Книга Развивающие занятия с детьми 5—6 лет. Зима. II квартал - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Геннадьевна Рубан
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Развивающие занятия с детьми 5—6 лет. Зима. II квартал
Развивающие занятия с детьми 5—6 лет. Зима. II квартал
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Развивающие занятия с детьми 5—6 лет. Зима. II квартал

Развивающие занятия с детьми 5—6 лет. Зима. II квартал

Под редакцией д-ра пед. наук, профессора МПГУ Ларисы Парамоновой


Авторы:

Т.И. Алиева, А.Г. Арушанова, Н.Е. Васюкова, И.А. Лыкова, Н.Л. Кондратьева, Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина, Н.А. Рыжова, Е.С. Рычагова, Т.Г Рубан, ТВ. Тарунтаева



© ООО «ТЦ Сфера», оформление, рисунки, 2018

© Коллектив авторов, текст, 2018

От авторов

Уважаемые взрослые!

Эта книга – вторая часть методического пособия, в которой представлена интегрированная система образовательной работы с детьми 5–6 лет на II квартал учебного года.

Декабрь — месяц подготовки к встрече Нового года. Первая неделя декабря посвящается ознакомлению детей с последовательностью месяцев в году, их соответствию временам года. Этому способствует чтение стихотворения С. Маршака «Круглый год», сказки «Двенадцать месяцев»; коллективное создание новогодней гирлянды, в которой каждое время года обозначено своим цветом; определение по картинкам характерных действий людей в каждый сезон, поиск того, что «перепутал» художник. Дети познакомятся с тем, что такое календарь и зачем он нужен, создадут календарь группы, где будут отмечать значимые события. Вторая неделя декабря посвящена украшению новогодней елки. Дети узнают, почему на праздник наряжают именно ель, как украшали ее раньше, сами будут создавать новогодние украшения. На третьей неделе произойдет «встреча» Деда Мороза и Санта-Клауса. Педагог обсудит с детьми традиции встречи Нового года в нашей стране и за рубежом. На последней неделе декабря воспитатель познакомит детей с тем, как отмечались праздники на Руси в старину, дети поучаствуют в создании костюмов для ряжения, разучивании колядок, лепке традиционных архангельских пряников «козуль».

Январь. На первой неделе после новогодних каникул дети делятся впечатлениями от праздника, посещения цирковых и театральных представлений. Воспитатель знакомит их с профессиями цирковых артистов. Дети построят арену цирка и разыграют ситуации циркового представления, а также нарисуют портреты веселого клоуна, слепят цирковых животных, изготовят афишу для своего представления. Следующая неделя посвящается наблюдениям за особенностями природы в середине зимы, исследованию свойств снега и льда, сравнению их по цвету, твердости, хрупкости, плавучести, прозрачности. Центром внимания становятся зимние развлечения, игры и соревнования, зимние виды спорта. Завершается неделя проведением спортивного досуга «Зимняя олимпиада».

В последнюю неделю января дети отправятся в виртуальное путешествие на Север, познакомятся с природой, животным миром тех мест, где зима длится долго. Через художественную литературу узнают о жизни северных народов, их обычаях. Наблюдения и опыты со снегом позволят понять, как растения и животные приспособились к жизни в условиях вечного холода.

Февраль. Далее дети отправятся в виртуальное путешествие на юг, туда, где нет зимы. Они узнают о разнообразии растений и животных этих мест, образе жизни и традиционных занятиях людей. Создадут натюрморты с заморскими плодами, слепят пальмы и обезьянок на них, прочитают сказки Р. Киплинга. Следующая неделя будет посвящена расширению представлений о путешествиях по воде, водных видах транспорта, морских обитателях.

На двух последних неделях февраля тему задают предстоящие праздники 23 Февраля и 8 Марта. Воспитатель побеседует с детьми о мужских и женских профессиях, о таких мужских качествах, как смелость, решительность, находчивость, сила, и женских – доброта, забота, ласка, красота. Дети будут готовить подарки папам и мамам, сочинять поздравления, рисовать портреты своих родителей. Организуются веселые развлечения и чаепития родителей и детей. Отправляя поздравительные письма и открытки, дети узнают, как работает почта, как письма находят своего адресата.

Вот так в интересных событиях и пройдет зима. Впереди весна. Как будет строиться работа с детьми в марте, апреле и мае узнаем из следующей, третьей, книги нашего пособия.

Желаем удачи и творческих успехов!

Содержание образовательной деятельности на II квартал

Декабрь

13-я неделя. «Времена года. Календарь»

Направленность педагогической работы. На этой неделе продолжается работа по обогащению представлений детей о зиме. Воспитатель обращает внимание: на состояние погоды – короткие дни, холодный воздух, низкое солнце, которое светит, но не греет; на одежду людей – как она изменилась. Дети выясняют, остались ли листья на деревьях, какие из них не меняют свой наряд, что происходит с деревьями зимой. Дети измеряют уровень выпавшего снега, проводят наблюдения за инеем: рассматривают его через лупу, трогают пальцами, убеждаясь, что иней – это вода, обсуждают, на что похожи покрытые инеем растения. Наблюдают за тем, что едят прилетающие на участок птицы, проверяют народные приметы. Впечатления от первого пушистого снега, покрывшего землю, дома, деревья, дети передают в аппликации «Заснеженный дом». В соответствии с сюжетом сказки Г. Цыферова «Пугало» превращают героя сказки, вылепленного на прошлой неделе, в снеговичка.

Особое внимание уделяется знакомству с последовательностью месяцев в году, их соответствию временам года. Для закрепления представлений о цикличности сезонов дети четырьмя подгруппами делают новогоднюю гирлянду «Круглый год», в которой каждое время года обозначено своим цветом, и замыкают ее в кольцо, демонстрируя тем самым повторяемость сезонов, а затем украшают гирляндой группу или елку. Обсуждая картину, в которой намеренно перепутаны действия людей в разные времена года (например: мальчик зимой плавает в речке, а девочка летом в теплой одежде катается на лыжах), дети еще раз закрепляют представления о временах года. Послушав стихи-перевертыши, они пробуют сочинять небылицы. Педагог учит их рассуждать, составлять короткий текст-описание, строить предложения разной грамматической конструкции.

Знакомству с названиями месяцев года способствует чтение сказки «Двенадцать месяцев». Размышления детей о поступках героев сказки обогащают их нравственные представления. Читая стихотворение С. Маршака «Круглый год», педагог предлагает детям подобрать картинки-символы для каждого месяца, которые помогут им запоминать последовательность в правильном порядке.

Дети узнают о разных видах календарей, их устройстве. Коллективно они создают свой настенный календарь с рисунками для каждого времени и месяца года. Помогает им в этом общий силуэт дерева, который выглядит по-разному в зависимости от сезона. Воспитатель обсуждает с детьми, какие месяцы и почему раньше назывались «лютень», «студень» и «грозник», рассказывает, почему некоторые дни (выходные, праздники) отмечаются в календаре красным цветом. В своем календаре дети отмечают некоторые праздники, придумав для них условные знаки, вклеивают фотографии именинников. Воспитатель читает стихотворение Э. Мошковской «Какие бывают подарки» и обсуждает приближающийся новогодний праздник, возможные подарки друг другу и родителям и правила их преподнесения.

У каждого ребенка есть свой опыт празднования дня рождения: как поздравить именинника, чем его порадовать, что подарить. При этом у некоторых детей может ярко проявиться эмоциональная отзывчивость – и они захотят поиграть в свой «день рождения» или «день рождения куклы». «Достроить» этот сюжет могут помочь сверстники, придумав разные варианты праздника. Кто-то предложит открыть магазин игрушек для подарков или организовать продажу поздравительных открыток, которые дети и нарисуют.

Непосредственно образовательная деятельность

Знакомство с природой «Времена года. Зима»

Задача: закреплять знания о временах года (в особенности о зиме) и связанных с ними природных явлениях и изменениях в жизни людей.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке.

Материалы: календарь природы, наборы небольших карточек с изображениями разных природных явлений и сезонных особенностей жизни людей, изображение дерева (ствол, ветви без листьев) на большом листе бумаги; аудиозаписи звуков метели, бурана.

Содержание

Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и описать погоду: теплый сегодня день или холодный, солнечный или пасмурный, ветреный или безветренный? Есть ли осадки (снег, дождь, иней)? Если дует ветер, то какой он: холодный или теплый, ласковый или колючий? По каким признакам можно узнать о наличии ветра и его силе? Результаты наблюдений вносятся в календарь природы.

Педагог просит детей рассказать о том, какая была погода, когда они шли в детский сад. Видел ли кто-нибудь из ребят птиц? Если да, то какие они были и что делали? В какой одежде дети сегодня пришли? Какое сейчас время года – теплое или холодное? Какой начался месяц? (Декабрь.) Декабрь – первый месяц зимы. О нем говорят: «Декабрь год кончает и зиму начинает». В этом месяце самые короткие дни и самые длинные ночи. А какое время года было до зимы? (Воспитатель показывает детям рисунки с изображением осени, весны, лета и просит выбрать из них тот, на котором изображена осенняя погода.)

Педагог читает детям отрывок из произведения В. Бианки «Декабрь»: «Декабрь – студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

С водой покончено: даже буйные реки скованы льдом.

Земля и лес укутаны снежным одеялом.

Солнце скрылось за тучей.

День становится короче и короче, ночь растет Но растения оставили семена, насекомые отложили яички.

В свой срок солнце пробудит их к жизни. Животные и растения сумеют сохранить свою жизнь всю долгую северную зиму, до новой весны.

Ведь не успела еще зима войти в полную силу, а уж близится день рождения солнца – 23 декабря.

Солнце вернется в мир. С солнцем возродится жизнь.

Но надо еще пережить зиму».

Обсуждает текст с детьми: «Почему декабрь называют “студнем”? Почему говорят, что он “мостит, гвоздит и приколачивает”? Что означает выражение “ ночь растет”? Чем отличается декабрь от других месяцев года?»

Первый вариант работы. Каждому ребенку дается рисунок с изображением разных времен года и маленькие карточки с изображением природных явлений всех четырех сезонов, например: снежинка, капелька дождя, лист, начинающий распускаться, зеленый, желтый (красный) лист, бутон, распустившийся цветок, плоды и семена и т. п. (Содержание карточек нужно увязать с природными особенностями своего региона.)

Задача ребенка: разложить маленькие карточки возле больших таким образом, чтобы все карточки с осенними явлениями природы находились рядом с большим рисунком осени, с зимними – рядом с большой картинкой зимы и т. п.

Второй вариант работы. Воспитатель дает детям большой лист бумаги, на котором нарисовано дерево (ствол и ветви без листьев).

Лист разделен на четыре части (четыре времени года) с разным фоном: белым (зима), желтым (осень), зеленым (весна), красным (лето). Дети получают маленькие карточки с изображением желтых и зеленых листьев, цветков и плодов дерева, разных животных (например: птиц, строящих гнездо; птиц с птенцами; бабочек; бурого медведя и т. п.) и сезонных явлений (например: снежинок, капелек воды, ветра и т. п.).

Задание: разложить маленькие карточки на разные квадраты в зависимости от того, какое время года они характеризуют.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки или репродукции картин известных художников, где изображены разные времена года.

Затем читает стихотворение-загадку о временах года. Дети отвечают на вопрос «Когда это бывает?» и подбирают к описанию каждого времени года нужную иллюстрацию.

В заключение педагог предлагает детям вспомнить и перечислить признаки зимы. (Перечисляются и природные явления, и изменения в жизни людей.)

Последующая работа: дети могут послушать аудиозаписи и определить шум ветра, метели, бурана.

Лепка с элементами конструирования «Зимние превращения Пугала» (продолжение)

Задачи:

– показать возможность трансформации образа в соответствии с драматургией литературного сюжета;

– продолжать освоение нового способа лепки (на каркасе из трубочек или палочек);

– провести аналогию с другими видами творческой деятельности (конструированием);

– развивать чувство формы, наблюдательность, творческое воображение.

Предварительная работа: конструирование человечков из частей (палочек, трубочек, спичек, полосок бумаги); беседа о временах года; лепка пугал на каркасе (см. занятие по лепке «Пугало огородное» в I квартале, с. 189).

Материалы: пластилин, стеки, трубочки для коктейля или зубочистки, пуговицы, бусины, ножницы, матерчатые и бумажные салфетки, клеенки, поворотный диск для демонстрации способа лепки, пугало, подготовленное воспитателем для показа детям и пояснения способа работы.

Содержание

Воспитатель читает детям вторую часть сказки Г. Цыферова «Пугало»: «Пришла зима. Пышные хлопья полетели на землю. И все стало кругом праздничным. И лишь пугало, старое пугало по-прежнему грустило:

– Такое кругом все нарядное, а я такой смешной и нелепый.

Оно совсем отчаялось. И вдруг услышало:

– Какой прекрасный снеговик, взгляните только.

Пугало тоже открыло глаза, чтобы взглянуть на прекрасного снеговика, и… увидело напротив мальчика. Мальчик улыбался и кивал. И пугало все поняло.

Прекрасным снеговиком был он сам, нелепое страшило. И хотя снеговики и пугалы не умеют вздыхать, но тут однажды в жизни пугало вдруг вздохнуло и прошептало:

– Спасибо, зима… Ты добрая.

Вот и вся сказка. А может, и не сказка. Ведь когда приходит пушистая зима – все грустное и нелепое становится однажды красивым».

Воспитатель спрашивает детей, понравилась ли им сказка, просит объяснить, каким образом пугало превратилось в снеговика. Выставляет на поворотный диск пугало, изготовленное на предыдущем занятии, и просит детей подумать, как можно и это пугало превратить в снеговичка. Уточняет ответы и показывает на поворотном диске способ трансформации (видоизменения) образа.

«Одежду» с пугала мы не будем снимать, поскольку в сказке он тоже не раздевался. Просто облепим его белым пластилином – отдельными комками или новой белоснежной «одеждой».

Затем педагог предлагает превратить грустных пугал в веселых снеговичков. Дети лепят. По ходу работы напоминает, что «спрятать» старую одежду пугала можно как под новой – белой «одеждой» или же залепить его снежными «хлопьями» – комками пластилина. Говорит, что снег выпал не только на пугало, но и на землю, грядки – весь огород будто укрылся белым одеялом.

В конце занятия оформляется выставка «Веселые снеговички».

Последующая работа: беседа о временах года, зимних изменениях в природе.

Занятие физической культурой № 13.1

Задачи:

– обучать технике ходьбы перекатом с пятки на носок;

– закреплять умение лазать по гимнастической стенке;

– развивать ловкость.

Содержание

ОРУ на ходьбу перекатом с пятки на носок по прямой; лазанье по гимнастической стенке различными способами.

Развитие математических представлений № 13

Задачи:

– показать, как образуется количественная группа, называемая числительным «шесть»;

– учить при пересчете предметов согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным;

– познакомить с цифрой 6;

– тренировать в устном счете до шести;

– учить различать процесс и итог счета;

– делить круг на две и четыре равные части.

Демонстрационный материал: счетная лесенка, игрушки двух видов (по 6 шт.), карточки с цифрами 5 и 6 (с точкой внизу) (по 2 шт.), цифры 5 и 6 для доски или наборного полотна, 6 картинок двух видов (например: «мяч», «мальчик»), 12 кружков двух разных цветов (по 6 красных и синих), 2 бумажных красных круга (диаметр примерно 12 см) для демонстрации на доске или наборном полотне.

Раздаточный материал: бумажные красные круги (диаметр примерно 6–8 см), ножи для разрезания бумаги или ножницы.

Содержание

При обучении пересчету предметов детей надо учить согласовывать числительные в роде, числе и падеже с существительными. В связи с этой задачей при показе образования каждой новой количественной группы воспитатель для первого знакомства с числом подбирает предметы, названия которых – существительные мужского рода; на следующем занятии – только женского, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах использует любые предметы.

На верхней ступеньке числовой лесенки воспитатель ставит пять однородных игрушек, например пять ежиков. На нижнюю, например, пять грибочков. Предметы стоят один под другим парами, например под каждым ежиком по грибочку.

Воспитатель. Где больше? Где меньше? А может быть, поровну?

Дети (хором пересчитывают игрушки на верхней ступеньке). Один, два, три, четыре, пять.

Воспитатель. Сколько всего ежиков?

Дети. Пять ежиков. (Кладут цифру 5.)

Воспитатель. То же самое с предметами на нижней ступеньке.

Дети. Всего пять грибочков. (Кладут цифру 5.)

Воспитателю необходимо постоянно следить за тем, чтобы при пересчете предметов дети называли только числительные, а закончив счет, подводили его итог, называя числительное с существительным (пять ежиков).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что игрушки стоят парами: у каждого ежика есть грибочек; ежиков и грибочков поровну; и цифры тоже одинаковые – пять и пять.

Затем на верхнюю ступеньку воспитатель ставит еще одну такую же игрушку. Дети видят, что количественное соотношение изменило сь.

Воспитатель. Теперь поровну? Или где-то меньше, где-то больше?

Дети. Ежиков больше. Грибочков меньше. Одному ежику не хватило грибочка.

Воспитатель. А цифры лежат правильно?

Предлагает кому-нибудь из детей убрать одну «неправильную» цифру. Внизу осталась цифра 5. Наверху пока цифры нет. Воспитатель и дети вслед за ней пересчитывают вновь образованное количество. В процессе пересчета воспитатель дотрагивается до каждого предмета. Перед тем как назвать новое числительное, делает небольшую паузу и дотрагивается до последнего предмета.

Шесть. Всего шесть ежиков.

Дети повторяют вслед за ним.

Чтобы у детей не сложилось впечатление, что последний предмет и есть шесть, воспитатель круговым жестом очерчивает всю группу игрушек.

Шесть. Шесть ежиков. Все это вместе шесть ежиков.

Воспитатель показывает новую цифру 6 и ставит ее на верхнюю ступеньку. Вторую пару цифр 5 и 6 прикрепляет к магнитной доске или фланеграфу, чтобы детям было хорошо видно. Просит их сравнить между собой эти две цифры, чем они похожи и чем отличаются (по внешнему виду).

Затем на нижнюю ступеньку ставит еще один грибочек. Выясняет у детей, стало ли больше, меньше, поровну? Дети убирают цифру 5, потому что она «неправильная». Воспитатель с детьми аналогичным образом пересчитывает нижний ряд, обращая внимание на то, что последнее числительное относится ко всей пересчитанной группе. Просит положить правильную цифру. Дети берут со стола во спитателя цифру 6 и кладут ее к грибочкам.

(Обращает внимание детей на цифры.) Шесть и шесть. Поровну.

Та же ситуация показа детям образования количественной группы с названием «шесть» с самого начала повторяется еще два раза, но уже вместо игрушек используются вначале картинки, затем кружки и квадраты или треугольники (они вывешиваются на доску, или фланелеграф, или наборное полотно).

Игра «Волшебная палочка» (упражнение в устном счете до шести)

Дети сидят на стульчиках, стоящих полукругом. Волшебной палочкой может быть любой предмет, который дети будут передавать друг другу (карандаш, фломастер, линейка и др.). Воспитатель договаривается с детьми, что они будут передавать палочку, при этом обязательно улыбаясь друг другу, и называть числа по порядку от одного до шести. Первым передает палочку воспитатель, глядя в глаза ребенку, улыбаясь и держа ее перед собой, говорит: «Один». Если ребенок улыбнулся, отдает ему палочку.

Воспитатель. Видели ли вы, как я выполнила условия игры? Я улыбалась? Я смотрела в глаза? А в ответ мне улыбнулись? Я правильно передала палочку?

Дети. Да.

Ребенок, передавая палочку товарищу, также улыбаясь и глядя в глаза, ждет ответной улыбки, после этого говорит: «Два» – и передает палочку. Дети наблюдают за соблюдением правил: улыбались ли они друг другу, правильное ли число назвали. После того как досчитали до шести, игра начинается вновь со следующими детьми.

* * *

В наборном полотне (или на доске) у воспитателя находится большой красный круг (диаметр примерно 12 см). Перед каждым ребенком на столе красный круг поменьше (диаметр 6–8 см). Воспитатель, показывая на свой большой красный круг, предлагает детям представить, что это яблоко, которым хочет угостить их, и называет имена (например: Петя, Лиза, Антон, Люба).

Воспитатель. На сколько частей надо разрезать это «яблоко»? И как разрезать, чтобы никого не обидеть?

Дети иногда отвечают невпопад, не запомнив имена детей и сколько их было.

Сколько имен детей я сейчас назову? Загибайте пальцы после каждого имени. (Еще раз перечисляет имена.)

Дети загибают четыре пальца, называют, сколько детей, и говорят, что «яблоко» надо разделить на четыре равные части. Воспитатель берет «яблоко» из наборного полотна, а туда выставляет точно такой же другой круг. Это необходимо сделать, чтобы перед детьми были одновременно и целое и его части, что важно для понимания отношения между частями и целым.

Воспитатель складывает круг так, чтобы противоположные части окружности совпали. Делает это тщательно, обращая внимание детей на свои усилия. Сложив, проводит ногтем по линии сгиба.

Теперь можно разрезать (или разорвать).

Воспитатель разделил круг пополам, держит в руках две половины.

Сколько частей получилось?

Дети. Две.

Воспитатель. Их хватит, чтобы угостить четверых детей?

Дети. Нет.

Воспитатель. А что нужно сделать?

Дети. Теперь надо разделить каждую половину на две части (или пополам).

Воспитатель складывает одну из половин (уголок к уголку) и делит ее пополам, потом другую. В наборное полотно рядом с целым кругом ставит его четыре части. Уточняет с детьми, сколько частей получилось. Накладывает все части друг на друга так, чтобы они полностью совпали по размеру, и дети убедились, что части одинаковые, равные. Сложенные стопочкой части ставит в наборное полотно рядом с кругом.

Воспитатель, обращая внимание детей на те кружки, которые лежат перед ними, предлагает договориться, что это тоже «яблочки».

Воспитатель. Теперь вы разделите ваши «яблочки» на четыре равные части.

Дети делят, воспитатель наблюдает, как дети складывают круг, просит помочь друг другу или приходит на помощь детям в случае затруднения.

Сколько частей получилось?

Дети (хором). Четыре.

Воспитатель. Покажите одну из четырех частей.

Дети поднимают и показывают.

Покажите две из четырех частей.

Дети показывают.

Покажите три из четырех частей. Покажите две четвертых.

Дети показывают.

Аппликация «Заснеженный дом»

Задачи:

– учить раскрывать особенности образа, творчески применяя разные техники аппликации (симметричная, обрывная, накладная);

– расширять спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание) и показывать ее изобразительно-выразительные возможности;

– развивать чувство формы и композиции.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в детских книжках с изображением заснеженных домиков; подготовка композиционных основ для аппликации (тонирование бумаги разными способами и различными художественными материалами); подготовка воспитателем композиции «Домик на лесной опушке» (см. рисунок) для демонстрации приемов передачи выразительности образа.

Материалы: цветная и белая мягкая бумага, белые бумажные салфетки, ножницы, клей или клеящие карандаши, клеевые кисточки, матерчатые салфетки, коробочки для обрезков, клеенки, цветные карандаши и пастельные мелки для дополнения аппликативной композиции графическими средствами.

Содержание