Органы юстиции в СНГ и зарубежных странах
Игорь Бовсуновский
© Игорь Бовсуновский, 2022
ISBN 978-5-0050-0853-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Тема правового статус органов юстиции в СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) и зарубежных странах достаточно объемна. Она тесно связана с такими понятиями как юстиция, СНГ, исполнительная и судебная власть, административное право и государственное управление. Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, регулирующие правовой статус органов юстиции в СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) и зарубежных странах. Чтобы лучше раскрыть вопрос объекта, определим предмет исследования, которым являются нормативные правовые акты, концепции, доктрины по урегулированию деятельности органов управления юстиции. Также следует выделить цель работы, которая состоит в том, чтобы определить правовой статус органов юстиции в СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) и зарубежных странах. Определив объект исследования, предмет исследования и цель настоящей работы, отметим некоторые методы исследования. В качестве таких методов будут использованы такие как дедукция, индукция, гипотеза, анализ, синтез, исторический и логический методы.
Отметим, что заключение Соглашения о создании СНГ[1] произошло 7—8 декабря 1991 года после сложных переговоров главы государств Беларуси, Российской Федерации и Украины. В нем констатировалось, что СНГ является открытым для присоединения всех государств-членов СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Соглашения. В заключительной части Соглашения отмечалось, что государства-члены СНГ намерены проводить курс на укрепление международного мира и безопасности, а также гарантировать выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Соглашение о создании СНГ прошло ратификацию в парламентах Беларуси, России и Украины. Уже в 1991 году в Алма-Аты руководители 11 бывших союзных республик подписали Протокол к Соглашению, в котором говорилось, что Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют СНГ, однако Соглашение вступало в силу для каждого из участников только после его ратификации, в ходе которой члены Содружества могли делать оговорки к нему.
Следует отметить, что термин юстиция означает ни что иное как правосудие, законность, справедливость. Вид судопроизводства выделяет виды юстиции, но можно сказать, что в юридической литературе, юстиция используется для обозначения совокупности судебных учреждений или их деятельности по осуществлению правосудия. «Если законодательная власть осуществляется парламентом, исполнительная – правительством, то судебные полномочия, судебная власть осуществляются не каким-либо единственным судом, а всей системой судов в совокупности».[2] Фактически, с утверждением можно согласиться, ведь, действительно, «всей системой судов в совокупности», но юридически, все Суды действуют не только согласно действующего законодательства страны, а также согласно, например, Постановлений Пленума Верховного Суда (Республика Беларусь). Развивая тему работы, стоит отметить, что целями СНГ являются такие как осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической и иных областях; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов и так далее. Среди принципов СНГ можно отметить такие как уважение суверенитета государств-членов содружества; нерушимость государственных границ; неприменение силы или угроза силой против политической независимости государств; разрешение споров мирными средствами; невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга; обеспечение прав человека и основных свобод для всех, включая добросовестное выполнение, принятых на себя обязательств по документам Содружества. Важно знать, что в составе СНГ различаются государства-учредители и государства-члены. Государствами-учредителями Содружества являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ и Протокол к этому Соглашению. Государствами-членами Содружества являются те государства, которые принимают на себя обязательства по Уставу в течение года после его принятия Советом глав государств. Членом Содружества может стать любое государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
Исходя из целей и задач исследования, структура работы состоит из введения, трех блоков, заключения, и списка использованных источников. В первом блоке рассмотрены понятие и содержание государственного управления органами юстиции, система органов юстиции в Российской Федерации, а также основные направления их деятельности. Также, здесь определены различия правового положения объектов управления в области юстиции, которые вытекают из разнообразия форм и методов осуществляемой органами юстиции руководящей деятельности по отношению к своим объектам.
Во втором блоке рассмотрены вопросы правового статуса органов юстиции Республики Казахстан, система и организация деятельности этих органов, а также основные функции, права и обязанности органов юстиции. В этом блоке, определена правовая основа деятельности Министерства юстиции Республики Казахстан, его основные задачи и основные направления деятельности. В третьем блоке настоящей работы будет рассмотрен вопрос юстиции в зарубежных странах, а также определен правовой статус Министерства юстиции Польши и Германии, а в заключительной части сделаем резюмирующий вывод. Следует отметить, что тема правового статуса органов юстиции в СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) и зарубежных странах достаточно объемна, поэтому важно ее пошаговое и детальное структурное рассмотрение согласно содержанию работы.
1 Система управления юстицией в Российской Федерации
Чтобы подробнее раскрыть суть первого блока работы, следует выделить несколько основных вопросов, которые необходимо в нем разобрать. Здесь определим понятие и содержание государственного управления органами юстиции, рассмотрим систему органов юстиции в Российской Федерации, а также основные направления их деятельности. В этом же блоке работы, обозначим полномочия Министерства юстиции и правовое положение его территориальных органов. Систему управления юстиции в Российской Федерации определяет основной закон, обладающий высшей юридической силой,[3] а также принятые в соответствии с ним различные законы, Кодексы Республики Беларусь, Постановления Правительства, Постановления Министерства юстиции Российской Федерации, Указы Президента с Инструкциями, которые отметим несколько ниже. Стоит сказать, что нормы управленческого права составляют элемент публичного правопорядка, а значит имеют прямое отношение к регламентации видов управляемой деятельности, но с точки зрения управленческого права вряд ли можно согласиться с мнением, что все виды деятельности управляемы. Управление в области юстиции – это, прежде всего, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, то есть отношения в области управленческого права, которое имеет особое значение в механизме правового воздействия на общественные отношения, так как оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые складываются по поводу реализации функций государственного управления. Нельзя отвлекаться от гражданского общества, отношения в котором не позволяют публичной власти проникать во все сферы его жизнедеятельности, ведь отношения здесь регулируются не только правовыми, но и другими социальными нормами. Внешние управленческие отношения характеризуются множественностью видов их субъектов, где каждый вид отличается от другого по своему назначению и правовому положению. Таким образом, можно выделить их подвиды: например, Правительство и федеральные министерства. Этим определяется множественность вариантов административных отношений между их субъектами.
Обозначив структуру Министерства Юстиции Российской Федерации, стоит перейти к более детальному рассмотрению данного блока работы. Следует отметить, что управление в области юстиции состоит в организационном руководстве нотариата, методическом руководстве и правовом регулировании деятельности юридической службы, органами ЗАГС, адвокатурой и т. д. Содержанием этой деятельности, является реализация правоохранительной функции государства, зафиксированного в Конституции, то есть обеспечение точного и неуклонного исполнения законов и подзаконных актов всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами; охрана общественного порядка, а также защита прав организаций и граждан. Управлению в области юстиции присущи те же черты, что и другим отраслям государственного управления: подзаконность и государственно-властный характер. Вместе с тем, этому виду управления свойственны качества, обусловленные спецификой задач, стоящих перед органами юстиции, а также особенностями их реализации, которые определены несколько ниже.
1.1 Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации
В предыдущих вопросах были рассмотрены понятие и содержание государственного управления органами юстиции, система органов юстиции в Российской Федерации, а также обозначен ее правовой статус. В этом структурном элементе работы, определим основные задачи и направления деятельности органов юстиции Российской Федерации, которые следует выразить через основные осуществляемые ими функции. Данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний. Также, в перечень задач Министерства входит регистрация некоммерческих организаций, политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, в сфере территориального устройства Российской Федерации, организации местного самоуправления, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также правоприменительные функции.
Определим общую компетенцию органов юстиции, которую выразим через основные осуществляемые ими функции:
1 разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2 нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
3 обеспечение в пределах полномочий защиты прав и свобод человека;
4 организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
5 осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Далее обозначим более детально основные полномочия Министерства, отметив, что правовой статус Министерства юстиции определяют такие документы как Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации,[4] Регламент Министерства юстиции Российской Федерации,[5] а также два Приказа об утверждении положения о Главном Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и их перечня. Все документы представлены на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.[6] Возглавляет Министерство Министр юстиции, который входит в состав Правительства. Его заменяют первый заместитель и заместители Министра. Первый заместитель Министра курирует работу Департамента организации и контроля, Департамента по делам некоммерческих организаций, а также Департамента государственной службы и кадров, и Всероссийского государственного университета юстиции. Что касается Департамента организации и контроля, – он является структурным подразделением Министерства, основными задачами состоят в организации и методическом обеспечении управленческой деятельности Министерства, координации, организации и осуществления ведомственного контроля деятельности территориальных органов, а также обеспечение установленного режима секретности и ведение делопроизводства.
Правовой основой деятельности Департаментов Министерства юстиции являются одноименные с ними положения, которые утверждаются Приказом Министерства страны. Например, правовой статус Департамента по делам некоммерческих организаций определен Положением о Департаменте по делам некоммерческих организаций.[7] Настоящий документ определяет его основные задачами, среди которых можно выделить такие как организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, организация и осуществление контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций их уставным целям и задачам, а также обеспечение соблюдения ими законодательства. В структуре можно выделить различные Департаменты: государственной службы и кадров, экономического, и конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления, регистрации ведомственных НПА, по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой, развития законодательства и т. д.
Отметим также Всероссийский государственный университет юстиции, который является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования. Правовой статус определен Уставом. Отдельно выделим судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции, основной задачей которых является защита интересов государства, прав и свобод гражданина, прав юридического лица посредством проведения объективных научно обоснованных судебных экспертиз и экспертных исследований. К примеру, основной задачей Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве, является реализация проведения государственной судебной экспертизы. Отметим также Научный центр правовой информации при Министерстве, который определен Уставом федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации», и является бюджетным учреждением Министерства, а также правопреемником Научного центра правовой информации Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательства. Его основными задачами являются такие как содействие обеспечению прав физических и юридических лиц на получение информации о нормативных правовых актах страны, ее субъектов, а также участие в реализации единой научно-технической политики в области информатизации. Что касается Аппарата Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека-заместителя Министра, – он, являясь структурным подразделением Министерства, осуществляет правовое и организационно-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместителя Министра юстиции.
Стоит отметить также Федеральную службу исполнения наказаний, которая являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет правоприменительные функции, а также функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Федеральная служба исполнения наказаний отрегулирована Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а также Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
Что же касается Федеральной службы судебных приставов, – она является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а вот территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации являются территориальными Главными Управлениями соответствующих областей. Правовое положение данной службы отрегулировано вышеупомянутым Указом №314, а также Указом Президента от 13.10.2004 №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов».
Таким образом, были рассмотрены функции системы органов юстиции в Российской Федерации. Определено, что вышестоящей организацией Министерства юстиции является Правительство, является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба и со своим наименованием. Отметим, что государственные нотариальные конторы обеспечивают реализацию задач нотариата, а суды реализуют функции судебной власти, т.е. деятельность по осуществлению правосудия. Отметим также, что архивы органов ЗАГС и ведомственные нотариальные архивы осуществляют мероприятия в области делопроизводства. В предыдущих вопросах были рассмотрены понятие и содержание государственного управления органами юстиции, система органов юстиции в Российской Федерации, и обозначен правовой статус Министерства. Также в данном вопросе определены основные направления деятельности юстиции Российской Федерации, которые выражены через основные осуществляемые ими функции. Наличие широкого перечня полномочий обеспечивает Министерству юстиции выполнение определенных функций, которые расписаны выше, но также предоставленные полномочия могут осуществлять и наказуемую функцию. Для осуществления каждой функции, существует строгий ряд действий. Это обусловлено в первую очередь тем, что бесконтрольность действий влечет за собой определенные правовые последствия, которые могут привести к нарушению равновесия среди государственных органов, а может и к сосредоточению полномочий в одних руках, то есть к диктатуре. Рассмотрев в вопросе основные направления деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, можно сделать резюмирующий вывод, что для достижения полного раскрытия предмета работы, необходимо также рассмотреть правовое положение территориальных органов юстиции этой страны.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги