Книга В блистательной заводи строк. Книга стихии стихов - читать онлайн бесплатно, автор Ольга Ивановна Грейгъ
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
В блистательной заводи строк. Книга стихии стихов
В блистательной заводи строк. Книга стихии стихов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

В блистательной заводи строк. Книга стихии стихов

Ольга Грейгъ

В блистательной заводи строк. Книга стихии стихов

© Грейг О., 2022

© ООО «Издательство Родина», 2022

В авторской редакции

Художник Е. Максименкова

Все рисунки взяты из открытых источников сети Интернет

* * *

Аркадий Эйзлер

Плач по символизму

Уважаемая Ольга!

…Что касается Ваших стихов, то я их прочитал запоем, но почему-то не решался Вас беспокоить, ибо мне казалось, что Вы устали и в эпоху пандемии хотите отдохнуть от мирских сует и творческих дискуссий, упиваясь Вивальди, что в данной ситуации весьма похвально.

Но если вернуться к стихам, то состояние какой-то невесомости овладело мной с первых строчек, поражая своим почти метафизическим слиянием с окружающим миром. Причем с тем миром, который уже много лет назад был вытеснен многотиражным распространением соцреализма со страниц отечественной поэзии. Ваши стихи открыли давно умолкнувшие ритмы Пастернака, заговорили образами и красками Северянина и Цветаевой, Ахматовой и Мандельштама. Ваши поэтические находки становятся афоризмами:

О бесполезный труд – устами                               выпить сушу.

или

И смерть – не случай,Это жизнь случайна.

Вашим стихам свойственен почти нечеловеческий темперамент, стремление выложиться полностью, до конца, отдаваясь стихии страсти:

Был чуден град,Когда касались плечи,Когда запястья исходили в хруст.И пуще неги был вчерашний вечер,И пурпур —          в зацелованности уст.

Или Ваше тонкое проникновение в таинство человеческой души:

Тонка твоя душа, тонка постель,Тонка печально скроенная маска,          печать любви – стоическая тень —          загадочна, мрачна,                    тиха, безгласна.

У Вас по-своему оживает природа, Вы беседуете с ней, Вы прекрасный наблюдатель. И всякие растения принимают образ человеческого «Я».

Соринки и бунтарные синицы, зяблики, ромашки и пастернаки, грозы и ливни, и даже собственная тень – все они Ваши собеседники. Именно с ними Вы делитесь своими размышлениями, одиночеством, которое перестает быть таковым в их окружении:

Мне мыл одежду, душу, тело мыл,Отчизну мыл осточертелый ливень.Я позабыл – ушел, я брошен был.…Лишь ветвь качала тень                              мою уныло.

Вы знаете, о чем пишете. И как, очевидно, человек верующий, Вы доверяете полностью и своему безликому собеседнику, когда пытаетесь проникнуть в мир человеческого мышления как умиротворяющий аналитик, утверждая:

Покамест падаешь в постель,покамест ищешь лучшей доли,деревьев слабые ладоникачают соразмерно тень.

И не меньшим вниманием и проникновением замечаете:

Цвели полянымедовым буйством.

Лучше и не скажешь.

Спасибо, что доверились. Нужно печатать, если еще не напечатано. Может под общим названием «Плач по символизму».

…С тем и остаюсь —

Ваш А. Э.

Для справки: Аркадий Кальманович Эйзлер – писатель, с 1974 г. живет и творит в Вене.


В 2018 г. в «Геликон-опере» состоялся концерт «Аккорды души», который открыл московской публике творчество Аркадия Эйзлера – нашего выдающегося соотечественника, много лет проживающего в Австрии. В зале «Стравинский» звучали поэзия и музыка Аркадия Кальмановича, многогранная личность которого наиболее полно раскрывается в его творчестве. В концерте приняли участие его давние друзья – известные артисты, деятели культуры и искусства. Представляя широкой публике виновника вечера творчества, к примеру, rambler.ru так писал об А. К. Эйзлере: «Творец этого чуда – человек уникальный! Он не врач, но его книги рекомендуют читать мировые светила медицины. Он не композитор, но его музыка звучит в музыкальных салонах и зрительных залах Вены в исполнении выдающихся австрийских певцов, и, заметьте, на русском языке! Он всю жизнь пишет стихи – просто потому, что пишутся. Но это стихи, которые были удостоены Золотой медали и литературной премии имени Франца Кафки. Он – учёный, автор многих научных изобретений, внедренных в жизнь, член американской Академии наук и искусств, лауреат многочисленных поэтических конкурсов, в том числе Всероссийского поэтического конкурса «Золотая строфа». Его стихи вошли в Антологию русской зарубежной поэзии 2001 года. Член Русского ПЕН-центра».

Музыкально-поэтические вечера, посвященные творчеству А. Эйзлера, проходят не только в России, но и в Австрии. К примеру, в начале 2022 г. «Аккорды души» звучали в Русском доме в Вене.

Говоря об А. Эйзлере, пресса всегда единодушна: «Соприкоснувшись с творчеством этого человека, мы убедились, что люди эпохи Возрождения и сегодня живут среди нас…»


Книга стихов Ольги Грейгъ вышла в свет благодаря всесторонней поддержке Аркадия Кальмановича.

Ввивайся строк моих лозой…

Ввивайся строк моих лозойв основу мира,                    Слово, смело:здесь совершенству нет предела,пока творим Его рукой…

Пчела

Пчела гудящая,          слащавая пчела,ландшафт пресаменький,                              чумной,                    как вздох на плахе,янтарные стекают письменапо подбородку:                    явь и полустрахи.Чело насуплено —          да ну тебя к чертям,пчела гудящая,          храбрейшая зануда!Лети в Вифанию          к отеческим садам,оставь меня:          стихам бредовым                    и простудам…Прекраснозвучная,          прелестница, лети,часты твои двухцветные движенья.Дом – пастбище.          Но мне ль тебя пасти?Или тебе слагать мне                     песнопенья?Бери янтарь!          Взасос его!                    Глотай!Зуди, буди,          коли шершавым                              тельцем!Огонь возжжён,          пчелиная печаль,в сосуде бренном          на скрижалях сердца…2001

Шиповник

Сыпь, шиповник, алоцветблагонравный,                    благодушный;потешитель и ослушникмой шипованный                              букет.Наряжён твоим нарядомстол          и охристый паркет;мы с тобою сядем рядом:я – вдоль вазы силуэт…Шепоток          взахлёб                    клевещет:«нет, такой —                              печальной —                              нет…»Только резче и зловещемой – бутон – автопортрет.2001

Вы…

Навыкат вы, идущая с аллей,в которых гас                    заметно алый пламень,как на исходе предзакатных дней,и ветер тих,                    и следовал за вами.Идущая, несли на воле шарф,по воле ветра                              никнувший                              упрямо,и был спокоенбезобидный вашуход совсем в иноймиропорядок.И стыли руки, стыла бирюзана пальцах,лепленыхваятелями вышних.Как гибли вы!Как жмурили глаза! —когда в косяк аллеи —раз! —и вышли!Не всяк дано вас знать,наперечёт,кому в бреду вы открывали имя.Но той, слепой – нездешней —мне – отныне —вы приоткрыли свойпунцовый рот.Вас звать: печаль,вам имя: быстротечность.Вы – горечь, вы – обуза.Муза… Вечность…2001

Экслибрис

Ла́стовица-отрокови́ца,нравственно:                    нá ветер, нá воду!В экслибристической заводи,в чёрно-чернильной водице —птица.Ах, пособляй латинице!В чистой славянской вязикрыльца твои увязли.Вымолить мне их.                              Вымолиться.Птичий серпасный норов,первоначальность ночи:страницы стихов пророческих,мыслей сороков сорок.Мне бы твоё попустительство,ластовица,                    каверзница.За́ версту чуешь раскаянье,книжная жительница.Жальче сухарной данностиоттиск чернил суровых.Отроковица!                    Виновна!Отражена из жалости!Сердце уймётся.                              Застишь!Кто эту видел разницу?Мы больше не будем разниться.Крыльев страницы:                              настежь!2001

Она

Наина ясная, наина-нереида,невинное, стаккатое «но-но!»,наивница полей Поллукса и Эвклида,подглядывать с небес                    и впрямь тебе грешно.Небесное дитя,                    полна созвучий зыбка,полны твои уста                              кореньев и кровей.Тепла, тиха, светла                              небесная улыбка,бело чело и чёрен взмах бровей.Мила тебе          зимы                    усталая шарманка?Милы тебе          дома,                     в которых пьют и бьют?Наина-ласточка,                    наина-лесбиянка,уж пряжу злые нянькипро всех и всё плетут.Играть клубком вольна,                    земфирная голубка,голу́ба-голуба́,                    бездушная рука,таращатся глаза,          капризно дуты губки:«Преставился? Ну вот… А ты живи                              пока…»Текла твоя тоска, ветха и безоглядна,вплетали няньки в пряжу                              дела-дома-тела,наина-таинство, скользящая отрада,зевала радостно          и жизни холст ткала.Мала – смела…          Рвала – дотла…                    Ткала…2001

Зяблик

Зяблик зябкий, выскажись,                              стушуйэто предрешённое прощанье;шутовство – предверье скорых бурь,шутовство – всех бед чередованье.Явь черна, чивикай напролёт,продувай в надрыве —                    чётче! —                              гланды;чадочко; щелкунчик;                    настаётвремя для твоей арлекинады.Происки ветров прими на счёттех заблудших,          что не имут дома;чадочко; щелкунчик;                               настаётвремя для полёта и излома.Зяблик, зыбь заботливо запасзвуков,          занимайся звонкопеньем.Ознобят – не стены, а атлас,вылечат – не бури,                    а терпенье.Чувствоизъявляйся, зяблик, явь —чёрт, черна! —          не сыщется в ней пробель.Паинька тщедушный,                    пой и славь!День не вышел?                    Или час не пробил?Прогнан – вон! – цукатный летний дух,истова щемящая основа:время чистить пёрышки и пух,время:          в клетку!                    в клетку дома! —                              снова…2001

Февраль

Февраль сиреневый с утразастыл в метели.И скрытно-сонно во дворахмелькают тени.Великолепен и велик,влекомый тайно…А что по дням он меньшевик,так то случайность.Коль времени с утра не счестьснегокруженья,почту за скорбь,                    почту за честьс тобой крушенье:o, искушенье!С тобой – в сиреневый                              туман,дурман сиротский,вполне готовой на обман,на губы —                    воском.Не будет душно,                    но слегкапригну колени;за воротом – издалекатвой звук свирельный…Без повода, но – поводырь,ты вёл, прекрасный,и слепнул день,                    и слепнул мирпочти безгласно.И брал, враждующий,                              в кольцо,бесполотелый.И рвал платок,                    глядел в лицо,и трогал тело.Лютел с утра,                    но ввечерустенал и плакал.И бил слезами по окну,как —          бусы на пол.Февраль – сирень —                              лебяжий след.Жду повторений.Бегу по снегу —                    следу нет, —морозной тенью.Замри, мгновенье!Постой, феврарь и вьюговейветродуй, и снегосей,февларь           и нонешний —                              февраль,мой сечень, лютень,                              месяц-враль2001

Прокл

Что проку, Прокл,какие сейчас плачки? —сторожкие алкатели проблем,субтильные решатели дилемм,копатели неряшливых горячек…Что проку, Прокл,презрел, но не прозрел,а впереди —покой покоя ради.Но я нашла все старые тетрадии клятву рифм —мой проклятый удел.2001

Бусы

Ты – моя первопричина,мой ладонью сжатый рот,где неспешливо и чинноголуби летят под сводбезобразного приюта.Да расколот тот алтарь,Где мой бог сиюминутныйСлёз нанизывал янтарь.Плакал, плакал беспричиннонад последней ниткой бус.«Ты уедешь – мне кончина».«Мне кончина. Остаюсь».1994

Великолепия дурман, как солнце…

Великолепия дурман,                    как солнце,золотит мне кожу.Мы с нимблистательно похожи:я душу освещу —сквозь кожу —          стихами,                     золотом ума…

Ноктюрн

Давай – с руки прикорм,давай – лететь не глядяна медный звук валторни горечь междурядий.Давай одним узломцветы и звуки свяжем,а то, что в них – излом,мы никому не скажем.Зачем нам нужен срокна то, чтоб губы лилийраскрасили восток —застывшие в синили?И наискось от глаз,и наискось от прядейдавай лететь смеясь,друг в друге растворяясь.За то, что ноты – дух, —цветущие на грядахдуши, —мы будем рядомв ноктюрне, милый друг.2001

С ветром

Целуй бутоны губи глазки виноградин;сминай их, —                    бога ради! —засасываясь вглубь;без удержу леписьк кудряво-глупым прядям,нелепицами радуйи соблазняй их:                              в высь!Нарёкшись грозно:                    смерч,жди выкрика:                    «украден!»…и всё же, —                    бога ради! —гласи,          но не перечь.А и´наче цветыи винограда листьязасохнут и повиснут.И: с кем, забавник, ты?2001

«Плодоношение; о, ощущение!..»

Плодоношение; о, ощущение! —о, порошение                    спелых садов;произношение:                    о, подношение! —здравица здравниц здоровых плодов.Сочные помыслы;                    мне ли примысливать,мне ли радеть                    о тональности груш,яблок, черешен,                    их чрев                              древовисности;«К тётке! В Саратов!»                              В сермяжную глушь!В темени семечка                    плод замытаренный,тенью пустенькою                              пущенный в пыль…Фрукты созрели!                    В корзину их!                              В тару их!Спело и смело!                    А гниль? —                              так в бутыль!Плодоношение! —                    праздник взаправдашний,важен натужливый —                              с дерева —                              «шпок!» —пиршество шалое                              тем и оправдано,что в этой                              зримости                              зрелости Бог.2001

«Над Скрябиным летали мотыли…»

Над Скрябиным летали мотыли,дрожали пальцы во мгновенье чудном.Стоял июнь.          И в зале малолюдномна клавиши был звуков ливень лит.Ссыпали розы плавно лепесткина пол паркетный,                    на рояль,                              и кожейвсей чувствовалось, что уже он сложен —аккорд всевластный                              ищущей руки.Несократимы были времена,но – звук сиятелен,                              но – реющий, несомый,был упоителен начальностью,                              и словновселенностью, что в нотах                              создана.Накрыты залом, бились мотылинеисчислимо, жертвенно                              и кучно,но плыл аккорд высокий                              и отзвучный,и розы влажные                    в нём истово                              цвели.2001

Ирис

IИрис ревнительно-выразительный,ирис – сиреневый маловер;как упоителен, как восхитителенстебель стрелы,                    посылаемой вверх.В предвосхищенье твоей анемичностив ломкой тенистости куполокзалиловеет чудно и паническив давешнем парке…                    в блистании строк…2001IIПонять уже невмочь,                    невстерп,                              но – силясь:угрюмых строк заснеженный острогстрелой пробил                    сиятелен и строглазоревый цветок,                    капризный ирис.2001IIIСойти с ума,                    строкой исправив завязьталантливо проросшего цветка.Садовника умелая рукаодна          во мне                    могла его оставить…1997–2001

«В крови безмолвствует кагор…»

В крови безмолвствует кагори зыблются меж пальцев осыв томлёной сумрачности штор,но шторм в волнах длинноколосых.Эх, ливня мощь,                    почёт, починуже упрочены Минервой!Слезоточивый стеаринкристаллы свеч сливают нервно.Вразброд, вразнос моё окношумливый шторм                    хлестает щёткой.Кагор – спокойствия залоги ос опасливые чётки.2001

Друзьям

И дым с кислинкою лесной,и запах прели.Как оживлённо пред костромв лесу похмельном.Но до апреля далеко —изымут саженьособым таяньем снеговиз тьмы лебяжьей.Эмаль суфлейную сведут, —и с дна проталинвосстанут будни,                     чтобы тутжизньславославить:высвистывать из клювов птиц,из их аортызабаву:          вязь знакомых лиц,глас полустёртый…И день, зеркально-ясный,                              весьсокоточащий,друзьямблагую выдаст весть:весна – на счастье!2001

Скрипачка

Прости меня одну, боярыня и скрипка,боярыня слепа,          не скрипка – скорлупа.Скудна моя печаль,                    долга её улыбка,подол затёртый мнёт                              усохшая стопа.Шифонной розы лоск                              старее амулетов,сдувает воздух – нет! —                              белила и сурьму.Прости меня одну, скрипачка:                              где-то лето, —перста сложила ты                    в своём глухом дому.Сыграй мне про любовь                              на итальяно страстно,не открывая глаз,                              не закрывая рта,чтоб жаркий русский стон                              безжалостно-безгласныйпронзил основу – ствол – тягчайшего хребта.Сыграй, старуха-смерть…2001

Птички

«Вечная память прекрасным                    и звучным словам!»[1]Вечная слава          пригожеству бархатной шейки,на фоне портьеры          скупому и злому семейству,вечная слава                    бездушью —                              домашним силкам.Вечная слава коварным                    и острым скребкам,будничных дел          подчищающих                    сонную негу,гневным речам          и упрёкам,                    и ломтику хлеба —слава.          Память вечная —                     только                              прекрасным                                        Словам.…столь атласным,                    столь нежным,                    столь выспренным,                              милым,столь – звучащим аккордам                              на скрипке души,что и ты разглядеть их,                    мой милый, не в силах,что и ты уберечь их во мне                              не спешишь.Ах, слова!          как болезненна наша                    размычка,как излишни —          дела и                    бодряцких невежеств звонки.Умирают – и вправду —                    скрипичные звонкие                              птичкиот тоски          ненаписанной,                    необычайной                              строки…2001

Букетец

И ахнет день взахлёб          в изнеможенье спеси,

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Notes

1

Строка из стихотворения Саши Чёрного.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги