную деятельность души» [13]

Для современного человека, верящего не в микрокосм и макрокосм, а в науку, категории научности придаётся особое значение, которое Петров И.Ф. называет символическим. Престиж науки, по его словам, приводит к тому, что новый образ мира внедряется в процессе образования в сознание людей. При этом под научные представления эпохи подстраиваются философия, религия и мораль. В основе мировоззрения лежат знания, – другим же формам освоения мира придаётся значение лишь в той мере, в какой они выгодны. Такое положение дел Петров И.Ф., ссылаясь на Ортегу-и-Гассета Х, называет диктатурой лабораторий. Обращая внимание на ущербность такого мировоззрения, автор приводит слова Паскаля Б.: «Если я не знаю основ нравственности, наука об окружающем мире не принесет мне утешения в тяжкие минуты жизни, а вот основа нравственности утешает и при незнании науки о предметах внешнего мира».

Культуру постиндустриального общества отличает то, что мерой всех вещей становится не человек, как было ранее, а «дизайнерские объекты, интеллектуальные эксперименты». [18]

Ильин И.А., называя европейскую культуру культурой технической, характеризующейся рациональностью, но не искренностью, пишет: «бессердечная культура подрывает сама себя: в изобре тении атомной бомбы она дошла до вселенского самоубийства, а изобретение это, наверное, не составляет последнего слова разрушительной техники». [8]

Петров И.Ф. утверждает, что в настоящее время происходит синтез техники и научной этики, выливающийся в репрессивный технологический способ мышления и действия. Как результат, массовая культура создаёт «одномерного человека». При этом важной характеристикой является то, что задаётся массовая культура не какой-то элитной группой выдающихся личностей, а обезличенными социальными институтами: СМИ. образовательными учреждениями. Культура, таким образом, по сравнению с предыдущими эпохами, десакрализируется. На роль эталона выдвигается так называемый средний потребитель, которому приписываются невзыскательный вкус и невысокие потребности. Характерно, что в произведениях, ориентированных на массового зрителя, читателя, – одним словом, потребителя – художественный уровень сознательно снижается.

Выход из кризиса Петров И.Ф. видит в появлении нового субъекта культурного процесса, которым должно стать общество как носитель «культуры масс» – в результате трансформации и сближения с традиционной культурой. [18]

Башилова Е.И. отмечает наличие огромного пласта заимствований из английского языка в рамках лексического поля «современная культура». [2] «Поп-культура, масскультура, культура большинства -культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления как средства массовой информации, спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д. -в целом, совокупность неоавангардистских взглядов на искусство». [17]

Данное явление не является случайным и не может быть изолированным и существующим само по себе. Очевидно, что заимствование лексики представляет собой проекцию на речевую сферу явлений действительности, то есть отражает тот факт, что отечественная культура попала под масштабное влияние культуры англоязычной. Со всеми вытекающими последствиями.

Сферы деятельности, активно воспринявшие заимствования, и являются теми сферами, которые подверглись радикальным изменениям именно под влиянием соответствующих сфер деятельности англоязычной (американской) культуры. Данное явление служит индикатором как расширения представлений в отдельных областях науки и техники (экономика, компьютерные технологии), так и изменения мировоззрения масс.

2. Информация

2.1. Общие понятия

В структуре слова мы видим, что слово «информация» является однокоренным со словом «форма». “In forma” – сама структура слова указывает на то, что оно обозначает придание формы. Именно в таком значении оно и использовалось на протяжении длительного периода. Оксфордский словарь четырнадцатого века определяет информацию как формирование ума или характера, то есть синонимично словам «обучение», «воспитание». В русском языке того времени конкретно это слово ещё не использовалось, но по сути русское слово «образование» имеет близкую внутреннюю форму – придание образа.

В дальнейшем в западных языках под словом «информация» стало пониматься сообщение чего-то кому-то. Петерс пишет, что понятие информации использовалось в эмпирической психологии как описание механики ощущений. Подразумевалось, что внешний мир передаёт информацию на сенсоры, и ум информируется ощущениями, истоки которых – в окружающем мире.

Таким образом, постепенно слово «информированный» приобретает значение «получивший сообщение». С течением времени информация всё дальше отходила от значения формирования и упорядочивания, так как эмпиризм не признавал интеллектуальных образований вне связи с непосредственными ощущениями. Постепенно понятие «информация» стала связываться с фрагментарным смысловым материалом. Под эгидой эмпиризма она перешла от формы к субстанции, от интеллектуальных форм к сенсорным импульсам [28].

Словарь русского языка определяет понятие «информация» следующим образом:

То же, что информирование.

Сообщение о положении дел где-либо, о каких-либо событиях и т.д.

Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами [20].

Энциклопедический словарь определяет информацию так: «Информация (от лат. informatio – разъяснение, изложение), первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и так далее). С середины 20 века – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики.

Философский энциклопедический словарь даёт четыре значения слова «информация»:

сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми;

уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщения;

сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтетической, семантической и прагматической характеристик;

отражение разнообразия в любых объектах, процессах неживой и живой природы.

Клод Шеннон определяет информацию как снятую неопределённость наших знаний. Н.В.Макарова даёт следующее определение информации: «это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний». Леон Бриллюэн определяет информацию как отрицание энтропии. Моль – как меру сложности структур. Урсул – как отраженное разнообразие. Тузов – как содержание процесса отражения. Яглом рассматривает информацию как вероятность выбора.

Роберт Винер сформулировал современное научное представление: «Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств».

Ещё одно определение: "Информация – это особая совокупность сведений, первичным источником которых является опыт" (А.А.Красовский, Г.С.Поспелов, 1961г.).

В контексте компьютерной обработки данных информация представляет собой некоторую последовательность символических обозначений, имеющую некоторый смысл и представленную в таком виде, в каком её в состоянии распознать компьютер.

Если рассматривать историю человечества не как смену общественных формаций, а как смену господствующих форм представления и передачи информации, то можно выделить следующие вехи:

Использование голосовых сигналов для передачи важных сообщений. В сущности, то же применяют и животные. Определённый крик птицы может свидетельствовать её сородичам о приближающейся опасности.

Появление устной речи существенно расширило возможности обмена полезными сведениями в процессе совместной деятельности.

Использование условных сигналов, о значении которых уславливаются заранее.

Появление письменности: сначала пиктографической, то есть в виде рисунков, а затем и в виде иероглифического и буквенно-слогового письма. На этом этапе стало возможным хранить сведения бесконечно долго, передавая их последующим поколениям.

Появление книгопечатания открыло грандиозные возможности фиксации и передачи информации. Первые печатные книги появились в девятом веке в Древнем Китае. В одиннадцатом веке китайский кузнец Би-Шэн применил набор текста с помощью глиняных подвижных литер. В тринадцатом веке в Корее стали использоваться не глиняные, а бронзовые литеры. Такой способ набора постепенно распространился в Японии и Средней Азии. В Европе книгопечатание с помощью подвижных наборных литер впервые применил в 1440 году Иоганн Гутенберг. Следствием этого стало стремительное распространение книгопечатания в Европе. Первой печатной книгой на Руси считается отпечатанная Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в 1564 году книга «Апостол». Однако есть сведения, что ещё раньше были отпечатаны Евангелие и Постная Триодь, даты изданий которых не были указаны.

Изобретение электричества, появление телефона, телеграфа, радио к концу девятнадцатого века. Начиная с этого времени, появилась возможность накапливать и передавать неограниченные объёмы информации.

Принципиальным для работы с информацией новшеством стало изобретение микропроцессорной технологии и появление компьютеров. Этот этап оказался настолько важным, что информационными технологиями стали называть преимущественно технологии компьютерные.

В поисках того, от какого момента можно считать становление компьютеризации, иногда оглядываются на довольно далёкие эпохи. Так, можно вспомнить суммирующую машину Паскаля Блеза, появившуюся ещё в 1640 году. Нельзя обойти молчанием и разработанную в 1703 году двоичную систему счисления. Несомненно, это был принципиальный шаг в определении способа существования информации в компьютерах. Можно сказать, что на этом этапе человечество определилось, на каком языке будет разговаривать с машинами.

История зарождения и развития компьютерных технологий полна захватывающих событий и неожиданных переплетений судеб. Например, первой женщиной-программистом считают Аду Лавлейс, дочь поэта Джорджа Гордона Байрона. Важно, что с утверждением в жизни общества компьютерных носителей информации понятие грамотность расширилось с умения только читать. Отныне в свои права вступало требование умения работать с информацией, представленной в электронном виде.

И, наконец, в конце девяностых годов наступила эра интернета и всемирной паутины. В 1989 году корпорация NeXT выпустила операционную систему NeXTSTEP, широкая общественность стала пользоваться интернет-протоколом TCP/IP, а корпорация Intel выпустила 32-битный процессор четвёртого поколения. В 1990 был создан первый веб-сервер NeXT Cube Стива Джобса. В 1997 году во Франции появляется электронная коммерция. В 2003 году происходит Первый Всемирный саммит по информационному обществу в Женеве.

К настоящему времени интернет стал наиболее популярным инструментом поиска нужной информации.

Обобщая, можно выделить три основных подхода к определению информации. Кибернетика определяет информацию как часть знаний, которая используется для активного действия, управления. В рамках семантической теории информация рассматривается как сведения, обладающие новизной (смысл сообщения). В документалистике информация – это всё то, что зафиксировано в знаковой форме в виде документов.

2.2. Классификация информации

Отдельные виды информации могут быть выделены по различным критериям.

По истинности:

истинная;

ложная.

По способу восприятия:

визуальная;

аудиальная;

тактильная;

обонятельная;

вкусовая.

По форме представления:

текстовая;

числовая;

графическая;

звуковая.

По назначению:

массовая;

специальная (используемая узкой группой);

секретная (передаваемая по защищённым каналам);

приватная (сведения об отдельной личности).

По значению:

актуальная – не актуальная;

достоверная – не достоверная;

полная – не полная;

полезная – бесполезная;

понятная – непонятная.

По тематике:

обыденная;

общественно-политическая;

эстетическая;

социальная;

научная;

производственная;

техническая;

управленческая.

По месту возникновения:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги