Сергей Кабачный
Скажи мне… Брат
Скажи мне брат: "Ты мне брат или не брат"
Очень много лет меня терзает вопрос и я его задаю себе вновь и вновь: у меня есть брат или нет? Родословная утверждает – да. Сердце… Сердце отвечает куда сложнее. Его зовут Александр. Он младше меня на год и девять месяцев. Кто-то скажет:
– У вас одна мать, значит, вы братья. Другой тут же возразит:
– Нет, у вас разные отцы. Какой же это брат? И так всю жизнь – вечный спор, на который, кажется, никогда не найти ответа. Когда я появился на свет, ни о каких младших братьях и речи не было. А через два года передо мной просто поставили факт:
– Вот твой братик. Заботься о нём. Мама рассказывала, что с самого его рождения я проявлял детскую нежность. Гладил его по щёчке, иногда даже пытался укачивать. Один случай она с ужасом в голосе рассказывала.
– Ты тогда ещё сам ходить толком не умел, а он уже пытался стоять в своей кроватке, держась за решётку. Вдруг, я захожу в комнату и вижу: Сашка весит на цепочке от часов с кукушкой! А ты тянешь её, как будто хочешь освободить его. Часы тикают, маятник ходит туда-сюда, а он уже весь красный от удушья! Хорошо, что я вовремя зашла. – Мама тяжело вздохнула, каждый раз рассказывая это, и добавляла: – А ты стоял, моргал глазами, как будто не понимая, что сделал. Конечно, это было не единственным приключением нашего детства. Мы жили на Дальнем Востоке, где снег был по пояс, а солнце зимой светило обманчиво ярко. На одной старой чёрно-белой фотографии мы вдвоем стоим на облезлом старом сундуке. На крышке – дыра, и Саша всегда подтрунивал надо мной:
– Смотри, ты как раз возле дырки! – говорил он, дразнясь. Бабушка души в нём не чаяла. Она звала его:
– Александрушка, мой золотой внучок! Мне же она обычно говорила:
– Ты старший, вот и должен уступать. Саша в детский сад не ходил. Бабушка постоянно была с ним, ухаживала и баловала. А я смотрел на это и чувствовал себя лишним. Впрочем, особой злости на него не было – только неясная обида, которая с годами стала обычной и забылась. Уже в детстве он был шустрым и смекалистым. Если я просто лез за яблоками в чужой сад, рискуя быть пойманным, то Саша сначала бросал мяч за забор. Если его ловили, он уверенно объяснял:
– Я за мячиком пришёл, он случайно сюда через забор перелетел. В дворовых проказах он всегда находил лазейки, чтобы выйти сухим из воды. Когда началась мода на турники, Саша вытянулся и стал выше меня. Мы соревновались в силе и ловкости, но он часто брал хитростью. Помню, как бабушка ставила на стол большую сковороду жареной картошки. Мы с Сашей тут же начинали делить её:
– Это моя половина! Не тронь! – кричал он.
– А это моя! – огрызался я. Доходило до толчков и драки, пока мама не вмешивалась своим строгим окриком. Но Саша был не только шустрым, он любил привлекать внимание. Однажды, в пятом классе, он устроил «фейерверк» на новогодней школьной вечеринке. Зима, Новый год, и вот его приводят домой под руки, со спущенными брюками. Он выглядел растерянным и виноватым, а первым делом закричал, сквозь слезы:
– Мама, только не ругайся! Оказалось, он смешал марганцовку с красным фосфором в одном кармане. Смесь воспламенилась, и брюки загорелись прямо на нём. Итог – ожоги ног и госпитализация в ожоговое отделение. Весь Новый год он провёл в больнице.
– Я просто хотел удивить всех… – говорил он, лежа на больничной койке. В этом весь Саша. Постоянно в поиске приключений на свою попу, жажде внимания. Он всегда проявлял смекалку в дворовых проказах. Да, он был не таким, как я. Может, поэтому мы всегда были на разных берегах одной реки, но всегда нас связывал и держал один мост – это наша мама. Школьные приключения брата не закончились на том случае с фейерверком. В восьмом классе произошёл ещё один инцидент, который на долгие годы остался у всех на слуху. Брат подрался с одноклассником, сыном завуча школы. Всё случилось в школьном туалете, который в те времена был местом "сборов" старшеклассников: кто-то курил, кто дурачился, а кто-то занимался разборками между собой. На перемене, в окружении более сильных и приблатненных друзей, брат решил выяснить отношения с одноклассником. Вспыхнула драка, и результат оказался плачевным: пострадавший отправился домой с разбитым лицом. Новость разнеслась по всей школе, и скандал достиг апогея. Это было не просто избиение – побили сына завуча, что добавило ситуации резонанса. Было решено созвать педсовет. Причём не просто педсовет, а расширенный – с участием всех учителей школы. Вопрос об исключении моего брата стоял остро.
– Тебе придётся идти, – сказала мама, лежа в больнице. Её голос был тихим и слабым. Я молча кивнул, понимая, что выбора нет. Мне, только окончившему восемь классов и учившемуся в училище, предстояло держать ответ за брата перед учителями моей бывшей школы. Педсовет оказался не местом для обсуждений, а настоящим судилищем. Пострадавший – сын завуча, а я – "тот, кто прикрывает хулигана". Учителя, забыв о педагогическом достоинстве, кричали, словно на базаре.
– Как вы можете оправдывать такое поведение?! – раздавался один голос.
– Ваша семья – плохой пример для других? – вторил другой. Я не выдержал. Поднявшись, я громко сказал:
– Вы учителя или базарные бабы? Если учителя, то ведите себя соответственно! В зале повисла тяжёлая тишина. Но это был лишь краткий миг перед очередной волной обвинений. Я пытался объяснить:
– Мы одни. Мама тяжело больна. Если вы исключите брата, это её просто убьёт! Но мои слова не тронули их сердец. Решение было однозначным: брата исключили. Ему выдали "волчий билет" – клеймо, которое фактически закрывало ему двери в другие школы. В тот момент я понял, что теряю веру в справедливость. Но судьба подкинула неожиданную поддержку. Моя бывшая классная руководительница, знавшая нашу семью, теперь была директором другой школы.
– Я заберу его к себе, – сказала она, выслушав меня. – Но ты же понимаешь, это шанс, он не должен его упустить. Брат окончил десять классов в её школе, и я был благодарен за этот шанс. Мы становились взрослыми. Каждый шаг, каждое решение формировало нашу жизнь. А вскоре пришло испытание, к которому мы не были готовы. Мы осиротели. Мне было девятнадцать, брату шестнадцать. После смерти мамы нам досталось небольшое наследство – сбережения, которые она откладывала "на чёрный день". Мы поделили деньги поровну. Я купил звуковой усилитель для эстрады – думал о будущем, о карьере. Брат же с друзьями отправился в Москву и вернулся с джинсовым костюмом, которым гордился, словно это была настоящая драгоценность. Смотрю на те события с высоты прожитых лет и понимаю: мы были молоды, растеряны, а рядом не было взрослых наставников, который подсказал бы, как поступить правильно. Но мы учились на своих ошибках, учились бороться за место в жизни. Окончив десятый класс, мой брат твёрдо решил посвятить себя военной карьере. Призывной возраст был не за горами, и, чтобы избежать службы в армии, он подал документы в высшее военно-командное училище. Брат всегда отличался усердием: он был круглым отличником с первого класса, а его фотография украшала школьную доску почёта. В отличие от меня, его аттестат был на высоте. Я, погружённый в заботы и хлопоты после смерти мамы, не имел возможности уделить брату должного внимания. Всё, что я знаю о тех событиях, услышал из его рассказов. Когда он после окончания школы подал документы в местное военное училище, его вызвали в военкомат для прохождения комиссии. Там внезапно пришла разнарядка: училище в городе на Неве искало абитуриентов из провинций. Брату предложили попробовать свои силы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов