Книга Развивающие занятия с детьми 4—5 лет. Весна. III квартал - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Геннадьевна Рубан
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Развивающие занятия с детьми 4—5 лет. Весна. III квартал
Развивающие занятия с детьми 4—5 лет. Весна. III квартал
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Развивающие занятия с детьми 4—5 лет. Весна. III квартал

Развивающие занятия с детьми 4–5 лет. Весна. III квартал

Под редакцией д-ра пед. наук, профессора МПГУ Ларисы Парамоновой


Авторы:

† А.Г. Арушанова, Н.Е. Васюкова, Е.М. Волкова, Р.А. Иванкова, Н.Л. Кондратьева, И.А. Лыкова, Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина, Н.А. Рыжова, Е.С. Рычагова, Т.Г. Рубан, † Т.В. Тарунтаева, Г.В. Урадовских.


© ООО «ТЦ Сфера», оформление, рисунки, 2018

© Коллектив авторов, текст, 2018

От авторов

Данное методическое пособие является логическим завершением образовательной работы с детьми 4–5 лет с начала учебного года. Здесь представлены конспекты непосредственно образовательной деятельности на III квартал (март, апрель, май).

В марте содержание работы с детьми будет строиться вокруг празднования 8 Марта; также педагог обсудит с детьми, каким бывает огонь; дети исследуют свойства воды, обсудят, как человек поддерживает свою опрятность и чистоту. Предметом особого рассмотрения станут и весенние изменения в природе.

В апреле дети узнают, в каких домах живут люди, кто и как их строит, что является домом для разных животных и как они строят их. В теме «Что там в небе голубом?» педагог в ходе исследовательской работы с детьми будет формировать их представления о воздухе, его свойствах, о том, что и как может передвигаться по воздуху. Дети узнают, как люди изобретают нужные и полезные вещи. Также внимание детей будет привлечено к появлению насекомых.

В мае педагог сформирует представления детей о Родине как месте, где человек родился и вырос, поговорит о березке, являющейся символом русской культуры. Дети погрузятся в тему праздников, поговорят о предстоящих летних путешествиях.

Мы предлагаем вам один из вариантов проектирования образовательной работы на комплексно-тематической основе. Опираясь на него, вы можете видоизменить отдельные темы, добавить свои занятия и образовательную работу в режимные моменты, использовать другой дидактический материал. Главное при этом – сохранить систему постепенно усложняющихся образовательных задач, которые позволят достичь успехов в развитии детей.

Желаем творческих успехов!

Содержание образовательной деятельности на iii квартал

Март

24-я неделя. «Праздник бабушек и мам»

Направленность педагогической работы. Приближающийся праздник – Международный женский день – определит содержание педагогической работы с детьми на этой неделе. Воспитатель вовлечет детей в беседы об их мамах и бабушках, попросит рассказать о них: какие они, что умеют делать, как дети помогают им. В дидактических словесных играх дети будут подбирать слова, характеризующие маму (добрая, ласковая, нежная, справедливая, заботливая, трудолюбивая и пр.). Чтение художественных произведений обогатит представления детей о разных профессиях женщин, поможет подчеркнуть мамину заботу, вызовет ассоциативные связи со своим опытом взаимоотношений с мамой. Обсуждение сказки С. Прокофьевой «Великие холода», а также чтение стихов в процессе беседы о предстоящем празднике помогут пробудить у детей ответное стремление заботиться о маме, бабушке, слушаться, не огорчать их, чтобы у них всегда было хорошее радостное настроение. Педагог обсудит с детьми, как следует поступить, если все же мама огорчилась или обиделась, как надо извиниться, попросить прощения. Некоторые ситуации взаимоотношений мамы и детей смогут быть проиграны в любимых сюжетно-ролевых играх детей в «семью», «дочки-матери», «детский сад» и пр. Воспитатель может принять участие в игре, чтобы раскрыть характер взаимоотношений мамы с членами семьи, сделать предметом детского внимания не внешние стороны ее деятельности (готовит, стирает, убирает), а качества, которые позволяют ей любить своих близких и быть любимой.

Изобразительная деятельность детей будет направлена на изготовление подарков мамам и бабушкам: дети вылепят букет тюльпанов, сделав для него вазу из пустой упаковки (футляров киндер-сюрпризов, небольших флакончиков или коробочек); нарисуют поздравительную открытку с цветами, для которой с помощью педагога придумают поздравление; желающие дети смогут смастерить бусы и браслеты из комочков мятой бумаги.

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие речи «Как люблю я маму»

Задачи:

– вовлекать детей во внеситуативное содержательное общение;

– побуждать высказываться на темы из личного опыта;

– активизировать в речи прилагательные и глаголы;

– уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [с’], [щ], находить первый звук в слове;

– разыгрывая инсценировку, передавать текст рассказа.

Материалы: мяч, палка, игрушки (птица, птенцы, гнездо, уж).

Содержание

Воспитатель напоминает детям, что приближается праздник, и спрашивает: «Какой праздник? Как вы готовитесь к нему? Какие подарки припасли? Какие подарки вы подарили бы, если бы были волшебниками?» Выслушивает рассказы и фантазии детей.

Предлагает послушать стихотворение М. Яснова «Что рисую маме» [43] о том, что хотели бы подарить маме дети.

После чтения стихотворения говорит: «Мы все любим своих мам. Можно сказать: мама любимая. Давайте поиграем: я буду бросать мяч и называть слово. Если это слово про маму, надо согласиться: да, согласен. А если не про маму, сказать: не согласен».

В игре используются слова: умная, красивая, ласковая, ароматная, заботливая, веселая, воздушная, жизнерадостная, умелая, быстрая, сладкая, ловкая, находчивая, добрая, озорная, трудолюбивая, привлекательная, обаятельная, пушистая, модная, стильная, остроумная, нежная. (Слова произносятся с вопросительной интонацией.)

«Кто хочет похвалить свою маму, бабушку; рассказать, какая она, что умеет делать, как вы помогаете маме? (Высказывания детей из личного опыта.) А еще наши мамы и бабушки находчивые, сообразительные. Сейчас узнаем, такие ли вы сообразительные и находчивые. Давайте поиграем. Я буду бросать мяч и называть слово неправильно. Надо перекинуть мяч и сказать слово правильно, добавив в его начало звук [с] или [щ]. Например, я скажу: лон, а надо сказать слон.

В игре используются слова: ыр (сыр), ын (сын), ука (щука), уп (суп), тол (стол), тул (стул), ирень (сирень), ахар (сахар), ироп (сироп), алат (салат), апог (сапог), иница (синица), алют (салют), етка (щетка). Слова можно повторять.

Далее педагог говорит о том, что у животных, у птиц тоже есть мамы, и предлагает послушать историю, которая произошла в лесу. Воспитатель пере сказывает своими словами отрывок из книги «С природой рядом» [25]: «Шел охотник по лесу. Вдруг раздались тревожные крики какой-то птицы. Она то взлетала над кустом, то исчезала. Маленькая птичка смело бросалась на ужа, который полз к ее гнезду. Птичка острым клювом отгоняла ужа. Охотник взял палку и отбросил ужа далеко в сторону».

После чтения педагог разыгрывает инсценировку. Выполняет действия с игрушками, сопровождая их следующими комментариями: «Вот гнездышко в кустах. В нем птенцы. Пищат: пи-пи-пи. К гнезду ползет уж: ш-ш-ш. Птица отгоняет ужа от гнезда: чив-чив-чив. Охотник отбросил палкой ужа. Птица успокоилась».

Воспитатель организует беседу о прочитанном: «Почему птичка испугалась ужа, была встревожена? За кого она боялась и почему? Какими словами можно охарактеризовать эту маленькую птичку, которая бросилась на ужа? (Любящая, смелая, отважная, бесстрашная, храбрая.)

Далее педагог предлагает детям рассказать историю и показать ее при помощи игрушек. Один рассказчик действует за всех персонажей, в случае необходимости воспитатель подсказывает слова. Выслушивают троих-четверых детей по желанию.

Занятие физической культурой № 24.1

Задачи:

– совершенствовать умение строиться в одну шеренгу;

– закреплять умение передвигаться по рейкам гимнастической стенки приставным шагом вправо и влево;

– развивать быстроту.

Материалы: гимнастическая стенка, мягкое покрытие для прыжков, гимнастические палки.

Место проведения: физкультурный зал.

Содержание

Подготовительная часть. Ходьба по залу врассыпную. Дети по сигналу воспитателя строятся в шеренгу, выполняют повороты на месте и по команде «Разойдись!» вновь ходят по залу врассыпную. Упражнение повторяется несколько раз.

Ходьба в колонне по одному. По сигналу воспитателя менять темп ходьбы (быстро, медленно) и направление движения.

Бег по кругу в колонне по одному с изменением направления бега по сигналу, приставными шагами правым, левым боком.

Основная часть

ОРУ № 17 с гимнастической палкой – 2

1. И.п.: ноги на ширине плеч, палку вниз. 1–2 – палку на грудь; 3–4 – и.п. Повторить 6 раз.

2. И.п.: ноги шире плеч, палку вниз. 1–2 – наклон вперед, палку вперед, голову прямо; 3–4 – и.п. Повторить 6 раз.

3. И.п.: стоя на коленях, палку вперед. 1–2 – сесть на пятки, палку на пол; 3–4 – и.п. Повторить 6 раз.

4. И.п.: стоя на коленях, палку вверх. 1 – наклон вправо, правую ногу в сторону на носок; 2 – и.п. То же в другую сторону. Повторить 4 раза.

5. И.п.: ноги вместе, палку вперед. Вращение палки перед собой с перехватом руками в правую и левую стороны. Повторить 6 раз.

6. И.п.: палка на полу, руки на поясе. Пройтись по палке приставными шагами правым и левым боком.

Подвижная игра «Пилоты»

Выигрывает звено, которое первым построится в одну шеренгу у своего флажка.

Упражнение «Пройди по лестнице»

Дети залезают вверх на 3–4 рейки гимнастической стенки, затем приставными шагами передвигаются в следующий пролет и спускаются вниз. После нескольких повторений можно предложить детям пройти два пролета. Во время выполнения упражнений воспитатель страхует детей.

Подвижная игра «Не опоздай».

Заключительная часть. Игра малой подвижности «Запрещенное движение».

Динамическая прогулка: подвижные игры: «Метелица», «Перетяжки», «Прятки».

Рисование «Цветы в подарок»

Задачи:

– вызывать желание создать в смешанной технике красивую открытку в подарок маме на 8 Марта;

– учить рисовать цветы на основе представления о внешнем виде растений (венчик из ярких лепестков, стебель, листья);

– упражнять в технике рисования гуашевыми красками (свободно сочетать разные формы и линии, самостоятельно выбирать цвет красок и размер кисточек);

– знакомить с силуэтным способом вырезания вазы из фактурной многоцветной бумаги;

– развивать чувство формы и цвета;

– воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать самодельными подарками.

Предварительная работа: составление коллекции поздравительных открыток; рассматривание тюльпанов и других весенних цветов, уточнение представлений о внешнем виде; беседа о мамах и бабушках.

Материалы: белые или светло-голубые листы бумаги, сложенные пополам в виде двойной открытки, фактурная многоцветная бумага для вырезания силуэтов ваз и несколько вырезанных ваз разной формы для детей, плохо владеющих ножницами; гуашевые краски, кисти и ватные палочки, стаканчики с водой, клей или клеящий карандаш, бумажные и матерчатые салфетки.

Содержание

Воспитатель читает детям стихотворение В. Шуграевой «Маме»:

В горшочек посажу росток.Поставлю на окне.Скорей, росток,Раскрой цветок —Он очень нужен мне.Промчатся ветры за окномСо снежною зимой,Но будет вышеС каждым днемРасти цветочек мой.Когда же по календарюВесны настанет срок,Восьмого мартаПодарюЯ маме свой цветок.

Воспитатель показывает детям несколько поздравительных открыток с изображением тюльпанов разного цвета и предлагает порадовать мам и бабушек – нарисовать в подарок к празднику красивые открытки и подарить с любовью.

Дети берут листы бумаги (на выбор белые или светло-голубые), складывают их пополам, открывают и закрывают, находят «лицо» и внутреннюю часть.

Воспитатель показывает варианты открыток и предлагает изобразить на их «обложках» вазы с букетами цветов. Сообщает, что вазы нужно будет вырезать из красивой разноцветной (фактурной) бумаги, а цветы – нарисовать гуашевыми красками. Для уточнения представлений детей педагог показывает силуэты ваз разной формы и описывает: «Эта ваза похожа на ствол дерева – высокая, стройная, серок-оричневая; эта ваза напоминает настольную лампу – вот абажур, а вот ножка и цвет вазы такой же уютный, желто-оранжевый; у этой вазы узкое высокое светлое горлышко и круглое темное туловище». Педагог сообщает, что дети смогут выбрать понравившуюся расцветку и вырезать вазы по своему желанию.

Затем еще раз показывает открытки, обращает внимание на то, что букеты размещены на «обложке» («лице») открытки и поясняет способы рисования цветов: «У тюльпана лепестки большие, яркие, они собраны в виде кувшина (колокольчика, перевернутой юбочки) и бывают разноцветные – красные, розовые, оранжевые, желтые. Стебель длинный, прямой. Листья тоже длинные, поднимаются вверх. Тюльпаны будем рисовать кисточкой. В букете обычно бывает три или пять цветов. Стебли выходят из вазы, поднимаются вверх, цветы смотрят в разные стороны (вверх, вправо, влево)».

Педагог предлагает детям выбрать цвет фактурной бумаги для вазы и задумать цвет тюльпанов, чтобы получился красивый букет.

Дети выбирают материалы и начинают работу.

Последующая работа: на внутренней части открыток дети рисуют по своему желанию или просят воспитателя написать поздравление.

Музыка № 24.1

Подготовка к утреннику «Мамин праздник».

Познание окружающего мира «Будни и праздники»

Задачи:

– продолжать знакомить детей с традиционными праздниками;

– показать отличие праздничных дней от будней;

– воспитывать уважительное, заботливое отношение к мамам и бабушкам;

– учить понимать настроение другого человека.

Материалы: иллюстрации (фотографии) с изображениями людей в разном настроении (веселом, радостном, грустном, сердитом и т. п.).

Содержание

Воспитатель спрашивает детей, какой был недавно праздник, как они его отмечали. Напоминает, что это был День защитника Отчества, дети поздравляли своих пап и дедушек, желали им всего хорошего, делали для них подарки, устраивали концерт.

Педагог спрашивает детей, чем праздничный день отличается от обычного. (В этот день дарят подарки, готовят вкусную праздничную еду, надевают красивую одежду.) Подчеркивает, что очень важно, чтобы у всех в этот день было особое, радостное, приподнятое настроение. Вспоминает вместе с детьми, какие еще праздники они знают (Новый год, день рождения).

Затем воспитатель рассказывает детям, что приближается еще одни праздник – 8 Марта, праздник всех женщин, мам и бабушек. Обсуждает с детьми, как они будут готовиться к этому празднику, какие будут делать открытки и подарки мамам и бабушкам. Подчеркивает, что женщины – очень важные люди, они не только работают на самых разных важных работах, но и заботятся о доме, семье.

Предлагает детям послушать стихотворение А. Усачева «Женский день» [34].

Воспитатель обсуждает с детьми, как еще они будут поздравлять своих мам и бабушек, чем смогут порадовать их. Спрашивает, нужно ли помогать мамам только в этот праздничный день или всегда. Обсуждает, почему мама мальчика из стихотворения хотела бы, чтобы этот праздник продолжался целый год. Делает вместе с детьми вывод, что проявлять внимание к людям нужно всегда, но в этот день важно подчеркнуть свою особую заботу о маме и бабушке.

Педагог предлагает детям послушать стихотворение В. Берестова «Праздник мам» [14].

После чтения воспитатель спрашивает детей, какое настроение будет у мамы или бабушки, если они станут помогать им, радовать их. (Хорошее, радостное.) Обсуждает с детьми, какое еще настроение бывает у людей. (Хорошее, плохое, веселое, грустное, радостное, печальное, непонятное и т. д.) Рассматривает смайлики и выясняет, какое настроение передают эти картинки, почему их вставляют в письма. Спрашивает, какое настроение будет у мамы, если ребенок не слушается, плохо себя ведет, громко кричит, топает ногами, какое у вас бывает настроение, когда что-то не получается, разбивается, теряется, рвется, не сбывается.

Вспоминает вместе с детьми, когда, в каких ситуациях люди радуются, а когда огорчаются. Объясняет, когда люди сердятся, когда у них спокойное, ровное, хорошее настроение. Выясняет, когда люди на что-то или на кого-то обижаются. Предлагает послушать стихотворение Л. Николаенко [16] «Яблоко / Стало невкусным. / Веселое / Сделалось грустным…»

Педагог обсуждает с детьми, какое настроение у девочки, почему мама не разговаривает с дочкой, как следует поступить девочке в этом случае. Учит детей, как можно извиниться, попросить прощения.

В завершение занятия воспитатель показывает детям несколько фотографий и просит их определить, какое у людей на этих фотографиях настроение, догадаться о том, почему оно такое.

Последующая работа: воспитатель читает и разбирает с детьми стихотворение Е. Григорьевой «Ссора»[1] [28], еще раз обсуждает с ними, как можно прямо или косвенно извиниться.

Лепка «Букет тюльпанов»

Задачи:

– вызывать желание сделать подарки мамам и бабушкам на весенний праздник;

– учить лепить цветы, размещая их в вазе из бытовой упаковки;

– показать варианты оформления венчиков цветов;

– инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для превращения упаковки в вазу для цветов:

– развивать восприятие, чувство формы.

Предварительная работа: рассматривание букета тюльпанов или иллюстраций с его изображением, подготовка материалов – бытовых упаковок для изготовления вазочек.

Материалы: пластилин, стеки, бытовые упаковки, трубочки для коктейля, бумажные и матерчатые салфетки, разноцветные тюльпаны различной формы (бутон, полураскрытый и раскрытый), вылепленные педагогом заранее.

Содержание

Воспитатель предлагает детям смастерить в подарок мамам и бабушкам вазы с цветами. Спрашивает, что такое букет. Дети рассуждают и приходят к выводу, что букет – это несколько цветов, собранных вместе и красиво упакованных для подарка или помещенных в вазу. Показывает несколько разных тюльпанов или их изображения и уточняет представление детей о том, что у любого цветка есть стебель, лист и сам цветок из красивых лепестков: желтых, белых, красных, розовых, фиолетовых и т. д.

Воспитатель предлагает детям слепить в подарок мамам и бабушкам букет весенних тюльпанов. Показывает заранее вылепленные тюльпаны (бутон, полураскрытый и раскрытый) и просит угадать, как они сделаны (если дети затрудняются, педагог поясняет или показывает): «Это бутон – цветок тюльпана, который еще не проснулся, не раскрылся; лепить его несложно, нужно раскатать столбик и округлить (сгладить) концы, снизу прикрепить зеленую лепешечку (сплющенный шарик).

Этот тюльпан уже начал раскрывать свои лепестки, слепим его так: скатаем шар, слегка вытянем и сделаем дырочку пальчиком или карандашом, расширим углубление и прищепим по краю лепестки.

Этот тюльпан уже полностью раскрыл свои лепестки, смастерим его по-другому: раскатаем валик и разделим стекой на одинаковые кусочки (пополам и еще раз пополам), раскатаем эти одинаковые кусочки в столбики и сплющим – получится четыре лепестка, теперь эти лепестки нужно соединить вместе: раскатаем зеленый шарик и прикрепим к нему лепестки так, чтобы они разместились вокруг, немного поднимаем их вверх – тюльпан готов.

Стебель для любого цветка можно сделать из кусочка трубочки (для коктейля) или мягкой проволоки; листья – сплющенные столбики».

Педагог поясняет, что тюльпаны в букете могут быть одинаковые или разные по цвету, но обязательно нужно, чтобы они красиво сочетались между собой. Затем обращает внимание детей на материалы, приготовленные для ваз: упаковки, футлярчики киндер-сюрпризов. Подсказывает, что из любой пустой упаковки можно смастерить вазу: сделать пластилиновую ножку и прикрепить снизу, чтобы ваза не падала, внутрь положить кусочек пластилина, чтобы воткнуть стебельки из трубочек. Такую вазу можно украсить по своему желанию узором из жгутиков или шариков.

Дети выбирают цвет пластилина для тюльпанов, упаковку для вазы и приступают к изготовлению букетов. Педагог напоминает, что тюльпаны бывают разного цвета, разные по форме и длине стебелька. Помогает сделать устойчивые вазы и разместить в них цветы.

Последующая работа: оформление выставки букетов, вручение подарков мамам и бабушкам.

Развитие математических представлений № 12

Задачи:

– учить определять равенство и неравенство двух количественных групп, различать плоские фигуры (круг, квадрат) и объемные тела (шар, куб), находить их сходство и различие;

– упражнять в счете до пяти, различать процесс и итог счета;

– согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже.

Демонстрационный материал: квадрат, круг, куб.

Раздаточный материал: квадрат, круг, куб (для каждого ребенка).

Содержание


Игра «Считалка» («Больше? Меньше? Сколько нас?»)

Воспитатель объединяет детей в небольшие подгруппы, называя каждого ребенка по имени. Предлагает шестерым детям встать у одной стены комнаты, а семерым – у другой. (В одной подгруппе должно быть на одного ребенка больше, чем в другой.) Остальные дети – наблюдатели, они встают у доски или в середине комнаты. Им воспитатель объясняет, что они будут внимательно наблюдать за действиями вызванных детей, определять, правильно ли они выполняют задания. Далее воспитатель обращается к вызванным детям и предлагает им придумать общее название для своей подгруппы. Так как дети, по всей вероятности, еще не умеют договариваться, он предлагает на выбор несколько названий, привлекая к выбору и наблюдателей.

Воспитатель. Вы хотите быть стрекозами или дельфинами? (Спрашивает у детей-наблюдателей.) Какое название больше всего подходит для этой подгруппы?

После определения названия групп воспитатель предлагает детям изобразить «стрекоз» и «дельфинов», показывая примерные движения.

Стрекозы летают, машут крыльями, садятся на цветочки. А дельфины плавают, ныряют, выныривают из воды, «разговаривают» друг с другом.

Дети вслед за воспитателем воспроизводят движения. По сигналу (например, хлопки в ладоши 3 раза) дети начинают двигаться в заданных образах. По сигналу «Стоп!» они замирают. Воспитатель обращается к наблюдателям.

Как вы думаете: кого больше – дельфинов или стрекоз? Кого меньше? А может быть, их поровну?

Наблюдатели высказывают свои предположения.

Как можно точно узнать, кого больше или всех поровну?

Воспитатель добивается от детей решения поставить стрекоз и дельфинов в пары. Возьмитесь за руки так, чтобы в каждой паре был один дельфин и одна стрекоза. Дети выполняют. Наблюдатели определяют: кого больше, кого меньше. Выясняется, что стрекоз меньше, так как один дельфин остался без пары.

Как сделать, чтобы и тех, и других было поровну?

Дельфин отходит в сторону, наблюдатели подтверждают, что теперь поровну.

Воспитатель просит дельфина вернуться на свое место.

А еще что можно сделать, чтобы стало поровну?

Если дети сразу не ответят, воспитатель просит кого-нибудь из них побыть стрекозой. Вызвавшийся ребенок встает в пару с дельфином.

А теперь кого больше, кого меньше или всех поровну?

Поскольку в группах по шесть и семь человек, а дети научились считать до пяти, воспитатель не предлагает пересчитывать, ограничиваясь определением количественных отношений.

Игра повторяется, игроки меняются местами. Теперь в группах будет четыре и пять детей. Их названия сохраняются. На этот раз, после того как дети встанут в пары, воспитатель просит пересчитать дельфинов и стрекоз. Дети пересчитывают и определяют: стрекоз – четыре, дельфинов – пять; пять больше чем четыре – значит, дельфинов больше. В дальнейшем по ходу игры дети устанавливают: четыре и четыре – поровну; пять и пять – поровну, стрекоз и дельфинов – одинаково.

Повторяя игру «Считалка» в последующих занятиях, воспитатель произвольно меняет количество детей в группах, их названия, образы животных. В остальном содержание игры повторяется полностью.