Книга Развивающие занятия с детьми 3—4 лет. Весна. III квартал - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Геннадьевна Рубан
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Развивающие занятия с детьми 3—4 лет. Весна. III квартал
Развивающие занятия с детьми 3—4 лет. Весна. III квартал
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Развивающие занятия с детьми 3—4 лет. Весна. III квартал

Развивающие занятия с детьми 3–4 лет. Весна. III квартал

Под редакцией д-ра пед. наук, профессора МПГУ Ларисы Парамоновой


Авторы:

А.Г. Арушанова, Н.Е. Васюкова, Н.Л. Кондратьева, И.А. Лыкова, Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина, Т.Г. Рубан, Н.А. Рыжова, Е.С. Рычагова, Е.В. Трифонова


© ООО «ТЦ Сфера», оформление, рисунки, 2019

© Коллектив авторов, текст, 2019

От авторов

Уважаемые педагоги!

В данном методическом пособии вы найдете содержание образовательной работы с детьми на третий квартал учебного года (март, апрель и май). Представляем вам предлагаемую последовательность познавательного содержания.

Март. Первая неделя месяца посвящается представлениям детей о самих себе, своей семье, маме, о том, что женщины делают дома, что дети делают вместе с мамами. Для мам и бабушек будут готовиться подарки, читаться рассказы, заучиваться стихи. Тема семьи прозвучит и при знакомстве детей с детенышами некоторых животных. Работа со сказкой «Волк и семеро козлят» завершит неделю.

Три следующие недели будут связаны с формированием представлений о приходе весны. Вначале внимание детей будет привлечено к наблюдению за признаками ранней весны: таянием снега, появлением ручейков. Солнышко станет главным героем недели: за ним будут наблюдать, о нем станут говорить, про него узнают разные истории, выяснят, что происходит со снегом при нагревании, чтобы понять, почему растаяла лисья избушка, построят мостики через ручейки и пр. Образ солнышка дети отразят и в изобразительной деятельности.

Затем внимание педагог переключит на весенние ручейки и лужи, в которых дети с удовольствием будут пускать кораблики, а заодно сможет обсудить и тему чистоты и порядка: пора выяснить, зачем же надо мыть руки и умываться, на примере утят и котят понять, что может произойти, если не мыться. Дети не только себя, но и кукол будут учить порядку и чистоте. Художественная литература поддержит интерес и эмоциональное отношение к теме.

В конце марта предметом интереса станут птицы, возвращающиеся в родные края из мест зимовки. Дети будут наблюдать за ними, узнают много интересного о жизни пернатых из прочитанных стихов, рассказов, песен. Птенчиков в гнездышках дети слепят и изобразят в коллективной аппликативной композиции, услышат в аудиозаписи пение разных птиц, сами будут исследовать разные звуки.

Апрель. На первой неделе апреля основным направлением образовательной работы станет обогащение представлений детей о домах людей и животных. Дети узнают, как люди строят дома, какие сильные машины им помогают в этом, найдут отличия городского дома от домика в деревне. В играх с машинками проиграют роли водителей, а заодно обсудят, зачем на дорогах стоит светофор. Дети узнают, в каких «домах» живут разные звери, как называются их жилища.

Представления о воздухе, ветре, предметах и живых существах, умеющих летать, будут обсуждаться с детьми на следующей неделе. Каким бывает ветер и как его обнаружить, дети узнают из собственных наблюдений и опытов. Настоящего бумажного змея запустят на прогулке, поиграют с воздушными шарами. А еще поговорят, понаблюдают и почитают о летающих насекомых – бабочках, комарах, мухах.

Третья неделя месяца будет посвящена любимому месту детей в городе – зоопарку. Педагог сосредоточит внимание на животных жарких стран – льве, крокодиле, слоне, обезьяне, бегемоте. О них дети расскажут стихи и прочтут книги, а также нарисуют и слепят животных. Зоопарк дети сделают сами и в играх с игрушечными животными воплотят впечатления от полученных знаний.

Последняя неделя апреля – наиболее удобное время, чтобы понаблюдать с детьми за пробуждением природы, появлением листьев и цветов, солнцем и весенним дождем. Образовательная работа будет направлена на формирование представлений о росте и развитии растений, работе людей в саду и на огороде.

Май. В связи с общегосударственными майскими праздниками в мае остаются три полноценные учебные недели. Первая из них будет направлена на обогащение и расширение представлений детей о домашних животных и их детенышах – теме, которая всегда привлекает малышей. Детям расскажут о лошадях и жеребятах, корове с теленком, овечках и козочках, прочтут о них интересные истории и сказки, выучат про них небольшие стихи и фольклорные произведения. Дети и на себя примерят образы этих животных, разыгрывая небольшие сценки.

Малыши любят праздники и выходные. А поскольку в мае их много – самое подходящее время обсудить, что интересного происходит в семье в эти дни, вспомнить прошедшие праздники, нарисовать салют, разыграть ситуации, как дети с родителями едут на автобусах, троллейбусах и трамваях в парк, гости, на речку или озеро.

Завершается учебный год. Дети все больше говорят о том, когда и куда они поедут с родителями летом, где будут отдыхать. Подхватит эту тему и педагог, предложив загадки о разном транспорте, велосипеде, на котором так любят кататься дети, разыгрывая с куклами ситуации поездки к бабушке в деревню, продолжая знакомство с некоторыми домашними животными (утка, петух, курица и др.), читая стихи о предстоящем веселом лете.

Таким образом, в течение учебного года будут затронуты напрямую и ассоциативно темы и разнообразные жизненные ситуации, обогащающие представления детей об окружающем мире и месте ребенка в нем. Эта информация будет усвоена совместно с другими детьми и взрослыми в разных видах детской деятельности, что облегчит ее восприятие, пробудит эмоциональное отношение, сделает образовательный процесс легким, запоминающимся и интересным для детей.

Желаем успехов и собственных творческих находок в работе с детьми 3–4 лет!

Содержание образовательной деятельности на III квартал

Март

24-я неделя. «Поздравляем маму»

Направленность педагогической работы. На этой неделе дети будут наблюдать за первыми признаками ранней весны: таянием снега, появлением проталинок. Отмечать изменения, происходящие с поставленной в воду веткой дерева.

Основное содержание образовательной работы на этой неделе сосредоточено вокруг подготовки к празднику. Педагог будет беседовать с детьми о том, чем женщины занимаются дома, что дети делают вместе с мамой; прочитает и обсудит с ними стихотворение П. Синявского «Помощница». Дети познакомятся с некоторыми женскими профессиями, подберут прилагательные, относящиеся к маме (добрая, заботливая, ласковая и т. д.). В процессе таких бесед обогатятся представления детей о себе и своей семье, расширятся представления о занятиях взрослых, необходимых им инструментах. Чтение стихотворений В. Степанова и А. Шибаева позволят также обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о животных и их детенышах.

Дети будут придумывать для мам и бабушек подарки, описывая их словами. В продуктивных видах деятельности (аппликация, лепка, конструирование) они сделают открытки и подарки, которые подарят женщинам, поздравляя их с праздником. Так, в аппликативной технике с элементами рисования дети сделают поздравительные открытки «Букет цветов», а также сконструируют из бумаги «Мимозу для мамы», сминая мягкую бумагу в маленькие комочки и дополняя ими фоновое изображение ветки мимозы. При этом будут развиваться воображение детей (они научатся видеть цветы мимозы в бумажных комочках желтого цвета) и формироваться навыки составления композиции (при размещении готовых бумажных цветов на силуэте букета). В качестве подарка дети слепят мамам и бабушкам яркий леденец в форме спирали, продолжая овладевать способами преобразования формы (сворачивание столбика в спираль) и экспериментируя с цветом пластилина. В процессе лепки будут развиваться мелкая моторика и согласованность в работе обеих рук.

Педагог прочитает детям и покажет в настольном театре русскую народную сказку «Волк и семеро козлят»; будет учить их внимательно слушать, следить за развитием событий, а также обсудит с ними тему послушания, выполнения того, что говорят детям взрослые.

Педагог дает рекомендации родителям, как воспитывать у детей заботливое отношение к маме; подчеркивает необходимость предъявлять к ребенку единые требования всеми членами семьи. Попросит принести в детский сад фотографии детей со своими мамами и бабушками для оформления фотовыставки.

В процессе сюжетно-ролевых игр воспитатель научит детей использовать предметы-заместители. Предложит большие лоскуты ткани, с помощью которых можно соорудить «домик для семьи» (людей или зверей), накрыв тканью, например, два стула. Кукольный игровой уголок пополнят новые атрибуты: сумочки для покупок, тележки, коляски. Все это натолкнет детей на возможные игровые действия. Набор картинок или фигурки плоскостного театра к сказке «Волк и семеро козлят» остаются для самостоятельного разыгрывания детьми.

Кульминационным событием недели станет проведение праздника для мам и бабушек.

Непосредственно образовательная деятельность

Конструирование «Мимоза для мамы»

Задачи:

– развивать восприятие и воображение;

– учить видеть цветы мимозы в бумажных комочках желтого цвета, сминать мягкую бумагу в крепкие маленькие комочки-шарики и дополнять ими изображение фоновой ветки мимозы;

– формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, делая при этом разные по общей форме и размеру ветки мимозы.

Материалы: ветка мимозы в вазе, открытки-заготовки с поздравительным текстом и изображением ветки мимозы с небольшим количеством желтых цветов, мягкая бумага желтого цвета нескольких оттенков, 10–15 листочков небольшой величины (на каждого ребенка).

Содержание

Воспитатель предлагает детям сделать поздравительные открытки с изображением ветки мимозы, дополнить ее цветами-шариками. Показывает настоящую ветку мимозы, стоящую в вазе; рассматривает ее с детьми со всех сторон, обращая внимание, что цветы мимозы похожи на маленькие, пушистые, желтые шарики. Затем показывает поздравительные открытки (2–3) с изображением мимозы, предлагая дополнить изображение.

Спрашивает: «Что нарисовано на этой открытке? Кто знает, как называются эти цветы? (Мимоза.) Какие они? (Пушистые, душистые, красивые, желтые.) Какого цвета листочки?»

Дети садятся за столы и приступают к работе. Они самостоятельно скатывают бумагу в тугие шарики, красиво размещают их на своих открытках-заготовках, приклеивают, идентифицируя их с уже имеющимися на ветке цветочками и живой веткой мимозы.

Воспитатель обращает внимание на то, что получилось много красивых открыток. Он вызывает у детей желание подбирать «красивые» слова о цветах, открытках, мамах, и дети читают стихи в их честь.

Занятие физической культурой № 24.1

Задачи:

– обучать прыжкам через предметы;

– закреплять умение подлезать под препятствиями;

– упражнять в бросании и ловле мяча в подвижной игре «Подбрось – поймай».

Материалы: мячи диаметром 12–15 см (по количеству детей), стойки, длинная веревка, 8 коротких веревок длиной 1 м, по 2 кубика (на каждого ребенка).

Место проведения: физкультурный зал.

Содержание

Дети встают парами и идут в обход по залу. Сделав два круга, дети за воспитателем проходят через середину зала и меняют направление движения – идут в обратную сторону еще два круга. Затем по сигналу начинают бег. Пробежав 3 круга, переходят на ходьбу и опять проходят через середину зала. Воспитатель просит детей остановиться и помогает построить круг.

Воспитатель дает каждому ребенку по два кубика (по одному в каждую руку), и дети делают следующие общеразвивающие упражнения с ними.

Руки внизу, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на кубики. Повторить 3–4 раза.

Руки к плечам. Выпрямить руки в стороны. Согнуть руки к плечам. Повторить 5–6 раз.

Руки внизу, ноги на ширине плеч. Присесть, постучать кубиками по полу. Повторить 4–5 раз.

Руки внизу. Поднять руки вверх, постучать кубиками друг о друга. Опустить руки. Повторить 3–4 раза.

Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, коснуться кубиками пола. Выпрямиться. Повторить 4–6 раз.

Повернуться направо, положить кубики перед собой. Прыжки через кубики с продвижением по кругу.

Далее воспитатель обращается к детям: «К нам пришла весна. Солнышко растопило снег, и потекли ручейки. Вот и у нас в зале появились ручьи». (Воспитатель выкладывает на полу «ручейки» – короткие веревки длиной 25 см.) Как же нам перебраться через ручейки, не замочив ножки? Будем их перепрыгивать! (Затем показывает технику прыжков через веревки.) После объяснения дети по одному выполняют задание поточным способом. Основные задачи этого упражнения – обучение энергичному отталкиванию и мягкому приземлению.

Игровое задание «Цыплята» (вариант игры «Наседка и цыплята»)

Дети изображают цыплят. На одной стороне зала натянута веревка на высоте 50 см от пола – это дом, где живут цыплята. Воспитатель говорит: «Цыплята идите, ищите корм, клюйте зернышки». Дети подлезают под веревку и выходят на середину зала: гуляют по площадке, клюют зернышки, прыгают и т. д. «Большая птица!» – грозно говорит воспитатель, и цыплята спешат домой: подбегают к веревке и опять подлезают под нее. Воспитатель следит, чтобы дети выполняли подлезания различными способами – правым, левым боком; стоя лицом к веревке. Задание повторяется 5–6 раз.

Подвижная игра «Подбрось – поймай»

Дети берут по мячу и становятся на свободное место в зале. Каждый ребенок подбрасывает мяч вверх, прямо перед собой двумя руками и старается его поймать. Если ребенок не сможет поймать мяч, поднимает его с пола и снова подбрасывает. Воспитатель следит, чтобы дети старались ловить мяч кистями рук, не прижимая его к груди. Исправляя ошибки, важно обратить внимание на каждого ребенка и помочь правильно освоить данное движение.

Игровое задание с мячами «Прокати – догони»

Дети с мячами становятся на одной стороне зала. По сигналу воспитателя «Покатили!» энергичным движением обеих рук толкают мяч вперед, а затем догоняют его. Взяв свои мячи и построившись на другом конце зала, дети повторяют задание (всего можно сделать 3–4 повторения). В конце занятия дети убирают мячи на место и выходят из зала.

Аппликация «Букет цветов»

Задачи:

– знакомить с аппликацией как видом народного декоративно-прикладного искусства;

– вызывать интерес к созданию красивых композиций «букет»;

– учить составлять композицию из готовых элементов (цветов) на силуэте букета;

– развивать чувство формы, ритма, цвета;

– воспитывать желание порадовать маму своим рукотворным подарком.

Материалы: поздравительные открытки с букетами цветов, силуэты букетов (формы зеленого цвета) на выбор детям, силуэты цветов (по 5–7 на каждого ребенка), клей, клеевые кисточки, бумажные и матерчатые салфетки, варианты композиций для показа.

Содержание

Воспитатель показывает детям поздравительные открытки, предлагает полюбоваться. Поясняет, что эти открытки художники нарисовали, чтобы поздравлять мам и бабушек с праздником 8 Марта. Напоминает, что дети уже готовили в подарок папам открытки с машинками. И предлагает подготовить в подарок мамочкам красивые букеты с цветами.

Обращает внимание на приготовленные материалы: на отдельном столе или подоконнике лежат силуэты букетов разной формы (для свободного выбора) и на столах для каждого ребенка приготовлены силуэты цветов (не менее пяти-семи, в зависимости от размера и сложности формы).

Примечание. При этом желательно, чтобы в подборке силуэтов для каждого ребенка цветы гармонировали по форме и цвету.

Педагог показывает и поясняет способ работы: «Выбираю букет, кладу на стол зеленой стороной вверх. Подбираю цветы, раскладываю на букете, рассматриваю и приклеиваю. Украшаю цветы с помощью ватной палочки или пальца – окунаю в краску и ставлю пятнышки.

Вот какой красивый букет с цветами у меня получился!»

Дети выбирают по желанию силуэт букета, раскладывают цветы, рассматривают композицию и аккуратно приклеивают. По желанию украшают цветы пятнышками – ставят их ватными палочками или пальцами. Любуются своими букетами.

Музыка № 24.1

Задачи:

– повторять знакомые песни и танцы;

– работать над выразительностью исполнения.

Содержание

Повторение материала праздничного утренника, объединение игры-драматизации В. Кузнецова «Цыпленок».

Познание окружающего мира

«Вместе с мамой»

Задачи:

– обогащать представления детей о себе и других членах семьи;

– расширять представления о занятиях взрослых, необходимых для этого инструментах.

Материалы: картинки с изображением членов семьи – бабушки, дедушки, мамы, папы, дочери, сына (можно использовать изображения разных семей животных художника А. Райхштейна), набор игрушечных инструментов (веник, щетка, совок, швабра, скалка, венчик для взбивания и т. п.), кукла в фартуке, небольшой кусок соленого теста или пластилина желтого или белого цвета.

Содержание

Воспитатель обсуждает с детьми, какие бывают женщины-родственницы – показывает на картинках разных членов семьи и называет их: мама, сестра, девочка у папы и мамы – дочка, мамина мама – бабушка, папина мама – бабушка, девочка для дедушки и бабушки – внучка. Можно обсудить с детьми, как называют маму бабушки (прабабушка), папину или мамину сестру (тетя), дочку тети (двоюродная сестра), кем будет ребенок для тети (племянник или племянница). Воспитатель прикрепляет на доску все картинки, затем берет одну из них и от ее имени здоровается с кем-либо из членов семьи, изображенных на других картинках. Детям необходимо понять, к кому обращается взрослый от имени этого персонажа, правильно показать и поздороваться в ответ. Например: «Здравствуй, внучка! – Здравствуй, бабушка!»; «Здравствуй, дочка! – Здравствуй, мама!» и т. д. Педагог при необходимости помогает детям, подсказывая правильный вариант обращения.

Затем воспитатель напоминает, что скоро отмечается праздник всех женщин, и предлагает назвать, кого из своих родных дети будут поздравлять с праздником (маму, бабушку, тетю, старшую сестру), спрашивает, кому они подарят сделанные своими руками поздравительные открытки.

Воспитатель обсуждает с детьми, что они любят делать вме сте с мамой или бабушкой, любят ли играть в игры, читать книжки, готовить еду и т. д.; какую работу они вместе с мамой или бабушкой выполняют по дому. Показывает набор игрушечных инструментов, описывает их с детьми, спрашивает, как они называются, что можно сделать с их помощью. Просит кого-то из детей передать ему игрушечный совок, принести щетку, подать швабру и т. п. Показывает и разыгрывает с помощью куклы ситуации уборки в доме, используя эти предметы. Спрашивает детей, помогает ли кто-нибудь из них маме или бабушке готовить еду, рассказывает от имени куклы, как она помогала маме печь булочки – читает стихотворение П. Синявского «Помощница» (Я маме помогала, /Я булочки пекла, / А булочек с изюмом / Испечь я не смогла…). Показывает с помощью игрушечных инструментов и соленого те ста (пластилина), как можно помочь маме испечь булочки.

В заключение читает стихотворение А. Барто «Помощница» (У Танюши дел немало, / У Танюши много дел: / Утром брату помогала, / Он с утра конфеты ел…), обсуждает с детьми, можно ли назвать то, что делала Танюша, помощью.

Занятие переходит в свободную игру.

Лепка «Леденец на палочке»

Задачи:

– знакомить со способом лепки леденца на палочке в форме спирали (по аналогии с улиткой);

– продолжать учить способам преобразования формы (сворачивание столбика в спираль);

– создавать условия для экспериментирования с цветом пластилина;

– развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук;

– воспитывать самостоятельность, инициативность, любознательность.

Материалы: леденцы на палочках, пластилин 2–3 цветов (на каждого ребенка), трубочки для коктейля (каждую нужно разрезать на 2–3 части), 2–3 больших яблока для организации выставки леденцов на палочке.

Содержание

Педагог рассматривает конфеты и задумчиво спрашивает, почему же они называются леденцами (выделяет первую часть слова). Вероятно, дети догадаются, что леденцы напоминают лед – такие же прозрачные, гладкие и блестящие. Предлагает отгадать загадку В. Шипуновой:

Кто на палочке сидитИ заманчиво блестит,Вкусно на зубах хрустит,А на язычке скользит?

Затем педагог предлагает детям самим слепить разноцветные леденцы на палочке. Показывает и поясняет способ лепки: «Беру два-три кусочка пластилина разного цвета и смешиваю их в один комок, разминаю – вот так, чтобы пластилин стал разноцветным. Катаю комочек пластилина ладонями туда-сюда, чтобы получился столбик. Сворачиваю столбик в завиток – так, как мы лепили улиток. Насаживаю завитушку на палочку (трубочку для коктейля) – леденец готов!»

Педагог уточняет, как дети поняли технику лепки, и предлагает слепить разноцветные леденцы на палочке.

Дети начинают лепить. Педагог напоминает последовательность работы: смешиваем кусочки пластилина, катаем столбик, сворачиваем завиток, надеваем на палочку.

Дети рассматривают свои леденцы, радуются. Показывают педагогу и друг другу.

Физкультурное занятие на воздухе

Задачи:

– повышать двигательную активность;

– обогащать игровой опыт.

Содержание

Подвижная игра с прыжками; игра малой подвижности на ориентировку в пространстве; произвольные упражнения со спортивным инвентарем (в зависимости от погодных условий).

Художественная литература

«Русская народная сказка “Волк и семеро козлят”»

Задачи:

– воспитывать интерес к чтению книг;

– учить внимательно слушать чтение взрослого, следить за развитием событий, отвечать на вопросы, высказываться по содержанию сказки.

Материалы: иллюстрированная книга с русской народной сказкой «Волк и семеро козлят» (или «Волк и козлята» в обр. А. Толстого).

Содержание

Перед чтением сказки воспитатель говорит небольшое вступительное слово о том, что все мамы на свете очень любят своих деток и всегда защитят их от всяких бед. А сегодня дети узнают про маму-Козу, которая спасла своих козлят от хитрого волка.

Не спеша, выразительно читает текст сказки, сопровождая чтение показом иллюстраций. (Лучше, если педагог сможет пересказать сказку близко к тексту.)

После чтения беседует с детьми по вопросам, еще раз показывая иллюстрации: «Про кого эта сказка? Куда уходила мама-Коза по утрам? Что она наказывала своим козляткам, о чем их предупреждала? Почему козлята не впустили волка в дом, когда он пришел в первый раз? Как волк изменил свой голос? Удалось ли ему обмануть козлят? Как мама-Коза спасла своих козлят?»

Во время беседы педагог выслушивает всех желающих, помогает некоторым детям построить свое высказывание. Дети этого возраста чаще говорят все одновременно. Их не стоит прерывать. Однако репликами: «Давайте послушаем Сережу… Ваня хочет нам что-то сказать…» педагог приучает детей слушать других, говорить по очереди.

В завершение педагог спрашивает детей, понравилась ли им сказка; волновались ли они за козлят, обрадовались ли, когда коза спасла своих малышей; кто больше всех понравился из героев сказки, а кто совсем не понравился. Обобщая, говорит о том, что волк обманул козлят, когда заговорил маминым голоском, а доверчивые маленькие козлята ему поверили. Но мама-Коза наказала волка за его обман и спасла своих козлят.

Воспитатель ставит книгу на книжную полку и говорит, что те, кто захочет еще раз посмотреть картинки и вспомнить эту сказку, могут взять книгу здесь.

Музыка № 24.2

Задача: вызывать желание порадовать своих близких.

Содержание

Проведение праздничного утренника «8 Марта – женский день».

Развитие речи «8 Марта – праздник мам»

Задачи:

– вовлекать во внеситуативное содержательное общение;

– побуждать высказываться на темы из личного опыта;

– активизировать прилагательные и глаголы;

– уточнять и закреплять правильное произношение согласных звуков [в], [в’].

Материалы: мяч, картинки с изображением профессий, которые чаще выбирают женщины (врач, учитель, парикмахер, повар, продавец), наборное полотно.