Развивающие занятия с детьми 6–7 лет. Зима. II квартал
Под редакцией д-ра пед. наук, профессора МПГУ Ларисы Парамоновой
Авторы:
Т.И. Алиева, А.Г. Арушанова, Н.Е. Васюкова, Р.А. Иванкова, Н.Л. Кондратьева, И.А. Лыкова, Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина, Т.Г Рубан, Н.А. Рыжова, Е.С. Рычагова, Т.В. Тарунтаева
© ООО «ТЦ Сфера», оформление, рисунки, 2019
© Коллектив авторов, текст, 2019
От авторов
Во II квартале учебного года тематическое содержание распределяется следующим образом.
Декабрь. Первые две недели месяца будут посвящены расширению и обобщению представлений детей о временных характеристиках реальных явлений: знакомству со временем, его протяженностью, характерными особенностями разных времен года. Ежедневное обращение к календарю и изготовление самодельного календаря помогут детям понять и запомнить последовательность дней недели. Дети познакомятся с разными видами часов, будут учиться самостоятельно определять время. Их внимание будет обращено и на цикличность природных явлений, причины смены дня и ночи. Дети узнают о Луне, звездах и созвездиях. Тема ночи и сна тоже привлекает детей своей таинственностью. Будут прочитаны литературные произведения на эту тему, дети нарисуют собственные сказочные сны, расскажут о них. Также начнется подготовка к новогоднему празднику.
На протяжении двух последних недель декабря продолжится работа по подготовке к главному зимнему празднику – Новому году. Дети будут мастерить украшения для группы и елки, новогодние открытки с сюрпризами для поздравления родителей и сотрудников детского сада. В это время воспитатель уделяет основное внимание закреплению уже известного материала, подбирает задания, которые вызывали у детей определенные трудности, а также предоставляет возможность вспомнить наиболее интересные для них игры и упражнения. Дети познакомятся с традициями празднования Нового года в Китае, получат первые представления об этой стране, сами изготовят героя этого праздника – Дракона, узнают о происхождении календаря «животных» с символами года.
Январь. В новогодние каникулы дети вместе с родителями посещают разные представления. Потому на первой неделе январе – самое время поделиться впечатлениями об этом. Образовательная работа будет посвящена театру: дети узнают о разных видах театра, театральных профессиях, через практическую деятельность обогатятся их представления о процессе организации театрального действа. Дети будут мастерить свой пальчиковый театр бибабо, изготовят костюмы героев, занавес, декорации и организуют сюжетно-ролевую игру в театр.
Две последние недели января будут посвящены путешествиям. Сначала педагог познакомит детей с природой Севера, обитающими там животными. Дети найдут на глобусе Северный полюс и Северный Ледовитый океан, узнают, что такое компас и зачем он нужен, исследуют магнит. По прочитанной сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» слепят сказочные дворцы и замки; разыграют отрывки эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». На следующей, 19-й, неделе дети виртуально отправятся в противоположную часть света: узнают об Антарктиде, истории ее открытия, о работе полярников, животном мире этого континента, им прочитают познавательные рассказы о пингвинах.
Февраль. Продолжится знакомство с разными странами и народами. Дети узнают об открытии Америки, о жизни и быте индейцев, животных Северной и Южной Америки. Они создадут себе индейский головной убор, смастерят парусник, похожий на тот, на котором плавали в давние времена путешественники, их представления о животном мире этого континента отразятся в изобразительной деятельности.
На последней неделе февраля воспитатель вместе с детьми совершат «путешествие» в давние времена. Дети узнают о древней Руси: как жили люди в далеком прошлом, какие строили дома, как были устроены города-крепости, как оборонялись от врагов, какие доспехи были у древних богатырей. Педагог покажет детям, что качества, которыми обладали богатыри (храбрость, смекалка, доброта, ум, сила и пр.), присущи современным мужчинам и людям мужественных профессий – спасателям, пожарным, военным.
Содержание образовательной деятельности на II квартал
Декабрь
13-я неделя. «Измерение времени – календарь»
Направленность педагогической работы. Основное содержание педагогической работы на этой неделе – расширение и обобщение представлений детей о временных характеристиках реальных явлений, их длительности, порядке следования друг за другом. Ежедневное обращение к календарю и изготовление самодельного календаря помогает детям понять и запомнить последовательность дней недели. Они устанавливают соответствие между вчерашним и завтрашним днем, закрепляют последовательность дней недели, их названия.
Дети узнают о цикличности природных явлений, причинах смены дня и ночи, а также о Луне, звездах и некоторых созвездиях. Знакомятся с явлением контраста в искусстве, создавая аппликации в технике бумажной пластики «позитив – негатив».
Тема ночи, сна привлекает детей своей таинственностью, неизвестностью. Читая сказку Г.-Х. Андерсена «Оле Лукойе», педагог приобщает их к толкованию сказочных событий, сочинительству, учит высказывать и обосновывать свое мнение. Эта тема находит отражение и в продуктивной детской деятельности. В процессе рисования сказочных снов и создания оригинальных лепных миниатюр дети учатся обдумывать замысел и планировать работу, выбирать адекватные средства художественной выразительности и подходящие материалы, композиционно выстраивать изображение.
Воспитатель вовлекает детей в диалог, побуждает их рассуждать, передавать содержание текста своими словами, учит анализировать смысл многозначных слов, подбирать синонимы. Дети знакомятся с новыми словами день, ночь, светит, солнце, луна, спит, спят.
Непосредственно образовательная деятельность
Познание окружающего мира «Время»
Задачи:
– продолжать знакомить с устройством календаря, названиями месяцев года и их последовательностью, названиями дней недели;
– развивать умение оперировать условными знаками (символами);
– обогащать представления о профессиях взрослых.
Материал: самодельный календарь.
Содержание
Воспитатель предлагает детям послушать сказку В.И. Даля «Старик-годовик» (читает отрывок): «Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были непростые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно».
Воспитатель спрашивает у детей, поняли ли они, что это были за птицы. Вместе с ними вспоминает, что происходило, когда полетели первые три птицы, делает вывод, что стало холодно, наступила зима. Уточняет, почему птиц было именно три, сколько зимних месяцев дети знают, как они называются. Повторяет их названия. Обсуждает, почему автор назвал старика «годовиком».
Обращает внимание на календарь, с которым дети знакомились ранее, уточняет, какой цвет у листов календаря с зимними месяцами. Читает их названия. Аналогично дети вспоминают, что происходило, когда полетели другие птицы.
Педагог предлагает пересчитать и определить, сколько всего месяцев в году. Затем вспоминает с детьми наиболее яркие события каждого времени года (что делали летом, осенью, что будет происходить зимой, весной), отмечает их в календаре с помощью картинок-символов (например: морская раковина, гриб, земляника – лето; желтый лист, зонтик – осень; снежинка, елка с подарками, снеговик – зима; подснежник, цветущая ветка с небольшими листочками – весна и т. д.).
Далее воспитатель обсуждает с детьми, почему у каждой птицы-месяца было четыре крыла, рассказывает, что в каждом месяце бывает обычно четыре недели и еще несколько дней. Спрашивает, из каких дней состоит неделя. Пишет на доске названия дней недели друг под другом, в столбик. Читает их вместе с детьми хором. Вспоминает, на что похожи названия «вторник», «среда», «четверг», «пятница», похожи ли они на слова «второй», «средний», «четвертый», «пятый».
Воспитатель пересчитывает вместе с детьми, сколько дней в неделе. Спрашивает, поняли ли они, почему в каждом крыле – неделе – у птицы было семь перьев. Почему одна сторона пера была белой, а другая – черной?
Затем воспитатель читает сказку еще раз. Просит детей ответить на вопросы, заданные автором в конце сказки: «Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?»
Воспитатель обсуждает с детьми, чем отличается день от ночи; что мы делаем утром, днем, вечером, ночью. Рассказывает, когда у взрослых начинается и заканчивается работа. Спрашивает, все ли люди ночью спят, должен ли кто-то бодрствовать. Предлагает послушать стихотворение С. Махотина «Пока мы спали».
После чтения воспитатель вспоминает с детьми, люди каких профессий работают в ночное время, обсуждает с ними, почему. Рассказывает, какие еще профессии требуют работы в ночное время, в несколько смен (на заводах, фабриках, на транспорте и т. д.).
Последующая работа: на следующем занятии по конструированию дети делают календарь с днями недели.
Конструирование из бумаги «Календарь недели»
Задачи:
– формировать представления детей о преобразовании плоской фигуры в объемное тело с использованием выкройки;
– учить делать выкройку куба с помощью мерки;
– развивать умение удерживать последовательность операций, добиваться конечного результата.
Материалы: разноцветные квадратные листы бумаги со стороной 21 см с нанесенными очертаниями отверстий, мерка из плотного картона длиной 7 см, прямоугольный лист со сторонами 12–14 см с напечатанными наименованиями дней недели, ножницы, линейка, карандаш, клей, кисточка (на каждого ребенка), образец поделки.
Содержание
Воспитатель спрашивает у детей, что помогает людям узнавать, какой сегодня день недели. У кого дома есть календарь, как он выглядит?
Предлагает детям смастерить свой календарь, например, вот такой (показывает заранее изготовленную поделку). Предлагает детям его рассмотреть, определить, как он устроен, как помогает узнать день недели. Обсуждается, что основа календаря имеет форму куба, в передней стенке которого прорезано окошко, а через него видна надпись; по бокам – круглые отверстия, в которые вставлен цилиндр с написанными на нем наименованиями дней недели. Педагог просит догадаться, как работает этот календарь. (По утрам надо поворачивать цилиндр на следующую надпись и читать, какой сегодня день недели. Важно не ошибиться и повернуть цилиндр только до следующей надписи.)
Воспитатель спрашивает, знают ли дети, как смастерить цилиндр. Получив утвердительный ответ, говорит, что приготовила листы бумаги с написанными (напечатанными на машинке или компьютере) днями недели. (Раздает каждому.) А знают ли дети, как смастерить куб? Возможно, некоторые будут предлагать свои варианты изготовления куба. Воспитатель их выслушивает, затем говорит, что сегодня научит детей делать куб из листа бумаги с помощью выкройки.
Далее показывает детям более крупную, чем у них, квадратную заготовку с нанесенными на нее очертаниями отверстий и объясняет, что сначала нужно сделать выкройку. Говорит, что у каждого из детей есть картонная мерка, с помощью которой надо разделить каждую сторону квадрата на 3 равные части. Напоминает, что дети уже умеют это делать. Может напомнить, что мерку надо прикладывать строго к краю листа или к краю уже нанесенной мерки.
«Затем верхние и нижние мерки квадрата надо соединить между собой с помощью линейки. (Показывает действия, еще раз делая акцент, что линейку надо положить так, чтобы обе точки оказались на краю линейки, затем прижать ее посередине левой рукой, а правой рукой провести карандашом линию.) Наша выкройка поделилась на 9 равных квадратов. Нанесенные на нее 2 круга и прямоугольник оказались во втором ряду квадратиков.
Теперь надо сложить лист бумаги точно по этим линиям, хорошенько прогладить рукой каждый сгиб и вновь его развернуть. Затем надо надрезать лист бумаги по верхним и нижним линиям сгиба на длину одного квадратика. (Демонстрирует.) Наша выкройка готова.
Чтобы собрать куб, надо приподнять боковые части, наложить верхние боковые квадратики друг на друга, и сверху накрыть их средним квадратиком. Таким же образом складываем и нижние квадратики. Получился объемный куб. Такую выкройку называют еще разверткой куба, потому что это куб в развернутом виде».
Воспитатель просит детей проделать эти операции, сложить куб, но пока не склеивать боковые стороны. После того как дети выполнили эту часть работы, воспитатель просит их вновь развернуть выкройку, чтобы вырезать в нужном месте круглые отверстия для цилиндра и прямоугольное окошко спереди. (Если у большинства детей слабые навыки работы с ножницами, педагог может дать выкройки с уже вырезанными отверстиями, что значительно облегчает работу, отверстие выступает как ориентир для складывания выкройки.) «Теперь еще раз сворачиваем куб и окончательно склеиваем боковые стороны».
Цилиндр с наименованиями дней недели дети склеивают самостоятельно, после чего собирают всю конструкцию. В процессе самостоятельной работы педагог помогает советом и практически.
Занятие физической культурой № 13.1
Задачи:
– обучать технике лазанья по веревочной лестнице в различном темпе;
– закреплять навык бросания мяча вверх одной рукой и ловли его несколько раз подряд;
– развивать силу.
Содержание
Общеразвивающие упражнения с набивными мячами, лазанье по веревочной лестнице в различном темпе; броски мяча вверх одной рукой и ловля его 5–6 раз подряд.
Развитие речи и начал грамоты
«Языком не спеши, а делами не смеши»
Задачи:
– вовлекать в диалог, побуждать к рассуждениям;
– учить передавать содержание текста своими словами;
– анализировать смысл многозначных слов;
– подбирать синонимы;
– обращать внимание на грамматическую форму слова;
– развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат;
– воспитывать интерес к письменной речи.
Материалы: карточки со словами: НоЧь, ДЕНЬ, СОЛНЦЕ, СВЕТИТ, ЛУНА, 4 карточки с изображением точки, наборное полотно.
Содержание
Воспитатель читает детям пословицу «Поспешишь – людей насмешишь» [12]. Спрашивает их, как они понимают эту пословицу, почему так думают. Выслушивает желающих. Затем приводит еще несколько пословиц, просит детей определить, какая из них подходит к пословице «Поспешишь – людей насмешишь» и почему.
Языком не спеши,а делами не смеши. [2]Скучен день до вечера,Коли делать нечего. [2]Затем педагог предлагает детям послушать сказку о девочке, которая не умела занять себя делом. Читает сказку С. Прокофьевой «Когда можно плакать?»: «Утром заплакала Маша. Заглянул в окно Петушок и говорит:
– Не плачь, Маша! Утром я пою «ку-ка-ре-ку», а ты плачешь, мне петь мешаешь.
Заплакала Маша днем. Вылез из травы кузнечик и говорит:
– Не плачь, Маша! Весь день я в траве стрекочу, а ты плачешь – и никто меня не слышит.
Заплакала Маша вечером. Прискакали из пруда лягушки.
– Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь.
Заплакала Маша ночью. Прилетел из сада соловей и сел на окно.
– Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь.
– А когда же мне плакать? – спросила Маша.
– А ты никогда не плачь, – сказала мама. – Ведь ты уже большая девочка» [30].
После чтения педагог задает вопросы: «Понравилась сказка? Кому мешала Маша своим плачем? Что сказали ей петушок, кузнечик, лягушки, соловей? Можно ли сказать о Маше словами поговорки «Скучен день до вечера, коли делать нечего»?
Воспитатель просит детей обосновать свое мнение, выслушивает рассуждения.
Спрашивает, хотят ли они послушать сказку еще раз, зачитывает ее. Дети разбиваются на команды по 7 чел., распределяют между собой роли Маши, мамы, петушка, кузнечика, лягушки, соловья и рассказчика и разыгрывают сказку.
После этого педагог разучивает с детьми скороговорку:
Все ходит, ходит, ходит,Места, что ли, не находит. [2]Скороговорку дети читают, двигаясь по кругу, меняя направление движения. Читают в умеренном темпе, с разной силой голоса и интонацией. Повторяют 3–4 раза. Затем воспитатель спрашивает, как они понимают выражение «места себе не находит»? Когда так говорят?
Воспитатель выставляет на наборное полотно новые слова: ДЕНЬ и НОЧЬ. Читает их вместе с детьми, ведя пальцем внизу слева направо. Затем составляет предложения: «СВЕТИТ СОЛНЦЕ», «СВЕТИТ ЛУНА».
Воспитатель просит детей ответить: когда светит солнце, что это – день или ночь. Вызывает двух детей и просит их подобрать соответствующую карточку, подставить их к нужному предложению: НОЧЬ. СВЕТИТ ЛУНА. ДЕНЬ. СВЕТИТ СОЛНЦЕ. Затем все вместе читают, что получилось. Воспитатель обращает внимание на то, что в конце предложения должна ставиться точка.
Лепка «Кроватки и колыбельки»
(миниатюры в спичечном коробке)
Задачи:
– учить создавать оригинальные композиции в спичечных коробках – лепить младенцев (пеленашек) в колыбельках;
– знакомить с видом народной куклы – пеленашкой, пояснить значение нового слова и подвести к обобщению смысла;
– развивать воображение, мелкую моторику;
– вызывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.
Материалы: пластилин, пустые спичечные коробки или другие мелкие упаковки, стеки, пуговицы, ленточки.
Содержание
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова: «Казачья колыбельная»:
Спи, младенец мойПрекрасный,Баюшки-баю.Тихо смотрит месяц ясныйВ колыбель твою.Стану сказывать я сказки,Песенку спою;Ты ж дремли, закрывши глазки.Баюшки-баю.Показывает детям иллюстрацию с изображением народной куклы пеленашки или балабешки и сообщает, что в давние времена народные умельцы делали таких кукол из дерева или соломы. Затем педагог показывает современную спеленутую куклу и спрашивает детей, почему эту куклу можно назвать пеленашкой.
Воспитатель показывает детям вылепленную заранее куколку-пеленашку в колыбельке из спичечного коробка. И предлагает слепить таких же малюток-пеленашек в кроватках, колыбельках или колясках. Показывает обобщенный способ лепки: «Берем комок пластилина, раскатываем сначала в шар круговыми движениями ладоней, а потом в удлиненное яйцо или валик (цилиндр), концы округляем – у нас получилась пеленашка, только лица пока не видно. Отщипываем маленький комочек пластилина розового или белого цвета, раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик (или яйцо) – это лицо, которое выглядывает из пеленок. Оформим лицо – глаза сделаем из бусин, бисера или пластилиновых шариков, пустышку из пуговицы (приделаем кольцо из пластилинового жгутика); пеленашкой может быть не только куколка, но и любая другая игрушка – мишка, зайчик, котенок; в этом случае дополнительно лепим ушки и мордочку. Украсим пеленки узором в горошек и бантиком. Превратим спичечный коробок (по своему желанию) в колыбельку, кроватку или коляску: слепим матрас и подушку, для коляски сделаем колеса из пуговиц, купол и ручку».
Дети выбирают цвет пластилина и начинают лепить пеленашек. По ходу занятия воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь, подсказывает, что «лицо» надо прикреплять в верхней части пеленашки. Помогает соорудить из спичечных коробков колыбельки, кроватки, коляски.
В конце занятия воспитатель предлагает спеть своим лепным пеленашкам колыбельные песенки, обращает их внимание на то, почему эти песенки так называются.
Последующая работа: оформление мини-выставки «Дети спят».
Музыка № 13.1
Задачи:
– учить слышать «ритм суммирования» и воспроизводить его в хлопках, притопах, шагах; двигаться синхронно с партнером;
– продолжать работать над шагом вальса;
– в польке двигаться в образах различных сказочных героев;
– передавать в свободных движениях поэтический характер вальса.
Содержание
Музыкальное движение: танцевальные упражнения «От хлопков до шага польки» (белор. нар. мелодия «Лявониха»), «Дружные пары» («Латвийская народная полька»), «Шаг вальса» (Ф. Шуберт «Вальс»); танцы «Полька с сюрпризами» (Д. Шостакович «Полька-шарманка»), «Вальс» (П.И. Чайковский «Вальс цветов»).
Развитие речи и начал грамоты
«Сладкий сон»
Задачи:
– вовлекать в общий разговор, диалог;
– передавать содержание прочитанного в форме инсценировки по ролям;
– пересказывать текст;
– обогащать речь образными словами и выражениями;
– активизировать прилагательные;
– развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание;
– поддерживать интерес к письменной речи.
Материалы: картинки с изображением медведя, ежика, крота, бурундука, карточки со словами: МИШКА, ЕЖИК, КРОТ, БУРУНДУК, СПИТ, СПЯТ, И, 4 карточки с изображением точки, элементы костюмов для разыгрывания сказки.
Содержание
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки, аргументируя свой ответ. Отгадавший ребенок находит карточки со словом-отгадкой и подставляет под соответствующую картинку. Слова-отгадки дети читают индивидуально и хором.
Под кустами, под елкамиКатится клубок с иголками. [15](Еж.)
Кто в берлоге до весныДнем и ночью смотрит сны? [24](Медведь.)
Сколько тут в земле туннелей,Целый город, подземелье!Снова роет новый ходХлопотливый черный… (крот). [5]Обитатель он лесной,Ходит в шубке золотой,На спине полоски три,Всюду ищет корешки[1].(Бурундук.)
Педагог спрашивает детей, что общего у всех этих животных. Подводит их к выводу, что все они засыпают на зиму. Узнает, кто еще из животных спит всю зиму, выслушивает ответы.
Далее воспитатель предлагает детям выложить на наборном полотне предложения: «МИШКА СПИТ». «ЕЖИК СПИТ». Предложения дети читают индивидуально, парами и хором. Затем педагог выкладывает на наборном полотне следующее предложение и просит детей его прочитать: «МИШКА И ЕЖИК СПЯТ». Обращает внимание на слово «спят» – уточняет, что если животных много, то они спят, если одно – то спит. Просит кого-либо из детей выложить и прочитать новое предложение: «МИШКА И БУРУНДУК СПЯТ».
После этого воспитатель предлагает детям послушать отрывок из «Мышиной колыбельной» Турбьерна Эгнера Эгнера, в пер. Ю. Вронского:
Сладкий сон сморил Осу,Задремала Муха,Даже Лис уснул в лесу,Спрятав хвост под ухо. [18]Воспитатель предлагает детям прочитать этот отрывок всем вместе, хором. Сначала читают негромко в медленном темпе, затем чуть громче – в умеренном. Спрашивает, как в колыбельной говорится про сон? Какой он? Просит детей сказать, как еще мы говорим про сон, какой он бывает. (Крепкий, глубокий, спокойный, долгий, безмятежный, чуткий, здоровый, богатырский, непробудный и т. д.)
Далее воспитатель предлагает детям послушать сказку о животных, которые спят зимой. Читает нивхскую сказку «Медведь и бурундук» (в обр. Т Меновщикова): «Натаскал медведь моху и листьев в берлогу, залег в темный угол да и заснул так крепко, что не видал, как снег выпал, не слыхал, как вьюги над лесом выли, как старые пихты и кедры от морозов трещали.
А когда встало над тайгой весеннее солнышко, когда растопило оно снег, и зажурчали первые ручейки, проснулся медведь.