Еврейские штетлы (местечки) на уникальных цветных снимках
Часть вторая
Маргарита Акулич
© Маргарита Акулич, 2020
ISBN 978-5-0051-1122-7 (т. 2)
ISBN 978-5-0051-0918-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
«В окошке нашем догорает свечка.И пусть давно всё в запустенье тут.Мы родом из еврейского местечка Оттуда наши корни душ растут».(Автор – Адольф Берлин)Штетл Лида. Беларусь. Источник: http://lidanews.by/news/grodzenskay-voblastsi-75/14547news.html
Возникновение этно-географического понятия «штетл» (означающего на идише «городок»), произошло в Восточной Европе в пятнадцатом – шестнадцатом столетиях, чтобы исчезнуть к середине двадцатого столетия, оказавшись поглощенным вместе с населявшими его евреями беспощадным Холокостом.
Многие полагают, что данное понятие служило для обозначения небольшого по размерам поселения городского типа, где по численности превалировало еврейское население. Однако в некоторых «штетлах» евреи могли численно преобладать над другими этносами, в других – быть в меньшинстве, но это мало меняло их роль и функции. Кроме того, понятие «штетл» определяет, прежде всего, не население (его количество), не размер территории поселения, а специфический и вовсе уникальный строй, а также особенности проживавших на данной территории представителей еврейства, во многом изолированных от внешнего мира, придерживавшихся своих традиций, а также (безусловно) своих законов. Штетл отличался своей особенной культурой, имеющей огромное значение с точки зрения рассмотрения его как культурного феномена Восточной Европы (и одновременно феномена своеобразной идиш-культуры).
Штетлы нередко связываются со стремлением правителей обеспечения оживления существовавших до их появления принадлежавших литовским аристократам поселениях. В Великом Княжестве Литовском было принято приглашать евреев (даже целые еврейские общины), чтобы они содействовали улучшению экономики в существовавших поселениях. Ведь всем было известно о высокой предприимчивости евреев, их умениях быть прекрасными торговцами, коммерсантами и ремесленниками.
Еврейские поселенцы зачастую являлись прибывшими из крупных западноевропейских общин и больших городов людьми, которые находили в штетлах ощущение большей защищенности от погромов и лучшее применение своим многочисленным умениям и способностям.
Время шло. Многие штетлы оказались в составе России, где чиновниками присваивался статус местечка (по сути, штетла, городка) селам, если в них проходили ярмарки и проживали евреи. В период семнадцатого – восемнадцатого столетий происходило продолжение переселения в них евреев, где уже еврейская община являлась консолидирующим началом, и именно ее значение было определяющим, даже если небольшой городок становился более крупным.
Понятие «штетл» вмещает в себя широчайший пласт богатейшей еврейской культуры. В штетле соблюдались свои традиции, люди придерживались законов ортодоксального иудаизма, законов Галахи, он отличался своим образом жизни, базировавшемся как на традиционных еврейских ценностях (на «идишкайте»), так и на гуманности (на «меншлихкайте»).
Проживание евреев в штетлах продолжалось до Второй мировой войны, во время которой почти все они погибли. Однако не хотелось бы, чтобы угасла память о них. Поэтому я поискала по интернету и нашла разные фотографии штетлов. Затем я сгруппировала фотографии по темам и сделала своеобразный альбом. Фотографии я покрасила, чтобы их оживить. Но, к сожалению, цветные снимки – лишь в электронном варианте предлагаемой книги. В печатном варианте снимки черно-белые.
Представленные в книге снимки – всего лишь малая часть существующих, но они все же дают некоторое представление о существовавших некогда мирах, утраченных еврейских мирах из-за гибели евреев, а также по причине отъезда части из них в другие места и страны.
Вторая часть предлагаемой книги-альбома включает следующие темы:
I Еврейские семьи в штетлах на старинных снимках.
II Еврейские праздники в штетлах на старинных снимках.
III Еврейские свадебные старинные снимки
IV Пуримы, пуримшпили и другие любительские спектакли в штетлах на старинных снимках
V Еврейские дети в штетлах на старинных снимках
VI Еврейское образование в штетлах на старинных снимках
Книга имеет образовательный и культурный характер.
I Еврейские семьи в штетлах на старинных снимках
Фото еврейской семьи до революции. Еврейская семья. Авторство снимка приписывается С. Юдовину. Место и дата съемки: Подолье, 1910-е. Источник: Собрание Г. А. Максимовой. Источник: https://blog-house.pro/hatul-madan/istorija-rossii-v-fotografijah/
Еврейская семья. Житомир. 1905. «Во время Пасхи 1905 начались волнения в городе с поощрения властей. Еврейская молодежь, сионистские и социалистические организации организовали самооборону и сражались с мятежниками. Около 15 правозащитников были убиты, среди них русский студент Н. Блинов. Кроме того, десять молодых евреев из местечка Чуднов, хотели помочь евреям в Житомире и были убиты по пути в Житомир. Иосиф и Эстер Freedland смогли предвидеть, что будущего у них здесь не будет. Они иммигрировали в Соединенные Штаты до начала еврейских погромов». Источник: https://www.etoretro.ru/pic11089.htm
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-klassnih-chasov-po-teme-semeynie-cennosti-klassi-498933.html
Город Мозырь (Беларусь). Начало 20 века. Источник: https://mozyrxxvek.blogspot.com/2013/10/blog-post_29.html?m=0
Еврейская семья. Шаргород. Источник: https://msk.jevents.ru/2018/mini-kurs-sotsialnaya-struktura-evrejskogo-mestechka/
Фотография предоставлена Компанией по розыску и возвращению имущества погибших в Холокосте. Еврейская семья, 19 век. Источник: http://evreimir.com/89168/neozhidannoe-nasledstvo-ot-dedushki-mo/
Еврейская семья. 1918—1929 года. Источник: https://auction.ru/offer/starinnoe_foto_semja_evrei-i5540569935.html
«Большая семья Софьи Гоноровской – члена комитета реховотской ветеранской организации – до войны жила в еврейском местечке Песчанка. Осенью 1941 года евреи Песчанки были угнаны в концлагеря и гетто. Многие были расстреляны. А главу большой семьи Абрама Гробокопателя немцы сожгли заживо. Сыновья смертью храбрых пали в боях с фашистским врагом. В живых остались двое: вернувшийся с войны на пепелища своего родного местечка Григорий и его сестра Соня (Софья Гоноровская). Она и сохранила с 1933 года самое святое, что у неё осталось – семейную фотографию». Источник: https://infoportal.co.il/iportal/Our_Projects/FamilyFate/Pages/E_Our
«Одно из многих еврейских местечек на Украине – Демидовка, в которой до войны жила большая семья Переца и Янты Лейтеров. Судьба не пощадила их. Как и многие еврейские семьи, почти все они были уничтожены фашистами. В живых остался младший сын Лейтеров – Изя, бежавший от гибели по настоянию мамы и бабушки, успевший повоевать и встретить Победу в Кенигсберге. Сорок лет он прожил в Израиле, посвятив себя исследовательской работе в институте Вайцмана в Реховоте. В память о погибших в Демидовке стоит мемориал, на котором высечены имена всех погибших. Сколько таких местечек с их обитателями – многодетными еврейскими семьями поглотила ненавистная война!». Источник: https://infoportal.co.il/iportal/Our_Projects/FamilyFate/P_Our_
Маркус и Лотти Фри с двумя детьми. Новы-Сонч, Польша, 1905 г. Польские евреи. Источник: http://www.museumoffamilyhistory.com/pfh.nowy-sacz-frey.htm
Семья Боруха Гельфанда. Червень, 1924 г. (Беларусь). «Фотография сделана в 1924-м году в городе, который, к этому времени, уже несколько месяцев как сменил свое пятивековое имя Игумен, раздражавшее новую власть, на Червень, которое носит и поныне. На фотографии многодетная еврейская семья в полном составе и при полном параде. Фотография постановочная, как было принято в то время. К сожалению, неизвестно, какой фотограф ее сделал, но выбор в то время был невелик. Либо фотомастерская Н. А. Фридлянда, либо Лазаря Рытова, все известные игуменские фотографии, с начала века и до Великой Отечественной войны, сделаны там, что подтверждают имеющиеся на обороте штампы. Сделана фотография на улице, на фоне бревенчатой стены, которую прикрыли большим холстом с изображением добротного дома, стоящего на берегу озера в окружении высоких деревьев. Правда, семья настолько большая, что с обеих сторон холста выступают бревна. Для пущей важности с правой стороны добавлен небольшой круглый столик, прикрытый кружевной скатертью. Фотография была сделана не просто для того, чтобы запечатлеть семью в определенный период ее жизни. Этот снимок собирались отослать американским родственникам, поэтому и фотограф, и снимающиеся очень хотели, чтобы все выглядело прилично. В центре фотографии сидит глава семьи, и в то время, по сути, единственный кормилец, кузнец Борух Гельфанд. Он происходил из семьи потомственных еврейских кузнецов, издавна проживающих на Игуменщине. С детства помогал в кузне отцу-кузнецу. В семье его отца было 17 братьев. Некоторые умерли в младенчестве, несколько братьев иммигрировали в Америку в начале века, некоторые погибли в Первую Мировую, но те, что остались в Белоруссии и на Украине, стали кузнецами. Фотографию у местного фотографа сделали специально, чтобы выслать в Нью-Йорк, одному из братьев Боруха, который накануне прислал из Америки снимок своей семьи». Ирина Вабищевич. Источник: http://shtetle.com/shtetls_minsk/cherven/history_photo.html?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги