Книга Северный Иерусалим (Вильно) на уникальных цветных снимках. Часть первая - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Северный Иерусалим (Вильно) на уникальных цветных снимках. Часть первая
Северный Иерусалим (Вильно) на уникальных цветных снимках. Часть первая
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Северный Иерусалим (Вильно) на уникальных цветных снимках. Часть первая

Северный Иерусалим (Вильно) на уникальных цветных снимках

Часть первая


Маргарита Акулич

Составитель Маргарита Акулич


© Маргарита Акулич, 2020


ISBN 978-5-0051-1959-9 (т. 1)

ISBN 978-5-0051-1958-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

1895. Вильнюс (Северный Иерусалим). Источник: http://www.archyvai.lt/images/5907/13106. Источник: jpg. https://pastvu.com/p/217787


Книга содержит большое количество уникальных цветных (покрашенных) старинных снимков Северного Иерусалима (еврейского Вильно, Вильнюса). Немного пересказано о его истории, приведены общие сведения, пересказано об Элияху бен Шломо Залмане и Цемахе Йоселевиче (Тимофее Осиповиче) Шабаде.

Данная книга с цветными снимками, к сожалению, лишь в электронном виде. В бумажном исполнении снимки будут черно-белыми.

Предлагаемая книга имеет образовательный и культурный характер.


Исторические фото Вильнюса. Источник: https://www.lzb.lt/ru/page/145/?alt_id=5NS56m


В первой части книги содержатся следующие главы:

I Обще понятия и лаконичная история

II Жизнь в еврейском квартале Вильно (до Холокоста)

III Синагоги Вильно

IV Еврейские кладбища

V Элияху бен Шломо Залман (Виленский Гаон)

VI Цемах Йоселевич (Тимофей Осипович) Шабад

I Обще понятия и лаконичная история

Вильно. 1925 – 1930. Еврейская улица в шабат. Источник:https://humus.livejournal.com/6181666.html

1.1 Почему Северный Иерусалим? Под российской властью

И может быть город

Стал еще краше – Ведь он был отстроен заново. Но нет Литовского Иерусалима. И никогда больше не будет. Аба Ковнер


Еврейский Вильно, старое фото. Старая синагога


Почему Северный Иерусалим?

Поскольку некоторые города в мире четко связываются с евреями, с их проживанием, верой, традициями, историей, имеет место сравнение данных городов с городом Иерусалимом. Одним из таких городов является Майами, нередко именуемый Американским Иерусалимом. А Вильно (ныне Вильнюс) зачастую называют Северным Иерусалимом из-за его высокой значимости для евреев и некоторой схожести с городом Иерусалимом.

Роль Вильнюса в истории европейского еврейства, безусловно, огромна. А этапы развития были следующие: вначале постепенный расцвет и рост влияния, а после – погромы, гетто и советский антисемитизм.

Появление евреев в рассматриваемом городе произошло в четырнадцатом столетии. Год 1326-й явился годом строительства гостиного двора. Год 1483-й – год открытия еврейского кладбища. Год 1573-й ознаменовался началом возведения Большой синагоги, которая позднее превратилась в центр еврейского квартала.

Конец шестнадцатого столетия. Это было время образования в городе еврейской общины.


Фото. Дети. Еврейская община. Вильнюс (Вильна). Литва. 1920 -е.


Год 1593-й. Это был год получения евреями привилегии короля Зигмунда Вазы, дававшей позволение заниматься торговлей и покупать дома, а не только брать их в аренду. Иудеям было дано право владеть своими молельными домами, кладбищами, банями и мясными лавками. Как раз в данное время Вильно (Вильнюс) стали называть Европейским или Северным Иерусалимом.

Уместно привести легенду, в определенной мере объясняющую появление этого наименования. Было время, когда количество проживавших в городе евреев, которые знали наизусть весь Талмуд, равнялось трехсот тридцати К периоду восемнадцатого столетия Вильнюс стал мировым центром талмудической учености. Именно в нем происходило проживание великого законоучителя того времени рабби Элиягу бен Шломо-Залмана, звавшегося еще Виленским Гаоном (гением).


Еврейские корни. Портал по еврейской генеалогии. Вильно. Источник: https://www.j-roots.info/index.php?


Под российской властью

Год 1793-й явился годом, когда Литва подпала под власть России. В данное время литовские евреи по условиям жизни были в более выигрышном положении в сравнении с их единоверцами в самой Российской империи. Литву причислили к территории, входящей в черту оседлости. Здесь происходило прекрасное развитие еврейской культуры, причем на законных основаниях. К промеру, печатные прессы, предназначавшиеся для издания еврейской литературы, были не под запретом лишь в Вильнюсе и Киеве.

1.2 Начало двадцатого столетия. До войны. Период массового уничтожения евреев

1940. Вильно. Торговцы еврейского квартала. Источник: https://humus.livejournal.com/6193742.html


Начало двадцатого столетия

Год 1918-й. Это был год восстановления в Литве независимости. В межвоенном периоде литовской истории местное еврейство процветало, данный временной период был для него, можно сказать, золотым. Доля иудеев в общей численности населения равнялась примерно пятидесяти процентам. И даже имелась в тогдашнем правительстве должность министра по еврейским делам.

Год 1925-й оказался годом основания в городе еврейского научного института, членами его правления являлись, в том числе, такие известные личности, как Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд.

До войны


Вильнюс, Литва. Спектакль «Голем» на сцене местного театра. Источник: https://www.yadvashem.org/ru/education/projects/phoenix/holocaust


Вильнюс, Литва, 24/12/1932. Члены молодежного движения «Бейтар». Источник: https://www.yadvashem.org/ru/education/projects/phoenix/holocaust


О довоенном периоде рассказано в публикации «Евреи Вильнюса во время Второй мировой войны» [5]:

«В период между двумя мировыми войнами, несмотря на то, что включение Вильнюса в состав Польши в 1920 году негативно сказалось на его экономике, город являлся международным центром еврейской общественной и культурной жизни на языке идиш. Расцветала и политическая деятельность. Так, например, широкий размах приняла сионистская активность. В 1919 году в городе было создано халуцианское движение, в котором молодые люди проходили подготовку к сельхозяйственному труду в Палестине. В 1920 году в Вильнюсе было создано молодежное движение „Ха-шомер ха-цаир“, а в 1925-м – молодежное ревизионистское движение „Бейтар“. Чрезвычайной популярностью среди евреев пользовалась социалистическая антисионистская партия „Бунд“ – как в силу того, что многие разделяли ее политические взгляды, так и благодаря популярности культуры на идиш. Так, „Бунд“ создал в Вильнюсе „Центральный комитет образования“, координирующий деятельность сети школ на идиш, и занимался организацией множества культурных мероприятий для детей и молодежи. О том, насколько развитой была еврейская культурная жизнь в Вильнюсе, говорит тот факт, что до 1940 года в городе издавалось около тридцати газет на идиш. Главные из них – „Ди Цайт“, „Вильнер Тог“, „Овнткурьер“, „Вильнер радио“ – конкурировали с крупнейшими варшавскими газетами. В этот период в Вильнюсе существовали начальные, средние и ремесленные школы, а также педагогические институты с преподаванием на идиш и иврите. Следует отметить, что с ходом времени интерес к ивриту в еврейском обществе снижался, в то время как культура на идиш переживала ренессанс. В театрах практически все постановки были на идиш. Особенно прославился театр „Вильнер труппе“, он много гастролировал и завоевал мировую славу. Литературный круг того времени дал еврейскому миру таких писателей и поэтов как Моше Кульбак, Авраам Суцкевер, Хаим Граде, Шмерке Качергинский и другие. Молодые таланты создали кружок „Юнг Вильне“ – литературный салон вильнюсской богемы. Кульминацией развития культуры на идиш в Вильнюсе стало создание в 1925 году Научного еврейского института – „Идишер висеншафтлихтер институт“ („ИВО“). О необходимости создания такого научного центра шла речь на встрече между еврейскими учеными и общественными деятелями, состоявшейся в 1925 году в Берлине. Интересно, что институт был основан в Вильнюсе, а не в таких крупных городах как Варшава, Берлин, Париж или Нью-Йорк, поблизости от больших университетов и библиотек. Особенность положения Вильнюса в межвоенный период состояла в том, что в нем проживала относительно большая община с исключительной историей многовекового разностороннего творчества. Она представляла собой сплав „старого“ и „нового“ в жизни еврейского народа. Одно имя „Литовский Иерусалим“ вызывало живой отклик в сердцах еврейских писателей и читателей. В „ИВО“ были открыты факультеты филологии, истории, экономики и педагогики. При нем действовали архив, библиотека и музей. В отличие от других научных институтов, занимающихся иудаизмом, основатели „ИВО“ подчеркивали, что его научная задача заключается не только в исследовании прошлого, но и в формировании настоящего и будущего».

Период массового уничтожения евреев Вильнюса


Вильнюс, Литва. Людная улица в гетто. Евреи Вильнюса во время Второй мировой войны. Источник: https://www.yadvashem.org/ru/education/projects/phoenix/holocaust/


Был у Северного Иерусалима период расцвета, однако он резким образом сменился периодом геноцида евреев и их жесточайшего массового уничтожения. Двадцать четвертого июня 1941-го года имело место вступление в Вильнюс немецких войск, это был 3-й день нападения нацистской Германии на Союз ССР. Сразу же, еще до образования гетто нацистами были уничтожены примерно тридцать тыс. проживавших в городе представителей еврейства.

Сентябрь месяц 1941-го года явился временем создания еврейского гетто (всего были созданы гетто в количестве 2-х). В одно из них (его называли «большим») было помещено тридцать тыс. чел. В другом («малом») нацисты заключили десять тыс. чел.

Октябрь месяц 1941-го года. Это было время уничтожения «малого» гетто.

Конец сентября 1943-го года. Это было время окончательного уничтожения «большого» гетто. Часть узников была подвергнута расстрелу в Паняряй, часть была отправлена в концентрационные лагеря в Эстонии, а еще часть оказалась в лагерях смерти, находившихся в Польше. Всего в период 1941-го—1944-го г.г. было уничтожено девяносто четыре процента населявших Литву евреев.

1.3 В наши дни. Музеи города, посвященные евреям и памяти жертв Холокоста. Еврейская жизнь в Вильнюсе сегодня

В наши дни. Музеи города, посвященные евреям и памяти жертв Холокоста


Музей истории Холокоста евреев Литвы в Вильнюсе («Зеленый дом»). Современное фото. Источник: http://z.berkovich-zametki.com/y2019/nomer4/smilovicky/


В наши дни в центральной части Старого города располагаются средневековые узенькие улочки бывшего еврейского квартала, хранящие память о еврейском гетто и населявших его обреченных на гибель людях. Если вы посмотрите на перекинутые через улицу от одного здания к другому поперечные странного вида арки, вы можете заметить сходство с Иерусалимом. На некоторых из домов имеются надписи на идише, они едва различимые, полустертые. В данном квартале война не разрушила многие здания, они сохранились практически в первозданном виде. К примеру, сохранился милый домик, в котором размещался театр вильнюсского гетто, сегодня здесь размещен театр кукол под названием «Леле». Приехав в город, вы увидите мемориальную доску в виде карты гетто, она вам поведает, на каких именно улицах оно располагалось.

В бывшем еврейском квартале Вильно стоит неброской зеленой расцветки дом, он двухэтажный, старый и внешне не особо примечательный. Многие из жителей нынешнего Вильнюса даже понятия о нем не имеют, а это на самом деле Музей истории Холокоста евреев Литвы. Здесь хранятся документы и снимки, говорящие о трагедии литовских евреев, а также о людях, спасавших евреев от ужасной смерти. Перед музеем обеспечена установка памятника Тиунэ Сугихаре, которому присвоили звание Праведника народов мира. Он являлся японским дипломатом, вице-консулом Японской империи в Каунасе, сумевшим помочь более чем шести тысячам евреев из Литвы и Польши уцелеть, не погибнуть. Им выдавались визы, благодаря которым они выезжали на Дальний Восток через территорию Союза ССР.

В Вильнюсе в подвальном помещении Еврейского культурно-информационного центра находится еще один посвященный Холокосту уникальный музей. Его здание восстановили, используя чертежи стоявшего на данном месте еврейского дома, разрушенного во время 2-й мировой войны. Это был дом, располагавшийся на территории гетто.


Еврейское гетто в Вильнюсе. Источник: https://humus.livejournal.com/6181666.html


Евреи пытались спасаться от преследований нацистов-захватчиков. Они прятались в укрытиях, которыми служили душные, тесные, темные подвалы, называвшиеся «малинами» (название, производное от слова «малон», если перевести с иврита, оно означает место для ночлега, гостиницу). Вначале «малины» были весьма примитивными, но позднее их совершенствовали, превращая в настоящие подземные жилища.

Когда нацисты ликвидировали гетто, они практиковали взрывы домов. Огромное количество скрывавшихся в подвалах евреев были похоронены заживо. В память об этих безвинно убитых людях открыта единственная в своем роде экспозиция «малина». Воссоздание интерьера укрытия помогло показать бытовые условия прятавшихся от смерти людей.

В музее читаются лекции о Катастрофе. Его посещают школьники.


«Еврейский музей имени Виленского гаона». Еврейский музей в Вильнюсе. Современное фото. Источник: https://yandex.by/collections/card/5b8b8c7f4819460087ce7c0c/


В Вильнюсе есть Еврейский музей имени Виленского Гаона. За период двадцатого столетия 3 раза делались попытки создания музея еврейской культуры в гор. Вильнюсе. Открытие первого музея, проработавшего до начала 2-й мировой войны произошло в 1913-м году. Когда шла война, нацистами были уничтожены многие его ценнейшие предметы искусства., а также в огромном количестве старые книги.

Год 1944-й явился годом создания музея вновь, была поставлена цель возрождения еврейской культуры и сохранения памяти о погибших в период Катастрофы евреях. Однако в 1949-м году антисемитски настроенные советские власти пошли на его закрытие и распределение коллекции между иными литовскими музеями и архивами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги