Зинаида Михайловна Агеева
Михаил Врубель. Жизнь и трагедия гения русского символизма
© Агеева З.М., 2023
© ООО «Издательство Родина», 2023
Предисловие
Нет великих гениев без безумия.
АристотельВеликий русский художник Михаил Александрович Врубель жил на рубеже двух веков – XIX и XX: родился в эпоху царствования Александра II, творил в период правления Александра III, умер при Николае II, незадолго до заката династии Романовых. Все эти эпохи получили отражение в его творчестве, которое было не всем понятным, а одно время даже не признанным публикой.
В политику Михаил Александрович не вмешивался. Он писал картины так, как представлял себе окружающий мир, восприятие которого временами происходило через призму его болезненных переживаний.
Творчество М.А. Врубеля было многожанровым: портретная живопись, пейзажная, фольклорная, сцены из бытовой жизни. Много лет писал трех «Демонов» (триптих). Эти картины стали культовыми. Душевная болезнь М.А. Врубеля придала некоторым его творениям особый колорит и своеобразие. Как художник, он служил своей идее и покорялся своему воображению. Исследовательница биографических данных Врубеля – научный сотрудник Московской психиатрической клиники, психиатр М.И. Цубина писала: «История жизни и творчества Врубеля напоминала борьбу добра и зла, когда неожиданным образом переплетались свет и мрак».
Творчество М.А. Врубеля было неровным, иногда скачкообразным: то замирало на некоторое время в связи с приступами душевной болезни, то внезапно оживало. Во время болезненных приступов нарушалась «гармония ума и чувства» (выражение Н.Г. Чернышевского). С 1902 по 1908 год М.А. Врубель 12 раз (по 2–3 раза в году) поступал в психиатрические заведения, частные или государственные. Несмотря на душевное расстройство, Врубель, благодаря своему таланту и трудолюбию, стал художником широкого масштаба и почти неограниченных художественных возможностей. Судьба не всегда была благосклонна к нему и нередко наносила тяжкие удары. Она как будто экспериментировала над ним, испытывая на прочность его нервную систему, временами затмевала его рассудок, а в конце жизни, вернув ему разум, отняла у него зрение. И это была самая страшная потеря для художника, который полностью лишился возможности творить, лишился того, что было смыслом его существования.
Тяжелое душевное расстройство периодически препятствовало его творчеству. Михаил Александрович расценивал это по-своему: «Дьявол искажает мои картины, в наказание за то, что я жил дурно и грешно». Многие картины он создавал легко и быстро, но были и такие, которые приходилось писать долго и мучительно, стоя часами за мольбертом, в поисках точного выражения своего замысла. Прошло немало времени, прежде чем творчество Врубеля получило высокую оценку его современников.
Директор частной психиатрической лечебницы Федор Арсеньевич Усольцев считал творчество Врубеля «настолько могучим и прочным, что даже ужасная болезнь не смогла разрушить его. Врубель творил всегда, творил, пока дышал».
1. Родословие
Блажен, кто своих предков с чистым сердцем чтит.
И. ГетеФранцузский историк XIX века Ипполит Тэн писал: «До 25 лет дети любят своих родителей, в 25 лет они их осуждают, а потом прощают». Михаил Александрович Врубель не осуждал ни далеких, ни близких своих предков. Все они были людьми высокообразованными, некоторые из них одно время были в свите императора Николая II.
С незапамятных времен было известно, что в появлении и развитии многих душевных заболеваний огромную роль играет наследственность – совокупность природных свойств организма, передаваемых потомству. Профессор-психиатр, академик Андрей Владимирович Снежневский в своей книге «Руководство по психиатрии» (1983) отмечал: «Роль наследственности в происхождении психических расстройств у потомков несомненна, но, несмотря на успехи в изучении душевных болезней, этиология большинства психических расстройств остается в значительной мере неизвестной».
Изучением роли наследственности в развитии душевных заболеваний занимались генетики, а также многие крупные отечественные психиатры: В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, Т.И. Юдин, П.Б. Ганнушкин, В.П. Сербский и многие другие. Они рекомендовали врачам-психиатрам обязательно изучать генеалогию (историю рода) душевнобольных людей.
Врачи, лечившие Михаила Александровича, утверждали, что его душевная болезнь (первичное помешательство, получившее в 1911 году, уже после смерти Врубеля, название шизофрении по предложению швейцарского психиатра Евгения Блейлера) была наследственной. Некоторые его предки, как по линии отца, так и по линии матери имели патологические черты в характере или в поведении. Авторы научного труда «Экспедиция в гениальность» (2013) отмечали: предки М.А. Врубеля со стороны отца и предки со стороны матери имели противоположные гены (носители родовых признаков) – по линии отца предки были шизоидами (по определению профессора М.Е. Бурно – это замкнуто-углубленный тип личности), а по линии матери – циклоидами, т. е. аномальные личности с периодической изменчивостью настроения, с гибким мышлением (БМЭ). Михаил Александрович унаследовал как те, так и другие черты, с превалированием шизоидных свойств.
Дед Михаила Александровича Врубеля со стороны отца страдал запойным пьянством. Сам художник до женитьбы тоже пристрастился к вину, но через несколько лет сумел изжить этот порок и до конца жизни вел трезвый образ жизни.
Дед Врубеля по линии матери был «маньяк, со склонностью к недоверчивости и подозрительности» (В. Домитеева, М. Цубина). Отец художника Александр Михайлович Врубель (1828–1898) происходил из древнего рода польских дворян, был целеустремленным, уравновешенным, трудолюбивым, имел высшее юридическое образование. После обучения в кадетском корпусе посвятил себя военной службе. Участвовал в Крымской военной компании и в военных операциях на Кавказе. Был одним из самых просвещенных и образованных людей своего времени, интересовался историей, политикой, философией. Имел свою личную библиотеку, в которой, помимо художественной литературы, были книги по изобразительному искусству.
Занимаясь военными делами, Александр Михайлович много времени уделял общественной работе: по устройству школ, улучшению быта военнослужащих и ссыльных. Был патриотом России. Посещая зарубежные страны, не променял свое отечество ни на одну из них. Он так же, как русский писатель Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968), считал, что «чужое небо и чужие страны привлекают внимание лишь на короткое время, несмотря на их красоту. Приходит время, когда крик петуха начинает звучать как голос Родины, призывающий нас обратно в свои поля и леса» (Паустовский).
Потеряв рано жену, Александр Михайлович на тридцать втором году жизни остался вдовцом с тремя малолетними детьми, из которых старшей дочери Анне было четыре года, а младшему сыну Александру всего один год. От второго брака имел трех детей. В преклонном возрасте Александр Михайлович лечился по поводу церебрального атеросклероза. Перенес инсульт, от которого скончался в возрасте 70 лет. От предков по линии отца Михаил Александрович воспринял трудолюбие, настойчивость и педантичность.
Мать Михаила Александровича Врубеля – Анна Григорьевна Басаргина (1836–1859), дочь известного в России адмирала Григория Басаргина, получила домашнее и гимназическое образование. Она рано ушла из жизни, когда ее характер и особенности поведения еще не получили устойчивости. По отрывочным малочисленным сведениям можно предположить, что она была человеком мягким, добрым, общительным и доверчивым, жизнерадостным и увлекающимся. Рано вышла замуж, когда ей не исполнилось еще 18 лет. Умерла в 23 года от туберкулеза легких. Ее младший сын Александр, 1858 года рождения, умер в 11 лет от туберкулеза легких. До преклонных лет дожили двое детей – старшая дочь Анна 1855 года рождения и сын Михаил, родившийся в 1856 году, будущий знаменитый художник, который от матери унаследовал добросердечие, общительный нрав и развитое воображение. Представители рода Басаргиных были известны в России как люди мужественные и бесстрашные, один из них, Николай Васильевич Басаргин, был декабристом, 20 лет находился в сибирской ссылке. Один из родственников Врубеля «по линии матери был наркоманом» (В. Домитеева, М. Цубина).
Старшая сестра Михаила Александровича – Анна Александровна Врубель (1855–1928) перенесла в молодости острый приступ «меланхолической депрессии» (В. Домитеева, Н.М. Тарабукин). Он был единственным и, судя по воспоминаниям родственников, больше не повторялся. Она окончила в Петербурге Аларчинские высшие женские курсы, работала педагогом в Оренбургской губернии, а позже в Московской и в Петербурге. Давала частные уроки детям состоятельных родителей. Замуж не выходила. Последние годы посвятила себя уходу за своим заболевшим гениальным братом, пережив его на 18 лет. По характеру была мягкой и добросердечной, ее считали «образцом совести и благородной души». О ней художник Александр Иванов писал: «Это высокочеловечная личность, скромная, полная достоинства, воздавая должное другим, могла промолчать о себе. Она принадлежала к категории людей чести, долга и труда». Душевное расстройство Анны Александровны протекало благоприятно и не повлияло на ее умственные способности.
Большинство родственников великого художника отличались усердием к службе и целеустремленностью. Брат матери Михаила Александровича, Владимир Григорьевич Басаргин, «был морским офицером, командовал фрегатом, дослужился до вице-адмирала» (В. Домитеева). Двоюродный брат Михаила Александровича, Александр Ильич Скребницкий, был сенатором. Второй двоюродный брат, Виктор Анатольевич Арцымович, имел европейское образование, был в тесной дружбе с Михаилом Александровичем.
Многие предки М.А. Врубеля и его ближайшие родственники по линии отца и по линии матери внесли немалый вклад в развитие России, оставив в ее истории заметный след.
2. Детство
Младенчески чиста его душа.
А. Островский5 (17) марта 1856 года у 28‐летнего штабс-капитана Александра Михайловича Врубеля и его 20‐летней жены Анны Григорьевны Басаргиной родился второй ребенок – сын Михаил. Родился будущий художник в городе Омске. Новорожденного Михаила крестили в Воскресенском соборе города Омска. Несмотря на то, что он рос в комфортных условиях, окруженный нянями, воспитателями и прислугой, в раннем детстве был слабым и болезненным, часто простуживался, вызывая тревожные опасения у родителей. Отставал в физическом развитии – самостоятельно ходить начал только в трехлетнем возрасте. В то же время в умственном отношении не только не отставал от своих сверстников, но даже несколько опережал их. Он был первым мальчиком в семье и потому особенно любимым и обожаемым.
Раннее детство Миши Врубеля было омрачено потерей матери: когда ему исполнилось три года, она умерла от туберкулеза легких. Ребенок рос без материнской любви, но с мудрым и любящим отцом.
По воспоминаниям родственников, Миша в раннем детстве был тихим, кротким, послушным. Был дружен со своей старшей сестрой Анной. Они были погодки, у них были общие игры, одни и те же няни и воспитатели. В их характере и в интересах было много сходства. Миша сохранил привязанность к сестре до конца своих дней. Позже в письмах к ней он подписывался: «Твой Миша», или – «Твой брат и друг Миша».
Для ухода за детьми были приглашены няни и воспитатели, а позже – наставники и учителя для обучения грамоте. По служебной надобности отца направляли в разные регионы страны, и вместе с ним колесили по стране и его дети. Места пребывания они меняли каждые два-три года, почти не успев адаптироваться к новым условиям жизни. Чаще и дольше всего жили в Омске и в Астрахани. На длительный срок задержались в Саратове, куда в 1864 году полковник Александр Михайлович Врубель был направлен в качестве командира Саратовского губернского батальона.
С переменой мест проживания менялось представление будущего художника об окружающем мире. Известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) писал: «Детскими чувствами, как и детскими мыслями, нужно руководить». Отец Миши, Александр Михайлович, безусловно, был знаком с этим изречением педагога, так как, судя по воспоминаниям родственников, придерживался этого правила: он был и наставником, и воспитателем, и учителем своих детей.
Когда Мише Врубелю исполнилось 5 лет, отец обратил внимание на его склонность к рисованию. Его определили в Рисовальную школу, которая находилась под покровительством Общества поощрения художеств. Учился он как «вольноприходящий». В 6 лет уже рисовал предметы домашнего быта и даже небольшие сценки: изобразил слугу, раздувавшего самовар с помощью сапога. В детстве был склонен к фантазированию. Однажды переодевшись и загримировавшись под соседа, недавно умершего, предстал перед родными в таком преобразованном виде с целью пошутить, но сходство с умершим соседом было так велико, что его появление в гостиной вызвало переполох. Некоторые гости посчитали это признаком болезни Миши, хоть на тот период времени это была всего лишь детская шалость, свойственная детям его возраста. Но она указывала на очень ценное для будущего художника свойство – умение наблюдать и воплощать объект наблюдательности в художественный образ. Его этому еще не учили, это будет позже, а он уже продемонстрировал подсознательно эту врожденную склонность.
У него была феноменальная зрительная память. В 9‐летнем возрасте, увидев всего дважды копию картины «Страшный суд» итальянского живописца Микеланджело (1475–1564), Миша воспроизвел ее со всеми мельчайшими подробностями.
В 1863 году вдовствующий отец Миши Врубеля женился на Елизавете Христиановне Вессель – женщине высокой культуры. У нее было музыкальное образование. По вечерам и в праздничные дни она садилась за фортепиано и исполняла русские романсы или мелодии из опер, а Миша «стоял рядом и слушал, не шелохнувшись» (по воспоминаниям сестры Анны). Для детей устраивали игры, концерты и танцы. В 7‐летнем возрасте (1863 год) Миша познакомился с творчеством художника Николая Николаевича Ге, прибывшего из Флоренции, где жил последние годы. Он показал свою картину «Тайная вечеря», которая, как писала пресса, произвела фурор в обществе. На Мишу она тоже произвела сильное впечатление, что в некоторой степени повлияло на выбор им будущей профессии.
В связи с частой сменой мест проживания у детей Александра Михайловича менялись наставники, учителя и воспитатели. В 1864 году отец Миши получил звание подполковника и был направлен на службу, как указывалось выше, в Саратовский военный батальон. Для развития художественного вкуса у своего одаренного ребенка отец пригласил из мужской гимназии преподавателя рисования Андриана Сергеевича Година. Он стал обучать Мишу на дому, при этом требовал, чтобы он делал зарисовки только с натуры. Преподаватель был поражен талантом ученика, его художественным чутьем.
Кроме него домашним учителем Миши был Николай Александрович Песков, преподававший природоведение. Мише нравились походы с ним в окрестности города Саратова, где учитель знакомил своего ученика с растительным миром природы. Миша брал с собой бумагу и карандаш и делал зарисовки с натуры. Из листьев деревьев составлял гербарий. Такие походы развивали у него наблюдательность и эстетический вкус. Отец старался своим детям обеспечить не только хорошее образование, но и воспитать достойных членов общества, обучить их культуре поведения.
В период жизни в Саратове произошло более близкое знакомство Миши Врубеля с живописью. Отец выписывал журнал «Живописное обозрение», приобретал книги по живописному искусству. Миша сначала только рассматривал рисунки, а потом стал делать копии с них. В эти же годы у него появилась склонность к фантазированию. Как писала М.И. Цубина, «он придумывал разные детские игры, с перевоплощением в героев сказок».
По характеру в детстве Миша был смышленым, сообразительным и в то же время покладистым, послушным воле старших лиц. С детских лет обнаружились черты психофизического инфантилизма: незрелость в эмоционально-волевой сфере, при развитом интеллекте (А.В. Снежневский). Они останутся доминирующими до конца дней художника.
Любовь к живописи Михаила Александровича Врубеля с годами все больше возрастала, обещая блестящее будущее. Отец хорошо понимал эту склонность сына, но как юрист и практичный человек считал, что сын должен избрать такую специальность, которая обеспечила бы ему жизненную устойчивость и независимость от фортуны. Он прочил ему профессию юриста, чтобы передать свой практический опыт и иметь продолжателя своего дела.
3. Учеба
Знать хорошее важнее, чем знать многое.
Жан-Жак Руссо«Стремление к знаниям необходимо не ради выгоды и славы, а для того, чтобы быть полезным в жизни», – писал европейский ученый, просветитель Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Такого же мнения был и отец Миши Врубеля.
У каждого человека свой путь к постижению истины и к получению образования. Михаил Врубель сам выбрал дорогу в будущее. Но в школьные годы эту дорогу определял его отец. В 1867 году семья Врубелей переезжает в Петербург, где отец Миши становится слушателем Военно-юридической академии, в которой проходил трехгодичные курсы усовершенствования. 11‐летний Миша был определен в классическую гимназию с семилетним курсом обучения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги