Ю. А. Лукаш
Вас обвиняют в ДТП
Неучебное пособие по общению автомобилиста с «гаишниками» и судьями
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Вместо предисловия
Автомобили прочно вошли в наш повседневный быт, число автовладельцев увеличивается возрастающими темпами. От аварий на дорогах не застрахован никто. С каждым днём их количество неуклонно растёт. Автоаварии стали повседневным явлением. Однако, если о том, что должны делать, например, газовщики, электрики и иные специалисты по устранению аварий и прочих неполадок бытового характера, то в отношении действий сотрудников полиции в связи с дорожно-транспортными происшествиями многие автовладельцы в лучшем случае имеют очень смутное представление, а в отношении собственно процесса и тактики расследования они просто несведущи.
В книге содержатся изложенные в краткой форме обстоятельства, которые могут быть использованы при подготовке ходатайств и жалоб как в процессе предварительного следствия, так и в судебном разбирательстве в суде первой и вышестоящих инстанций.
Судебная практика свидетельствует о том, насколько слабо и неподготовленно большинство граждан пытаются защитить себя в суде. Одни и те же нормативно обусловленные и определённые обстоятельства для одних являются правом, а для других обязанностью. Вообще говоря, именно этому и посвящена книга, а в целях упрощения практического применения она и построена соответствующим образом. Иными словами, главное и основное право любого гражданина – это чтобы чиновники, в том числе, и полицейские, и судейские, выполняли возложенные на них обязанности, причём выполняли должным образом.
Адвокаты, прокуроры и судьи в нашей стране привыкли нарушать и законы, и свои ведомственные инструкции, а потому все они нередко нуждаются в «услугах» не менее коррумпированных полицейских, и, следовательно, простому гражданину в случае конфликта или иного вынужденного общения с полицейскими рассчитывать следует, прежде всего, на себя. Государство, состоящее из коррумпированных чиновников разного названия и «достоинства», гражданина защитить не может уже потому, что чиновничество как клан в этом вовсе не заинтересовано. Коррумпированные чиновники сильны своей корпоративной круговой порукой, но она имеет свои пределы и в этом их «ахиллесова пята». Дело в том, что любое криминализированное сообщество, а коррупция – это и есть проявление криминала, заботится о своей безопасности и потому отторгает из своей среды субъектов, которые могут причинить ему, этому сообществу, существенные неприятности. Это обстоятельство надо не только иметь в виду – его надо использовать в своих интересах. Чиновников надо вынуждать действовать как положено – по закону. А для этого надо знать как он – закон – предписал им действовать. По сути, именно этому и посвящена настоящая книга.
Одним из важнейших постулатов становления гражданского общества и правового государства является требование об установлении взаимной ответственности государства и личности, повышении ответственности органов государственной власти перед гражданами.
Надо знать, как они – полицейские – должны делать свою работу, поскольку иначе им нельзя предъявлять претензии, а ещё потому, что от «административки» до «уголовки» один шаг. Имея представление о методах, применяемых следователями при производстве следственных действий, подследственный имеет возможность в составе предъявленных ему материалов по уголовному делу изучить протоколы таких действий на предмет полноты и соответствия изложенной в них информации требованиям уголовно-процессуального законодательства.
Знание криминалистических методов, хотя бы в общих чертах, позволяет не только ориентироваться в действиях следователей, но оценивать полноту проведенного предварительного расследования и требовать проведения конкретных действий или применения криминалистических методов в случае, если по мнению подозреваемого или обвиняемого это сможет способствовать реализации им своего права на защиту и обеспечению обязанности предварительного следствия в отношении всестороннего исследования условий и обстоятельств наступления события или совершения деяния.
Проще говоря, такая информированность позволяет ставить перед судом вопрос о правомерности участия конкретного лица в судебном расследовании в качестве свидетеля со стороны обвинения.
Нет и не может быть специфически судебного познания истины – понять это очень важно.
Сущность судопроизводства заключается в собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств; а в деятельностном аспекте он представляет собой единство познавательного и удостоверительного моментов.
Обвиняемому законом предоставлено право участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах и не установлено ограничений в части его права защищаться любыми средствами и способами, не запрещенными законом. Следовательно, обвиняемый вправе ходатайствовать перед судом о разъяснении ему его прав в части уточняющих и иных вопросов в адрес стороны обвинения в лице прокурора. Со времён совершения правосудия в духе «пролетарской бдительности» прокуроры привыкли к чувству собственной непогрешимости, да так до сих пор и не приемлют каких-либо вопросов в свой адрес в процессе судебного разбирательства.
Поэтому лучше не задавать вопросы прокурору напрямую, а ходатайствовать перед судом, чтобы он, суд, задавал их прокурору от себя в целях уточнения тех или иных обстоятельств.
Отказать обвиняемому в заявлении таких ходатайств суд не вправе.
Искусство судопроизводства есть не что иное, как искусство пользоваться доказательствами
(Иеремия Бентам)Доказанное примерами никогда нельзя считать полностью доказанным
(Готфрид Вильгельм Лейбниц).Целью доказывания является установление истины по делу.
Задачи и функции дорожно-патрульной службы (ДПС)
Основными задачами ДПС являются:
– сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;
– обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;
– предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.
Функциями дорожно-патрульной службы являются:
– оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов;
– осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения дорожного движения;
– регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
– охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах;
– осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий;
– осуществление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;
– осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;
– проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки сообщений о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях;
– осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;
– выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;
– информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в области дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению;
– участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение дорожного движения;
– контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения;
– участие совместно с паспортно-визовой службой в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию Российской Федерации.
Напомним, что на органы ГИБДД возложена процессуальная обязанность документально доказать законность вынесенного постановления об административном правонарушении. Административное производство по факту ДТП осуществляет уполномоченное должностное лицо ГИБДД. В ходе этого производства могут быть допрошены свидетели, участники ДТП, проведены экспертизы, приглашены для участия специалисты и адвокаты. Лицо, осуществляющее это производство, дает интегральную юридическую оценку всех материалов по делу и по его окончании выносит постановление о наложении административного взыскания, если доказана вина нарушителя и нет обстоятельств, исключающих его ответственность. Дело может быть и прекращено производством в связи с отсутствием состава административного правонарушения; также может быть объявлено замечание либо материалы переданы на рассмотрение общественности.
Обязанности и права сотрудника дорожно-патрульной службы (ДПС)
Сотрудник ДПС при несении службы обязан:
– знать нормы Правил дорожного движения Российской Федерации и законодательства об ответственности за их нарушения;
– организовать безопасный и бесперебойный процесс дорожного движения;
– знать оперативную обстановку в зоне поста или маршрута патрулирования;
– контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения;
– предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимать к нарушителям меры административного воздействия;
– предупреждать водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить;
– при получении информации о готовящемся преступлении немедленно докладывать дежурному или непосредственному начальнику и принимать меры к его предотвращению;
– при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место преступления, кем и против кого оно совершено или готовится, и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом дежурному или непосредственному начальнику, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств;
– при прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы действовать в соответствии с указанием её руководителя, о чем доложить своему дежурному;
– оказывать, в пределах своей компетенции, помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
– знать дислокацию ближайших нарядов милиции, войсковых нарядов, представителей общественных формирований по охране правопорядка и систему связи с ними, места расположения и режим работы медицинских учреждений, организованных автостоянок, станций технического обслуживания и других объектов сервиса;
– осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;
– регулировать дорожное движение, в том числе с использованием жестов;
– производить неотложные действия на месте ДТП, тщательно и квалифицированно разбираться в обстоятельствах нарушений правил дорожного движения и ДТП;
– принимать меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказывать гражданам содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств;
– оказывать содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимать участие в охране общественного порядка в этих местах;
– выявлять и задерживать объявленные в розыск транспортные средства, а также транспортные средства, водители которых скрылись с мест ДТП, или используемые в противоправных целях.
– контролировать наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
– контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог и дорожных сооружений и их освещенность;
– изучать порядок и условия движения транспорта и пешеходов и принимать соответствующие меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности;
– осуществлять контроль за соблюдением условий обеспечения безопасности дорожного движения;
– при проведении на улицах и дорогах ремонтно-строительных и других работ;
– быть культурными и вежливыми в обращении с гражданами, строго соблюдать законность;
– оказывать (в период, не связанный с выполнением конкретных специальных заданий) содействие водителям в устранении неисправностей транспортных средств, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также помощь пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям, при переходе ими улиц и дорог;
– докладывать по окончании несения службы дежурному по подразделению о результатах работы;
– по прибытии на пост (маршрут патрулирования) сотрудник ДПС должен получить от сменяемого им сотрудника информацию об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, проводимых на улицах и дорогах ремонтно-строительных и иных работах, поступивших указаниях и сообщениях, исправности технических средств регулирования дорожного движения, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к несению службы. Если в предшествующую смену контроль за дорожным движением на данном посту или маршруте не осуществлялся, сотрудник проверяет исправность технических средств регулирования, специальных средств, средств связи, состояние дорог и улиц, условия производства на них ремонтно-строительных и других работ. Во время несения службы сотрудник ДПС должен принять меры к устранению помех в движении, освобождению проезжей части от оставленных на ночь транспортных средств, обозначению опасных участков на посту или маршруте патрулирования;
– при несении службы нарядом в составе двух или более сотрудников ДПС назначается старший наряда;
– старший наряда обеспечивает руководство деятельностью наряда на период несения службы и обязан;
– организовывать работу состоящих в наряде сотрудников ДПС, докладывать командиру, дежурному по подразделению о необходимости внесения изменений в их расстановку и порядок несения ими службы в зависимости от сложившейся обстановки;
– осуществлять контроль за несением службы сотрудниками ДПС и оказывать им практическую помощь при выполнении задач по контролю за дорожным движением;
– проверять правильность ведения служебной документации, качество оформления материалов по ДПС и административным правонарушениям, принимать меры по устранению выявленных недостатков;
– контролировать правильность использования оперативно-технических и специальных средств.
– докладывать дежурному о своем местонахождении и обстановке на участке несения службы не реже одного раза в час.
Сотрудник ДПС при несении службы имеет право:
– требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений;
– проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения;
– останавливать на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортные средства для проверки у водителей, в том числе с использованием автоматизированных баз данных, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, и в установленных законодательством Российской Федерации случаях изымать их;
– останавливать транспортные средства, водители которых нарушили правила дорожного движения;
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги