Хэ Итин
О социализме с китайской спецификой
B&R Book Program
Версия с переводом на русский язык публикуется и распространяется на мировом рынке исключительно с разрешения Народного издательства
© ООО «Международная издательская компания «Шанс», перевод, оформление, 2022
© ООО «Народное издательство», 2022
Все права защищены.
В чем достоинства социализма с китайской спецификой?
Социализм с китайской спецификой – передовой государственный строй. Он обладает институциональными преимуществами и огромным потенциалом самосовершенствования. В нем заложена основа для процветания и могущества нации. Главный секрет национальной политики Китая заключается именно в «управлении по-китайски».
Социализм с китайской спецификой обладает исключительным творческим потенциалом
Каждый народ определяет государственный строй в зависимости от исторического наследия, культурных традиций и уровня экономического развития страны. В Китае социализм зарождался в традициях национальной политической культуры, креп в условиях противостояния иностранным завоевателям и в ситуации борьбы за свободу и независимость. Его становление было сопряжено с непростыми поисками и принятием решений, которые меняли облик строя. Социализм с китайской спецификой – творение Коммунистической партии Китая (КПК) и народа, великое достижение в истории развития цивилизаций.
Свойства и черты, которые обрела в Китае описанная теорией марксизма общественно-экономическая формация в ходе своей реализации и дифференциации уровней социального порядка, определили творческий потенциал строя. Теория и практика, в том числе и других стран, развитие социализма до наших дней подтверждают, что социалистический строй – это комплекс общих и специфических свойств. Он получил научное обоснование в классических теориях К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина и других авторов, которые указывали, что общие свойства формации проявляются лишь в социалистической практике конкретного государства. Формационные признаки социализма обнаруживают себя в конкретных государственных, национальных и временных рамках. Социалистический строй нельзя создать по единой модели. Переход к социализму возможен лишь при сочетании основных постулатов социализма с реальным положением в стране. По словам Дэн Сяопина[1], «сочетание всеобщей истины марксизма-ленинизма и реальности конкретной страны и есть универсальная истина».
Социалистический строй обладает творческим потенциалом потому, что является научной системой, которую сформировал китайский народ под руководством Коммунистической партии, основываясь на опыте революции, строительстве и реформах. Партия, учитывая особенности положения Китая и опираясь на догмы марксизма, народные силу и мудрость, создавала строй, ставший гарантом и базисом национального развития. Образованные после 1949 года Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК и другие институты заложили основу для перехода от этапа становления и развития к этапу процветания и могущества нации. С началом проведения политики реформ и открытости[2], вслед за реорганизацией и обновлением системных структур совершенствовалось и государственное управление. Формационный комплекс интегрированных и взаимосвязанных элементов социализма с китайской спецификой включает институты партийного руководства, народного главенства, политического управления социализма с китайской спецификой, развития социалистической культуры, жизнеобеспечения населения, социального управления, строительства экологической цивилизации, правовой институт социализма с китайской спецификой, базовый институт социалистической экономики, институты партийного руководства НОАК[3] и политического курса «Одна страна – две системы»[4]; управления внешними связями, партийно-государственного контроля и др. В формационной системе социализма с китайской спецификой основополагающую роль играют фундаментальные, базовые и ключевые институты, среди которых особое положение занимает система партийного руководства. Социализм с китайской спецификой лежит в основе системы государственного управления, что обеспечивает закономерное функционирование государства и общества.
Разработанная КПК программа предлагает человечеству наиболее благоприятную социалистическую систему. Формационные системы Запада, по мнению некоторых его представителей, – это единственно возможный выбор модернизации, универсальный мировой образец. Сторонники философской концепции «конца истории» считают демократический капитализм «заключительной формой управления» <…> «конечным пунктом идеологической эволюции человечества»[5]. Семидесятилетняя практика Нового Китая подтверждает, что западный образец не единственный: любая страна может осуществлять модернизацию по собственному пути. Каждые государство и нация вправе выбирать подходящую формацию развития, определять маршрут модернизации с учетом местных особенностей – доказав это, Китай совершил великое достижение. Институциональные преимущества социализма с китайской спецификой, как и «управление по-китайски», демонстрируют миру вариативность способов модернизации, многообразие цивилизаций, а также возможность выбора государственного строя и системы управления, что открывает новые пути осуществления модернизации для развивающихся стран.
Социализм с китайской спецификой обладает огромными преимуществами
Шансы на успех формации и ее преимущества следует оценивать глобально, с политической точки зрения. Важно понимать, соответствует ли формация национальным особенностям, полезна ли она, поддержит ли ее народ. По словам генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина, «пока не примеришь ботинки – не узнаешь, впору ли они тебе». В мире нет абсолютно идентичных политических систем: оценивая их, необходимо учитывать общественно-политические условия и историко-культурные традиции, поэтому недопустимо слепо перенимать политические модели других государств.
В выступлении по случаю шестидесятилетия со дня основания Всекитайского собрания народных представителей Си Цзиньпин предложил восемь критериев («восемь возможностей») оценки политических систем. При определении демократичности и эффективности политической системы нужно обращать внимание:
♦ на сменяемость власти на законных основаниях;
♦ участие граждан в государственном и социальном управлении, управлении экономическими и культурными предприятиями на законных основаниях;
♦ возможность для граждан беспрепятственно подавать обращения и выражать собственные предпочтения и требования;
♦ возможность участия в политической жизни государства представителей всех социальных групп;
♦ соответствие государственных политических решений принципам научности и демократичности;
♦ возможность для высококвалифицированных специалистов занять должность в сфере государственного руководства и управления в честной конкурентной борьбе;
♦ возможность для правящей партии руководить государством согласно законному праву;
♦ возможность добиться эффективного контроля и надзора за властью.
Преимущества социализма с китайской спецификой, резюмированные на IV пленуме ЦК КПК 19-го созыва (28–31 октября 2019 года, Пекин) в тринадцати пунктах, были обобщены в «восемь возможностей», приемлемых для измерения политических систем – в соответствии с ними эту формацию можно считать эффективной. Ее главное преимущество заключается в органичном объединении Коммунистической партией строительства эффективной системы и развития научных теорий, ведущих идей марксизма, отвечающих китайской специфике. Партия трансформировала практический опыт в системные результаты, что позволило не только воплотить основные принципы научного социализма, но и придать им национальный колорит. Китай никогда не отвергал управленческий опыт других стран, который мог бы оказаться полезным для прогрессивного развития – напротив, он демонстрировал готовность учиться у других, ведь сохранение и укрепление собственных преимуществ в ходе непрерывного развития возможны, если при выборе подходящего отбрасывать ненужное и оставлять лучшее.
Социализм с китайской спецификой гарантирует главенство народа и его демократическую диктатуру, основу которой составляет союз рабочих и крестьян. Партийное руководство служит основным гарантом главенства народа и управления на основе закона. Главенство народа – сущностный признак социально-демократической политики, а управление страной на основе закона – базовая модель, демонстрирующая, как народ под руководством партии управляет страной. Си Цзиньпин подчеркивает: «Демократия – это не украшение и не пустые пафосные слова, ее назначение – решать актуальные для народа проблемы». Главенство народа в Китае реализуется в работе партийных и государственных органов всех уровней, решении экономических, культурных и социальных вопросов. Оно защищает права и интересы не одного класса или группы, а всех людей. В этом заключается коренное отличие социализма с китайской спецификой от капитализма. Главенство народа – основа эффективного функционирования современного китайского государственного строя, его непрерывного и уверенного развития.
Социализм с китайской спецификой освобождает и развивает общественные производительные силы, укрепляет жизнеспособность общества. С момента создания Нового Китая, особенно в период политики реформ и открытости, народ под руководством Коммунистической партии достиг результатов, обративших на себя внимание всего мира. Произошли огромные перемены: всего за несколько десятилетий некогда бедная страна заняла второе место в мире по общему объему производства. Китай, где раньше людям не хватало денег на еду, вошел в число стран со средним уровнем доходов; страна, где прежде был дефицит материальных ресурсов, превратился в крупнейшую товарную державу. Государство, некогда бывшее полуфеодальным, стало участником глобального управления, поступательно перемещаясь в центр мировой арены, и за несколько десятилетий завершило процесс индустриализации, длившейся в некоторых развитых странах столетия. Стремительное экономическое развитие, продолжительная социальная стабильность подтверждают уникальность социализма с китайской спецификой. Его жизнеспособность и преимущества обеспечивают непрерывный прогресс страны с почти 1,4-миллиардным населением и способствуют достижению целей, выполнение которых приурочено к «двум столетним юбилеям»[6], а также к великому возрождению нации с более чем пятитысячелетней историей.
Социализм с китайской спецификой не отстает от требований времени, непрерывно совершенствуется и развивается
Ф. Энгельс писал: «Так называемое “социалистическое общество” не является, по моему мнению, какой-то раз навсегда данной вещью, а как и всякий другой общественный строй его следует рассматривать как подверженное постоянным изменениям и преобразованиям»[7].
Установление социалистического режима в такой огромной полуколониальной и полуфеодальной стране с отсталой экономикой и культурой, как Китай, требует интеграции принципов марксизма с китайской действительностью, постоянных исследований, непрерывных трансформаций и обновления. Практика доказала, что социализм с китайской спецификой – это развивающаяся система, учитывающая последние достижения реформ открытости.
Уникальная и высокоэффективная, она пока не обрела законченную форму. При сопоставлении требований социально-экономического развития Китая и ожиданий населения, глобальных изменений за последнее столетие, великой цели по достижению долгосрочного мира и стабильности в стране становится явной необходимость модернизации и улучшения системы государственного управления – предстоит долгий путь, прежде чем социализм с китайской спецификой станет более зрелым и совершенным. В новую эпоху в соответствии с общим ходом модернизации следует повышать уровень научного и демократического партийного управления, управления на основе законов, функциональность государственных учреждений, способности народа к управлению в государственной, экономической, культурной и личной сферах; институализировать и привести к стандарту процессуальное управление партийными, государственными и общественными делами, повышать эффективность государственного управления в условиях социализма с китайской спецификой.
Сосредоточив внимание на главном политическом вопросе «что следует отстаивать, укреплять, совершенствовать и развивать» в системе государственного управления и строе, на IV пленуме партии 19-го созыва постановили, что в любой формации необходимо определять ключевые моменты и направления развития, ведущие к совершенствованию. Данное положение приняли в разработку. Эти принципы и намеченные системные преобразования вместе с необходимыми для поступательного продвижения задачами свидетельствуют о верности научной методологии осуществления модернизации и об эффективности системной интеграции, которая стала проявлением институциональных особенностей, а также позволили установить направления дальнейшей работы. Сохранение и совершенствование социализма с китайской спецификой, стимулирование модернизации системы и потенциала государственного управления диктуют ведущие направления для приложения усилий и обеспечивают фундаментальную основу для формирования зрелой и образцовой системы.
Товарищ Си Цзиньпин подчеркнул: «Мы повсеместно углубляем реформы вовсе не потому, что социализм с китайской спецификой плох, а для того, чтобы он стал еще лучше; мы говорим о доверии системе не для того, чтобы стоять на месте, а чтобы непрерывно устранять системные недостатки, ради того, чтобы наш строй стал совершенным и долговечным». Он отметил: «Стимулирование модернизации системы и потенциала государственного управления решительно невозможно считать признаком вестернизации или подражания капитализму». Китай – большая страна, поэтому в вопросах, касающихся государственного строя, перед лицом глобальных свершений, затрагивающих пути развития, следует действовать открыто, не произносить неоднозначных речей и не допускать роковых ошибок. Ссылаясь на поддержку и укрепление созданных, но еще не апробированных на практике фундаментальных, базовых и ключевых институтов, мы должны отстаивать принципы идеологического освобождения, реалистичности, своевременности, прагматичности. Защищая и совершенствуя социализм с китайской спецификой, способствуя модернизации системы и возможностей государственного управления, следует соотносить требования развития Китая и тенденции времени, отметать устаревшие идеологические подходы и избавляться от системных недостатков, продолжать институциональные преобразования на всех уровнях, придавать значение целостности и координации реформаторских мероприятий. Нужно обобщить практический опыт и стремиться к созидательности низовых уровней, своевременно выводить результаты теоретического и практического новаторства на институциональный уровень для того, чтобы преимущества социализма с китайской спецификой усиливались и раскрывались в полной мере.
Источник: Жэньминь жибао. 26 декабря 2019.
Новое развитие теории марксизма в Китае: «девять прецедентов» IV пленума Цк КПК 19-го созыва
Принятое на IV пленуме ЦК КПК 19-го созыва «Постановление ЦК КПК по важным вопросам о сохранении и совершенствовании социализма с китайской спецификой, стимулировании модернизации системы и потенциала государственного управления» (далее – Постановление) – результат применения марксистской теории в современном Китае, политическая декларация государственного строя и системы управления. «Постановление» открывает новые пути теоретических обобщений и предоставляет множество практических возможностей. Итоги пленарного заседания и «Постановления» можно изложить в следующих девяти пунктах.
Впервые представлены специальные исследования государственного строя и системы управления Китая
Первостепенная задача, связанная с развитием партии и государства, обеспечением долговременной стабильности в стране, благополучием народа, заключается в сохранении и усовершенствовании социализма с китайской спецификой, стимулирование модернизации системы и потенциала государственного управления. Она не только обусловлена достижением стратегических целей, приуроченных к «двум столетним юбилеям», но и является ключевым требованием для продвижения реформ открытости в новую эпоху, надежной гарантией активных действий для преодоления рисков. Исследования этого вопроса, разработка мероприятий и решение IV пленума создали прецедент в истории Коммунистической партии Китая. Результат проведенного ЦК КПК во главе с товарищем Си Цзиньпином всестороннего стратегического исследования политики и общей обстановки свидетельствует о перспективном видении и исторической ответственности за последующее развитие страны.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Дэн Сяопин – выдающийся деятель, занимавший высокие государственные и партийные должности, фактический руководитель КНР с конца 1970-х до 1990 гг. – Здесь и далее, если не указано иное, примечания редактора.
2
Политика реформ и открытости, начатая в конце 1970-х гг. Дэн Сяопином, допускала появление элементов рыночной экономики и ставила целью построение «социализма с китайской спецификой».
3
НОАК – Народно-освободительная армия Китая.
4
Выдвинутый Дэн Сяопином принцип «Одна страна – две системы» предполагает сосуществование коммунизма в материковом Китае и капитализма в Гонконге и Макао, до 1999 г. находившихся под юрисдикцией Великобритании и Португалии соответственно.
5
Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек ⁄ Пер. М.Б. Левина. М.: ACT, 2020. С. 8.
6
«Два столетних юбилея» – столетие основания Коммунистической партии Китая (1921) и столетие образования Китайской Народной Республики (1949).
7
Письмо Ф. Энгельса Отто фон Бёнигку в Бреславль 21 августа 1890 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения ⁄ Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Т. 38: [Письма Ф. Энгельса к разным лицам. (Январь 1891 – декабрь 1892)]. М.: Политиздат, 1965. С. 380.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги