Книга Развивающие занятия с детьми 6—7 лет. Весна. III квартал - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Геннадьевна Рубан
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Развивающие занятия с детьми 6—7 лет. Весна. III квартал
Развивающие занятия с детьми 6—7 лет. Весна. III квартал
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Развивающие занятия с детьми 6—7 лет. Весна. III квартал

Развивающие занятия с детьми 6–7 лет. Весна. III квартал

Под редакцией д-ра пед. наук, профессора МПГУ Ларисы Парамоновой


Авторы:

Т.И. Алиева, А.Г. Арушанова, Н.Е. Васюкова, Р.А. Иванкова, Н.Л. Кондратьева, И.А. Лыкова, Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина, Т.Г Рубан, Н.А. Рыжова, Е.С. Рычагова, ТВ. Тарунтаева



© ООО «ТЦ Сфера», оформление, рисунки, 2019

© Коллектив авторов, текст, 2019

От авторов

Уважаемые коллеги!

Это пособие является третьей частью образовательной системы для работы с детьми 6–7 лет, содержащей методические разработки на III квартал учебного года.

На первой неделе марта от обсуждения мужских черт характера, таких как смелость, отвага, мужество, педагог с детьми перейдет к женским качествам – забота, доброта, внимание к окружающим людям, поговорит о красоте внешней и внутренней. Дети подготовят фотовыставку «Наши мамы и бабушки», расскажут о них друг другу. В канун дня 8 Марта дети изготовят подарки для мам, бабушек, сотрудниц детского сада.

Вторая неделя марта посвящена формированию первоначальных представлений детей о различиях объектов живой и неживой природы, предметов, сделанных руками человека. Дети будут говорить о жидких, твердых, сыпучих материалах, познакомятся с некоторыми их свойствами, выяснят, как они изменяются под воздействием нагревания и охлаждения; узнают о каменных сосульках – сталактитах; организуют игры-опыты с зеркальной поверхностью.

На третьей неделе педагог познакомит детей с пустыней, некоторыми растениями и животными, обитающими в ней, их приспособленностью к жизни в этих условиях, образом жизни людей. Способствовать обогащению представлений будут чтение художественной и познавательной литературы, про смотр видеороликов, рассматривание иллюстраций, рисование и лепка. Педагог вместе с детьми создаст макет пустыни, на котором будут разыгрываться автогонки из сконструированных детьми автомобилей.

Последняя неделя марта — время прилета птиц, чему и будет посвящено содержание образовательной работы. Дети понаблюдают за птицами, послушают их пение в аудиозаписи, прочтут природоведческую литературу, создадут коллективную композицию – мобиль из летящих птиц, слепят свистульки, отгадают загадки, обсудят некоторые образные слова и выражения, нарисуют фантазийных птиц-коней по мотивам городецкой росписи. Кроме того, педагог предложит детям исследовать разные звуки, создавая необычные «музыкальные инструменты» из подручных материалов.

Апрель — время виртуальных путешествий. На первой неделе месяца — в прошлое, к динозаврам и мамонтам, где дети узнают о «ледниковом периоде», пещерах, жизни древних людей, их занятиях, профессии археолога; попробуют свои силы в «наскальных рисунках» углем, написании рисуночного письма по мотивам событий сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо».

Следующее путешествие, приуроченное к Дню космонавтики, – в космос. Работа будет строиться вокруг представлений детей о звездах и планетах Солнечной системы, об изучении космоса с помощью телескопа, полете первого космонавта Юрия Гагарина и освоении космоса, работе современных космонавтов на космических станциях. Полученные впечатления дети отразят в игровой и продуктивной деятельности.

На третьей неделе апреля педагог будет говорить с детьми о разных материках, в частности об Австралии: о красоте подводного мира Большого кораллового рифа, кенгуру и мишках коалах, которых дети будут лепить и рисовать.

Тема спорта станет основной на четвертой неделе апреля. Дети с педагогом будут говорить о Греции как месте, где зародились олимпийские игры, разных видах спорта, качествах спортсменов. Дети будут лепить спортсменов, передавая пластическими средствами строение тела человека. Они узнают о греческих амфорах, вырежут их из бумаги и создадут на них изображения, а также познакомятся с баснями Эзопа.

В канун первомайских праздников образовательная работа будет способствовать обогащению представлений детей о нашей стране, ее флаге, гербе, гимне, известных людях, прославивших ее своими достижениями. Дети совершат воображаемое путешествие по карте нашей страны, вспомнят разные природные зоны. Они узнают о других странах, особое внимание будет уделено знакомству с Арменией как страной-соседом. В разных видах деятельности дети познакомятся с элементами культуры этой страны.

Вторая неделя мая посвящена празднованию Дня Победы. Дети прикоснутся к событиям того времени, поговорят о значении этого праздника для всех людей нашей страны. В группе организуется выставка военных писем, фотографий из семейных архивов, подготовленная родителями. Дети нарисуют праздничный салют, создадут коллективную работу «Голуби – символ мира».

Последняя неделя учебного года посвящена событию, которого дети особенно ждут – выпуску в школу. Это время подведения определенных итогов: дети выросли, многому научились. Уточняются представления о том, чем детский сад отличается от школы. Предметом интереса на этой неделе становятся азбука, атрибуты школьника и правила поведения в школе. Завершается учебный год выпускным праздником, награждением всех детей, совместной радостью за то, какими большими, умными и умелыми стали дети.

Желаем вам творческих успехов!

содержание образовательной деятельности на III квартал

Март

24-я неделя. «Красота и доброта»

Направленность педагогической работы. На этой неделе педагог от обсуждения таких черт характера, как смелость, храбрость, мужество, плавно переходит к разговору о доброте, заботе, внимании и помощи другим людям. Дети узнают о великом русском полководце А.В. Суворове, его уме, отваге, доблести, заботливом отношении к солдатам. Воспитатель обсуждает с детьми лучшие женские качества, моду, праздничную и повседневную одежду, то, что делает человека красивым. Дети рассуждают о смысле пословицы «Встречают по одежке, а провожают по уму». Рассматривают наиболее распространенные декоративные камни, украшения из них. Эту тему поддерживает чтение и проведение досуга по сказке «Золушка».

В речевых играх и упражнениях педагог активизирует соответствующие прилагательные и глаголы. Дети учатся высказываться на темы заданные и из личного опыта.

Вся продуктивная деятельность этой недели посвящена изготовлению подарков для мам, бабушек и других женщин: дети изготавливают бусы, лепят брошь-медальон, рисуют свой портрет с мамой, делают поздравительную открытку в технике прорезного декора и подписывают ее. В процессе этой работы педагог поддерживает стремление детей поздравлять, заботиться, проявлять внимание к другим людям.

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие речи и начал грамоты «Меч и роза»

Задачи:

– обогащать внеситуативное общение;

– побуждать высказываться на темы из личного опыта, рассуждать, передавать содержание короткого текста в игре-драматизации;

– развивать дикцию, артикуляционный аппарат;

– воспитывать интерес к письменной речи.

Материалы: атрибуты к игре-драматизации (шляпа или берет, накидка, цветок, картонный меч и т. п.), наборное полотно, карточки со словами: МАМА, НЯНЯ, БАБУШКА, ЛЮБИМАЯ, ДОБРАЯ, МИЛАЯ, И, ДРУЗЬЯ, ДЕВОЧКИ, КРАСИВАЯ, МАЛЬЧИКИ, карточка с изображением точки, восклицательный знак.

Содержание

Воспитатель пишет мелом на доске предложение: «ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ МАМА!» Предлагает детям хором и индивидуально прочитать написанное. Обращает внимание, что в конце предложения стоит не точка, а восклицательный знак. Спрашивает, зачем он нужен. Обобщает высказывания детей, что восклицательный знак ставится, чтобы передать больше чувств, радости.

Педагог предлагает детям выложить на панно свои предложения о женщинах: мамах, бабушках. На столе разложены карточки: МАМА, НЯНЯ, БАБУШКА, ЛЮБИМАЯ, ДОБРАЯ, КРАСИВАЯ, И, ДРУЗЬЯ, МИЛАЯ. Предложения выкладывают два-три ребенка, читают их хором и индивидуально.

Далее воспитатель спрашивает, что делает девочек и женщин красивыми, выслушивает высказывания детей, обобщает и углубляет их. Вместе с детьми делает вывод о том, что девочек и женщин делают красивыми и прическа, и нарядная одежда и обувь, и украшения; красивым делают человека веселое настроение, улыбающиеся глаза, и еще – что очень важно – доброта.

Воспитатель говорит, что есть такая пословица «Не суди об арбузе по корке, а о человеке – по платью» [37]. Спрашивает, почему так говорят? Выслушивает рассуждения детей. Обобщает, что главное в арбузе сладкая мякоть, а не корка; главное в человеке – его ум, душа, а не одежда. Сообщает им, что еще говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму» [1]. Просит их подумать и сказать, что это значит.

Затем педагог выкладывает на наборном полотне предложение: «ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ ДРУЗЬЯ». После чтения предложения воспитатель приглашает детей порассуждать, какие качества мальчиков и девочек проявляются в их дружбе, выслушивает их рассуждения.

Затем предлагает послушать стихотворение В. Берестова «За игрой». Спрашивает: «А вы, мальчики и девочки, дружите между собой?» Просит их рассказать о своей дружбе, что они делают вместе, как играют. Выслушивает высказывания из личного опыта.

Далее воспитатель предлагает немножко посмеяться – разучить смешную скороговорку:

Вобла влюблена в верблюда,Шлет ему в подарок блюдо.

Затем рассказывает детям сказку, которая называется «Меч и роза» [23] (в обр. И. Ермакова). Примерный вариант пересказа: «Однажды Меч и Роза поспорили, кто из них сильнее. Говорит Меч Розе:

– Я сильнее! Меня не согнут самые сильные ветры. А ты слабая, хрупкая. Сразу пропадешь!

– Почему ты меня обижаешь? – грустно спросила Роза. – Ведь я такая красивая!

– Какой прок от твоей красоты? – ехидно ответил Меч.

В это время по дороге мимо них проходил старый человек.

– Давай спросим у старца! – предложила Роза Мечу.

Он согласился и спросил у мудреца:

– Рассуди, кто из нас прав, кто полезнее человеку – меч или роза?

Мудрец подумал немного и ответил так:

– Человеку нужны на земле и роза и меч вместе. Меч оберегает его от опасностей, а роза приносит человеческому сердцу радость.

Меч с розой обрадовались тому, что сказал мудрец, и перестали спорить».

После чтения сказки воспитатель задает детям вопросы: «О чем спорили Роза и Меч?», «Что говорил Меч и что ему отвечала Роза?», «Как разрешил их спор мудрец?»

Педагог предлагает детям поиграть в эту сказку. Дети по желанию разбиваются на команды по 4 чел. Договариваются, кто будет Сказочником, Розой, Мечом, Мудрецом. Наряжаются в костюмы. (Это могут быть шляпа, платок, накидка и другие предметы.) Выступают 2 команды, остальные дети по желанию разыгрывают сказку в свободное время после занятия.

Художественная литература «Рассказы о Суворове»

Задачи:

– знакомить с эпизодами из истории родной страны, талантом русского полководца А.В. Суворова в процессе чтения и обсуждения рассказов С. Алексеева;

– поддерживать интерес к героической тематике.

Содержание

Педагог говорит детям о том, что в нашей стране, России, родилось много талантливых, умных людей, которые смогли прославить свою Родину, послужить ей на славу. Среди них есть один военный, полководец Александр Васильевич Суворов. О нем дети узнают, прочитав главы из книги писателя С. Алексеева.

Но сначала воспитатель спрашивает: слышали ли они такое слово – «полководец», знают ли, что оно обозначает. Выслушав детей, обобщает ответы, говорит, что полководец – это военачальник, человек, который ведет за собой полки солдат, целые армии; руководит большими сражениями.

Затем воспитатель рассказывает детям о том, что нашей стране приходилось много воевать, чтобы отстоять свою независимость, защитить себя от врагов. И во многом успех зависел от полководца, от того, как он мог подготовить своих солдат, управлять боем, добиваться победы.

«Семьдесят лет прожил Суворов. Пятьдесят четыре из них он провел в армии. Начал службу простым солдатом. Кончил ее фельдмаршалом и генералиссимусом.

Тридцать пять больших боев и сражений провел Суворов. Во всех он был победителем.

Из рассказов, вошедших в первую главу этой книги, ты и узнаешь о том, как Суворов громил неприятеля, как и почему пришла к нему вечная слава».

Педагог предлагает послушать, каким был в детстве Суворов и как он готовил себя к военной службе. (Читает предисловие.)

«Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. “Ну где же тебе быть военным! – смеялся над ним отец. – Ты и ружья не подымешь!” Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться.

Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Наступит весна. Только вскроются реки, еще никто и не думает купаться, а Суворов – бух в студеную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Суворов окреп. Шестнадцати лет он поступил на военную службу».

«Из следующего рассказа, – говорит педагог, – мы узнаем о том, как Александр Васильевич Суворов готовил своих солдат к штурму неприступной крепости Измаил». Читает текст рассказа «Измаил»: «Неприступной считалась турецкая крепость Измаил. Стояла крепость на берегу широкой реки Дунай, и было в ней сорок тысяч солдат и двести пушек. А кроме того, шел вокруг Измаила глубокий ров и поднимался высокий вал. И крепостная стена вокруг Измаила тянулась на шесть верст.

Не могли русские генералы взять турецкую крепость. И вот прошел слух: под Измаил едет Суворов. И правда, вскоре Суворов прибыл. Прибыл, собрал совет.

– Как поступать будем? – спрашивает. А дело глубокой осенью было.

– Отступать надобно, – заговорили генералы. – Домой, на зимние квартиры.

– “На зимние квартиры”! – передразнил Суворов. – “Домой”! Нет, – сказал. – Для русского солдата дорога домой через Измаил идет. Нет российскому солдату дороги отсель иначе!

И началась под Измаилом необычная жизнь. Приказал Суворов насыпать такой же вал, какой шел вокруг крепости, и стал обучать солдат. Днем солдаты учатся ходить в штыковую атаку, а ночью, чтобы турки не видели, заставляет их Суворов на вал лазить. Подбегут солдаты к валу – Суворов кричит:

– Отставить! Негоже, как стадо баранов, бегать. Давай снова.

Так и бегают солдаты то к валу, то назад. А потом, когда научились подходить врассыпную, Суворов стал показывать, как на вал взбираться.

– Тут, – говорит, – лезьте все разом, берите числом, взлетайте на вал в один момент.

Несколько дней Суворов занимался с солдатами, а потом послал к турецкому генералу послов – предложил, чтобы турки сдались. Но генерал гордо ответил:

– Раньше небо упадет в Дунай, чем русские возьмут Измаил.

Тогда Суворов отдал приказ начать штурм крепости.

Повторили солдаты все, чему учил их Суворов: перешли ров, поднялись на крепостной вал, по штурмовым лестницам поползли на стены.

Лихо бились турки, только не удержали они русских солдат. Ворвались суворовские войска в Измаил, захватили в плен всю турецкую армию.

Лишь один турок невредимым ушел из крепости. Дрожащий от страха, он прибежал в турецкую столицу и рассказал о новом подвиге русских солдат и новой победе генерала Суворова».

Далее педагог рассказывает детям, что у Суворова было много любимых пословиц. Одна из них такая «Тяжело в ученье – легко в бою». Эти слова часто повторял Суворов своим солдатам. Воспитатель обсуждает с детьми, как они их понимают.

Суворов очень уважительно относился к простым людям, своим солдатам, и они любили за это своего полководца, готовы были идти за ним в огонь и в воду. У Александра Васильевича была еще одна любимая поговорка «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Обсуждает, как дети понимают ее смысл, выслушивает их предположения.

Затем читает детям еще один рассказ, который называется «Дерзость»: «В бою под Фокшанами турки расположили свою артиллерию так, что с тыла, за спиной, у них оказалось болото.

Позиция для пушек – лучше не сыщешь; сзади неприятель не подойдет, с флангов не обойдет. Спокойны турки.

Однако Суворов не побоялся болота. Прошли суворовские богатыри через топи и как гром среди ясного неба – на турецкую артиллерию сзади. Захватил Суворов турецкие пушки.

И турки, и австрийцы, и сами русские сочли маневр Суворова за рискованный, дерзкий. Хорошо, что прошли через топи солдаты, а вдруг не прошли б?!

– Дерзкий так дерзкий, – усмехался Суворов. – Дерзость войскам не помеха.

Однако мало кто знал, что, прежде чем пустить войска через болота, Суворов отрядил бывалых солдат, а те вдоль и поперек излазили топи и выбрали надежный путь для своих товарищей. Суворов берег солдат и действовал наверняка».

Воспитатель обращается к опыту детей: «Помните, как мы говорили про непроходимые болота, топи, через которые можно пройти, найдя твердую тропинку и идя только по ней. Так сделал и Суворов с солдатами и победил. А теперь давайте послушаем, как в такой же ситуации неумно поступил полковник, служивший в армии Суворова: “Месяц спустя в новом бою с турками полковник Илловайский решил повторить дерзкий маневр Суворова.

Обстановка была схожей: тоже турецкие пушки и тоже болото.

– Суворову повезло, – говорил Илловайский. – А я что, хуже? И мне повезет.

Только Илловайскому не повезло. Повел полковник солдат, не зная дороги. Завязли солдаты в болоте. Стали тонуть. Поднялся шум, крики.

Поняли турки, в чем дело. Развернули свои пушки и расстреляли русских солдат. Много солдат погибло. Илловайский, однако, спасся.

Суворов разгневался страшно. Кричал и ругался до хрипоты.

– Так я же хотел, как вы, чтобы дерзость была, – оправдывался Илловайский.

– Дерзость! – кричал Суворов. – Дерзость есть, а где же умение?!

За напрасную гибель солдат Суворов разжаловал полковника в рядовые и отправил в обозную команду.

– Ему людей доверять нельзя, – говорил Суворов. – При лошадях он безопаснее”».

Завершая занятие, педагог спрашивает детей, понравились ли им рассказы о Суворове, каким они увидели полководца; какая из услышанных историй их удивила, что особенно понравилось, какие пословицы запомнились. Рассказывает, что в память об этом великом полководце в России был введен орден Суворова, которым награждают самых смелых, отважных военных людей за одержанные победы.

Занятие физической культурой № 24.1

Задачи:

– разучивать технику лазанья по наклонной скамейке на четвереньках;

– закреплять умение выполнять бросок в баскетбольную корзину;

– развивать силу.

Содержание

Лазанье по наклонной скамейке на четвереньках; бросок в баскетбольную корзину (стоя перед кольцом, с отскоком от щита); комплекс общеразвивающих упражнений с гантелями.

Познание окружающего мира «Мода и украшения»

Задачи:

– знакомить с украшениями, с тем, что такое мода;

– подчеркнуть разницу между повседневной и праздничной одеждой, одеждой для торжественных случаев (показать, какие вещи сочетаются и не сочетаются друг с другом);

– обсудить, что такое красота, что делает человека красивым.

Предварительная работа: чтение сказки Л. Чарской «Подарок феи».

Материалы: несколько недорогих украшений, картинки с изображениями старинных украшений, которые носили женщины и девушки на Руси (например, из иллюстраций к сказкам), изображения или реальные предметы из ростовской финифти.

Содержание

Воспитатель показывает детям и обсуждает с ними, какие украшения сейчас носят люди, как они называются (кольцо, браслет, бусы, колье, серьги, перстень и др.). Обсуждает с детьми, какие бывают украшения для пальцев, запястий, рук, ног, шеи, ушей, головы. Выясняет, кто носит больше украшений – мужчины или женщины. Дети рассматривают украшения, выясняют, из чего они сделаны (из драгоценных металлов – серебра или золота, камней, жемчуга, янтаря и др.).

Педагог обсуждает с детьми, какую одежду можно назвать праздничной, когда мы ее надеваем, как нужно обращаться с такой одеждой. Объясняет, какие вещи в одежде подходят друг другу, а какие нет (можно ли надеть одновременно кроссовки и костюм с галстуком; мятые джинсы и нарядную блузку).

Воспитатель рассказывает о моде, приводит конкретные примеры того, что было модно носить раньше и сейчас. Обсуждает с детьми, нужно ли всегда следовать за модой или нет. Подчеркивает, что одежда человека должна быть удобной и украшать его.

Затем рассказывает о том, какие украшения носили в старину на Руси, и показывает на иллюстрациях древнерусские подвески на лоб, виски. Знакомит с ростовской финифтью.

Рассуждает с детьми о том, что делает человека красивым. Обсуждает сказку Л. Чарской «Подарок феи», которую читали накануне. Спрашивает, какими король увидел знатных девушек вначале, какими они стали, когда начали злиться и ругаться друг с другом. Какой показалась Мария королю при первой встрече? Что заставило короля изменить свое мнение? Каким было лицо Марии, когда она успокаивала ссорящихся красавиц? Педагог вместе с детьми делает вывод о том, что злой, невоспитанный, завистливый человек не может считаться красивым, он неприятен другим.

Затем воспитатель читает стихотворение А. Усачева «Женский день», начиная со слов:

Я свою постель заправлю,Пусть мне делать это лень,Но я сам себя заставлю,Ведь сегодня женский день…

После чтения педагог обсуждает с детьми, какие подарки они хотели бы сделать своим мамам: подводит их к выводу, почему на 8 Марта женщинам чаще всего дарят цветы и украшения.

Последующая работа: в течение нескольких дней воспитатель читает детям сказку Ш. Перро «Золушка», дети конструируют в подарок мамам бумажные бусы, лепят «цветок-брошь» и делают поздравительные открытки.

Конструирование из бумаги «Подарок маме»

Задачи:

– создавать ситуацию, в которой дети могли бы самостоятельно, экспериментальным путем (путем практических проб) открыть способ изготовления бусин округлой и удлиненной формы из бумажных треугольников;

– развивать мелкую моторику, чувство ритма, формы;

– воспитывать чувство любви к маме, желание позаботиться о ней, доставить ей радость.

Материалы: сутаж или толстая нитка (около 60–70 см на каждого ребенка), треугольники трех разных размеров с разной высотой и шириной основания, вырезанные из разноцветной глянцевой бумаги, клей.

Содержание

Педагог предлагает детям сделать маме в подарок бусы, браслет, подвеску или другие украшения, изготовив бусины из яркой бумаги (от старых глянцевых журналов, настенных календарей и т. д.). Показывает готовые варианты украшений, дает детям их рассмотреть и просит определить, как были сделаны такие бусины. Возможно, кто-то догадается. Если этого не произойдет, воспитатель объясняет, что бусины сделаны из бумаги треугольной формы, скатанной плотно в ролик. Просит детей подумать, как правильно сворачивать треугольник в ролик, чтобы в центре бусина была более толстой, чем по краям. (Скатывать ее, начиная с широкого основания.)

Далее педагог обращает внимание, что бусины в украшениях разной формы: одни более округлые, другие подлиннее, третьи – совсем длинные и тонкие. Показывает детям три разные треугольные заготовки и предлагает догадаться, из какой заготовки какая бусина получится. Дети практическим путем скатывают разные заготовки в бусины и определяются с ответом на вопрос. (Более круглые бусины получаются из треугольника с коротким основанием и высокой вершиной.) После практической работы педагог может познакомить детей и с другим способом изготовления округлых бусин – отрезая края удлиненной бусины.

Воспитатель предлагает свернуть несколько бусин разной формы, подбирая бумагу по расцветке, придумать из них украшение: если свернуть много бусин – могут получиться бусы, если только несколько – выйдет подвеска на шнуре или браслет. Чтобы украшение получилось красивым, надо нанизывать бусины разной формы на нитку в определенном порядке, который дети могут придумать.

Далее дети самостоятельно выполняют работу (рис. 1). Педагог помогает по их просьбе.


Рис. 1