Книга Гороховец. Град Пресвятой Богородицы - читать онлайн бесплатно, автор Надежда Максимова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Гороховец. Град Пресвятой Богородицы
Гороховец. Град Пресвятой Богородицы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Гороховец. Град Пресвятой Богородицы

Гороховец

Град Пресвятой Богородицы


Надежда Максимова

Благодарности:

Петр Соколов


© Надежда Максимова, 2021


ISBN 978-5-0055-0803-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Сведения из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия:

ГОРОХОВЕЦ, город в Российской Федерации, Владимирская обл., расположен в Волжско-Окском междуречье, на правом берегу р. Клязьма, в 15 км от железнодорожной станции Гороховец, в 150 км к востоку от Владимира, в 80 км к западу от Нижнего Новгорода. Районный центр.


Точная дата основания города неизвестна. Под именем «Гороховец» он впервые упоминается в летописи под 1239 годом. Однако исследования краеведов показывают, что по крайней мере на сто лет раньше он был известен на Руси, как «Град Пресвятой Богородицы».


Гороховец – один из тех городов, который хранит в себе тайны многовековой русской культуры. Исторический центр Гороховца – это более 100 памятников истории и культуры, находящихся под охраной государства.


С другого берега Клязьмы Гороховец смотрится, как иллюстрация к фильмам-сказкам Александра Роу


Главная особенность Гороховца – купеческие палаты конца XVII века. На территории СССР их было 29, на территории современной России их сохранилось 18 или 19, и 7 из них сохранилось практически в первозданном виде в Гороховце. Ни в одном другом городе их в таком количестве не сосредоточено.

Вторая особенность – большое количество церквей и монастырей, сосредоточенных на небольшом участке в центре города. В Гороховце три действующих монастыря: два женских и мужской. Всего же в исторической части города 11 церквей. Плюс расположенный на федеральной трассе М-7 знаменитый храм Иконы Казанской Божьей Матери, службы в котором не прекращались ни разу с момента его основания.


Столь удивительное собрание шедевров духовной архитектуры XVII века в центре небольшого уездного городка кажется необычайным. А между тем вплоть до 30-х годов прошлого века храмов в Гороховце было 14. Но Покровская надвратная церковь в Никольском монастыре и зимняя церковь Трех Святителей в комплексе Воскресения Христова очень сильно обветшали. В годы советской власти, проповедовавшей атеизм, ни о какой реставрации не могло быть и речи. И эти храмы просто снесли.


Все ныне существующие церкви в Гороховце построены в конце XVII века.

Их главная особенность в том, что творение рук человеческих и природа слились здесь в одно единое целое. Это заметил еще академик Игорь Эммануилович Грабарь, посетивший Гороховец в 1919 году.

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871—1960), российский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947).

В своем дневнике он оставил такие записи: «И дивная Муромская архитектура, и сам Феофан поблекли перед Гороховцом. Пошли бродить по городу, который весь как бы оказался застывшим с самого конца XVII века. Казалось, что это не город, а два-три десятка церквей, разбросанных по горе в каком-то игрушечном стиле. А сколько здесь старых ворот и оград, сколько старых домов… Столько их нет во всей остальной России. Другого такого Китежа я не знаю».


Церковь Воскресения Христова. В настоящее время отреставрирована


Хочется отметить, что облик Гороховца с тех времен мало в чем переменился.

Комплекс Благовещенского собора

Доминирующей постройкой здесь является двусветный Благовещенский храм, обладающий крупными монументальными формами, увенчанный каноническим пятиглавием. Большие и гладкие плоскости его наружных стен равномерно членятся широкими лопатками на три прясла. В полукружиях закомар видны остатки фресковой живописи.

Собор замыкает собой панораму масштабной по провинциальным меркам площади. Рядом возвышается отдельно-стоящая ровесница храма – шатровая колокольня. Ее архитектурный облик имеет характерную для Гороховца черту – низкий четверик в основании.

И вот что интересно – из-за высоких грунтовых вод и постоянных подтоплений водами Клязьмы, все здания собора построены без фундамента. Это кажется невероятным – фундамента нет, но ни одно строение не покосилось, не потрескалось и практически не просело в землю. Секрет заключается в том, что собор сооружали по технологии белокаменного строительства, характерного для домонгольской Руси. В те времена вместо закладки фундамента всю площадь, отведенную под строительство, мостили плитами из белого камня, и на этом основании возводили стены.

Опыт прошедших веков показал высокую эффективность подобной технологии.


Комплекс Благовещенского собора. На горе – Свято-Никольский мужской монастырь


Фрески Благовещенского собора, которые мы можем видеть в полукружьях закомар на всех внешних стенах храма, созданы почти 400 лет назад, обладают уникальной особенностью. Дело в том, что в советские годы эти «картины религиозного содержания» перед каждым социалистическим праздником скоблили, затем сверху белили и штукатурили… Но уже через неделю изображения святых проступали снова. И по сей день, присмотревшись, можно различить, что на стенах собора изображены 12 главных христианских праздников.

Уникальным произведением искусства были западные ворота собора, выполненные гороховецкими кузнецами. Они выполнены из узорного кованого железа со вставками из бересты и украшены вставками разноцветной слюды.

Важно отметить, сколько мастерства и выдумки применили гороховецкие мастера при создании ворот. Так в частности, береста выполняла не только декоративную функцию, но и забирала влагу и тем самым предохраняла изящный кованый узор от ржавчины. А недорогие кусочки слюды на солнце сверкали всем многоцветием радуги, и казалось, будто ворота украшены драгоценными камнями.

Сейчас эти врата, подлинное произведение прикладного искусства XVII века, можно увидеть в помещении Гороховецкого музея.

В комплекс входит также колокольня – 37 метров высотой. До 1950-х годов на колокольне находились часы-куранты, отбивающие время древнего города. Позднее, они были увезены на реставрацию в областной музей-заповедник и, позднее, их след затерялся.


Внутреннее убранство Благовещенского храма знаменито роскошными фресками, выполненными в 19 веке. Увидеть их можно только два раза в году – на Пасху и на Благовещение, когда здесь проводятся церковные службы.

Что же касается такой достопримечательности, как уникальный по красоте дубовый паркет, то он полностью погиб в годы советской власти, когда в храме был устроен соляной склад.


Храм построен на средства купца Семена Ершова в 1670-х годах, освещен в 1700 году. Урожденный гороховчанин, Семен Ефимович Ершов был человеком «гостиной сотни», то есть входил в сотню богатейших людей России.

Список «Гостиной сотни» – своеобразный средневековый аналог современного списка «Форбс».


В комплекс Благовещенского собора входит также церковь Иоанна Предтечи. Она выполнена по типу зимних деревянных церквей и построена на средства менее богатого гороховецкого купца Ивана Ширяева.

Несмотря на то, что Иван Ширяев по размаху благотворительности не мог тягаться с гостиносотенцем Ершовым, все храмы, построенные на его деньги, отличает затейливый декор. В частности, мы видим на церкви Иоанна Предтечи красивые наличники в форме раковин.

С 1972 года в здании этой церкви открыт Гороховецкий народный музей. С 1978 года он преобразован в филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. А сейчас это одно из зданий Гороховецкого историко-архитектурного музея.

И последней постройкой в этом комплексе является часовня, построенная в 1887 году в честь убиенного царя-императора Александра II.

Существует легенда, что Александр II, еще будучи цесаревичем и наследником престола, приезжал в Гороховец вместе со своим наставником В. А. Жуковским. И во время этого визита они посетили Благовещенский собор.


* * *

Центральная площадь города в настоящее время носит имя красного командира, комбрига прославленной 1-й конной армии Семена Патоличева. Такое название она получила в 1972 году, в честь 100-летия героя гражданской войны. До этого, с 1924 года она именовалась, разумеется, площадью Ленина, а изначальное ее имя было связано с собором – Благовещенская.

Сретенский женский епархиальный монастырь

На площади мы видим архитектурный ансамбль Сретенского женского монастыря. Все его каменные сооружения построены в XVII веке на средства купца Семена Ершова.

До этого здесь стояли деревянные церкви, точная дата появления которых неизвестна. Но краеведы обнаружили в архивах топографические схемы города, относящиеся к 15 веку. Там эти церкви уже отмечены.


Итак, первоначальные постройки были деревянными. Но ныне существующие каменные сооружения возведены во второй половине XVII века местными каменных дел мастерами и составляют весьма интересный архитектурный ансамбль.


Главный храм Сретенского монастыря


Первой возвели каменную церковь – Собор Сретения Владимирской иконы Божьей Матери. Главная его достопримечательность – купола, выполненные из глазурованного лемеха с золотым отливом. Нигде больше в центральной России не найти подобной красоты. Ближайшим аналогом можно признать выполненную по сходной технологии облицовку куполов мавзолея Гур-Эмир в Самарканде.

Так как это женский монастырь, все строения здесь очень нарядны и живописны. Кокошниковый фриз, сложно декорированные пояски, разнообразной формы наличники, перспективные порталы, ажурные золотые кресты и главы, крытые цветной черепицей, создают яркий, насыщенный почти скульптурной пластикой декоративный убор храма Сретения Пресвятые Богородице Владимирская.

За холодной Сретенской церковью как бы прячется теплая церковь, освященная во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Время ее постройки неизвестно, но в записях 1678 года она упоминается, как еще деревянное строение.

В настоящее время в каменном храме Сергия Радонежского, построенного на средства Ивана Ширяева, можно увидеть нарядную печь 18 века, облицованную полихромным изразцом.

Монастырский ансамбль так же включает келейный корпус, здание богадельни, службы, сторожку и сохранившийся с XVII века участок ограды. Некоторые помещения сохраняют сводчатые перекрытия и планировку, характерные для древнерусских жилищ.


Декор главного храма


Крыльцо Сретенского собора тоже можно считать гороховецкой достопримечательностью. В начале ХХ века Гороховец посетил знаменитый архитектор Петр Садовников. Его очень заинтересовало архитектурное решение крыльца Сретенского собора. Он сделал эскизы, которые использовал потом в работе.

САДОВНИКОВ Петр Семенович (1796—1877, СПб.), архитектор, академик Петербургской Академии Художеств (1849). Брат В. С. Садовникова. Из крепостных крестьян. Учился у архитектора А. Н. Воронихина, в 1814—16 – в Петербургской Академии Художеств у А. А. Михайлова. В 1817—45 домашний архитектор графов Строгановых и князей Голицыных, строил и перестраивал их петербургские дома, работал в Строгановском дворце и в имении Марьино (близ Тосно). В 1830 получил «вольную». В 1857—73 архитектор Конюшенного ведомства. В 1833—39 создал в усадьбе графа А. Ф. Орлова (быв. Строгановых) в Стрельне дворцово-парковый ансамбль в стиле англ. готики. Для графини Е. П. Салтыковой выстроил готический коттедж на Черной речке (1837—45, ныне ул. Акад. Крылова, 4), перестроил ее гор. особняк (1845—48, Б. Морская ул., 51). В 1851—57 возвел служебные корпуса 3-го отделения Собственной Ея Императорского Величества канцелярии (ныне ул. Пестеля, 9, во дворе), в 1860—62 – жилой дом Конюшенного ведомства (Шведский пер., 2). Главное произведение С. – здание Конюшенного музея (1857—60, Конюшенная пл., 4), решенное в стиле «второго барокко» и отличающееся богатой пластикой фасада. Жил в Ковенском пер., 6 (дом не сохр.). Похоронен на Волковском православном кладбище.


Вход в обитель венчает 35-метровая шатровая колокольня «восьмерик на четверике», построенная в 1658 году.

Справа от колокольни находятся кельи. Слева – богадельня, построенная в 18 веке на средства Сергея Лухманова.

Лухманов – личность незаурядная. Этот гороховецкий купец, проявив незаурядную смекалку, в 1812 году, после освобождения Москвы от войск Наполеона, стал владельцем Охотного ряда в Москве. Охотный ряд в то время представлял собой пожарище и стоил копейки. Но Лухманов счел, что средства, потраченные на восстановление, окупятся стократно, и не ошибся. Потом, когда он разбогател, то не забыл родной город. Он не только построил эту богадельню, но еще и содержал ее, не жалея средств на благое дело.


Здание, выступающее из ряда монастырской постройки – одна из сохранившихся в Гороховце купеческих палат. В мемориальной табличке указано, что дом этот принадлежал купцам Ширяевым.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги