Наталья Кукина
Как написать сочинение без взрослых
© Кукина Н.В, 2022
Дорогой друг!
Представь, что ты оказался на необитаемом острове. У тебя только ручка и эта книга-блокнот. Общаться не с кем, но можно вести дневник и описывать всё, что с тобой происходит. Но как это сложно! Мысли путаются, и вообще в школе сочинения всегда помогали писать родители!
Эта книга расскажет тебе, как писать сочинения самостоятельно. Для этого надо знать несколько секретов. Изучай их, выполняй задания, и уже скоро ты сможешь написать своё собственное сочинение. Итак…
Секрет первый. Типы текста
Научись различать тексты по типу речи.
Если в тексте:
Задание 1.
Определи, какой из текстов является текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением. Отметь свой вариант V.
Трое ребят были на рыбалке. И каждый рассказал об этом по-своему, хотя начали они так: «Вчера я с друзьями был на рыбалке».
1. Мы пришли с утра и закинули удочки. Через некоторое время мой поплавок дёрнулся. Я вытащил леща, а потом и двух карасей. У моих друзей тоже клевало.
С хорошим уловом мы вернулись домой.
♦ Повествование
♦ Рассуждение
♦ Описание
2. Моему другу попался лещ. Это крупная рыба с небольшой головой. Тело леща длинное, сжатое с боков. Плавники и хвост тёмные, а чешуя серо-серебристая.
♦ Повествование
♦ Описание
♦ Рассуждение
3. Знаете, в чём секрет удачной рыбалки?
Я думаю, надо тщательно подготовить снасти и разную наживку. Встать пораньше, так как рыба с утра особенно голодная. Выбрать место с чистым берегом, чтобы было удобно ловить и вываживать[1] рыбу. При ловле соблюдать тишину.
И тогда, мне кажется, вы останетесь довольны результатом.
♦ Рассуждение
♦ Описание
♦ Повествование
Задание 2.
Перед тобой названия разных текстов. Как ты думаешь, в каком тексте будет рассказано о событии, где будут описывать предметы или природу, а где начнут рассуждать? Определи тип текста по его названию и впиши рядом нужную цифру.
1-текст-повествование, 2-текст-описание, 3-текст-рассуждение.
– Весёлое происшествие
– Закат на море
– Как мы ходили в поход
– Отчего бывают землетрясения?
– Мой день рождения
– Почему появляется роса на траве
– Как лиса зайца перехитрила
– Какая бывает капуста
– Что такое сложные слова?
– Почему одуванчик получил такое название.
Задание 3.
Представь, что весь текст исчез и перед тобой только последнее предложение. Определи по нему тип текста и вставь нужную цифру.
1. Я так интересно провёл лето!
2. Мне понравилась эта картина!
3. Вот почему я выбрал занятия теннисом.
– Рассуждение
– Описание
– Повествование
Теперь, когда ты знаешь первый секрет, можно прогуляться по острову.
Смотри, какие маленькие жёлтые цветочки! У них очень необычное название: мать-и-мачеха.
Задание 4.
Расставь предложения в таком порядке, чтобы получился текст-рассуждение, и ты узнаешь, откуда взялось такое название.
– Если потрогать листочек, то снизу он мягкий, а сверху – гладкий, прохладный и твёрдый.
– Поэтому и назвали его: мать-и-мачеха.
– Первыми весной появляются маленькие жёлтые цветочки. Это мать-и-мачеха. Откуда такое странное название?
Секрет второй. Части текста
У любого сочинения, которое ты напишешь, будет три части. Как минимум. Это вступление, основная часть и заключение.
Каждую часть пиши с красной строки!
Вступление – это 1-3 предложения, из которых читатель поймёт, о чём сейчас пойдёт речь. Каждый тип сочинения имеет своё характерное начало, и мы подробно на этом остановимся ниже.
Основная часть – самая большая. Здесь раскрывается тема сочинения. Иногда её можно разбить на небольшие части и каждую часть писать с красной строки.
Заключение – очень важная часть сочинения. Ты делаешь выводы, обобщаешь сказанное, передаёшь своё отношение. Большое заключение – большой минус сочинению. Старайся кратко, в двух-трёх предложениях изложить свои мысли.
Итак, три части:
Вступление → о чём будешь говорить
Основная часть → скажи всё по теме
Заключение → твой вывод и отношение
Задание 5.
Прочитай текст и выдели в нём три части. Отдели части друг от друга вертикальной линией.
Как лиса ловила ворон.Однажды лиса решила поохотиться. Она легла на землю, подняла лапки, закрыла глаза и притворилась мёртвой. Вороны увидели лисицу и стали над ней кружить. Одна самая любопытная ворона летала очень низко и наконец решила сесть на лису. Внезапно лисица вскочила и схватила птицу за хвост. Остальные в испуге разлетелись. Так, благодаря своей хитрости, лиса поймала ворону.
Секрет третий. С чего начать? Пиши план или составляй карту мыслей
Можешь озаглавить вступление, основную часть и заключение – и получишь традиционный план.
Как составить план
План – словно поезд, который везёт сочинение в нужном направлении. Вагоны в этом поезде – маленькие истории, из которых будет состоять твой рассказ. Определи, о чём ты хочешь рассказать, и выдели каждую микротему.
Вот задали тебе написать сочинение «Как я провёл лето».
Подумай, о чём ты хочешь рассказать. О поездке на море или к бабушке? А может, ты ходил в зоопарк?
Допустим, ты был на море.
Начинаешь со вступления. С кем ты ездил и куда? Обозначь эту микротему.
1. С папой на море!
Основная часть сочинения – самая большая. Тут ты расскажешь, что особенно тебе запомнилось на отдыхе. Поэтому, скорее всего, будет несколько микротем. Наверное, ты каждое утро ходил на море. Начни рассказывать об этом. Какое было море, какой пляж.
2. Море утром
Что интересного с тобой происходило в поездке? Ездил в пещеры или поднимался в горы? Ходил в аквапарк или рыбачил? Озаглавь эту часть.
3. Поездка в пещеры
Появились у тебя друзья? Что ты с ними делал? Выдели микротему.
4. Мой новый друг
Что бы ты сказал в заключении? Хочешь вернуться? Почему? Озаглавь.
5. Прекрасный отдых
Теперь перед тобой есть план:
1. С папой на море! – вступление
2. Море утром – основная часть
3. Поездка в пещеры основная часть
4. Мой новый друг – основная часть
5. Прекрасный отдых – заключение
Когда план перед глазами, начинать писать сочинение легче.
Или можешь нарисовать «Карту мыслей». Для этого сначала определи тип своего текста. Дальше двигайся по подсказкам.
Задание 6. Составление плана
Прочитай текст и озаглавь каждую часть. У тебя получится план.
Досадная ошибка
У Коли была маленькая беленькая болонка. Однажды он со своим приятелем Сашей решил вымыть собачку.
Коля нашёл на полочке флакон с нарисованной пышной шевелюрой. Он решил, что это шампунь. Ребята погрузили собаку в ванну и начали её интенсивно намыливать. И чем больше намыливали, тем темнее становилась пена. «Ну и грязи на ней!» – удивлялись мальчики. Наконец они решили смыть шампунь. Под сильным напором воды из душа пена стала смываться, однако белая шерсть болонки потемнела ещё больше.
Только теперь Коля понял, что вместо шампуня он взял краску для волос. Так досадная ошибка изменила на время болонке цвет.
План:
1. ___________________________________________
2. ___________________________________________
3. ___________________________________________
Секрет четвёртый. Сочинение-описание
В школе чаще всего ты пишешь сочинения-описания. Ты рассматриваешь репродукцию известной картины и описываешь:
– пейзаж (картины природы) (И. И. Шишкин «Рожь», А. К. Саврасов «Ранняя весна», К.Ф. Юон «Конец зимы»);
– животных (А. С. Степанов «Лоси»);
– портрет (В. А. Серов «Девочка с персиками», М. А. Врубель «Царевна-Лебедь», В. М. Васнецов «Богатыри»);
– натюрморт (И. Хрупкий «Цветы и плоды»).
Гораздо реже тебя попросят описать какое-то время года, или природное явление, или человека. Но это тоже очень интересно!
Например, можно написать сочинение «Мой одноклассник» или «Мой друг». Дай внешнюю характеристику, опиши характер, привычки, хобби, но не называй имени. Прочитай, что у тебя получилось, друзьям, и если ребята догадаются, о ком идёт речь, значит, ты справился! Хочешь попробовать?
Напиши прямо сейчас об одном своём знакомом.
_______________________________________________________
Интересно, а каким твои друзья видят тебя?
Конечно, писать о друге – очень увлекательное занятие.
А что скажешь насчёт картин природы?
Вот сидишь ты на острове и видишь целый день перед собой красоту – восход, закат, море, песок – и вспоминаешь, как в школе пытался писать сочинения по картинам.
И всегда думал: «С чего начать?»
Начинай со вступления!
Вступление
Оно может быть разным:
– традиционным (как начинает писать большинство ребят, примеры ищи ниже);
– историческим. Здесь будет информация о художнике, дате написания картины, слова самого художника или слова его современников о нём (см. Приложение или ищи в интернете или в книгах по искусству);
– лирическим. Можно связать тему сочинения со своим жизненным опытом. Здесь можно рассказать, где ты раньше видел картину, как повлияло на тебя творчество художника (может, увидел его картины и занялся рисованием?);
– сравнительным. Можно сравнить картину с похожими полотнами того времени. Или с другими картинами этого художника.
Вот как можно начать сочинение по картине.
1. Перед нами картина известного русского художника В. Д. Поленова «Золотая осень» (традиционное вступление).
2. Я хочу рассказать о картине… Она была написана в… году (историческое вступление).
3. Какую прекрасную картину написал…! Он назвал её… (традиционное вступление).
4. В Третьяковской галерее можно увидеть знаменитую картину Саврасова «Грачи прилетели» (историческое).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Вываживать рыбу – подкручивая и снова отпуская леску вытягивать рыбу.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги