Книга Теория и практика общественно-научной информации. Выпуск 20 - читать онлайн бесплатно, автор Юрий Сергеевич Пивоваров
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Теория и практика общественно-научной информации. Выпуск 20
Теория и практика общественно-научной информации. Выпуск 20
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Теория и практика общественно-научной информации. Выпуск 20

Юрий Пивоваров

Теория и практика общественно-научной информации. Выпуск 20

ОТ РЕДАКЦИИ

В очередном выпуске сборника научных трудов «Теория и практика общественно-научной информации», подготовленном совместно Институтом научной информации по общественным наукам РАН и Библиотекой по естественным наукам РАН, представлены материалы, относящиеся к традиционным дисциплинам информационно-коммуникационного цикла (библиотековедения, библиографоведения и книговедения, научно-информационной деятельности, истории библиотечного дела), а также затрагивающие философские проблемы информации.

Основное содержание выпуска составляют доклады, заслушанные во время работы секции «Информационно-библиотечное обеспечение науки и образования» X Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения», состоявшейся в ИНИОН РАН 17–18 декабря 2009 г. Редколлегия выражает глубокую признательность за помощь в организации и проведении секции директору БЕН РАН доктору технических наук, профессору Николаю Евгеньевичу Каленову, ведущему научному сотруднику БЕН РАН, доктору филологических наук Людмиле Игоревне Госиной и заведующей Отделом по работе с библиотеками Центральной библиотечной сети БЕН РАН, кандидату педагогических наук Наталье Анатольевне Слащевой.

Раздел «Юбилей ФБОН-ИНИОН» включает в себя четыре материала. Это очерк истории развития информационно-библиотечной системы по общественным наукам с 1918 по 2009 г., 20 докладов и выступлений, произнесенных во время торжественного заседания Ученого совета ИНИОН РАН 23 апреля 2009 г., а также статьи архитектора Н.В. Токарева и историка-архивиста А.В. Лазарева, посвященные библиотечным зданиям.

В разделе «Научная жизнь» представлен обзор международных Крымских конференций.

Сборник завершается четырьмя рецензиями на книги известных отечественных специалистов в области библиотековедения, библиографоведения и информатики – Валерия Павловича Леонова, Аркадия Васильевича Соколова, Константина Константиновича Колина и Эдуарда Рубеновича Сукиасяна.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКЕ АКАДЕМИИ НАУК

Н.В. Колпакова, Н.Н. Елкина 1

Библиотека Российской академии наук (БАН), старейшее академическое учреждение России, «ученая принадлежность» Академии (21, с. 53–54, 85) и первая общедоступная национальная научная библиотека (14, с. 82–87), прошла долгий почти 300‐летний путь. В настоящее время она ежегодно обслуживает более 30 тыс. ученых РАН, а также исследователей, деятелей культуры и специалистов различной ведомственной принадлежности.

Библиотеки всегда были пространством, интенсивно кумулирующим интеллектуальные сокровища прошлого и настоящего. Рукописная и печатная книга как центральный объект традиционной информационной среды получила в наши дни мощного конкурента. Электронные информационные ресурсы активно «перетягивают» огромное число читателей самых разных возрастов из тех библиотек, где практика создания и предоставления информационных услуг находится на уровне прошлого доинформационного века (3). Получил распространение взгляд на библиотеки как на застывшие коммуникативные модели, не способные достойно вписаться в новую информационную среду. Поэтому сегодня как никогда ранее стал актуальным вопрос о концептуально новой роли библиотек в построении информационного общества.

Преодоление информационной обособленности библиотек с богатейшими, накопленными веками книжными фондами происходит в последние десятилетия за счет возможностей Интернета. Совместными усилиями отдельных пользователей, организаций и учреждений активно формируется отечественный сектор электронного информационного пространства. Свой вклад в этот процесс вносят и библиотеки.

При рассмотрении различных библиотечных и библиографических процессов следует рассматривать не только «обслуживание», но и обратиться к более широкому современному понятию «информационная деятельность» (1, с. 141). Оно способно вместить в себя новые современные высокотехнологичные реалии, в том числе в разнообразные формы обслуживания. При рассмотрении информационных технологий в библиотеках мы наблюдаем активное взаимодействие гуманитарных и технических дисциплин, которое неизбежно ведет к тому, что практика их отражения в терминосистеме библиотековедения отстает от опережающих ее реальностей. Информационные технологии (1, с. 138–140) и инновации – нововведения в области техники, технологии, организации труда или управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающие качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции (10), – коснулись и таких «древних, с вековыми устоями» учреждений, как библиотеки. Эти технологии постепенно трансформируют не только традиционные формы библиотечной работы – обработку книг, организацию их хранения и обслуживание читателей (передача информации), но и саму традиционную организационную структуру библиотек, ставя ее в прямую зависимость от уровня и темпов внедрения новых технологий. Они же стимулируют новые исследования информационной сущности библиотек уже вне сферы их каждодневного труда по обслуживанию.

Книжные библиотечные фонды и справочно-поисковый аппарат (система каталогов) рассматриваются нами как базовые продукты определенных специфических библиотечных технологий. Целью их является придание этим продуктам новой коммуникативной нагрузки, отличной от той информации, которая хранится в каждой конкретной книге (25, с. 188–193), но которая открывает к ним дополнительные (прямой и/или опосредованный) доступы. Именно фонд как организованная совокупность первичных документов (книг и проч.) и справочно-поисковый аппарат (СПА) как организованная вторичная информация о них (каталоги, картотеки) позволяли и позволяют развивать, расширять и усложнять все виды библиотечно-библиографических работ. Таким образом, информационная деятельность библиотеки определяется комплексом мероприятий, из которых основными мы считаем работу с библиотечным фондом и справочным аппаратом. В зависимости от технологического уровня их обработки и пространственной организованности в книгохранилищах налаживается обслуживание читателей – доработка читательских требований, проведение выставок, обзоров, индивидуальное и групповое информирование, составление тематических списков и библиографических пособий, устных и письменных справок и др., а в последнее время – еще и работа с электронными библиографическими ресурсами. В этом сложном комплексе справочной и библиотечно-библиографической деятельности мы – в зависимости от преобладания той или иной направленности – предлагаем выделить внешний аспект, обращенный на обслуживание, и внутренний – ориентированный на организацию технологического процесса по созданию двух информационных продуктов.

Организованный документальный библиотечный фонд (БФ) представляет собой созданную трудом библиотекарей разных специальностей (от комплектаторов до хранителей) «продукцию», которая затем дополнительно информационно преобразуется и овеществляется в каталожных карточках усилиями библиотекарей других специальностей (библиографы, каталогизаторы, систематизаторы) во второй информационный продукт – СПА, благодаря чему становится возможным использование БФ. Оба эти аспекта в практике тесно переплетаются.

Оказалось перспективным из всего множества производимых библиотекой информационных продуктов и услуг на всем протяжении ее исторического пути выделить только те, без которых она не смогла бы существовать как культурный и информационный институт. Такими базовыми продуктами информационной деятельности, как уже было сказано выше, могут считаться БФ и СПА (9, с. 10). Без их формирования, постоянного упорядочивания и соблюдения баланса воспроизводства и усовершенствования все прочие виды научной и практической деятельности библиотек стали бы просто невозможными. Изменения в организации одного из этих продуктов всегда неминуемо касаются и другого.

Рассмотрение в новом ракурсе долгого пути развития Библиотеки Академии наук позволило выделить три неравнозначных по хронологическому охвату периода, получивших наименования: 1) синкретического (XVIII в.); 2) дифференцированного (конец XVIII – первая половина XX в.); 3) интеграционного (конец XX – начало XXI в.). Исторически технологический процесс подготовки к использованию базовых информационных продуктов Библиотеки – БФ и СПА – изменялся по способам производства, орудиям труда, схемам технологического процесса, уровню библиотечного библиографирования (каталогизации), организационной структуры учреждения и формам представления конечных продуктов. Новыми формами базовых продуктов стали электронный каталог и электронные книги. В пределах названных периодов наблюдается преобладание той или иной устойчивой формы их производства до тех пор, пока их качество переставало удовлетворять пользователей.

В первой половине XVIII в., до приезда в Санкт-Петербург специально приглашенных академиков, библиографическая и информационная работа в основном сводилась к реализации внутренних целей Библиотеки: комплектованию и моделированию создаваемого фонда первичных документов.


Рис. 1. Торжественное заседание Академии наук 1(12) августа 1726 г.

Автор: А.Г. Николаева. 1994–1996. Холст, масло. – СПб. НЦ РАН

1(12) августа 1726 г. «Состоялось публичное заседание в присутствии императрицы. Т.З. Байер произнес похвальную речь императрице. Я. Герман – о важнейших открытиях в математике. Х. Гольбах – ответную речь от Академии наук (Sermones, 1726)» [Летопись РАН, т. 1, с. 52].


После создания Академии наук и присоединения к ней Библиотеки круг читателей расширился за счет академиков, адъюнктов, студентов Академического университета, а также работавших при Академии наук переводчиков, художников и картографов. Первый, синкретический период характеризуется практически только решением проблем организации фонда, поиск по которому обеспечивался его систематической организацией. В следующий, дифференцированный период начинается освоение новых технологий работы как с фондом, так и с каталогами. Новый этап информационной работы в БАН характеризуется не только комплектованием книжного фонда, но и формированием первичного круга самостоятельно создаваемых в Библиотеке библиографических пособий. Их целью было обеспечение опосредованного доступа к БФ, позволяющего выбрать нужную литературу и обозреть весь имеющийся книжный репертуар. Задача создавать такие пособия (каталоги) была поставлена перед «библиотекарем и надсмотрителем всяких раритетов и натуралий» Библиотеки и Кунсткамеры Академии наук И.Д. Шумахером еще в его контракте от 1 января 1724 г., заключенном с президентом Академии наук Л.Л. Блюментростом (17, с. 14). Образцами для таких пособий стали приобретенные Шумахером и привезенные им из Европы в 1722 г. книгопродавческие и библиотечные каталоги (15, с. 32).


Рис. 2. Фрагмент контракта Даниила Шумахера


Это было время обучения и накопления опыта по комплектованию фондов, их организации и размещения, а также пока еще не каталогизации, но регистрации поступающих в Библиотеку книг и рукописей. В процессе этой деятельности шла выработка процедур заказа литературы, покупки и книгообмена, освоение методов описания уже имевшихся в Библиотеке книг, а также новых поступлений. Необходимо было также выработать принципы организации библиотечных фондов по различным критериям – языковому, типам документов (рукописи, карты, журналы) и др. Кроме того, требовалось продумывание и реализация планировки помещений для размещения фондов, приобретение новой библиотечной мебели – книжных шкафов, специальных книг-тетрадей для каталогизации, письменных принадлежностей и прочего оборудования.

Наиболее ярким примером успехов первого этапа дифференцированного периода является практика создания первого варианта общего БФ и первого общебиблиотечного каталога, получившего название «Камерный каталог» (1742) (27). Разнообразные коллекции, поступившие в академическую Библиотеку, были описаны как единое собрание и организованы в единый библиотечный фонд. Стремление к идентичности в организации фонда и каталога выразилось в созданной для него систематизации, соблюдавшейся как в фонде, так и в печатном каталоге. Тогда же в качестве дополнительных указателей к систематическому каталогу были созданы алфавитные каталоги.

Камерный каталог стал первой моделью фонда Библиотеки РАН, в процессе создания которого была применена первая библиотечная технология для создания БФ и СПА. Организация фондов и каталогов БАН вплоть до конца XIX в. базировалась на принципах систематизации в пределах форматов книг. Для фонда, таким образом, использовалась легко прогнозируемая высота полок для размещения книг, с учетом их размера в пределах каждой рубрики.

Такая расстановка обеспечивала хорошие условия хранения книг создаваемого БФ, а его систематичность предоставляла хорошие поисковые возможности и была рассчитана не только на точный, но и на интуитивный поиск, достаточно важный в условиях «незрелости» библиографического описания, а следовательно, и самих каталогов.

Таблица 1

Схема библиотечного фонда БАН по «Камерному каталогу» 1742 г.

Сост. Н.Н. Елкина (пер. с лат. ЕНН)


Однако продолжительному ведению по принятым правилам единого общебиблиотечного каталога мешало то, что неизбежная для крупной универсальной библиотеки специализация ее БФ требовала и специализации библиотечных процессов по созданию СПА. Это привело к отступлению от принципа ведения общебиблиотечного каталога. Каталоги велись в каждом из подразделений разными сотрудниками. Так, например, в Русском, Иностранном, Рукописном, Славянском и Журнальном отделениях БАН со второй половины XIX в. стали практиковаться собственные схемы систематизации этих фондов, каталоги на которые велись также раздельно. Таким образом, шло дублирование библиографических работ и фондо-образовательных операций, отсутствовали унификация и сводность сведений о фондах единой Библиотеки, и как следствие, отмечалось ухудшение обслуживания. К началу XX в. каждое из шести подразделений БАН имело свои собственные, организованные по разным критериям и правилам сопровождение БФ и СПА.

Мы придаем огромное значение теоретическим трудам Ю.Н. Столярова (22; 23) в области фондоведения, работам А. Белова, Г.Ф. Подозерской, Т.И. Скрипкиной, Б.Ю. Эйдельман и др. в области теории и практики построения СПА (4; 20; 24; 26), исследованиям И.С. Пилко и М. Бакленда (19; 2, с. 11–91), обративших внимание на проблемы технологии взаимодействия базовых информационных продуктов в процессе производственной деятельности. Со своей стороны, считаем, что закономерным следствием процесса эволюционного развития БФ и СПА является необходимость иногда революционного изменения организационной структуры Библиотеки, которая бы отвечала тем новым формам и содержанию, которые привносит в них время.

Развитие библиотечного строительства в Библиотеке Академии наук привело в 1930‐е годы к ломке сложившейся технологии создания базовых информационных продуктов. Именно тогда была реализована новая технологическая схема библиотечного процесса. Оговариваемый специальными инструкциями (6; 7), этот процесс предусматривал поэтапное создание в различных специализированных подразделениях Библиотеки единых и общих для всей Библиотеки базовых информационных продуктов – БФ и СПА.


Рис. 3. Блок-схема «Путь книги и каталожной карточки» (БФ и СПА) 1937 г. (16, вкладка)


Этот производственный процесс дробился на различные технологические процессы в библиотечных подразделениях с учетом тех операций, которые были вверены данному подразделению в целях создания единого БФ и общего СПА. Работа по их созданию стала идти централизованно, благодаря чему система фондов и каталогов теперь представляет собой единый поисковый комплекс.

Несмотря на то что огромный многомиллионный БФ, сформированный в разное время по разным критериям и расположенный сегодня на шести этажах БАН, не стал подвергаться изменениям в расстановке, это не внесло хаоса в его организацию. Функцию упорядочения сведений о фонде взял на себя вновь организованный карточный каталог. Таким образом, СПА стал ведущим компонентом информационной деятельности в XX в. Его можно называть информационно-поисковой системой, включающей различные типы каталогов, создаваемые по единой технологии с соблюдением особых стандартов (ГОСТов), что также характерно для выпуска продукции в других сферах производственной деятельности.

СПА БАН – это алфавитный и систематический карточные каталоги, расположенные компактно в трех больших помещениях Библиотеки. Они позволяют читателю оперативно найти нужные книги и передать заявки в рядом расположенный читальный зал. Создание СПА Библиотеки (каталогизация) отражает особенности «библиотечного библиографирования» (8, с. 22) в научной Библиотеке в тот период ее становления, когда шло объединение библиотечно-библиографических процессов на базе функциональной структурной реорганизации Библиотеки. Это подразумевало создание новых подразделений по функционально-производственному принципу – отделы каталогизации, систематизации, хранения, обслуживания.

Однако такое положение дел удовлетворяло читателей и библиотекарей только до наступления так называемой «информационной эры» – времени появления в БФ изданий на нетрадиционных носителях – микропленке и микрофишах, затем электронных изданий на дискетах и компакт-дисках и, наконец, интернет-ресурсов. В библиотеках появилась и внедрилась в библиотечную практику новая электронно-вычислительная техника – персональные компьютеры, принтеры, сканеры. В практике создания СПА появилась технология ведения электронных каталогов. Таким образом, стала происходить трансформация и пополнение фонда изданиями на небумажных носителях и создание, соответственно, электронного БФ и электронного СПА.

Появление новых носителей информации, отличных от печатных книг, привело к изменениям в библиотечной и библиографической деятельности. Идея создания электронных библиотек оказалась малосовместимой с прежней технологией в создании базовых информационных продуктов. Создание электронных каталогов потребовало нового технического, программно-аппаратного обеспечения, организации новых подразделений Библиотеки, обучения персонала. Этот период, названный нами интеграционным, характеризуется тем, что обнаруживает тенденции к изменению и объединению двух базовых информационных продуктов – традиционного книжного и цифрового БФ и электронного СПА в единую электронную библиотеку. До сих пор еще в библиотеках зачастую «побеждает» взгляд на компьютеризацию как исключительно на технические новшества. Однако, по верному замечанию В.Ю. Григорьева, «любая компьютеризация при сохранении всех традиционных библиотечных технологий обречена на неудачу. Фактически компьютерная техника приспосабливается зачастую только для печатания каталожной карточки и других выходных форм» (5, с. 32).


Таблица 2

Участие подразделений Библиотеки в создании Базовых информационных продуктов


СТРУКТУРНАЯ СХЕМА БИБЛИОТЕЧНЫХ СЛУЖБ

Примечания:

А * Библиотечные службы, участвующие в создании справочно-информационных продуктов.

АБ ** Библиотечные службы, участвующие в создании справочно-информационных продуктов и в обслуживании.

Б *** Библиотечные службы, не участвующие в создании справочно-информационных продуктов (обслуживание).


Сегодня в БАН созданием базовых информационных продуктов заняты как специализированные подразделения – отделы комплектования, каталогизации и систематизации, так и отделы-фондодержатели (средняя колонка табл. 2), которые также активно включены в обслуживание пользователей. Охватить все подразделения новым технологическим процессом электронной каталогизации, следуя прежней технологии, невозможно. Частично задача доступа к электронному каталогу БАН решена путем создания электронных информационных киосков, однако этот проект еще не завершен.

Стало очевидным, что прежняя технологическая схема для подготовки общебиблиотечного электронного каталога по схеме «пути книги» 1937 г. уже «не работает».

На данном этапе Библиотека Академии наук совместно с крупнейшими библиотеками страны участвует в проекте создания электронной библиотеки (ЭБ) «Научное наследие России» (13, с. 75–78). Данный проект потребовал огромной работы. В 2006 г. в БАН было создано новое подразделение – Центр сканирования. Центр осуществляет электронную каталогизацию документов, перевод их в графические форматы и форматы электронных книг.

Для этих целей было получено соответствующее финансирование (11, с. 195–200), благодаря которому полностью перепланированы и переоборудованы два помещения Библиотеки, приобретено современное оборудование (три книжных сканера с тремя компьютерами), современная офисная мебель, подготовлено соответствующее кадровое обеспечение. Заранее были выбраны приоритетные направления для сканирования книг.

Специалисты из Санкт-Петербургского филиала Межведомственного суперцентра (МСЦ) провели необходимые технические работы и настройку программного обеспечения, объединившие работу трех академических библиотек ЦБС БАН, участвующих в Программе.

Для организации эффективного и эргономичного технологического процесса техника для сканирования, компьютеры с соответствующим программным обеспечением управления процессом сканирования, а также диспетчеризация, контроль и учет за техпроцессами были сконцентрированы в расположенных рядом двух рабочих помещениях.

Рабочие места обеспечены сканерами и компьютерами, имеющими лицензионное программное обеспечение для работы с текстовыми, графическими изображениями, пакетами прикладных программ для ведения электронных каталогов и др. (12, с. 551–557).


Рис. 4. Функциональная схема организации рабочих мест для создания электронной библиотеки на площадке Библиотеки Академии наук (18, с. 7)

Примечание: Функциональная схема организации рабочих мест и сетевых подключений на площадке БАН.


Также потребовалась организация совершенно новых для библиотечных учреждений технологических процессов, связанных с оцифровкой печатных изданий, хранящихся в территориально различных библиотечных фондах. Кроме того, это вызвало необходимость дополнительного обучения персонала новым, ранее не практиковавшимся в Библиотеке специальностям. Таким образом, схема создания базовых информационных продуктов стала отличной от схемы 1930‐х годов (рис. 3).

Организация технологического процесса теперь включает: 1) составление списков; 2) отправку их для визирования и присвоения им идентификационных номеров; 3) доставку изданий по спискам из книгохранилищ; 4) ввод описаний в локальный электронный каталог; 5) сканирование и отсылка сканов в МСЦ с сопроводительной документацией по выделенной линии; 6) возвращение изданий в книгохранилища. В 2009 г. в БАН для операторов-библиографов и с целью обеспечения процессов диспетчеризации (заказ и доставка литературы из фондов, каталогизации, сканирования и отсылки сканов по выделенной скоростной линии) было установлено семь АРМов в четырех библиотечных подразделениях БАН, принимающих участие в Программе.


Рис. 5. Блок-схема технологического процесса создания электронной библиотеки и электронного каталога. 2006 г.

Примечание: Схема подготовлена инженером-программистом БАН В.В. Рубцовым.


В настоящее время по программе «Научное наследие России» БАН ведет два электронных каталога (ЭК). Первый – рабочий локальный мультимедийный ЭК данной коллекции как самостоятельная часть общего каталога БАН. Второй – ЭК онлайн. Это сводный каталог ЭБ, создаваемый участниками проекта через интернет-систему «Наука в России/SciRus», версия 0.4. В каталоге онлайн разработчиками заложены, на наш взгляд, перспективные идеи, обеспечивающие высокую степень унификации записей. Так, обязательным для всех участников является технология обращения к авторитетному массиву авторов. То же касается внесения в библиографическую запись периодических источников при вводе статейного материала, а также унифицированного определения типов издания, языков и тематической направленности и др. Это позволит избежать в дальнейшем разночтений при вводе и поиске. Об интеграции базовых информационных продуктов – документа и библиографической записи – свидетельствует тот факт, что в сводном каталоге онлайн предусмотрены поля для размещения ссылок на полнотектовый документ, тем самым интегрируются процессы поиска и доставки, т.е. СПА и БФ.