Türkçe çevirmen – 3. Рассказ на турецком языке с переводом на русский для работы над грамматикой, чтения и пересказа (уровень В2-С1)
Татьяна Олива Моралес
Дизайнер обложки Татьяна Олива Моралес
© Татьяна Олива Моралес, 2022
© Татьяна Олива Моралес, дизайн обложки, 2022
ISBN 978-5-0056-8726-5 (т. 3)
ISBN 978-5-0056-8398-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Авторское право
Копирование методики изложения данного учебника с целью написания рукописи учебного пособия, а именно: подача иностранных / русских слов в скобках или над соответствующими им русскими / иностранными эквивалентами, разметка предложения специальными обозначениями так, как это показано в данном учебном пособии; переиздание, перепечатка, воспроизведение с помощью электронных средств или любым иным способом всей книги или любой ее части допускается только с письменного разрешения автора.
Аннотация
Учебник состоит из упражнения на работу над грамматикой, чтение, перевод и пересказ юмористического рассказа на турецком, адаптированного по методике © Лингвистический Реаниматор; контрольного упражнения на перевод и пересказ неадаптированного турецкого варианта этого же рассказа; приложения, в котором даны все времена, наклонения, падежи, притяжательные аффиксы турецкого языка. Книга содержит 1 376 турецких слов и идиом. Рекомендуется широкому кругу лиц, изучающих турецкий на уровнях В2 – С1.
* В разделе «Падежное управление"вы можете ознакомиться с примерами падежного управления глаголов и имён из текста данного учебника.
Количество слов, которое необходимо знать для следующих целей использования иностранного языка
Для «выживания» в среде без переводчика – 120
Для ежедневного общения на общие темы – 2000
Для чтения несложных текстов общей тематики – 4 000 – 5 000
Чтение сложных текстов – 10 000
Уровень носителя языка – 10 000 – 20 000
Комментарий
Считается, что на уровне носителя языка (С2) лексический запас должен составлять не менее 10 000 – 20 000 слов. Давайте разберёмся, что именно это означает, чтобы не строить себе лишних иллюзий.
В данном случае речь идёт именно об активном словарном запасе, а не о пассивном. Активным словарным запасом является тот набор слов, которым говорящий пользуется ежедневно.
Пассивным словарным запасом являются слова и выражения, которые их носитель без труда распознаёт в текстах или речи, и с лёгкостью переводит на свой родной язык, избегая, при этом, их употребления.
Данное учебное пособие содержит 1 376 турецких слов и идиом. То, в каком именно запасе, активном или пассивном, останется у вас данная лексика, целиком зависит от вас.
Этот учебник можно пройти, просто выполнив упражнения, как говорится, не напрягаясь, а можно пройти его, как следует, выучив всю предлагаемую лексику. Понятно, что результат во втором случае будет намного выше, чем в первом.
Аудирование
Знание турецкого языка на уровне С2 предполагает овладение словарным запасом не менее 10 000 – 20 000 слов, всей нормативной грамматикой; а также свободное восприятие турецкой речи на слух.
Свободное восприятие турецкой речи на слух
Аудирование – самая сложная, но при этом неотъемлемая составляющая, с которой приходится сталкиваться при изучении турецкого языка. Однако, данную проблему можно решить, если ежедневно «погружать» себя в турецкую речь. Для этого в интернете есть масса возможностей.
Смотрите турецкое телевидениеhttps://www.haberturk.com/canliyayinСлушайте турецкое радиоhttps://www.canliradyodinle.fm/turku-radyo-dinle.htmlСмотрите фильмы с субтитрамиhttps://www.fullhdfilmizlesene.com/filmizle/turkce-altyazili-film-izleОт автора
Данное учебное пособие может быть использовано в качестве самоучителя. Если вам необходимы дополнительные консультации или занятия, вы всегда можете обратиться ко мне. Возможны консультации / занятия очно и по Skype.
Мои контактные данные
Тел. 8 925 184 37 07
Skype: oliva-morales
E-mail: oliva-morales@mail.ru
Сайты:
https://lronline.ru/
http://www.m-teach.ru/
С уважением,
Татьяна Олива Моралес
Об учебных пособиях серии © «Лингвистический Реаниматор»
Учебные пособия по английскому, испанскому и турецкому языку серии© «Лингвистический Реаниматор», позволяют существенно сократить срок обучения иностранному языку и улучшить качество восприятия и закрепления учащимися новых слов и нормативной грамматики иностранного языка.
Их преимущество в методике подачи предложений для перевода в текстах и упражнениях. В каждом предложении в скобках даются иностранные слова-подсказки.
С помощью данной методики человек, никогда ранее не изучавший английский / испанский / турецкий язык и не имеющий никакого словарного запаса имеет возможность уже на первом занятии приступить к упражнениям по переводу с русского языка на иностранный или с иностранного языка на русский.
Методика позволяет легко и быстро заучивать новые английские / испанские / турецкие слова и выражения, от упражнения к упражнению оттачивать и совершенствовать навык правильного письменного перевода на иностранный язык, тренировать навык устного перевода. Каждое учебное пособие данной серии может быть использовано в качестве самоучителя.
Все учебные пособия серии © «Лингвистический Реаниматор» были написаны «на сложных учениках», которым было необходимо получить большой объем качественных знаний за короткий период времени. Это и является целью учебных пособий данной серии.
Специальные обозначения
Deniz tarafında bulunanı (тот, что сидел ближе к борту) şişmanca (довольно полным), açık kumral saçlı (со светло-каштановыми волосами), beyaz yüzlü (с белым лицом) bir delikanlıydı (парнем был).
Комментарий автора перевода:
Выделенным текстом дано слово или группа турецких слов, далее в скобках их перевод на русский язык.
belki – ударная гласная в слове выделена.
Упражнение 1 (1 376 слов и идиом)
Поставьте слова, после которых есть две точки (например, Runet’..) в нужную форму. Прочитайте текст, переведите его на русский язык, выпишите и выучите все новые слова и выражения. Перескажите содержание на турецком языке, абзац за абзацем.
Bay patron / Господин начальник
Türlerin Kökeni (происхождение видов)
Önce (сначала) bir maymun (одна обезьяна) muz ağacından indi (слезла с пальмы), bir sopa aldı (взяла в руки палку) ve onunla (и ею) muzları devirmeye başladı (начала сбивать бананы).
Böylece (так) bir adam ortaya çıktı (появился человек).
Sonra (потом) başka bir maymun (другая обезьяна) muz ağacından indi (слезла с пальмы), bir sopa aldı (взяла в руки палку) ve bu adamı muzları kendisi için yere vurmaya zorladı (и заставила человека сбивать для неё бананы).
Patronlar böyle ortaya çıktı (так появились начальники).
Mehmet Kılıç (Мехмет Кылыч), «Kılıç Efendi: Güneşli Türkiye’.. seçilmek.. (причастие прошедшего вр. -mış/-miş/-muş/-müş) meyve ve sebzeler» adlı bir ofisin İcra Kurulu Başkanı olarak çalışmak.. (был Генеральным Директором конторы «Кылыч-эфенди. Отборные фрукты и овощи из солнечной Турции») ve tatil.. yalnızca Anapa’.. geçirme.. tercih etmek.. (причастие настоящего-прошедшего вр. -an/– en, вопрос: что сделав? что делая?) (предпочитая проводить свой отпуск исключительно в Анапе) bir Novosibirsk girişimci.. olarak sakin bir hayat sürdümek.. (вёл спокойную жизнь новосибирского предпринимателя).
Bu tatil kasaba.. (в этом курортном городке), her şey (всё), kesinlikle her şey (решительно всё), göz.. ve ruh.. memnun etmek.. (радовало его взор и душу).
En sıcak deniz.. bulunmak.. (оборот «который» – DIK 3 л. ед. ч.) (располагалось самое тёплое море), en cana yakın insanlar.. yaşamak.. (жили самые приветливые люди), oteller.. en konforlu odalar.. bulunmak.. (находились самые комфортабельные номера в отелях) yer burası.. (именно здесь).
Sayın Kılıç (господин Кылыч), milliyetin.. göre bir Türk’.. (был турком по национальности).
Bu.. birlikte (вместе с тем) Türkiye’.. (Турцию) ve o.. bağlantılı her şey.. (и всё с нею связанное) kesinlikle algılamamak.. (он совершенно не воспринимал).
Ayrıca (помимо этого), konuşma dili.. sınırlı (ограниченные разговорным языком), çok mütevazı bir Türkçe bilgi.. (3 л. ед. ч. + буфер -n- + направительный пад.) sahip.. (у него были весьма скромные познания турецкого языка).
Ancak (однако) ofis.. çalışanlar.. çok.. (большая часть сотрудников его конторы), tam tersine (наоборот), tatiller.. yalnızca Türkiye’.. geçirme.. tercih etmek.. (предпочитало проводить свой отпуск исключительно в Турции) ve hatta bazılar.. (а некоторые даже) zaman zaman (время от времени) Türkçe öğrenme.. başlamak.. (приступали к изучению турецкого).
Kılıç (Кылыч), her zamanki gibi (как всегда), bu.. (направительный пад.) (на это) şiddetle tepki göstermek.. (бурно реагировал), kasıtlı olarak hakaret etmek.. (причастие настоящего-прошедшего вр. -an/– en, вопрос: какая?) (заведомо оскорбительное) şöyle bir şey demek.. (примерно следующее говорил):
«Neden Türk dil.. (направительный пад.) ihtiyacın var, Lizaveta (ну зачем тебе турецкий, Лизавета)?
Türkiye’.. (в Турции) kendi.. (себе) erkek arkadaş (жениха) bulmak istemak.. misin (найти что ли хочешь)?
Yani (так) Türkler için (для турков) tüm Rus kadınlar.. (все русские женщины) Nataşa’.. (Наташи).
Türkler (турки) orada siz.. (вас там Nataşa demek.. (Наташами величают).
Ve bu nataşa (а наташа эта) Türkçe’.. (на турецком языке) çok güzel bir kelime ifade etmemek.. (не очень хорошее слово означает).»
Veya bunun gibi (или же вот так):
«Eh (эх), zamanını boşa harcmak.. Ulyana (впустую ты время расходуешь, Ульяна).
Türkçe.. asla öğrenememek.. (тебе турецкий язык вовек не изучить).
O.. (там же) yaklaşık otuz zaman (порядка 30 времён) ve yaklaşık on ses (около 10 залогов) ve farklı kip var уа (и наклонений всяких есть)!
Kız.. da (и дочку свою) bu büyük macera.. (в эту авантюру великую) sen de sürüklemek.. (ты тоже втянула).
Lütfen bana söylemek.. (ну скажи ты мне на милость), ne için (для чего) onun (родительный пад.) Türkçe.. ihtiyacı var (ей турецкий нужен)?
İngilizce öğretmek.. (пусть учит английский).»
Ve standart bir yatıştırıcı cevap almak.. (и получал стандартный успокоительный ответ):
«Haklı.. bay patron (вы правы, господин начальник).»
Kılıç (Кылычу), zamanlar.., sesler.. ve kipler.. tam sayı.. bilmemek.. (было неведомо точное количество времён, залогов и наклонений).
Çünkü (потому как) o.. (направительный пад.) tamamen kayıtsız (оно ему было совершенно безразлично) ve ilgisiz.. (и безынтересно).
Natashalar’.. (направительный пад.) gelince (что касается Наташ), burada (то здесь) Bay Şef (господин начальник) somut olarak abartmak.. (конкретно преувеличивал).
Ancak (однако) bu şekilde (таким образом) Mehmet Kılıç (Мехмет Кылыч), kişilik.. (смена согласной +3 л. мн. ч. + буфер -n- + направительный пад.) en ufak bir ilgi göstermemek.. (оборот «который» – DIK 3 л. ед. ч.) için (за то, что они не проявляли никакого интереса к его личности) tüm kadınlar.. (исходный пад.) (всем женщинам) bir şekilde (хоть как-то) intikam almak istemek.. (пожелал отомстить).
Bu (это) onun son derece kötü ve despotik karakter.. nedeniyle (ввиду его исключительно вредного и деспотического характера) olmak.. (происходило).
Kılıç kötü bir ruh halinde.. (буфер -у- + афф. -ken, вопрос: когда?) (когда у Кылыча было плохое настроение), tüm çalışanlar.. için bunu nasıl mahvedmek.. (оборот «который» – ACAK 3 л. ед. ч. + буфер – n- + винительный пад.) (испортить его всем своим сотрудникам) ustaca bilirdi (он мастерски умел).
O… ruh hali.. (настроение его) neredeyse her zaman (практически всегда) kötü olmak.. (оборот «который» – DIK 3 л. ед. ч.) (было плохим) belirtilmelidir (надо отметить).
Biri.. boşta oturmak.. keşfetmek.. (если же он обнаруживал, что кто-то сидит без дела), hemen (то сразу) bu ahmak.. (на этого простака) birçok ek görev ve yükümlülükler eklemek.. (навешивал множество дел и обязанностей).
Bu.. göre (по сему), ofis.. (в конторе его) çalışanlar ya (сотрудники либо работали) çalışmak.. ya da söz.. (местный пад.) BAI».. (büyük aktivite.. imitasyon..) gösterme..
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги