Ивушкина Е. А., Мавлюдов И. Н.
История России
Введение
Исторические знания играют важную роль в подготовке будущей интеллигенции. Изучение прошлого, которое неразрывно связано с современностью, необходимо для понимания сложных и многообразных процессов, проходящих сегодня в обществе. Все исторические процессы взаимосвязаны и взаимозависимы и не могут быть отделены друг от друга.
Для студенчества, выбравшего негуманитарную специальность, очень важно изучение отечественной истории. Это дает возможность рассмотреть в исторической ретроспективе сложнейшие социальнополитические процессы, происходившие в нашем обществе; проанализировать альтернативность общественного развития; проследить эволюцию общественно-политической мысли; сформировать представление о месте и роли России в мировой цивилизации. Опираясь на конкретный исторический материал, студенты могут изучить разные формы правления, выдвинутые историей (демократия, диктатура и др.), феномен тоталитаризма в русской истории, а также разные способы перемен в обществе: революция и реформы.
В рамках дисциплины «Отечественная история» изучаются и такие проблемы как становление государственности на Руси, закономерности формирования политических институтов и политических течений. Без изучения этих проблем невозможно понять особенности и закономерности социально политического развития России. Вузовский курс является логичным продолжением школьного курса отечественной истории, позволяет осмыслить более крупные теоретические проблемы, самостоятельно проанализировать исторические процессы и приобрести опыт прогнозирования. Знание отечественной истории – одно из важнейших условий воспитания студенческой молодежи в духе патриотизма, глубокого понимания хода и перспектив мирового развития, событий внутри страны и за рубежом.
Основными формами изучения курса студентами-заочниками являются лекции, обсуждение основных тем на семинарских занятиях, а также самостоятельная работа над историческими источниками и литературой. Знания студентов будут глубокими и прочными, если они планомерно и систематически в течение всего учебного года будут работать над программным материалом. Каждый студент заочной формы обучения, обязан подготовить в течение семестра одну контрольную работу по заранее заданной теме. Объем такой работы не должен превышать 12-18 листов (т.е. равен объему школьной тетради) или 7-8 листов набранного на компьютере текста. Работа должна быть представлена в деканат своего факультета не позднее, чем за две недели до начала сессии. Особо приветствуются рукописные работы, выполненные студентами самостоятельно, т.к. в процессе их подготовки идет дополнительное усвоение материала.
В данном пособии мы постарались изложить основные требования, предъявляемые к написанию и оформлению контрольных работ.
Оформление титульного листа. На титульном листе (либо на обложке тетради) указывается тема контрольной работы, название дисциплины, ФИО автора, факультет, специальность, индивидуальный шифр (Приложение II). Без указания темы работы не проверяются. Студент должен хорошо знать, какую тему он раскрывает, и обозначить ее в самом начале работы.
После названия темы следует представить план и список литературы, полученные заранее на кафедре (список литературы может быть и в конце работы). Необходимо обстоятельно изучить не только материал, относящийся к теме, на которую пишется работа, но и предыдущий программный материал. Без этого невозможно полное освещение проблемы.
Содержание контрольной работы. Практика рецензирования контрольных работ показывает, что нередко изложение контрольной работы ведется вне связи с планом. Чаще всего это бывает тогда, когда студенты пользуются не указанной литературой, а случайно и наспех подобранными интернет-ресурсами. При изложении материала следует стремиться к тому, чтобы каждое теоретическое положение было обосновано и подкреплено историческими примерами.
Заключение. Контрольная работа должна носить законченный характер. Это означает, что в работе необходимо осветить все вопросы темы и сделать соответствующие выводы: во-первых, после раскрытия каждого вопроса, а также общие выводы по теме контрольной работы. При написании работы студент должен использовать литературу, рекомендованную в данном пособии. В большинстве своем она содержится в фондах библиотеки ПГСХА. Авторы пособия нашли целесообразным несколько расширить список рекомендуемой литературы, что поможет студентам глубже изучить курс отечественной истории.
Желаем успешной работы по изучению истории. Помните выражение древних: «Historia est magistra vitae»! («История есть наставница жизни»!).
Тема 1
Восточные славяне. Образование древнерусского государства
План1. Расселение славянских племен в IV-VI вв.
2. Восточные славяне в VI-IX вв.
3. Хозяйство древних славян. Основные системы земледелия.
4. Социально-политическая организация древних славян.
1. Раскрывая первый вопрос, следует прокомментировать первые сведения о славянах и их крупнейших политических образованиях. С кем соседствовали славянские племена, как складывались их отношения со степными народами? Назовите крупнейшие политические образования славян в VII-VIII вв. в южнорусских степях.
2. По второму вопросу необходимо обрисовать территорию, занимаемую восточными славянами, рассказать об их контактах с финно-угорскими и балтийскими племенами, что повлияло на образование русской национальности. Расскажите о возможных объяснениях термина «Русь».
3. Основу хозяйства древних славян составляло земледелие. Назовите основные системы земледелия, указав на их связь с природно-климатическими условиями. Как развивалось скотоводство и другие промыслы славян? Что из себя представлял великий торговый путь древности «из варяг в греки» и какое он имел значение для развития экономической, политической и культурной жизни восточных славян?
4. Социально-политическая организация восточных славян предопределялась как природно-климатическими условиями (суровый климат, невозможность выжить в одиночку), так и низким уровнем производительных сил, требовавших огромных затрат труда целого коллектива. Не случайно, русские крестьяне испокон веков имеют общинный менталитет. Что такое община, как она складывалась, какие имела формы собственности, как строились отношения с феодалами – это следует показать в работе.
Основные понятия и термины: системы земледелия: подсечно-огневая, перелог, яровые, озимые, пар. Орудия труда: топор, мотыга, соха, борона-суковатка, заступ, серп, цеп, каменная зернотерка, ручной жернов, соха, рало, деревянный плуг с железным лемехом; род, племя, община, государство.
Литература1. Данилов, А.А. Отечественная история / А.А. Данилов. – М.: Проект, 2003.
2. Ивушкина, Е.А. Курс лекций по отечественной истории / Е.А Ивушкина. – Пенза: РИО ПГСХА, 2004.
3. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
4. История России: Учебник для вузов / А.А. Чернобаев, И.С. Горелов, М.Н. Зуев и др. – М. 2001.
5. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров. – 5 изд. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.
Тема 2
Государство Киевская Русь (IX – начало XII в.)
План1. Раннефеодальная монархия – Киевская Русь. Государственное устройство.
2. Социально-экономический строй Киевской Руси (конец X – 1-я пол. XI вв.).
3. Принятие христианства, его роль в укреплении государства.
4. Период феодальной раздробленности. Любечский съезд.
1. В первом вопросе следует показать строение русского государства Киевская Русь, обращая внимание на то, что оно строилось по типу европейских государств, на принципах вассалитета. На структуру государства оказывала существенное влияние внутренняя и внешняя политика киевских князей, доходы которых росли от торговли, а защита границ от притязаний Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии требовали укрепления боярства и боярских дружин.
2. Характерным для Древней Руси было то, что в ней феодальный уклад существовал одновременно с рабством и первобытнопатриархальными отношениями. Раскрывая данный вопрос, следует отметить, что земля в те времена была главным средством производства. Необходимо разъяснить сущность различных форм организации производства (вотчина, община) и системы обложения (полюдье).
3. Укрепление древнерусского государства требовало введения монотеистической (единобожной) религии. В работе нужно пояснить, почему князь Владимир I (сам язычник) решает сделать христианство государственной религией? Как происходило крещение Руси, как это повлияло на объединение государства и укрепление власти князя? Раскройте значение принятия христианства в развитии древнерусской культуры, просвещения, нравственности.
4. Раздробленность в русских землях начинается после смерти князя Владимира I еще в начале XI в. В середине XI в. После смерти Ярослава Мудрого (который завещал своим наследниками жить в согласии), этот процесс пошел быстрее. Проанализируйте, в чем причины феодальной раздробленности (характерной, впрочем, и для Европы). В чем суть решений Любеческого съезда в 1097 г., созванного по инициативе Владимира Мономаха?
Основные понятия и термины: монотеизм, политеизм, уроки, погосты, десятина, вотчина, община, полюдье, смерды, холопы, челядь, закупы.
Литература1. Данилов, А.А. Отечественная история / А.А. Данилов. – М.: Проект, 2003.
2. Ивушкина, Е.А. Курс лекций по отечественной истории. / Е.А. Ивушкина. – Пенза: РИО ПГСХА, 2004.
3. История России: учебНИК / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
4. История России: Учебник для вузов / А.А. Чернобаев, И.С. Горелов, М.Н. Зуев и др. – М. 2001.
5. Русская история с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Ю. Дворниченко, Е.В. Ильин, Ю.В. Кривошеев, Ю.В. Тот. – СПб.: Лань, 2004.
Тема 3
Культура Древней Руси X-XIII в
План1. Принятие христианства – важная веха в истории древнерусской культуры.
2. Письменность и просвещение в Киевской Руси.
3. Жанры древнерусской литературы.
4. Развитие ремесел, зодчества, живописи, скульптуры на Руси в XI-XIII вв.
1. Принятие христианства явилось важной вехой в истории древнерусской культуры. Новая религия способствовала становлению и развитию феодального способа производства, укреплению государственности, международных отношений, заимствованию достижений мировой культуры. Проанализируйте первый письменный источник русского феодального права «Русскую Правду» Ярослава Мудрого. Какие нормы в этом своде законов были направлены на защиту частной собственности?
2. Раскрывая второй вопрос, покажите, какое влияние оказало принятие христианства на развитие письменности и письменной культуры, как оно способствовало распространению просвещения на Руси? Какие находки свидетельствуют о росте грамотности в древнерусском государстве?
3. Древнерусская литература была многожанровой. В работе следует раскрыть понятие каждого жанра, уделив при этом должное внимание устному народному творчеству. Приведите примеры древних литературных произведений, сказаний, былин. Как создавались и сохранялись книги, какое им придавалось значение?
4. Киевскую Русь, как известно, называли «страной городов». Город – это поселение ремесленников. Ремесло в Древней Руси не уступало западноевропейскому. В чем проявилось влияние Европы и Византии в архитектуре? Русские мастера добились значительных успехов в живописи и скульптуре. Расскажите, как украшались стены храмов, что такое фрески, иконы, мозаика? Назовите имена известных мастеров: ремесленников, иконописцев, архитекторов.
Основные понятия и термины: пергамент, летопись, жития, поучения, слова, былины, кольчуга, фреска, икона.
Литература1. Ивушкина, Е.А. Курс лекций по отечественной истории. / Е.А. Ивушкина. – Пенза: РИО ПГСХА, 2004.
2. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
3. Мунчаев, Ш.М. История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: Норма, 2005.
4. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров. – 5 изд. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.
5. Порохня, В.С. Россия в мировой истории / В.С. Порохня. – М.: Логос, 2003.
6. Русская история с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Ю. Дворниченко, Е.В. Ильин, Ю.В. Кривошеев, Ю.В. Тот. – СПб.: Лань, 2004.
Тема 4
Монголо-татарское иго на Руси в XIII-XV вв
План1. Монгольские завоевания в начале XIII в.
2. Битва на реке Калке.
3. Распространение монголо-татарского ига на Руси.
4. Русские земли и Золотая Орда.
1. В начале изложения необходимо рассказать об образовании Монгольского государства, правлении Чингисхана. В чем преимущества монгольского войска, сумевшего захватить огромные территории Средней Азии и дойти до Европы? Каковы причины набегов монголов на Русь?
2. Опишите первое столкновение половцев вместе с русскими против монголо-татар в 1223 г. на р. Калке? Почему им не удалось отразить нападение захватчиков?
3. В этом вопросе расскажите о масштабах монгольских завоеваний русских земель. Важно подчеркнуть, что русское население вело постоянную борьбу с захватчиками, но предшествующая этим событиям феодальная раздробленность, разобщенность русских князей позволили монголам завоевать Рязань, Владимир, Москву, Киев и другие города Древней Руси. Приведите примеры подвигов русских воинов в крупных битвах с монголо-татарами (Куликовской, защите Смоленска и др.).
4. Анализируя монголо-татарское иго на Руси, следует отметить, что русское государство не вошло административно в состав Золотой Орды. Раскройте суть его вассальной зависимости от монголов. В чем проявилась гибкость политики отдельных русских князей в отношениях с монголами? Раскройте завершающий этап монголотатарского ига. Как повлияло монголо-татарское иго, длившееся более двух веков на дальнейшее развитие России?
Основные понятия и термины: ярлык, сарай, улус, наместник-баскак, выход.
Литература1. Горский, А.А. Москва и Орда / А.А. Горский. – М., 2000.
2. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
3. История России: Учебник для вузов / А.А. Чернобаев, И.С. Горелов, М.Н. Зуев и др. – М. 2001.
4. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров. – 5 изд. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.
5. Порохня, В.С. Россия в мировой истории / В.С. Порохня. – М.: Логос, 2003.
6. Русская история с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Ю. Дворниченко, Е.В. Ильин, Ю.В. Кривошеев, Ю.В. Тот. – СПб.: Лань, 2004.
Тема 5
Борьба с агрессией крестоносцев
План1. Рыцарские ордена.
2. Невская битва. Князь Александр Невский.
3. Ледовое побоище.
1. В данном вопросе следует показать, что в Прибалтике шел процесс разложения первобытнообщинного строя и складывания раннеклассового общества и государственности. Вторжение немецких войск в земли прибалтийских славян началось еще в X-XI вв. Основная его цель заключалась в обращении языческих народов в католицизм. В X-XII вв. немецким феодалам удалось завоевать земли полабских и поморских славян. Поясните в работе, в чем истинные причины такого интереса немецких завоевателей к землям восточных славян? С какой целью был создан Орден меченосцев? Когда и где был создан Тевтонский орден? Какова цель их объединения и образования Ливонского ордена?
2. Во втором вопросе следует особо подчеркнуть, что положение Руси в первой половине XIII в. значительно осложнялось тем, что она оказалась «между двух жерновов»: с юго-востока на нее обрушились полчища монголо-татар, а на северо-западе наступали шведы и крестоносцы. Опишите Невскую битву и подвиг князя Александра Ярославича, прозванного в народе Невским.
3. В работе необходимо проанализировать причины рыцарской экспансии летом 1240 г. Какие процессы происходили во внутренней политике Новгорода и Пскова? Какие победы Александра Невского предшествовали Ледовому побоищу? Опишите решающую битву на льду Чудского озера под Псковом, показав ее значение в ослаблении военной мощи Ливонского ордена.
Основные понятия и термины: канонизация, рыцарский орден, крестоносцы, фланги.
Литература1. История Отечества. Учебное пособие / Автор и сост. Кузнецов И.Н. – М., 2001.
2. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Геогиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
3. Мунчаев, Ш.М. История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: Норма, 2005.
4. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров. – 5 изд. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.
Тема 6
Социально-политические изменения в русских землях в XV – начале XVI вв
План1. Объединение земель северо-восточной Руси. Иван III.
2. Присоединение Новгорода и Пскова к Москве.
3. Централизация власти. Судебник Ивана III.
4. Русская церковь в конце XV – начале XVI вв. Ереси стригольников, жидовствующих.
1. Процесс образования Российского централизованного государства по хронологии совпадал с большинством европейских стран, однако влияние внешнего фактора, постоянной необходимости борьбы с завоевателями, особенно с Золотой Ордой и крестоносцами было значительным. Проследите процесс формирования общегосударственных органов управления страной при Иване III.
2. Коротко расскажите о Новгородской боярской республике в начале XV в. независимой от московского князя. В чем суть реформы посаднического управления Василия Темного? Чем закончилось сражение на р. Шелонь? Как проходило присоединение Иваном III Новгорода в 1478 г. и какое это имело значение для формирования Российского государства?
В работе следует отметить гибкую политику московских князей, в частности, Ивана III, сумевших использовать противоречия между монгольскими ханами и окончательно свергнуть золотоордынское иго. В чем суть «великого стояния» на реке Угре московских и золотоордынских войск во главе с ханом Ахматом в 1480 г.?
3. В третьем вопросе следует раскрыть процесс формирования централизованного аппарата управления в Российском государстве. Что означало «обояривание князей», в чем суть местничества? Какова структура нового аппарата власти в конце XV в.? В каких положениях Судебника Ивана III 1497 г. отразилась централизация власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны?
4. Раскрывая роль русской православной церкви в объединительных процессах, следует отметить, что в ней самой шла внутрицерковная борьба, связанная с появлением ересей (инакомыслия). В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. В чем суть их взглядов? В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих. Какова позиция воинствующих церковников во главе с Иосифом Волоцким и его последователей «иосифлян»? Объясните, почему Иван III на церковном соборе в 1502 г. поддержал иосифлян?
Основные понятия и термины:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги