Ирискины рассказы
Ева Есиновская
Виктория Абрамова
Михаил Швед
Посвящается всем молодым родителям и их быстрорастущим детям, которые вместе превращают маленькие каждодневные события в большие незабываемые приключения
– Не моя вина, если со мной случаются такие диковины, которых ещё не случалось
ни с кем!
Приключения барона Мюнхгаузена (Р. Э. Распэ, 1785)
Иллюстратор Екатерина Соаха
Корректор Петр Савченко
© Ева Есиновская, 2019
© Виктория Абрамова, 2019
© Михаил Швед, 2019
© Екатерина Соаха, иллюстрации, 2019
ISBN 978-5-4490-8005-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Ириска
В каждом большом городе проживает множество маленьких девочек-младшеклассниц. Это совершенно обычные девочки, которые ведут естественный для своего возраста образ жизни. Утром они ходят в школу, после неё посещают различные занятия или гуляют с подругами, а ближе к вечеру делают уроки. Все они, как правило, любят переписываться с друзьями в телефоне, прихорашиваться перед зеркалом, слушать популярную музыку, есть мороженое и гладить кошек.
Но на этом их сходство заканчивается и начинаются различия. У каждой из этих маленьких девочек в голове находится целый уникальный мир, в котором обитает множество интересных, странных и прекрасных идей. Да и в жизни с ними происходит множество разных удивительных событий и происшествий. И дома, и в школе, и на детской площадке. И в этом плане, ни одна из них совершенно не похожа на любую другую.
Девочка, о которой пойдёт речь в этой книжке, тоже была самой обычной и вполне подходила под все перечисленные приметы. Другими словами, она являла собой эталонный экземпляр типичной младшеклассницы. Школа для неё уже потеряла своё первоклассное очарование, но ещё не успела надоесть до чёртиков.
Учёба давалась девочке довольно легко, а подруги из класса не давали заскучать. То одна притащит на школьную ярмарку вместо поделки своего хомяка, то другая попросит заполнить анкетку про всё самое любимое, то третья решит захватить в школу и раздать все домашние запасы сладостей, приготовленные родителями к праздникам.
Кстати, о сладостях. Эта девочка обожала сладкое! Печенье, конфеты, мармеладки, торты и пирожные сводили её с ума! Если в доме утром обнаруживался шоколад, то вечером, скорее всего, вы бы его уже не нашли. Поэтому самое любимое время в году у неё приходилось на Новый год.
В семье это называлось «Двойной шоколадный удар», потому что всего через полторы недели после Нового года они уже вовсю праздновали её день рождения.
Так что плотно набитые сладостями детские подарочные наборы с родительских работ ещё не успевали закончиться, когда наступала пора для шоколадного торта и конфетных презентов.
Девочка обожала эти сладкие дни. А родители никак не хотели понимать, что невозможно просто остановиться на одной конфетке из набора. Ведь надо же сравнить все вкусы, выбрать лучший, а потом первым делом съесть самые вкусные конфеты, а родителям оставить все леденцы, и еще те, что с тягучей белой начинкой.
Однажды, когда нашей девочке было 6 лет, произошел случай, подаривший ей прозвище. Она решила пойти на хитрость – вечером стащила из новогоднего подарка несколько пригоршней конфет и спрятала их себе под подушку. Часть из них она успела съесть перед сном, но конфет оказалось слишком много, так что ей пришлось оставить запасы на завтра.
Утром, только открыв глаза, девочка первым делом увидела нахмуренное лицо папы. Спросонья она совсем не понимала, что произошло и в чём дело.
– Ничего не хочешь рассказать? – строго спросил папа.
– Про что? – удивилась девочка.
– Про конфеты из подарка!
Тут ей резко стало жарко, потом холодно, глаза забегали, она невольно посмотрела на кровать и потеряла дар речи. Из-под подушки по простыне расходились многочисленные шоколадные разводы. Папа приподнял подушку за уголок, и им предстало жуткое зрелище – растаявшие конфеты лежали в шоколадных лужах, отдельно от ярких фантиков, и вид у них был уже совершенно неаппетитный.
Девочка поняла, что натворила, и ей стало так стыдно, что к глазам подступили слёзы.
– Папочка, прости меня, пожалуйста! Я больше так никогда-никогда не буду! Я просто хотела всё попробовать – и шоколадные конфетки, и батончики, и вафли, и ириски!
– Такими темпами ты скоро сама превратишься в ириску! Если, конечно, ещё не успела. Ну-ка, дай попробую! – Папа, который не умел долго сердиться, схватил дочку и принялся театрально «надкусывать» её бока. Она завизжала от щекотки.
– Ну всё! – сказал папа. – Кажется, это необратимо! Теперь у меня не дочь, а огромная ириска!
Девочка тоже рассмеялась, крепко обняла папу и ещё раз пообещала больше никогда не таскать конфеты тайком.
С тех пор сладости всегда лежали на кухне в открытом доступе, но девочка больше не брала их без спроса. А вот подходящее имя за ней так и закрепилось – Ириска. Именно так родители с тех пор и стали её называть. Ей нравилось.
Так что на очередной вопрос нового знакомого – «Ириска? Почему Ириска?» – девочка уже навострилась отвечать: «Потому что у меня очень сладкая жизнь!».
Имена птиц
Как-то раз на уроке выбирали того, кто будет представлять класс на ежегодном школьном конкурсе докладов. Ясное дело, желающих не оказалось. Тогда учительница Валентина Владимировна напомнила Ирискиной подружке-отличнице, что та уже выступала в прошлом году, так что ей будет проще подготовиться и в этом. На что подруга, как обычно поступают все отличницы, не стала спорить с учительницей и молча кивнула. Но дело в том, что от каждого класса требовалось по два участника. И тогда Валентина Владимировна начала водить глазами по вмиг затихшим ученикам. Это продолжалось целую вечность. Неожиданно её взгляд остановился на Ириске и она воскликнула:
– А давай-ка ты пойдешь! Ты ведь хорошо запоминаешь стихи, так что с докладом уж точно справишься!
Ириска словно окаменела, ей захотелось стать невидимкой или провалиться под землю. Но учительница смотрела прямо на неё и ждала ответа.
– Ладно… – зачем-то сказала Ириска.
А в голове у неё только и звенело «Почему, почему, почему я?». Но брать свои слова обратно было уже поздно, да и спорить с учительницей она не осмелилась.
Придя домой, она сразу же рассказала маме про конкурс, до которого оставалась ещё пара месяцев. Мама почему-то очень обрадовалась и начала задавать какие-то вопросы, но Ириска уже ничего не слышала. На глаза навернулись слёзы, она рухнула на кровать вниз лицом.
Мама в растерянности подскочила к ней и стала ласково обнимать.
– Ирисочка, да что случилось? Почему ты плачешь?
Какое-то время доносились только всхлипывания, но потом Ириска приподнялась на локтях и сквозь зубы пробурчала:
– Я не хочу туда идти. Сказали, что доклад надо учить наизусть. А он наверняка будет огромный! И сложный! У меня не получится…
Кроме того, ей было страшно представлять, как она будет одиноко стоять перед толпой старшеклассников, учителей и членов жюри, и что-то им рассказывать. И снова по щекам покатились слёзы.
– Почему не получится? Всё будет хорошо! Мы поможем тебе подготовиться, да и впереди ещё очень много времени, чтобы выучить текст. Ты же легко учишь стихотворения в школе, а они тоже бывают большие.
– То стихотворения, а тут просто огромная куча нескладных слов!
– Я уверена, что всё будет отлично. Разделим весь доклад на небольшие кусочки и выучим потихоньку. Не бойся! Валентина Владимировна не стала бы доверять тебе такое важное задание, если бы сомневалась, что ты справишься. Так что слёзы прочь, давай лучше отпразднуем эту новость горячим какао! – сказала мама, крепко обняла Ириску, поцеловала в лоб и отправилась на кухню.
– Праздновать я не хочу… – пробурчала Ириска в подушку. – А какао буду!
– Договорились! Начнём с малого.
Следующие несколько дней Ириска продолжала жаловаться на учительницу, на конкурс, на глупые правила, что текст нельзя просто прочитать… Даже просила родителей поговорить с Валентиной Владимировной, чтобы та нашла себе другую докладчицу. Но они неизменно говорили одно и то же:
– Если ты не хочешь выступать, сообщи об этом учительнице сама. Подойти после уроков и скажи, что решила отказаться от участия.
Но дни шли, а Ириска никак не могла собраться с силами и сообщить учительнице о том, что ей вовсе не хочется учить никаких докладов.
Неделю спустя ничего не подозревающая Валентина Владимировна вручила ей готовый текст проекта на флэшке. Дома они с мамой открыли файл и увидели название доклада – «Имена птиц».
Оказалось, что работа, которую она должна представить, рассказывает о том, как появились названия у различных пернатых. А также в ней подробно разбираются несколько популярных птичьих наименований и описывается история их происхождения.
Выяснилось, что многие птицы названы в соответствии со своим поведением. Например, вертишейка или трясогузка. Некоторые получили название по месту жительства, среди таких – камышовка и ласточка-береговушка. Другие по издаваемым звукам – кукушка и свиристель. А кто-то получил своё название по времени прилета или пения, как снегирь или зарянка.
Самая интересная часть доклада, по мнению Ириски, была про названия-ошибки, когда птицы получали имя на основании неправильных людских выводов. Например, есть такая птичка – козодой. Вопреки названию доить коз она не умеет, козы её вообще мало интересуют. Она просто ловит насекомых, которые роятся вокруг домашних животных. Но поскольку охотится она ближе к ночи, когда ничего толком не разглядишь, люди думали, что птичка прилетает доить коз. Так и закрепилось за ней это странное обманчивое название.
Читая материалы, Ириска узнала много нового и необычного. Одним словом, очень интересный оказался доклад. Так что учить его оказалось гораздо проще, чем она представляла.
За несколько недель текст был выучен, оставалось только время от времени его повторять, чтобы освежить в памяти. Конкурс приближался, и одновременно росла уверенность Ириски в своих силах.
И вот, наконец, наступил тот самый день. С самого утра Ириска очень волновалась. Но на конкурсе докладов она отлично справилась с выступлением, рассказала всё без запинки и ничегошеньки не забыла. Оказалось, что выступать не так уж и страшно. После рассказа она даже ответила на все вопросы жюри про птиц. И в итоге, к большой радости учительницы и совершенно неожиданно для себя, заняла первое место в своей возрастной группе.
После такого успеха, довольная и счастливая, Ириска пришла домой и рассказала о случившемся родителям. После чего поставила красивую грамоту на полочку над своим столом и громко произнесла:
– А вот теперь можно и отпраздновать! Я буду какао!
Удачная потеря
Однажды Ириска с папой отправились на городскую школьную олимпиаду, которая проводилась на открытом воздухе. На ней команды от разных школ разгадывали загадки и демонстрировали знание истории города. Всё это напоминало спортивное ориентирование по городским улицам. Нужно было по карте находить контрольные пункты и на месте отвечать на вопросы в специальном листке.
Погода была образцовая, так что все участники, разбившись на маленькие группы, с удовольствием бродили по лабиринту переулков и выполняли задания. В команде Ириски была также её одноклассница со своим папой. Дружным квартетом они петляли по городу – родители пешком, а дети на самокатах.
Вскоре Ириска проголодалась и спросила у папы:
– Пап, а у нас случайно нет с собой чего-нибудь перекусить?
– Нет, милая, есть только вода. Давай пообедаем после того, как закончим все задания.
– Если закончим… Потому что я могу и не доехать до конца, упаду за углом без сил!
– Не преувеличивай, – рассмеялся папа. – Осталось всего два пункта на карте, это максимум на полчаса. А потом сразу в кафе.
– Погодите! – сказала Ирискина подружка по команде. – У меня же есть с собой мамины бутерброды… – она зашуршала пакетами в своём рюкзачке. – Только их всего три, а нас четверо!
Оба папы стали уверенно отнекиваться от бутербродов и настаивали, чтобы девочки поделили их поровну между собой.
– Хорошо. Тогда каждому по одному бутеру. А третий разделим!
– Ладно, как делить будем? Ты больше любишь хлеб или колбасу? – спросила Ириска у своей одноклассницы.
– Колбасу.
– И я тоже, – облизываясь, сказала Ириска.
– Тогда давай просто разломаем бутерброд пополам. Или ты съедай до половины, а потом я.
– Нет уж, от половины бутерброда всё равно мало проку. Давай лучше, чтобы никому не было обидно, отдадим колбасу первой встречной кошке или собаке. А хлеб птичкам разбросаем.
– Давай! Только постарайся, чтобы воробьям больше досталось, а то голуби всегда отнимают у них крошки!
И девочки, быстро разделавшись со своими бутербродами, стали прицельно подкидывать кусочки хлеба, стараясь, чтобы их ухватили именно воробушки. Тут и кошка показалась поблизости, так что Ириска побежала вручать ей подарочную колбасу. Еле догнала!
Подкрепившись, вся команда двинулась дальше по маршруту. Нужно было наверстать время. Но вскоре папе кто-то позвонил. Он слегка нахмурился и почему-то уставился на Ириску. Когда разговор закончился, папа неожиданно строго сказал:
– Ну-ка посмотри, где твой телефон!
Ириска по обыкновению полезла в правый карман куртки, но там было пусто. Она заволновалась, проверила левый карман, пошарила в своём рюкзачке, а потом виновато уставилась на папу:
– Не знаю… Он точно был в кармане, но сейчас уже нет. Может быть он выпал, когда мы кормили воробьёв или бегали за кошкой…
– Ясно, растеряша! Это звонила мама. С твоего номера ей позвонил какой-то мужчина и сообщил, что нашел телефон на дороге. Он сразу понял по виду, что телефон детский, а потом посмотрел последние набранные номера и нашел там абонента «Мама». Позвонил и рассказал ей о находке. Она сейчас пришлет мне его имя и телефонный номер, чтобы мы договорились о встрече.
– Прости, папочка! Я даже не знаю, как он мог выпасть! Я и не заметила… – виновато затараторила в ответ Ириска.
– Да что уж теперь! Хорошо, что его нашел порядочный человек! Давайте уже закончим с заданием, а потом будем разбираться с телефоном.
Они быстренько расправились с оставшимися вопросами, сдали заполненные бланки с ответами и попрощались с одноклассницей и её папой. Мама уже прислала имя и номер мужчины, нашедшего телефон. Папа набрал его.
– Добрый день, Михаил! Это папа девочки, телефон которой вы нашли. Спасибо, что вышли на связь! Мы готовы подъехать, только подскажите, где вам будет удобно встретиться?
– Здравствуйте! К сожалению, мне уже пришлось уехать от места находки. У меня сейчас как раз начинаются занятия, я вам пришлю адрес. Как будете на месте, поднимайтесь на пятый этаж и попросите там кого-нибудь меня подозвать.
По указанному адресу оказалось большое здание телецентра. Ириска с папой прошли через проходную и поднялись на нужный этаж. Там их проводили к студии, за дверью которой вёл занятие тот самый Михаил. Папа заглянул и увидел мужчину в окружении десятка детей разных возрастов. Он что-то увлеченно рассказывал, поэтому даже не заметил, что к нему кто-то пришел.
– Извините, – произнес папа, чтобы привлечь внимание. – Мы с дочкой пришли за её потерянным телефоном.
Михаил обернулся и быстрым шагом подошел к двери.
– Хорошо, мы с ребятвми уже через десять минут заканчиваем! Немножко подождите, присядьте вот здесь! – Он махнул рукой в сторону ровного ряда сидений у стены.
Ириске не сиделось на месте и она пока решила осмотреться. Рядом со студией на стене висело множество фотопортретов мальчиков и девочек. Кто-то был младше Ириски, а кто-то гораздо старше. Что именно их всех объединяло, было не очень понятно. Вглядываясь в портреты, она пыталась найти девочку, похожую на неё, но встречала только похожую прическу или форму лица по отдельности.
Через несколько минут послышался нарастающий гул голосов, и из студии, оживленно переговариваясь, стали выходить ребята. Вслед за ними вышел и сам Михаил.
– Добрый день! Ты, видимо, и есть Ириска?
Ириска непроизвольно распахнула глаза.
– Да… А откуда вы знаете?
– Когда я нашел телефон и позвонил твоей маме, она ответила «Да, Ириска, что такое?». А дальше мы уже начали выяснять, как бы мне вернуть вам потерянное. Я как увидел маленький красный телефон на дороге, сразу понял, что какой-то ребёнок потерял, потому что сам с детьми работаю. У нас тут детская киношкола. Я как раз торопился на занятия, когда случайно наткнулся на твой телефончик. Так что решил, что это знак и надо вас обязательно сюда пригласить!
– Детская киношкола? – переспросила Ириска. – Вы снимаете кино?
– Мы обучаем детей, которые потом снимаются в кино. Развиваем речь, учим выступать, не бояться камеры и сцены. Занятия каждую неделю по выходным. Придешь к нам?
Ириска тут же с надеждой посмотрела на папу:
– Придём, пап?
– Если ты хочешь, то конечно, придём. Не зря же ты так удачно свой телефон потеряла! Сможешь рассказывать эту историю в интервью, когда станешь знаменитой актрисой, и все будут спрашивать тебя «Скажите, как началась ваша карьера в кино?».
Ириска расплылась в счастливой улыбке и обняла папу. Папа крепко пожал руку Михаилу.
С тех пор каждую субботу Ириска проводила в киношколе. И вскоре её фотопортрет присоединился к фотографиям других ребят на стене.
Котомания
Больше всего на свете Ириска любила котов, кошек и котят. Вся её комната была обклеена наклейками с изображением самых разнообразных кошечек. Многие предметы в ней также имели кошачьи очертания или атрибуты. И конечно же, она мечтала о собственном домашнем животном из семейства кошачьих, мягком и ласковом.
Зная об этом, некоторое время назад родители решили сделать ей сюрприз. Ириска как раз вернулась домой из летнего лагеря.
Когда она сняла рюкзак, разулась и сложила вещи, папа внезапно сказал:
– А теперь стой на месте! Внимание! У нас есть для тебя подарок.
Он подбежал к её комнате и отворил закрытую дверь. В тот же миг на пороге показался маленький рыжий котёнок. Он осмотрелся и осторожными шагами двинулся в прихожую.
Ириска на миг замерла, не веря своим глазам. Котёнок тоже остановился в неуверенности, будто бы решая, куда пойти дальше. Он был такой маленький, милый и растерянный!
Почти шепотом, словно боясь, что котёнок может пропасть, как мираж, Ириска обратилась к папе:
– Пап, а котёночек наш?
– Теперь наш, – улыбнулся папа. – Что же ты не бежишь его гладить?
И тут на место оцепенения пришел восторг.
Ириска бросилась к котёнку и осторожно взяла его на ручки. Прижав пушистый комочек к сердцу, она почувствовала его тепло, и из глаз непроизвольно потекли слёзы.
– Это самый счастливый день в моей жизни! Спасибо, папа!!! А как его зовут?
– Вообще-то, это девочка. Кошечка. И пока что у неё нет имени, я оставил эту задачку для тебя.
Радости Ириски не было предела! Она дала новой подруге имя Кнопа и много времени проводила с ней, в активных играх и веселой возне.
К сожалению, счастье длилось недолго. Через пару недель родители стали замечать, что по вечерам Ириска частенько хлюпала носом и тёрла покрасневшие глаза. Позже начались проблемы с дыханием. После сдачи анализов сомнений не осталось – аллергия! Ужасная неприятность…
Совершенно невероятно, но оказалось, что Ириска не могла делить дом с её самыми любимыми существами на планете, с котиками. Для Ириски, и даже для мамы с папой это стало семейным горем, но кошке Кнопе пришлось подыскивать новую семью. Желающие взять её к себе вскоре нашлись, и Кнопа вместе со своим немногочисленным кошачьим имуществом переехала в другой дом. Новая семья приняла её очень тепло, что немного успокоило Ириску, но грусть после расставания всё равно была безмерной.
Следующие несколько недель были печальными как для Ириски, гуляющей по опустевшему дому, так и для её родителей, наблюдающих за затянувшейся грустью дочки. Никто не знал, как смягчить эту вынужденную разлуку.
Шло время. И вот как-то раз, поздним вечером, папа подскочил из-за компьютера и воскликнул: «Эврика!». Нашёлся способ восстановить связь Ириски с её любимыми усатыми пушистиками.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги