Моя профессия – репетитор
Анна Георгиевна Малкова
От автора
Найти работу по душе, полезную людям, приносящую вам радость и достойные деньги. Стать незаменимым специалистом, способным помочь, когда официальная система уже бессильна. Достичь финансовой независимости и самому быть хозяином своего времени – возможно ли все это?
Да, возможно. Есть много путей, и один из них – профессия репетитора: престижная, высокооплачиваемая и надежная, независимо от экономической ситуации. Если вы любите учить и готовы учиться сами, если вы чувствуете радость, помогая другому стать более знающим, умелым, успешным в жизни, – значит, эта книга для вас.
Эта книга – первый учебник для репетиторов. Прочитав ее, вы поймете, как совместить удовольствие от любимой работы, свободный график и высокий доход. Узнаете, что такое «сложный ученик», из чего состоят репетиторские будни и что такое «нестандартные ситуации». Сможете структурировать те составляющие мастерства, которыми до сих пор пользовались интуитивно. И в результате – достигнете еще большего профессионального успеха.
Начинающий репетитор найдет в ней множество рекомендаций по всем аспектам профессиональной деятельности – планированию, переговорам с клиентом, ведению занятий и особенностям психологии подростков,
Опытный специалист – темы для размышлений, ведущих к еще более высокому уровню мастерства, – а также увлекательные истории из нашей практики.
Родители, которые по праву хотят, чтобы их дети получили качественное образование, и потому обращаются к нам, – смогут лучше понять сущность репетиторской работы.
Обычная школа не гарантирует выпускнику по-настоящему ценных знаний. Нередко она оказывается местом, где ребенок или подросток просто проводит время в обществе своих сверстников. Непонимание накапливается, а вместе с ним растет скука и неверие в свои силы. И тогда на помощь приходим мы – опытные репетиторы. Мы не только даем детям знания, но и учим их достигать успеха. В нашей профессии тоже есть свои секреты, и я готова ими поделиться.
По официальным данным ФИПИ, количество учеников, получивших на ЕГЭ по математике неудовлетворительную оценку, в 2015 году составляло 21 процент от общего числа сдававших экзамен.
Иногда я думаю о том, как чувствуют себя эти выпускники, не сдавшие экзамен. Как это изнутри – быть двоечником, считаться отстающим, понимать, что есть что-то, доступное другим и фатально недостижимое для тебя? По выражению лица, по осанке и интонациям я безошибочно угадываю этих «отстающих», потерявших веру в себя. И как же это бывает трудно – вернуть им нормальную самооценку и уверенность!
Хороший репетитор не отсиживает часы – он работает на результат. Репетитора не проведешь! Он не принимает объяснений вроде «потерял домашнее задание в лифте» или «трамвай сломался». Репетитор более чутко, чем школа, реагирует на все изменения. Он представляет собой альтернативу системе официального образования, работая быстрее и качественнее. Например, на математику в школе тратится больше тысячи учебных часов – а опытному репетитору понадобится на весь курс порядка сотни.
Мы несем ученикам не только знания – но и любовь к математике, химии и английскому. Несем контрабандой! Ни в одном учебном заведении пока не выдают диплом репетитора. Но это не означает, что репетитор может обойтись без специальных знаний. Мало прекрасно владеть своим предметом – нужно уметь передавать знания в понятной и увлекательной форме. Мало быть замечательным педагогом и тонким психологом – иногда нужно вовремя напомнить «забывчивому» родителю об оплате за урок. И поэтому репетитору приходится быть многогранным, как алмаз, специалистом: педагогом, психологом, а также – простите! – умелым продавцом.
Я начала преподавать раньше, чем получила диплом Физтеха. Для меня это настоящая работа-любовь. В течение полутора лет я вела стартовый тренинг для преподавателей компании «Ваш репетитор». С 2009 года – директор Образовательной компании «ЕГЭ-Студия». Мы занимаемся подготовкой к ЕГЭ по всем предметам на максимальные баллы. Работаем в различных форматах: мини-группы, тренинги, интенсивы. И как только у меня появляется иллюзия, что я знаю о репетиторской работе всё, – откуда ни возьмись приходит новый и непохожий на других ученик, снова заставляющий меня думать, искать новые решения и вообще расти.
Смайлики в книге я ставлю осознанно, как типографский знак улыбки. Потому что мне нравится улыбаться. И потому что, раз уж взялся учить других, тебе не следует быть излишне серьезным. :– )
Автор книги – репетитор-профессионал с опытом работы более 20 лет, создатель методики подготовки к ЕГЭ по математике, Полного курса подготовки к ЕГЭ по математике на 100 баллов (книга и видеокурс), проекта «Школа репетиторов», руководитель Образовательной компании «ЕГЭ-Студия» Анна Георгиевна Малкова.
Предисловие к электронной версии и отзывы читателей
Я написала книгу «Моя профессия – репетитор» несколько лет назад. За эти годы я получила сотни письма от своих читателей из разных городов России и других стран. Одни, прочитав, смогли отбросить сомнения и стать репетиторами. Другим книга помогла структурировать свой опыт. Многих репетиторов моя книга привела к мощному карьерному взлету.
Вот несколько отзывов тех, кто в свое время прочитал книгу «Моя профессия – репетитор». Все они – успешные люди, ведущие специалисты в своей области, владельцы собственных учебных центров и образовательных сайтов.
…Анна, я прочитал вашу книгу «Моя профессия – репетитор» на одном дыхании. Каждая строчка очень близка и понятна. Спасибо :– )
Юрий Спивак, руководитель школы «Хочу знать»
Мой карьерный взлет начался с прочтения книги Анны Малковой «Моя профессия – репетитор». До этого репетиторство и преподавание было для меня скорее увлечением. Книга помогла мне разложить мой опыт по полочкам и начать действовать с новой энергией, с более профессиональным подходом.
Книга читается очень легко, познавательно. Автор не поскупился на примеры из собственной репетиторской практики.
Вместе с тем, данная книга является реальным путеводителем для начинающего и не очень репетитора. Рекомендую книгу всем, кто хочет связать свою деятельность с такой увлекательной и интересной профессией, как репетитор.
Роман Анатольевич Саромсоков, профессиональный репетитор по экономике, кандидат экономических наук, член Гильдии маркетологов России
…Эта книга впервые рассказывает о репетиторской профессии. Да, именно о том, что репетитор – это самостоятельная профессия, а не хобби студентов и преподавателей. Профессия необычная, требующая самых разнообразных человеческих качеств и немалого таланта. Ведь цель работы репетитора – дать ребёнку знания, вывести его на новую ступень развития. Дело сверхответственное, и способен на такие вещи далеко не каждый.
Как репетитору вести себя с учениками и родителями? Как родителям найти для ребёнка нужного репетитора и правильно с ним взаимодействовать? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в книге Анны Малковой.
Я, репетитор с двадцатилетним стажем, прочёл книгу на одном дыхании. Обнаружил новые для себя вещи и получил большой заряд позитива :– )
Игорь Вячеславович Яковлев, профессиональный репетитор по физике и математике (подготовка к олимпиадам вузов).
…Я немного завидую начинающим репетиторам, которые прочитали эту книгу в начале своей преподавательской деятельности. Возможно, если бы мне довелось ее прочитать почти тридцать лет назад, когда я только начинала работать репетитором, я бы не наступила на все те грабли, которые подстерегают почти любого в начале этого непростого пути.
Весь мой опыт, который я по крупицам, методом проб и ошибок собирала в течение почти тридцати лет работы, все алгоритмы и приемы, все подводные рифы работы репетитора я нашла на страницах этой книги.
Что меня особенно порадовало – это замечательный язык, на котором она написана – грамотный, живой, с юмором. А еще – чудесные «коллеги-репетиторы», голоса которых звучат со страниц книги, их невероятные истории, их мудрость и чувство юмора! Я заметила, что все время улыбаюсь, когда читаю эту книжку.
Однако, не все так просто. Мне кажется, важно ощутить то, что скрывается за внешней легкостью и доступностью рекомендаций, что является основой приемов и умений, так четко структурированных в книге – жизненную мудрость Анны, ее любовь к жизни, к себе, к ученикам, к своему делу. Что, собственно, и является ее основным инструментом. И чему сложнее всего научить.
Инна Владимировна Фельдман, профессиональный репетитор по математике.
Я сама иногда удивляюсь, как сильно изменилась моя жизнь с момента написания этой книги. От индивидуальных занятий с учениками я перешла к организации мини-групп и созданию своего бизнеса – Образовательной компании «ЕГЭ-Студия». Записала полный видеокурс для подготовки к ЕГЭ по математике (12 частей). Написала книгу для школьников – курс подготовки к ЕГЭ по математике. Веду годовые Онлайн-курсы по математике и физике, на которых ежегодно учатся несколько сотен учеников из России и других стран. Ежегодно несколько выпускников Годового Онлайн-курса сдают ЕГЭ выше 90 баллов.
Я постоянно занимаюсь развитием своего образовательного портала [битая ссылка] http://ege-study.ru/ Это большой сайт, где представлены уникальные авторские материалы для подготовки к ЕГЭ по математике, физике, химии, русскому языку – в общем, по всем школьным предметам. Если раньше у меня были десятки выпускников каждый год, то теперь их тысячи.
При этом я много путешествую и фотографирую. 5-6 раз в год езжу в самые интересные для меня страны, обычно в труднодоступные районы. В 2016 году летом почти месяц прожила в Малом Тибете. Новый 2017 год встречала в Юго-Восточной Азии. Там мы провели неделю в походе по непроходимым джунглям. И каждый год 1-2 раза, весной и осенью, хожу в треккинги в свои любимые Гималаи. Фотографии и рассказы из путешествий публикую на своем блоге [битая ссылка] http://anna-malkova.ru/
Я знаю, что мне очень повезло в жизни. Самореализация – это счастье. Я занимаюсь любимым делом и могу помочь другим найти свой путь. Потому что быть хорошим учителем, репетитором, наставником – это талант, божий дар, не менее ценный, чем талант художника, писателя или музыканта. Может быть, и у вас есть такой дар, дорогой читатель?
…У нее была страсть ко всем людям, которые делают что-либо первоклассно.
М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».
Глава 1. Благословенная профессия
Американские социологи провели в 2006 году исследование с целью определить, какая же профессия самая счастливая. Были опрошены 27 тысяч человек. В результате выяснилось, что больше всего радуются жизни американские священнослужители. 87 процентов представителей этой профессии считают себя счастливыми. На втором месте – пожарные, спасители жизней (80 процентов). На третьем – физиотерапевты. На четвертом – писатели, на пятом месте – преподаватели, занимающиеся коррекционным развитием. Шестое место по счастливости в Америке занимают учителя (69 процентов), чуть опередив по этому показателю живописцев, скульпторов и психологов.
Узнав, что в России составлением рейтинга счастливых профессий никто еще всерьез не занимался, я решала провести независимый опрос среди своих коллег-репетиторов. Результаты меня вдохновили. 94 процента репетиторов, ответивших на мои вопросы, – активно, прямо-таки вызывающе счастливы! И это – не в Америке, а у нас в России.
Самое хорошее и привлекательное в работе репетитора – это удовольствие от встречи с учеником, наслаждение от совместной работы.
Это возможность видеть в глазах ребенка радость от занятия моим любимым предметом, видеть прогресс и радоваться ему вместе с ребенком и его родителями.
Это когда третьеклассница, которая вначале мечтала – «лишь бы не двойка» (учительница грозила оставить на второй год), чуть ли не плачет, что немного не дотянула до пятерки за четверть.
Это когда семиклассница с гордостью рассказывает: «Первого сентября ко мне выстроилась очередь: всем нужно было объяснить действия с десятичными дробями».
Это когда четвероклассницы с азартом совместно придумывают решение сложной задачи.
Это когда пятиклассник напоминает маме, что репетитора надо немедленно угостить кофе и сладостями.
Это когда шестилетний мальчик, которого готовишь к школе, пытается вручить в качестве подарка любимую мягкую игрушку.
Это когда на всю комнату раздается крик ученика: «У меня получилось, я чемпион!»
Это… Да много еще чего – сколько учеников, столько разных радостей!
Е.П., репетитор по математике и информатике.
Моя работа приносит мне не просто удовлетворение, а большую радость. Я счастлива.
Елена Алексеевна Живнина, репетитор по немецкому языку.
Сверхзадача в том, чтобы заинтересовать предметом, дать понять его значимость. Если до меня доходят слухи, что ученик, ранее не читавший книг, застукан мамой с лирикой Блока или с томом Толстого, – я удовлетворённо улыбаюсь.
Елена Владимировна Кузнецова, репетитор по русскому языку и литературе.
Для меня, как математика и программиста, праздником является тот день, когда ученик поступает на Мехмат или ВМиК МГУ.
Владимир Иванович Савельев, репетитор по математике и программированию.
Главное удовлетворение от работы мы получаем в том момент, когда испытываем желание поаплодировать нашему подопечному – так легко и непринужденно он пользуется полученными на уроках знаниями и приобретенными навыками.
Светлана Алексеевна Андреева, репетитор по итальянскому языку.
Огонек в глазах, радость от того, что сегодня ты узнал и понял что-то новое, что ты еще немного вырос, в конце концов, – вот что замечаешь в своем подопечном, – и значит, все идет как надо. К счастью, так бывает почти всегда.
Денис Сергеевич Толпыго, репетитор по математике и физике.
Не удивляйтесь! Мы не сентиментальные пушистики, а вполне нормальные люди. Но стоит репетитору заговорить о своей родной математике, биологии или литературе, об учениках, о смысле и результатах работы – как его суровые глаза теплеют. Мы просто очень любим свою профессию. Она дает нам силы.
А для меня работа репетитора – это возможность зарабатывать столько, сколько я хочу, и при этом делать то, что нравится, хорошо получается и полезно людям. Это независимость от экономических потрясений и условностей социума. Репетиторство – это ответственность за свои действия и постоянный тонус. Свободный график. Масса приятных мелочей: можно вставать в десять утра, а не в семь, носить то, что нравится, а не безжизненный деловой костюм, путешествовать по всему миру не «когда дадут отпуск», а когда сама запланирую. Неформально и творчески общаться со школьниками и студентами. Все это дает восхитительное ощущение: «Мы никогда не станем старше!»
Вспомним себя в школьные годы. Одни предметы – любимые, другие – дико ненавидимые или умеренно-постылые. И, как правило, зависит все – от учителя.
Дети учатся только у тех, кого они уважают. У тех, кто сам достиг успеха.
В этом – одна из причин краха школьного образования – и успеха репетиторства.
Лектор в обшарпанном костюме, читающий «экономическую теорию предпринимательства», не вызовет у студентов ни доверия, ни желания учить его предмет. Лишь бы «зачот» получить! И если учительница словесности ни о чем не мечтает, кроме ухода на пенсию, – все ее разглагольствования о «настоящей, верной, вечной любви» будут восприняты безжалостными подростками не иначе как «бла-бла-бла».
И значит, главная обязанность преподавателя или учителя – быть счастливым. Любить жизнь, себя, свой предмет и учеников. Состояться как личность. Излучать гармонию и уверенность. Будучи репетитором, осуществить это несколько проще, чем в школьном коллективе или на кафедре в вузе.
Глава 2. О пользе тупого карандаша
В деле планирования будущего самый тупой карандаш полезнее самого острого ума.
Современная пословица.
Для того чтобы стать репетитором, вам не придется даже увольняться с работы! Во всяком случае, поначалу. Все намного проще: попробовали – понравилось – решили продолжать – и пожалели, что в сутках всего двадцать четыре часа и в неделе всего семь дней. Репетиторство – это фриланс в лучшем смысле слова. Для многих из нас оно было сначала подработкой, а может быть, хобби, – и постепенно стало любимым делом, основным источником дохода и положительных эмоций. Начать можно с малого – с одного-двух учеников, с нескольких занятий в неделю. А дальше – ваши возможности практически не ограничены.
Мы знакомы с вузовскими преподавателями, которые дают пару частных уроков в неделю – и все равно считаются себя профессиональными репетиторами. А с другой стороны, есть студенты, считающие, что просто «подрабатывают» – и при этом проводят по три-четыре занятия каждый день, без выходных. Фриланс прекрасен тем, что свой график работы, доход, планы на будущее, а также методику и стиль преподавания вы определяете сами. У репетитора нет начальника! Какое счастье!
Я отработала восемь лет в крупных международных компаниях, доросла до административного директора, получала хорошую зарплату и полжизни проводила в командировках – и по России, и за ее пределами. И однажды поняла, что глубоко несчастна. Детей не вижу – помню только, что они есть и вроде здоровы. На себя времени не хватает. Все откладываю на потом, ни на какие чувства сил не остается – ну просто киборг, похожий на человека.
И я сделала тот самый выбор – фриланс или карьера. Для начала я уехала работать в Англию в университет и там потихоньку разобралась, чего же я хочу. Сначала я определила для себя, чего точно не хочу: не хочу каждое утро ехать в офис (неважно, в метро или на машине), зависеть от кого-то, кто может мне позвонить в субботу в восемь утра и отдать приказ: "На работу срочно – ты нам нужна!" Я не хочу превращаться в автомат, не хочу жертвовать своими детьми и семьей ради
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги