Книга Простые финансы. Стратегия развития бизнеса и фин. модель - читать онлайн бесплатно, автор Максим Сергеевич Байков
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Простые финансы. Стратегия развития бизнеса и фин. модель
Простые финансы. Стратегия развития бизнеса и фин. модель
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Простые финансы. Стратегия развития бизнеса и фин. модель

Максим Байков

Простые финансы. Стратегия развития бизнеса и фин. модель

Эту книгу я начал писать в 2021 году, а сейчас на дворе конец 2024-го. Я собирался отредактировать её и опубликовать, но, перечитав её снова, глазами человека, который, как будто, читает работу нового автора, понял, что не хочу вносить изменения. Прочитав её, я почувствовал, как будто прошла целая вечность.

За эти три года я успел открыть и закрыть свой собственный бизнес по продаже товаров для мастеров маникюра. Моя открыточная компания выросла и приобрела сотни новых клиентов, которые покупают у нас каждый месяц. Я также открыл массажный салон, развил его до максимальной загрузки за 6 месяцев и продал его. По методологии, описанной в этой книге, я помог развить несколько других бизнесов моим клиентам: агентство по дизайну интерьеров, барбершоп, производство бань, тату-мастера, бьюти-мастера и онлайн-курсы.

Эти примеры говорят о том, что методология действительно работает. Я проверил её на практике в разных нишах и на разных типах бизнеса.

Есть такая фраза французского философа: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов».

Эта книга поможет вам понять принципы управления финансами в бизнесе. А главное – что вы сможете построить прогнозы роста и значительно увеличить свою чистую прибыль!

Введение

Владельцы 90% микро, малых и средних бизнесов распределяют деньги интуитивно, либо делают это абсолютно неправильно, что в итоге приведет к финансовой дыре, либо уже приводило.

Эта книга написана для владельцев микро-малого и среднего бизнесов. Так же она будет полезна людям, которые только планируют развить собственное дело до больших масштабов.

И, я полагаю, раз уж вы скачали эту книгу и начали её читать, то у вас есть проблема с финансовым управлением в компании. Либо вы входите в те 10% людей, которые хотят себя предостеречь и не попадать в ситуации, когда нет денег на зарплату сотрудникам, на закупку товара, либо на рост бизнеса.

Что вы узнаете, прочитав эту книгу и внедрив у себя рекомендации:

1. Сколько можно вынимать себе из бизнеса денег, чтобы не нанести вред компании?

2. Как не попадать в кассовые разрывы?

3. Как построить прогноз развития компании на 3-12 месяцев вперёд?

4. На какие показатели влиять, чтобы увеличить чистую прибыль?

5. Откуда брать деньги на рост компании? И если брать в долг, то как просчитать риски?

6. Сколько денег вкладывать в рекламу, чтобы компания развивалась быстро?

Запомните 2 вещи:

1. «Если владелец бизнеса не отдает отчет о реальном положении дел на сегодняшний день, то скоро этому бизнесу придет конец», – это сказал Олег Тиньков, владелец банка Tinkoff, на одном из интервью.

2. Влиять на показатели вашего бизнеса можно только оцифровав их.

1 и 2 пункты взаимосвязаны. Если вы не считаете нужные метрики, то не знаете реальное положение дел. Если не знаете реальное положение дел, то не сможете влиять на рост бизнеса. Потому что кто-то из ваших конкурентов научился считать и заберет кусок вашего пирога.

Ведь смысл каждого бизнеса не только в самореализации, но и главное – в получении чистой прибыли.

На личных консультациях мне всегда приходила в голову идея, что я как доктор, который собирает анамнез о бизнесе обратившихся клиентов. Анамнез – это сведения о развитии болезни с целью выбора метода лечения. Даже если явных признаков болезни нет- это не означает, что она не протекает в скрытой форме.

Вспомните, как в сериале «Доктор Хаус» поступал больной, которого не могли вылечить обычные врачи и его отдавали в специальную группу высококлассных врачей, которые собирали анамнез о больном. Выписывали все симптомы и им всегда не хватало чего-то. Т.е. не было полной картины о реальном положении организма больного. По итогу лечение происходило методом проб и ошибок, и пациент всегда был на грани смерти, но с каждым новым введенным лекарством организм как-то реагировал, и врачи всё лучше понимали полную картину болезни. И лишь собрав полную картину о болезни, врачи излечивали больного.

И, чтобы избежать ситуации как в сериале, вам нужно предубедить болезнь. А если поздно, то можно сказать, что вам повезло. Т.к. вы читаете книгу, которая как группа врачей Доктора Хаус излечит ваш бизнес в 90% случаях.

Кстати, на личной консультации всего за 2 часа общения вы получите ответ о реальном положении дел и поймете, как развиваться дальше. Если хотите сэкономить время и деньги, то обращайтесь к личному доктору для вашего бизнеса, т.е. ко мне в личные сообщения.

Моя логика отработана на разных сферах бизнеса и всегда работает. На дорогих курсах по финансам вам будут рассказывать, как важно составлять отчет о прибылях и убытках (ОПиУ или PnL), движение денежных средств (ДДС или cash flow) и баланс.

НО, если вы будете распределять деньги по моей методологии, то вы никогда не попадете в кассовый разрыв или в прочие неприятные ситуации. Отработано на практике моей компании, которая выросла в 9.5 раз за 3 года и компаниях моих знакомых в сферах производства, оптовой и розничной торговли и в сфере услуг.

Запомните: финансовый учет- это просто. Всё, что вам рассказывают на дорогих курсах по финансам – много разных таблиц, больше 7 часов лекций и прочее- это не более чем накручивание стоимости. Однажды я ради эксперимента записался на один из онлайн-курсов и там давали таблички в Google doc. в Excel. Стоимость курса была- 500$.

Честно, без помощи сотрудников курса я бы хрен когда разобрался в них. Но по итогу, когда всё-таки разобрался, понял, что пора делать своё обучение. И на то 2 причины: 1- моя система распределения по фондам отточена годами и очень проста во внедрении; 2- нельзя так издеваться над мозгами предпринимателей. Бизнес- это система. О какой системе может идти речь, когда в ней 10 разных табличек, которые невозможно вести самому каждый день. Нанимать отдельного человека, который будет всё это считать? Не люблю, когда всё усложняют.

«Всё гениальное просто, и всё простое гениально»

Ради справедливости стоит сделать оговорку. Хоть я и не люблю все эти Отчеты PnL и Cash Flow, но они нужны для бизнесов, где оборот свыше 100.000$ в месяц. Эти бизнесы часто борются за рентабельность в несколько %. Плюс отчет о Cash Flow или о Движении Денежных Средств- позволяет крупным бизнесам не попадать в кассовые разрывы и планировать оплаты (календарь платежей).

В случае микро, малых, средних бизнесов- ошибки на пару % рентабельности не будут столь критичны. Сначала достаточно еженедельно, а через некоторое время ежемесячно заполнять Excel-таблицу по моей системе, и вы не будете знать о бедах в финансах + ваш рост будет прогнозируем. И это займет у вас всего пару часов в месяц.

В идеале вы придете к тому, что у вас затраты по фондам и по статьям будут распределяться автоматически. Вам достаточно лишь будет указать товарооборот за месяц, и вы автоматически увидите затраты на зарплаты, затраты на канцелярию для офиса и даже затраты на рекламу. Соответственно вы сможете планировать затраты и чистую прибыль при том или ином обороте за месяц. Согласитесь, что ставить цели по бизнесу будет намного легче и приятней? Ну что ж, давайте разбираться, где у вас «болит».

Разберемся в терминах

Прежде всего, отмечу, что все приведенные ниже термины являются моей интерпретацией, исходя из практического и теоретического опыта.

На каждой личной консультации я сталкивался с тем, что все люди интерпретируют понятие Чистой прибыли, Выручки или Себестоимости по-своему.

Я постарался упростить все эти термины до понятий, которые будут понятны даже детям. Потому что искренне считаю, что нет ничего полезного для самозанятых, предпринимателей и бизнесменов в книгах и курсах, где всё пишут научными терминами. Возможно где-то вы будете не согласны с моим виденьем и это НОРМАЛЬНО. У каждого человека свой взгляд на вещи и события. Я же пишу всё исключительно из своего понимания и виденья в бизнесе, чтобы вы смогли достичь максимально быстро и легко хороших результатов. И смогли внедрить уже после прочтения 10 страниц книги что-то полезное для вас.

1. Выручка, Оборотка, Товарооборот – это продажи со всех источников за определенный период времени.

2. Себестоимость – это сумма затрат на закупку товара или сумма затрат на закупку комплектующих и сырья для производства.

3. Валовая прибыль = Выручка минус себестоимость.

4. Дивиденды – это часть чистой прибыли, которая распределяется между владельцами бизнеса.

5. Чистая прибыль = Выручка минус все затраты

6. Оборотный капитал = Дебеторка + Запасы – Кредиторка. Показывает какая сумма денег у нас заморожена в обороте компании. Может быть положительной, нулевой или отрицательной. Отрицательный оборотный капитал означает, что бизнес работает на заемные деньги или в минус.

7. Дебеторка- сумма денег, которые нам должны за наши услуги

8. Оборачиваемость дебеторки- насколько быстро организация получает оплату за проданные товары (работы, услуги) от своих покупателей.

9. Оборачиваемость Склада (складских запасов, товаров) – за сколько дней в среднем мы продадим все запасы. Лучше всего считать по каждому из товаров отдельно.

Структура распределения денег по фондам


Выше вы видите золото этой книги. Я не шучу. Эта структура распределения позволила моему бизнесу ни разу не попасть в кассовый разрыв и ситуацию, когда не хватало денег на что-то.

Эту структуру мне принесла моя любимая девушка (уже жена), когда мы только начинали первый бизнес. Она ходила на бизнес тренинг по продажам и почему-то тренер по продажам давал систему управления финансами.

Правда только через несколько книг и просмотренных тренингов я понял, что в этой структуре не хватает Резервного фонда. Только спустя 4 года опыта в бизнесе, я осознал, как важен Резервный фонд для компании.

Теперь по порядку.

Все деньги между Фондами распределяются из Валовой прибыли.

Валовая прибыль = Весь Оборот компании (выручка) – себестоимость проданного товара (услуги).

В себестоимость проданного товара входят затраты только на приобретение товара для последующей продажи. Если вы производите товар, то только затраты, связанные с закупкой сырья для производства.

Если вы работаете в сфере услуг, то Валовая прибыль = 100% Обороту

Потому что в услугах у вас нет затрат на закупку или производство товара.

Сразу поясню: такое распределение денег- исключительно моя методика. На самом деле в валовая прибыль в сфере услуг не равна 100% обороту, так как, к примеру, в сфере массажа- есть затраты на масло и полотенца. Но я считаю неправильно включать эти затраты в себестоимость услуги, потому что нарушится логика распределения денег по фондам и это лишь затруднит наши подсчеты.

Всего есть 5 фондов:

1. Фонд Владельца компании

2. Фонд текущих расходов

3. Фонд Заработной Платы

4. Бюджет Компании

5. Резервный Фонд


1. Фонд Владельца компании

Этот фонд полностью состоит из чистой прибыли. В него входят:

– дивиденды (з\п владельца бизнеса)

– обучение (покупка книг, тренингов для повышения квалификации)

– инвестиции (покупка недвижимости, акций и тд)

– развитие компании (покупка оборудования, мебели, открытие новых точек)

Важно понимать, что вы можете сами решать, как распределять деньги в этом фонде. В отличие от других фондов, где всё должно быть строго и по графику.

Пример из практики:

Андрей решил порадовать жену и купил ей в конце месяца только вышедший iPhone за 1400$ + букет цветов за 200$. Андрей не распределял деньги по финансовой модели. Через 3 дня ему нужно было заплатить зарплату сотрудникам 1200$+ закупить товар на 1300$. В кассе было всего 2600$ из которых он купил подарок жене. Осталась 1000$. А надо 1200$ + 1300$ = 2500$. И это не учитывая, что Андрею нужны деньги на жизнь. По итогу Андрей попал в кассовый разрыв в 1500$. И начал в очередной раз просить в долг у друзей…

Это реальная история про романтичного парня Андрея, который постоянно просит в долг и бесит этим друзей:)

С точки зрения отношений с женой, Андрей- красавчик.

С точки зрения бизнеса, Андрей – профан.

Всё дело в том, что Андрей должен был совершать покупки, не относящиеся к бизнесу из Фонда Владельца, с отложенных денег.

Почему в фонде владельца компании есть пункт с затратами на развитие компании? Потому что только вы решаете, забрать эти деньги сейчас себе или дальше вкладывать их в бизнес. Подробнее мы разберем это в главе «Сколько денег можно вынимать».

Ещё 1 пример. Директор Виктор Васильевич частной компании по продаже котлов для отопления не понимает как распределять деньги в компании. Типичная ситуация в его бизнесе, когда сотрудники не получают зарплату 6-ой месяц подряд. Сотрудники не уходят, потому что на 7-ой их ждет зарплата за 6 прошлых и премия за терпение =)) И так происходит уже 5-ый год к ряду. Виктор Васильевич имеет связи в горисполкоме и государственные компании закупают у него котлы для новостроек. А вот деньги они платят только через 6-7 месяцев. Как итог, на 7-ой месяц приходит «большой куш» и Виктор Васильевич поручает товароведу закупить 100 котлов. А потом снова пытается выбить деньги с дебеторов, так как не осталось на зарплаты людям. Самый прикол в том, что после выбивания денег, он заплатил сотрудникам в очередной раз с огромной задержкой, но через неделю купил огромный аквариум себе в кабинет. Сотрудники были в шоке. Они знали, что аквариум отсрочил их будущую зарплату ещё на хрен знает когда… И как итог рыбки успокаивают Виктора Васильевича, но дико бесят всех сотрудников.

2. Фонд текущих расходов

Сюда входят все постоянные и переменные затраты, связанные с офисом.

Пакеты и коробками для посылок, обслуживание банковских счетов, телефона, интернета, CRM-системы, всех IT-продуктов, которые помогают вашему бизнесу вести учёт и т.д.

Сюда же входят все затраты, связанные с налогами на ваше юр. Лицо и выплатами по кредиту.

Одним словом, все расходы, связанные с поддержанием функционирования вашего бизнеса.

3. Фонд заработной платы

Сюда вносим все затраты, связанные с зарплатой, налогами на ваших сотрудников, отпускными и премиями.

4. Бюджет компании

Сюда входят все затраты, связанные с привлечением новых клиентов, поддержанием текущей базы клиентов и со всеми затратами на маркетинг.

– Затраты на рекламу

– Затраты на акции, подарки и скидки

– Логистика (если вы отправляете посылки)

5. Резервный Фонд

Вот мы и подошли к моему любимому фонду =)

Резервный фонд- это подушка безопасности вашего бизнеса.

Есть такое понятие- цикличность экономики. Всегда за сильным спадом мировой экономики и глубокого кризиса- через пару лет идёт сильный подъем. Именно поэтому любому бизнесу нужно иметь некоторый запас, на случай кризиса или случай непредвиденной ситуаций.

В компании Mishka cards % резервного фонда от общего оборота составляет 5%. Это деньги, которые нельзя тратить ни при каких обстоятельствах. Но я буду честен с вами и скажу, что мы миновали много раз кассовые разрывы именно из-за хорошего резервного фонда. Потому что наш бизнес рос кратно каждый год. И нам в любом случае нужна была подушка безопасности на новых сотрудников, увеличение складских запасов, производство и введение новых видов продукции.

Помимо резервного фонда у нас есть Фонд развития- но он является составным от Фонда владельца компании. Туда мы так же отчисляем 5% от Оборота. Но часто сталкивались с нехваткой этих 5% и прибегали к помощи резервного фонда. А потом возвращали деньги в резерв. Так мы и подошли к мировому экономическому кризису, связанному с коронавирусом и достижением спада по цикличности мировой экономики.

Пример про резервный фонд #1.

В конце марта 2020 года весь мир сотрясла коронавирусная инфекция. Моя открыточная компания Mishka.cards столкнулась с сильным упадком продаж, так как 90% наших клиентов- это цветочные магазины. В России правительство ввело серьезные меры по ограничению розничной торговли. Сюда попал и цветочный бизнес. Как итог: все наши клиенты поголовно закрывались на карантин, несли огромные убытки, так как цветы в холодильниках хранятся до 30 дней. Думаете они думали о закупке открыток? Конечно нет. Продажи компании mishka cards упали на 80%. В найме на тот период времени у нас было 9 человек. Благодаря резервному фонду мы смогли дать отпускные всем нашим сотрудникам, + денег хватило бы на 8 месяцев функционирования компании в полумертвом состоянии.

В результате к маю цветочники начали работать. К сожалению, около 20% наших текущих клиентов исчезло… НО мы побили все рекорды по продажам в эти месяцы. Почему? Потому что у нас был запас денег на товар, рекламу и сотрудников. А многие наши конкуренты просто исчезли… Благодаря резервному фонду мы не просто выжили, но и сделали прирост компании +26% от докризисного времени.

Надеюсь, вам понравился пример из моего личного опыта, но так же хочу рассказать пример из опыта моих знакомых. Так как есть некоторые отличия в примерах, хоть суть одна.

Пример про пользу резервного фонда #2.

Надеюсь, знакомые из «Жилищного Баланса» не будут на меня обижены за рассказ этой истории. Немного об этой компании: находится территориально в Беларуси. Продают жильё в рассрочку по более выгодным условиям, чем банки или другие частные застройщики. Сама суть кооператива в том, что в него вступают люди и накапливают определенный рейтинг, путем взносов денег ежемесячно на счета кооператива. После достижения определенного рейтинга, человеку за счет Кооператива покупается квартира, которую сам выберет человек. И человек оплачивает остаток долга в течение оставшегося времени. По сути тоже самое, что ипотека, только кооператив даёт более низкую % ставку, чем у банка, за счет низких затрат в бизнесе и за счет мощного маркетинга, в котором цена привлечения клиента в разы ниже, чем у конкурентов.

У данного кооператива очень грамотный Владелец- Евгений Раитин, в бывшем инвестиционный консультант. Как считать деньги и распределять их, он знает очень хорошо. Именно поэтому, когда «Жилищный Баланс» столкнулся со штрафом в более чем 100.000$ со стороны государства- они выплатили всё из резервного фонда. Ситуация там была спорная, но сами понимаете, если у власти будет желание, то инструментарий найдется =)

Именно поэтому мне очень нравится сама логика резервного фонда для компаний. Кстати, многие финансисты и финансовые консультанты вообще ни слова о резервном фонде не говорят. Я думаю это происходит потому, что у них не было своего бизнеса. Они привыкли работать с отчетом о прибылях и убытках с ДДС, и балансом. Но по самой сути в этих отчетах не может быть резервного фонда. Ведь владелец сам должен позаботиться о его формировании.

К финансовым консультантам приходят бизнесы уже со своими проблемами и финансисту тяжело на своей шкуре прочувствовать то, что чувствует владелец бизнеса. Ведь бизнес для тех, кто выстраивал с нуля- как свой ребенок. И все волнения внутри бизнеса- отражаются на психоэмоциональном состоянии владельца.


6. Логика распределения денег по фондам и какие показатели отслеживать

Возможно вы не нашли логику в распределении тех или иных затрат по фондам, поэтому давайте разберемся.

В Фонд владельца поступает вся чистая прибыль после всех затрат на другие фонды. И только вы решаете, как эти деньги распределять. Пойдут они вам в карман или будете откладывать какой-то процент на развитие. Но вот совет: чтобы не выгорать эмоционально, снимайте себе хотя бы 30% от чистой прибыли. Я знаю много примеров, когда предприниматели вкладывали всю чистую прибыль в своё дело и спустя 3-6 месяцев их энергия и стремление куда-то улетучивались. Если вы отдаете куда-то энергию, то должны получать ответку.

Фонд текущих расходов- все затраты на обеспечение работы офиса и функционирование вашего бизнеса. Вы сами решаете, будет то шикарный офис с картинами и дорогими креслами у сотрудников или бюджетный вариант. В большинстве бизнесах в шикарном офисе нет смысла.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги

Всего 10 форматов