Татьяна Томина
Из библейских преданий
В сборнике представлен выборочный поэтический пересказ библейских преданий, выполненный по Ветхому Завету Библии. Разбивка на стихи и их нумерация – условные от автора пересказа
***
Стих 1
Не сразу Мир наш получился -
В пространстве Дух один носился.
Свет с тьмою вперемешку был,
Бог в первый день их разделил.
Второй день – твердь с землёю делит,
Пока ж землёй вода владеет.
На третий день собрал все воды -
Моря есть, сушь, зелёны всходы.
В четвёртый день создал светила,
Луну и солнце, звёзды – мило.
В день пятый – гадов, рыб в воде,
На небе – птиц, летят везде.
В шестой из праха, из земли -
Создал других, чтоб жить могли.
Скотов создал и человека -
Подобье божье и утеха.
Мужчина, женщина – чтоб править,
Владыки Мира, что лукавить.
Для пищи всем – трава, плоды,
И нет пока беды-нужды.
Седьмой день – можно отдохнуть,
Ведь труд закончен, Миру – в путь.
Стих 2
Для человека – сад в Эдеме,
Что на востоке, кто не в теме.
Как Рай мы знаем этот сад,
Там оказаться каждый рад.
Два дерева посередине,
Плод с одного – и вечен в Мире.
Другое дерево познанья -
«Добро и зло в чём» указанья.
Четыре там реки' текут,
Ефрат и Тигр две зовут.
Тот сад Эдемский, или Рай,
Бог – человеку: «Не страдай.
Но только дерева не трогай,
Где до познания дорога».
Животных – в помощь человеку,
Тот их назвал, что было к спеху.
Подобного себе он хочет,
Бог дал жену – ребро источит.
С тех пор и знает человек:
«Не мать-отец, жена – навек».
Им хорошо жилось в саду -
Там радость и еду найду.
Адам, так человека звали,
С женою на'ги, стыд не знали.
В саду Змей хитрый тоже жил,
К жене с советом приступил.
«С познанья древа плод отведать,
Как боги зло-добро чтоб ведать».
Жена плод съела, мужу – плод,
Познали – голый что живот.
От Бога прячутся в саду,
Но Бог всё понял на беду.
Всем наказание Бог дал.
Для Змея – ползать вечно стал.
Мужчина – от трудов устанет,
Жена – рожать при боли станет.
Адам не будет вечно жить -
Забыл плод жизни он вкусить.
Теперь хлеб в поте добывая,
Уйти им в прах – судьба такая.
Адам, жена, что Евой звать,
Должны и сад тот покидать.
Чтоб голым человек не был,
Одеждой кожаной покрыл.
Восточный выход есть из сада,
Там Херувим с мечом – преграда.
И к древу жизни не добраться,
Меч пламенеет – всем бояться.
***
Стих 3
Начался человеков род,
Познали много те незгод.
Два сына есть в семье Адама,
Они известны – это драма.
Трудился в поле Каин-сын,
Со стадом Авель-нелюдим.
Приносят жертву они Богу,
Всё, что имели, понемногу.
От Авеля Бог жертву примет,
От Каина плоды – отринет.
Обиделся брат Каин очень,
Для Авеля он смерти хочет.
И Каин убивает брата,
От Бога ждёт его расплата.
Изгнанник Каин стал теперь,
Любая впредь закрыта дверь.
Убить же Каина нельзя -
Семи коленам месть, друзья.
Но Еве Бог в беде поможет -
И семя сына Сифа вложит.
Лет девятьсот Адам тот про'жил,
Сынов и дочерей итожил.
Все жили очень много лет,
Мафусаил – старейший дед.
Родил он Ламеха, тот Ноя -
В другой главе найдём героя.
Ной жил шестьсот примерно лет,
Сыны: Сим, Хам и Иафет.
Среди людей есть исполины,
О них потом пойдут былины.
Решил Бог – возраст очень долог:
Сто двадцать лет – задерни полог.
***
Стих 4
На Мир, что со'здал, Бог смотрел -
Ведь светлым был, но потемнел.
И зло, и грех в нём процветают,
Свой путь земной все извращают.
«Всё уничтожу» – решил Бог,
В творенье Мира опыт плох.
Но Ноя Бог жалел средь всех,
Тот – праведник, не ведал грех.
Ковчег велел он Ною строить,
Семь дней дал судно обустроить.
Ной судно быстро конопатит,
Семью берёт, всем места хватит.
Бог разрешил взять скот и птицу,
По паре каждой – пригодится.
Еду в ковчег тот погрузили
И потихонечку отплыли.
Открыл Бог окна в небесах
И начался' вселенский страх.
Дождь сорок дней-ночей хлестал,
На суше жил кто, жить не стал.
Все горы скрылись под водой,
Ковчег качался у одной.
Где Арарат(1), ковчег стоял,
Все знают – пик совсем не мал.
Сто пятьдесят дней пролетело,
Закрыл Бог окна – всё мелело.
Пик показался над водой,
Решил узнать Ной, что с землёй.
Он ворона вперёд отправил,
Вернулся – голод всё ж заставил.
Потом Ной голубя пускает,
Назад его Ной принимает.
Второй раз – с веткой появился,
На третий раз – не возвратился.
Два месяца терзали душу
И Бог велел идти на сушу.
Все рады, жертву Ной сжигает,
Кто жертвой был, никто не знает.
Богу принял жертву: «Не забуду
И впредь я проклинать не буду.
Не виноваты земли эти,
Зло от людей, они же – дети.
Навечно – время сеять-жать,
Зной-холод, день и ночь видать».
__________
(1) Арарат – гора на территории современной Армении
***
Стих 5
Сказал Бог Ною: «Размножайтесь,
На землях этих расселяйтесь».
Дал люду власть над прочим Бог,
Чтоб пропитаться этим смог.
Что движется в воде, по суше,
И зелень – в пищу, но не души.
«Не есть друг друга, человеки -
Подобье божье. Так навеки.
За нарушенье будет месть.
Завет вам выдам, что-как честь.
Вам радуга – благословенье»,
Увидеть радугу – знаменье.
По этим правилам Ной жил.
Он винограда насадил.
Однажды пьяный спал в шатре,
Лежал он в полной наготе.
В отцов шатёр заходит Хам -
Не надо было видеть срам.
Уста всё братьям разглаголют,
Сим с Иафетом срам прикроют.
Но не смотрели на отца.
Отец накажет наглеца.
И Хаму, и потомкам тоже -
В рабах отныне жить лишь гоже.
***
Стих 6
С востока люди долго шли
И на равнине Дом нашли.
Народ единый был на свете -
Непонимания не встретим.
Чтобы потом гордились ими,
Решили возвеличить имя.
Задумали построить город
И башню к небу – славы голод.
Слепили много кирпичей -
В печи их обжигать скорей.
Но Богу это не по нраву:
«Гордыня – грех», отнимет славу.
Перемешал людской язык -
И порознь жить народ привык.
Народу башню не создать,
А Вавилону(2) не бывать.
__________
(2) Вавилон – древний город в Южной Месопотамии, столица Вавилонского царства, важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира и один из крупнейших городов в истории человечества, в Новом Завете Библии – столица Антихриста и обитель пороков
***
Стих 7
В Харране(3) жил потомок Сима -
Еврей Авраам, вся жизнь вестима.
Жену Авраама звали Сарра,
Красавица, но жаль – не мама.
Бог повелел идти в Ханаан(4) -
Мол, много почести вам дам.
Народу много дам, величье.
Отказ, конечно, – неприличье.
С собой жену Авраам берёт,
И Лот, сын брата, с ним идёт.
Берёт и слуг, и всё добро,
Хоть это было не легко.
Шли на восток, потом на юг,
Там голода настиг испуг.
В Египет к северу уходят,
Где изобилие находят.
Авраам боялся, что убьют,
Жену-красу, мол, заберут.
Велел сказать ей, что сестрица.
Врать – грех, но ныне пригодится.
Красавицу взял фараон,
Богатства, почести дал он.
Когда решил на ней жениться,
Бог наказал – теперь лечиться.
За что беда – узнал владыка,
Зовёт Авраама – лгали лихо.
Наказывать он их не стал,
Всех отпустил, обоз – не мал.
Скота Авраама, Лота много -
К делению теперь дорога.
Лот – на равнине Иорданской,
Авраам – в долине Ханаанской.
В Хеврон(5) шатёр он переносит,
Дым новый жертвенник возносит.
Людей уж много – как песок,
Идти не надо на восток.
__________
(3) Харран – древний город в северной Месопотамии, в настоящее время административный центр одноимённого района в турецкой провинции Шанлыурфа
(4) Ханаан – историческая область между городами древних народов – финикийцев и филистимлян, в настоящее время включает в себя территории Израиля, Палестины, Ливана, западную часть Иордании и западную часть Сирии
(5) Хеврон – древний город, в настоящее время крупнейший город в южной части Западного берега реки Иордан, столица палестинской провинции Хеврон, расположен в 30 км южнее Иерусалима
***
Стих 8
Сын брата Авраама – Лот,
В Содоме-городе живёт.
Содом, Гоморра(6) и другие -
В порабощенье долго были.
Когда двенадцать лет прошло,
Решили, то – не хорошо.
В долине, где солёно море,
Пять царств – четыре стали в споре.
Четвёрка всё же победила,
Содом, Гоморру захватила.
Аврааму кто-то донесёт -
Племянник Лот в оковах ждёт.
Вооружил Авраам рабов -
Чуть боле триста всех голов.
Авраам «злодеев» побеждает,
Содом добычу предлагает.
Авраам добычу ту не взял -
С племянника оковы снял.
__________
(6) Содом, Гоморра – библейские города в районе Мёртвого моря, которые, согласно Библии, были уничтожены Богом за грехи их жителей, в частности, за распутство
Стих 9
Коль праведное поведенье,
Аврааму – Господа виденье:
«Потомство будет велико -
Как звёзд, считать их не легко.
Сперва пришельцами везде -
Гоненья или жизнь в нужде.
Через четыре сотни лет -
Обратно в земли, где твой след.
От Нила до реки Ефрата -
Там поселил тебя когда-то.
С моим Заветом вам дорога -
Тебе, потомкам буду Богом».
Абрааму странно показалось -
Детей у Сарры не случалось.
Та Сарра мужу указала -
Чтоб египтянка женой стала.
Агарь – служанка в доме их,
Приблизил – Сарры гнев возник.
Агарь из дома убегает,
В пустыне Ангел настигает.
Велел вернуться в Сарры дом,
Мол, сын родится в доме том.
Чтоб имя дали – Измаил,
В потомстве будет много сил.
Так стал Авраам отцом впервые,
Потомки их живут доныне.
Прошло ещё тринадцать лет,
Аврааму скоро – сто, нет бед.
И вновь видение Авраама -
Мол, Сарра тоже станет мама.
Хоть Сарре девяносто лет,
Сыны появятся на свет.
В шатре раз отдыхал Авраам,
Три путника проходят там.
В шатёр Авраам их пригласил,
Обедом Сарры угостил.
Сказал один: «Чрез год прибуду,
Тогда у вас случиться чуду.
Ребёнка Сарра принесёт,
Улыбку зря не бережёт.
Для Господа преграды нет».
Поели и – в Содом их след.
***
Стих 10
Дошли до Бога злые вести -
В Содоме нравы не на месте.
В Гоморре тоже ерунда,
Их наказать давно пора.
Бог от Авраама то не скроет,
Авраам беседу с Ним устроит.
– «Там праведники тоже есть.
Ужели это не зачесть?
Коль пять десятков их найдётся,
У Бога сердца не забьётся?»
– «Я город пощажу тогда,
Число – совсем не ерунда».
Дошёл их счёт до десяти
И надоел – пора идти.
Два Ангела в Содом приходят,
Там Лота дом они находят.
Гостей в дом приглашает Лот -
Еду, питьё не бережёт.
А утром стук народа в дверь:
«Чужих нам выдай поскорей».
– «То не по правилам, народ,
Гостей обидит лишь урод.
Берите вместо – дочерей
И уходите от дверей».
Вломились буйные всё ж в дом,
Слепцами стали там потом.
– «Спасай ты, Лот, своё семейство,
Сожжём мы город за злодейство».
Не верит Лот, что будет так,
За руки вывели – чудак.
Уйти из города велели,
Но чтоб смотреть назад не смели.
Содом, Гоморра пострадали -
Дождь серы и огня наслали.
Жена же Лота оглянулась -
В столб соляной вмиг обернулась.
Лот с дочерьми живёт в пещере,
Устроить «дело» те посмели.
Чтоб род отцова возродить,
Отца – вином им напоить.
И в спальню дочери придут -
Сынов те ночи принесут.
***
Стих 11
Как Бог сказал, у Сары сын -
Исаак, Авраам доволен им.
Но Сарра просит Авраама:
«Агарь прогнать, теперь я – мама».
Аврааму жалко Измаила.
Бог скажет: «Делай, беда – мимо».
Коль Измаил – Авраама сын,
Останется он невредим.
Народ пойдёт от Измаила,
Величье, мол, неугасимо.
Агарь наутро он отправил,
Еду, одежду, воду справил.
В пустыне кончилась вода,
К Агаре там пришла беда.
И под кустом оставит сына -
Не хочет видеть смерть, вестимо.
До Бога плач её дошел,
Сказал Бог – всё, мол, хорошо.
Агарь глаза свои открыла,
Колодец видит – это диво.
В пустыне с сыном поселились,
Сын вырос, дети народились.
Стрелок из лука – Измаил,
Жену – в Египте раздобыл.
В Фаран-пустыне(7) встал народ,
Великим там теперь живёт.
__________
(7) Фаран – библейское название пустыни на юге от современной Палестины
***
Стих 12
Решил Бог испытать Авраама -
Пока не видно тому Храма.
Велел – как жертву сына сжечь,
Мол, Богу в этом не перечь.
Авраам нарубит утром дров
И на осле покинет кров.
С ним два слуги и сын Исаак,
Идут к горе в рассветный мрак.
На той горе он сына свяжет,
Ложиться на дрова укажет.
Занёс над сыном острый нож,
Но сверху глас: «Его не трожь!»
То Ангел Бога возвестил:
«Ты Богу страхом угодил».
А в жертву принесён телёнок.
Авраам доволен – жив ребёнок.
«Гора Иеговы» – звать теперь,
Мол, к послушанию там дверь.
Вторично слышит весть от Бога:
«К благополучию дорога.
Потомков сложно будет счесть -
Как звёзд, песка». Блага та весть.
***
Стих 13
Жизнь Сарры протекла в угоде,
Почти сто тридцать на исходе.
Почила Сара – хоронить,
Авраам решил земли купить.
Он у Ефрона поле купит,
В пещере он могилу срубит.
В Хевроне в землях Ханаана,
Погребена жена Авраама.
Слугу Авраам в Отчизну шлёт:
«Жену Исааку привезёт.
Ведь сыну Исааку – сорок,
Пора жениться – возраст долог.
Жену в Хевроне – не искать,
А соплеменницу прислать».
В Месопотамию направил,
Где брат Нахор народом правил.
Богатства на верблюдов – в путь,
«Спросить согласья не забудь!»
Дошли до города Нахора
И у колодца ждут исхода.
Слуга решил так поступить:
«Невеста та, кто даст мне пить.
Напоит также и верблюдов
Без уговоров и причудов».
Вот жёны вышли от Нахора,
К красавице идёт он споро.
Напоит путника девица,
Верблюдам тоже есть водица.
Узнал – её Ребеккой звать,
Мать Милка, дед Нахор, видать.
За воду щедро расплатился -
Народ браслетам удивился.
Попросится он на ночлег
И примут – щедрый человек.
Нахора сыну всё расскажет -
Мол, просьбу он ли не уважит?
Мол, Авраам – Нахора брат.
От Бога – множество наград.
Народ, богатства – получил.
Жену для сына попросил.
Ребекку вызвала родня,
Она согласна, ждать – ни дня.
Авраам устроил свадьбу сына,
Сто семьдесят – и смерть не мимо.
Был рядом с Саррой похоронен,
В пещере дом его устроен.
Распоряженья перед смертью:
«Исааку, люди, власть доверьте».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов